NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:56 ast
12:56 msk

"Не навреди!" – главное правило в языковой политике
Выяснилось, что готовятся кардинальные поправки во множество законов, которые меняют основы конституционного строя, страну, общество. Каковы возможные социальные последствия спешно подготовленного акта, точнее акции?
15.08.2011 / политика и общество

Нуртай Мустафаев, руководитель АЦ "Наше Дело", www.dialog.kz, 10 августа

"Не навреди!" – главное правило не только в медицине, но и в языковой политике государства. Особенно, такого как Казахстан с наибольшим этническим многообразием населения в Старом свете. В годы независимости удалось сохранять межэтнический мир в стране. Выяснилось, что готовятся кардинальные поправки во множество законов, которые меняют основы конституционного строя, страну, общество. Каковы возможные социальные последствия спешно подготовленного акта, точнее акции?
А последствия, в случае принятия нового курса языковой и этнополитики, вполне очевидны. Не только социальные, но и экономические, политические. Неизбежна массовая эмиграция русскоязычных казахстанцев. Не только русских, украинцев, немцев. Но и значительной части городских казахов, а также уйгуров, татар, корейцев, представителей других этнических групп.
Кроме того, в случае принятия поправок во множество ключевых законов, без преувеличения определяющих повседневную жизнь всех граждан, не удастся избежать повсеместно тысяч конфликтов: бытовых межличностных в поликлиниках, школах, больницах, акиматах, полицейских участках, бухгалтериях предприятий и учреждений всех видов собственности, всех торговых точках от гипермаркетов, супермаркетов до магазинчиков и базаров, ЦОНах, районных отделах соцзащиты и т.д.
В результате возрастет межэтническая напряженность в обществе. Как следствие – рост бытовых конфликтов просто на улицах, в других общественных местах на "удобренной" "новациями" почве этнической (национальной) неприязни, отдельных столкновений, криминальных инцидентов, часть которых может стать запускающим механизмом локальных и даже масштабных этноконфликтов.
Да! Благодаря усилиям и главы государства президента Н.НАЗАРБАЕВА и всего общества, самих граждан, удалось сохранить межэтнический мир в стране в годы независимости. Но межэтнический мир вещь хрупкая и легко может быть разрушен при отказе от признания базового принципа этнокультурного многообразия, этнокультурных прав граждан страны, что равнозначно дискриминации. Причем, не только в языковом, культурном измерении, но и автоматически – дискриминации в экономическом и политическом измерениях.
Усилившаяся с приходом к власти Михаила СААКАШВИЛИ культурная и иная дискриминация в отношении осетин и абхазов закономерно привела к распаду страны, утрате государственности Грузии в ее прежних пределах! И рано или поздно ответ перед историей, своим народом за то, что не сохранили государственность, будут держать М.Саакашвили и другие чиновники.
За примерами далеко ходить не надо.
В соседнем Узбекистане Ислам КАРИМОВ и его окружение также взяли курс на узбекизацию всего населения, прежде всего таджиков, казахов, уйгуров, которых просто записывают узбеками. На официальном уровне утверждается, что таких этнических групп в стране нет. Не случайно 60-70% оралманов в Казахстане – иммигранты из Узбекистана и очень незначителен поток этнических репатриантов из России, хотя численность казахской диаспоры в Узбекистане и России сопоставима – 900 и 700 тыс. человек. Таджики исторически составляют численно доминирующую группу в Бухарской и Самаркандской областях, но неравенство в этнокультурных правах, представительстве во власти, бизнесе сохраняется. Ситуация далека от нормальной, если в декабре 2009 года на встрече с представителя СМИ Таджикистана президент Эмомали РАХМОНОВ заявил: "Мы возьмем Самарканд и Бухару" (см.: Время новостей. – 2009. – №228, 10 декабря; интернет-версия: http://www.vremya.ru/2009/228/5/243519.html).
В соседнем Кыргызстане также давно господствует принцип "этнос – превыше всего!", римейк утвердившегося в Германии 1933-1945 годов устрашающего тезиса "нация – превыше всего!". При том, что и там и там между этносом и нацией ставится и ставился знак равенства, и при том, что под нацией-этносом понимались кыргызы, в нацистской Германии – немцы. В Ошской области в 1990 году развернулся масштабный межэтнический конфликт, вспыхнули погромы в отношении узбеков. И все повторилось летом 2010 года в Оше и Джалал-Абаде. Погибли тысячи людей.
Дискриминация властей в Кыргызстане в отношении узбеков очевидна как в плане языка, культуры, так и в плане представительства во власти. Новые, революционные власти Кыргызстана заявляют, что они демократы, но на деле "цветочные революционеры" – просто этноцентристы, не имеющие отношения к подлинной демократии, продолжающие этническую дискриминацию. 11 июня в то время второе лицо Временного правительства, куратор силовых структур Азимбек БЕКНАЗАРОВ намеренно исказил характер конфликта, столкновений заявив, что беспорядки в Оше "имеют ярко выраженный межнациональный характер между узбекским и киргизским населением и четко срежиссированы" (см.: http://www.zonakz.net/articles/29796). Тем самым
вбросил версию погромов узбеков в отношении кыргызов, а не наоборот! Тогда сотни тысяч узбеков бежали в соседний Узбекистан, в лагеря беженцев в приграничье. Погибли тысячи. Спустя четыре месяца после июньских погромов в "ноябре президент Кыргызстана Роза ОТУНБАЕВА сказала, что в Джалалабадской области арестованы 36 узбеков и 22 кыргыза, в Ошской области – 100 узбеков и 9 кыргызов" (см.: http://rus.azattyq.org/content/justice_violence_in_kygyzstan/2250416.html).
В соседнем СУАР КНР языковая, культурная политика, ситуация в отношении этнокультурных прав уйгуров, возможности работы в органах власти, силовых структурах хорошо известна. О конфликтной ситуации свидетельствует последние массовые беспорядки, межэтнические столкновения в Урумчи в июле 2009 года.
Этническая дискриминация граждан ведет к гражданской войне, расколу страны, и как показывает опыт стран, где верх взял этнонационализм, в которых практикуется языковая, культурная, политическая дискриминация не титульных групп, под вопрос ставится сама государственность. Так недавно утратила государственность Грузия в своих прежних пределах. В свете языковой дискриминации, этноцентристской политики игнорирования этнической идентичности многочисленных, компактно расселенных не титульных групп в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, заявлений Э.Рахмонова, погромов в июне 2010 года на юге Кыргызстана перспективы территориальной целостности этих государств далеко не радужные.
Довольно точно в одной из своих работ дал определение этнонации известный социолог Карл ДОЙЧ (1912-1992): этнонация это "группа людей, объединенная общим заблуждением относительно своего происхождения и коллективной враждебностью по отношению к своим соседям".
Какова ситуация в Казахстане? Несмотря на то, что президент Казахстана Н.Назарбаев все годы независимости, выстраивания новой государственности последовательно проводил курс на становление гражданской нации, исключения этнической дискриминации в любых ее формах или проявлениях, сохранение межэтнического мира, в правящей политической элите, страте управленцев сильны этноцентристские устремления, идущие по сути вразрез курсу главы государства. Глава государства поручает одно, а делается зачастую все с точностью да наоборот.
Широкий резонанс в обществе получила публикация 4 августа на одном из казахстанских сайтов ставшей сенсационной информации о разработке в недрах Министерства культуры проекта закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики". Вслед за публикацией и в других интернет-изданиях последовал шквал негативных отзывов, оценок проекта. Почти сразу после появления информации в интернет пространстве разработчик законопроекта Министерство культуры 9 августа созвало пресс-конференцию.
Казалось бы ничего страшного не произошло. Просто граждане узнали, что день грядущий нам готовит. Какие новые правила игры в сфере языковой политики, а значит жизни каждого казахстанца, буквально со следующего 2012 года будут действовать в стране.
Ответственный секретарь министерства культуры РК Жанна Курмангалиева пояснила: "Тот текст, который якобы является законопроектом, разработанным министерством культуры, является на самом деле рабочим текстом, промежуточным вариантом, сводом предложений рабочей группы, который не был предназначен, во-первых, к публикации, во-вторых, он на сегодня не является законопроектом.
Это всего-навсего рабочий текст, который был направлен во все государственные органы, на общественную экспертизу. Это обычная практика. Данный текст еще не прошел через межведомственную комиссию министерства юстиции" (источник: http://www.zonakz.net/articles/36167).
Представители министерства поясняли, что рабочий текст до утверждения может быть перекроен десять раз. Однако, это пояснение не совсем согласуется с озвученными планами подготовить окончательный текст законопроекта к сентябрю. И самое главное, часто, даже как правило, первоначальный рабочий текст, в конечном счете, концептуально определяет окончательный вариант законопроекта. Как ни переделывай, из "Жигулей" не соберешь "Мерседес". А это, именно данный случай.
Рабочий текст – 15 страниц двенадцатого шрифта, стандартного формата включает пояснительные записки к проекту закона и постановлению правительства о проекте закона, прогнозные последствия принятия закона, справочный лист к проекту закона, непосредственно сам текст проекта закона. Подробный анализ рабочего документа требует развернутого обоснования. В формате статьи возможны лишь ряд замечаний концептуального характера. Из анализа рабочего текста проекта закона следует.
♦ Разработчики исходят из двух противоречащих друг другу тезисов: (1) население в недостаточной степени владеет государственным казахским языком; (2) с принятием закона целесообразен и реален тотальный переход к казахскому языку в работе с населением, юридическими лицами, в делопроизводстве, включая устные и письменные обращения граждан, ответы госорганов во всех государственных органах.
Так, в частности в рабочем тексте проекта закреплена следующая поправка в закон РК от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан":
"1. Ведение учетно-статистической, финансовой, технической и иной документации в системе государственных органов Республики Казахстан, обеспечивается на казахском языке.
Вся документация, исходящая из государственных органов, в обязательном порядке должна быть отправлена на казахском языке.
Независимо от форм собственности заявления (жалобы) в государственные органы должны быть написаны на казахском языке".
Если в Пояснительной записке к проекту (рабочий текст), исходя из недостаточного прогресса в этой сфере, ставится цели "качественного улучшения языковой ситуации в стране", "повысить роль государственного языка как фактора укрепления межнационального согласия", то каким образом все заговорят и даже писать "заявления (жалобы)" через несколько месяцев с 2012 года на государственном казахском языке?
Отрицание ощутимого продвижения в овладении казахстанцами государственного языка необоснованно. Относительно значимый прогресс фиксируется, причем среди представителей всех этнических групп. Это подтверждает сравнительный анализ данных переписей населения 1999 и 2009 годов. Однако, при этом, большая часть граждан понимает устную речь, либо владеют разговорным казахским.
Письменным казахским языком, не говоря уже об умении понимать и тем более писать, составлять деловые документы в достаточной степени способны гораздо меньше граждан. Большинство выдвинувших кандидатуры на пост президента в ходе последних президентских выборов 2011 года не прошли сито письменных экзаменов на знание госязыка. Согласно данным Лингвистической комиссии ЦИК некоторые кандидаты допустили 28 ошибок в тексте 2-х страничного изложения. Сегодня составление письменных заявлений в различные органы власти для значительной части граждан проблематично, в связи с чем проблематично соответствующее положение проекта закона (рабочий текст) о подаче гражданами письменных заявлений на госязыке.
♦ В первоначальном (рабочем) тексте проекта нигде не учитываются региональные различия в этническом составе населения. В разрез со стереотипами о дисперсном расселении основных этнических групп, в Казахстане исторически сложились регионы компактного расселения основанных этнических групп страны. Зоны компактного расселения характерны не только для казахов, русских, но и для узбеков, уйгуров и ряда других этнических групп. Подробнее локализация компактного расселения представлена в статье "География этносов" (см.: http://www.zonakz.net/articles/33524).
Насколько соответствует степень владения казахским языком в регионах страны? В проекте ничего не говорится о дифференциации регионов с вступлением в силу закона с 2012 года: все регионы унифицировали "под одну гребенку". Итоги недавней Переписи-2009 в связи с возможной завышенной самооценкой граждан и также завышенной оценкой переписчиков степени владения языком требуют учета этого фактора. Тем не менее, общая картина значительного разрыва в регионах по степени владения казахским языком наглядна.
Степень владения казахским языком в разрезе регионов (в возрасте 15 лет и старше): 2009 г.* (в проц.)
понимают
устную речь
Из них свободно:
свободно читаютсвободно читают
и пишут
РК74,00%2,90%62,00%
Акмолинская56,10%2,30%45,10%
Актюбинская86,40%4,00%73,00%
Алматинская83,80%3,10%69,60%
Атырауская95,50%2,10%87,70%
ЗКО79,30%1,80%68,20%
Жамбылская86,10%2,40%73,60%
Карагандинская55,70%2,40%44,10%
Костанайская45,40%2,70%34,10%
Кызылординская97,60%1,20%93,40%
Мангистауская92,10%2,40%83,90%
ЮКО94,50%4,10%82,20%
Павлодарская57,40%2,30%45,20%
СКО43,10%2,90%32,50%
ВКО61,40%1,60%53,00%
Астана г.а.80,40%4,10%64,30%
Алматы г.а.69,50%3,90%51,60%
* Рассчитано по: Перепись населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги /Под ред. А.А. Смаилова. – Астана, 2010 – С.81.


Как видно из данных Переписи-2009 в плане владения госязыком население СКО, Акмолинской области, Карагандинской области и Кызылординской области, ЮКО, Мангистауской области – две большие разницы. В разрабатываемом рабочем тексте – общий, унифицированный подход.
♦ В нормах, регламентирующих применение языка в государственных и негосударственных учреждениях много формулировок, положений "обеспечивается на казахском языке, при необходимости, на русском языке". Не уточняется, сотрудники какого уполномоченного органа, и по каким критериям, основаниям будут определять "необходимость".
♦ Новации, предлагаемые в рабочем тексте проекта, еще более усилят дисбаланс представленности этнических групп в исполнительной власти и правоохранительных органах, силовых структурах.
Согласно официальным данным Агентства РК по делам госслужбы (2010 г.) казахи составляют 85% всех госслужащих. На долю казахов приходится 63,1% населения и 84,9% чиновников, русских соответственно – 23,7 и 10,1%, узбеков – 2,8 и 0,4%, украинцев – 2,1 и 1,5%, уйгур – 1,4 и 0,4%, татар – 1,3 и 0,8%, немцев – 1,1 и 0,5%.
В силовых структурах абсолютное доминирование представителей титульного этноса еще более выражено. Между тем, практически во всех полиэтничных странах мира полиция, повседневно контактирующая с гражданами, формируется с учетом особенностей этнического состава населения районов и даже кварталов.
♦ Предусматривается нововведение в виде специального дополнения к статье 31 Трудового кодекса РК, обязывающее всех граждан при заключении трудового договора во всех государственных и негосударственных организациях, фирмах, предприятиях вне зависимости от форм собственности проходить "тестирование по владению государственным языком".
Половина поправок предполагается ввести в законы, определяющие основы конституционного строя, в частности в законы "О языках в Республике Казахстан", "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан", "О государственной службе", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "О статусе столицы Республики Казахстан". Поэтому, в любом случае никак не обойтись без анализа и заключения Конституционного суда РК.
Прекрасно владеющий казахским языком писатель Герольд БЕЛЬГЕР резонно отмечает "разговоры о том, что с такого-то времени мы перейдем на государственный язык, что вся документация будет на казахском языке, что казахский язык возьмет верх везде и всюду, я слышу уже 25 лет. Однако при всем своем патриотизме по отношению к казахскому языку я считаю, что это нереально … нечего озвучивать такие громкие заявления, нечего пугать народ и нечего заранее бить в колокола тревоги. Все это предложения, все это желания, а фактически в реальной жизни это не осуществимо" (http://megapolis.kz/art/Minkulturi_gotovit_yazikovoy_perevorot).
Безусловно, расширение сферы применения государственного языка необходимо и будет продолжаться. Но проблема не должна и не может решаться кавалерийским наскоком. Президент не раз предупреждал нельзя форсировать, перегибать палку в реализации языковой политики. Как известно, "попытки бежать впереди паровоза" ни к чему хорошему не приводят. В столь деликатной сфере как межэтнические отношения нельзя рубить сплеча. Чтобы не вышло "хотели как лучше, получилось как всегда". Поспешные, необдуманные решения могут не улучшить, а ухудшить ситуацию. Надо исходить из реалий.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане прошел парад в честь Дня Конституции 31.08.2011
Рабочий график Главы государства 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Карим Масимов провел заседание Правительства, на котором рассмотрены законопроекты финансово-экономического блока, а также вопросы международного сотрудничества 31.08.2011
Выступление министра экономического развития и торговли К.Келимбетова по прогнозу социально-экономического развития страны на 2012-2016 годы на заседании Правительства РК 31.08.2011
Доклад Министра финансов Жамишева Б.Б.на заседании Правительства 31.08.2011
Выступление вице-министра индустрии и новых технологий РК Нурлана Сауранбаева 31.08.2011
Переход из власти в политику 31.08.2011
Состоялось заседание Республиканской комиссии по присуждению образовательного гранта Первого Президента РК "Оркен" 31.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz