www.kyzmet.kz, 10 августа
10 августа 2011 г. состоялась пресс-конференция с участием Председателя Агентства РК по делам государственной службы Алихана Байменова, посвященная основным положениям Концепции новой модели государственной службы. В Республике Казахстан в годы независимости был предпринят ряд мер по формированию профессионального и эффективного государственного аппарата. Первым нормативным актом, заложившим основу формирования системы государственной службы, стал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2730 "О государственной службе". В дальнейшем долгосрочные приоритеты развития государственной службы были определены в Стратегии "Казахстан – 2030". Принятый в июле 1999 года и ныне действующий Закон Республики Казахстан "О государственной службе" заложил основы современной государственной службы. В начале 2000-х годов Всемирный банк признал Казахстан лидером реформ в области государственной службы среди стран СНГ и Восточной Европы. В Казахстане впервые на постсоветском пространстве был введен конкурсный отбор на государственную службу, государственные должности были разделены на политические и административные, были реализованы меры по профессионализации государственных служащих. Вместе с тем в настоящее время в системе государственной службы накопился ряд проблем, в числе которых: – недостаточная объективность и прозрачность конкурсного тестирования и отбора; – несоблюдение принципа меритократии при должностном продвижении (назначении в порядке перевода); – отсутствие взаимосвязи оценки качества работы и уровня оплаты труда; – недостаточная эффективность системы обучения; – высокая сменяемость кадров и нарушение кадровой преемственности при смене руководителя госоргана/акима; – низкая роль кадровых служб в отборе, оценке и продвижении; – слабость механизмов противодействия коррупции; – несоблюдение норм служебной этики и невысокий уровень корпоративной культуры. Указанные проблемы, приоритетные задачи, поставленные Главой государства перед государственным аппаратом и в частности Агентством по делам государственной службы, а также возрастающие ожидания общества привели к необходимости принятия Концепции новой модели государственной службы. Концепция закладывает основу нового этапа реформирования в системе государственной службы. Целевыми индикаторами реализации Концепции определены: – повышение уровня доверия населения к системе конкурсного отбора кадров; – повышение уровня доверия к соблюдению принципа меритократии на государственной службе; – повышение профессионализма государственных служащих, в том числе защита от необоснованных увольнений административных государственных служащих при смене руководителя государственного органа; – формирование высокой корпоративной культуры и совершенствование этики поведения государственных служащих; – повышение качества государственных услуг.
Концепцией предусматриваются следующие принципиальные нововведения.
Формирование новой корпусной вертикали Политические государственные служащие – "назначенцы", служащие, которые определяют стратегические направления развития отрасли, сферы, области и назначение которых носит политико-определяющий характер (около 0,4 – 0,6 %); Корпус "А" – управленческая элита государственной службы, обеспечивающая взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением, а также преемственность в реализации кадровой политики и долгосрочных задач государственного органа (0,8 – 1 %); предполагается, что в корпус "А" будут включены должности ответственных секретарей, председателей комитетов, директоров отдельных департаментов центральных государственных органов, определяемых по предложению Правительства, а также ряд иных высших административных должностей; формирование кадрового резерва управленческого корпуса "А" и проведение кадровой политики в отношении государственных служащих корпуса "А" будет осуществляться Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан; Корпус "Б" – государственные служащие, осуществляющие реализационную (исполнительскую) деятельность в соответствии с нормами законодательства, административными стандартами и регламентами; установками управленческого корпуса "А" (более 98 %). Отбор в корпус "Б" будет осуществляться на основе двухэтапного конкурса. На первом этапе Агентством с определенной периодичностью (например, раз в месяц) будет проводиться набор в кадровый резерв на основе тестирования на знание законодательства и по профессиональным и личностным компетенциям, в случае необходимости проведение собеседования, написание эссе. На втором этапе государственный орган проводит конкурс на вакантную должность, в котором имеют право участвовать только лица, зачисленные в кадровый резерв. Предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение более высокого уровня прозрачности и объективности конкурсного отбора, в частности: включение в состав конкурсных комиссий государственных органов внешних экспертов, установление ответственности членов конкурсной комиссии, обеспечение прозрачности процедуры собеседования (приглашение представителей СМИ, общественных объединений, аудио- и видеонаблюдение). На сегодняшний день от 50 до 70 % назначений осуществляется в порядке перевода. Данная процедура носит формальный характер, фактически происходит "политическое назначение" административных государственных служащих. Предполагается, что в дальнейшем при назначении в порядке перевода будет учитываться оценка работы на предыдущей должности, наличие рекомендации с предыдущего места работы. Карьерное продвижение государственных служащих будет основываться на оценке качества работы. Будет повышена роль кадровых служб государственных органов в отборе, оценке и карьерном продвижении государственных служащих. К руководителям кадровых служб будут установлены специальные квалификационные требования, а их назначение будет осуществляться по согласованию с Агентством по делам государственной службы. В целях совершенствования управления персоналом государственной службы планируется внедрение системы "е-кызмет", которая позволит Агентству, заинтересованным государственным органам, кадровым службам получать полную актуальную кадровую информацию касательно государственных служащих центрального и регионального уровней в режиме онлайн. В системе государственной службы будет также совершенствоваться система мотивации и оплаты труда. Будут приняты меры по совершенствованию системы обучения государственных служащих повышению качества деятельности Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, региональных центров переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Будут совершенствоваться нормы служебной этики государственных служащих, приняты меры по повышению качества организации труда государственных служащих. Одной из мер повышения эффективности государственной службы станет расширение сотрудничества с институтами гражданского общества, СМИ, повышение транспарентности и подотчетности обществу. В ходе пресс-конференции Председатель Агентства по делам государственной службы А. Байменов отметил, что в настоящее время в рамках действующего законодательства уже реализуются некоторые меры по повышению прозрачности отбора и продвижения кадров. Так, например, введен бланк отчетности для предоставления результатов тестирования; обновлена форма послужного списка с включением оценки работы. В совокупности реализация задач по совершенствованию системы государственной службы, поставленных Главой государства и заложенных в Концепции, должно обеспечить эффективность деятельности государственного аппарата, где государственная служба ассоциируется с понятием "служение нации и обществу". |