NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:48 ast
14:48 msk

Грантовые войны национальной интеллигенции
Очередной приступ жалости к национальной интеллигенции, которая "наезжала" на руководителей Комитета информации и архивов Министерства информации и связи за "мало денег" почему-то сменился раздражением
16.08.2011 / политика и общество

Артур Санеев, www.dialog.kz, 14 августа

"В купленной тобой книге твоя – только бумага".
Вантал

Очередной приступ жалости к национальной интеллигенции, которая "наезжала" на руководителей Комитета информации и архивов Министерства информации и связи за "мало денег" почему-то сменился раздражением. Наверное потому, что от любой деятельности каждой социальной группы должна быть какая-то польза, а наша творческая интеллигенция, особенно вечно требующая государственного финансирования, ее однозначно не приносит.
Большинство казахстанцев не сможет навскидку назвать какое-либо художественное произведение (кроме кино), созданное представителями национальной творческой интеллигенции за последние двадцать лет. А вот пример как они просят у государства деньги – запросто. Суть последнего конфликта писателей и издателей с министерством информации и связи в том, что чиновники выделили гранты не тем издательствам.
Причина в том, что руководители комитета подходят к вопросу по-деловому: не выполнил государственный заказ в сроки – свободен. Обиженные издатели считают такой подход некорректным, ведь речь идет о воспитании подрастающего поколения казахстанцев. Но самый смех как раз в том и заключается, что обиженных писателей тоже никто не читает. Поэтому чиновников понять можно: когда продукт идентичен по качеству, а деньги надо освоить в срок, то предпочтение отдается наиболее дисциплинированным. Ведь среди отлученных от госзаказа ни Коэльо, ни Мураками, ни Перес-Реверте, ни нового Олжаса или его однофамильца Аскара явно нет.
Все, кто из Казахстана состоялся как творческие личности – Тимур Бекмамбетов или Сергей Лукьяненко – денег у государства не просят. Когда от таких людей есть польза, то их сами позовут. Так, например, произошло с Егором Кончаловским, которого пригласили снять многосерийный документальный фильм про инновационный Казахстан. Кстати, фильм он снял.
Попрошайничество интеллигентами денег под предлогом того, что они совесть нации и все им по гроб обязаны крайне неприлично смотрится на фоне тех, кто просит от государства совсем иного. Предприниматели требуют возможности нормально работать и оградить от коррупционных поборов. Другие требуют правопорядка и вменяемой судебной системы, что тоже вполне объяснимо и вызывает поддержку. А тут вечное "дай денег". Они как будто бы и не слышали о том, что общество писателю ничем не обязано, да и у того только одна обязанность: писать хорошо и правдиво!
Защитные реакции у творческой интеллигенции тоже какие-то сугубо специфические. Вот, довели до ручки, к примеру, Институт культурной политики и искусствоведения, работы никакой не ведется. От интеллигентов по этому поводу ни звука. Потом, когда государство видит, что деньги на подобную структуру уходят, а пользы она никакой не приносит, принимает решение о закрытии – начинается дружный плач. Мол, там трудились Кудайберген Жубанов и Санжар Аспандияров, институт определяет направление развития культуры целой страны, нельзя его закрывать! Так потому и закрывают, чтобы направление развития культуры не было пагубным.
Национальная интеллигенция не выполняет своего главного предназначения: генерирование продуктивных идей и мыслей, интеллектуальное стимулирование общества. Вместо этого одно мракобесие, ненаучная фантастика вперемешку с фэнтези и навязывание народу сознания народа-жертвы. К чему приводит такая деятельность хорошо видно на примере Польши. Варшава так рассорилась с Россией и Германией, что первая закрывает для польских товаров свой рынок, а вторая свертывает инвестиции на польскую территорию.
В царской России никогда не было правового государства, о мздоимстве и лихоимстве чиновников сложился огромный пласт народного фольклора. Разве что воевала страна до последних лет своей истории вполне сносно. А вот великая литература была. И именно она восполняла собой многие бреши и прорехи, особенно интеллектуальные, где государство в силу своих родовых качеств было бессильно.
В сталинском СССР к литературе и поэзии относились как к важному и полезному ресурсу. Отсюда заигрывания власти с яркими талантами вроде Алексея Толстого, система привилегий через Дом писателей. От той модели достался независимому Казахстану и Союз писателей, который на глазах мумифицировался. Государство по инерции выделяет всем этим структурам огромные деньги, а те в ответ гонят всевозможную туфту. То есть прежний механизм, при котором и писатели приносили государству пользу, а не только оно им – сломался. В какой-то момент это надоедает и безмерное финансирование пытаются ограничить. Однако слой паразитической интеллигенции вскормлен очень большой, средства массовой коммуникации эти персонажи хорошо освоили, а потому с хода начинают визг и кричат о гибели Отечества. Можно подумать, будто без них стране будет тяжелее.
Говоря о советской эпохе относительно казахской литературы, если угодно, мире казахскоязычной литературы, тот тут была своя "номадическая" специфика… В советскую эпоху общественным, жизненным идеалом казахской молодежи, помимо прокуратуры и прочих силовых ведомств, на худой конец председательство в колхозе, было огромное желание стать …членом Союза Писателей СССР. Быть поэтом, на худой конец прозаиком – это было очень круто. При этом едко заметим, что каких-то выдающихся, а уж тем более бескомпромиссных диссидентов-бунтарей среди казахской писательской братии не было. Достойные люди были, поступки делали, но в целом все это не тянет чтобы потянуть, скажем так, хотя бы на "всесоюзный" масштаб. Все в меру своего таланта и образования воспевали советский строй и коммунистическую партию. И имели с этого определенные блага, которые даже выдающемуся рабочему у станка или трактористу из целинного совхоза и не снились. Куда потом все это подевалось из наших ныне здравствующих писателей и каким образом они вдруг стали сплошь и рядом патриотами, да еще предвидевшими распад Союза – лично для меня до сих пор остается загадкой… Зато все ударились в сбор обид от колониальной царской, а потом советской (?!) власти, в поиск великих предков, во весь рост встала проблема родоплеменной розни, в дело разжигания которой сделали и продолжают делать вклад наши казахские литераторы. Но самое страшное что сделали казахские писатели – это то, что они буквально н-и-ч-е-г-о не сделали для своего народа в плане модернизационных устремлений. Ладно, при Советах был страшный КГБ, партком, родное степное наушничество. А что мешало выдать креативы в эпоху суверенитета? Двадцать лет уж как нет руки Кремля над Казахстаном. Значит – дело в самой, как метко заметил Айдос Саримов, мыслепроизводящей корпорации…
О чем разговор? Если советская литература, журналистика, специализированные издания ("Техника молодежи" и пр.- читайте это у RAF) пропагандировали не только работу, скажем, советской милиции (работа в которой до сих пор приоритетна для казаха), но и привлекала внимание к научному труду, к космонавтике, к устройству мира сквозь призму международной экономики и политики и т.д. и т.п. – то казахская литература пестовала аграрное мышление. Любовь-морковь, колыбель казахского самосознания – аул, переживания аулчан в городе (причем городской житель априори выводился по морально-волевым и прочим качествам как худший экземпляр рода человеческого в сравнении с выходцем из аула…) и ностальгия уже укоренившегося в городе человека… опять же по аулу. Попросту говоря по деревне. Советской деревне. Научная фантастика, журналы подобные "Технике молодежи", приоритет рабочих специальностей (производственные романы) – всего этого комплекса, который скажем, был на Большой земле (т.е. в Союзе, на русском языке) не было и в помине. Казахская поэзия тоже пролетала мимо космоса, дальних планет, и если отвлечься от тогдашних вечных тем про революцию и ВОВ, сплошь и рядом была лирика. Но железно направлявшая сознание опять таки по замкнутому, аграрному самосознанию. Даже песен (стихов) про город, ту же самую любовь-морковь на фоне индустриальных ли пейзажей, ресторанных ли столиков, гостиничных простыней – нет этого и в помине. И нет до сих пор. Но это разве не актуально?
Таким образом, судя по литературной продукции прошлого и настоящего, можно сделать вывод – несмотря на то, что сельское население поубавилось и казахи наполовину сегодня городские жители, в массе своей они остались… людьми с аграрным мышлением и со всеми вытекающими отсюда последствиями. Русские дети из простых, до сих пор поступают в училища профтехобразования (какие еще остались). Казахи, в силу того, что их просто стало больше в количественных показаниях, тоже там наличествуют. Но если брать общественный идеал казаха – профтехучилище это отстой. Ибо: менiң балам прокурор... финпол... президент... болады (думаю перевод здесь не требуется…). В общем, маргиналы, как припечатал когда то профессор Нурболат Масанов. Нация стоящая нараскоряку. Во многом благодаря собственным писателям-публицистам, большая половина из которых даже не служила в армии… Нельзя сказать, что вся эта корпорация была далека от жизни. Нет. Но она не смогла охватить всю полноту бытия, а по сравнению с первой плеядой казахской интеллигенции "алашординского" призыва, которая в целом тяготела отнюдь не к архаике, она представляется в креативном смысле просто убогой и отсталой. Потому что насквозь пропитана аулбайщиной.
Но вернемся в наше время. Теперь представители этой корпорации, любящие придумывать странные прожекты, предлагают ввести новый праздник – День тюркской культуры и языка. Конечно, это гораздо легче, чем написать что-нибудь на этом самом тюркском языке, чтобы без административного нажима захотелось выучить казахский и напитаться полезными знаниями. В мире масса примеров, когда люди изучают чужой язык в первую очередь для того, чтобы читать в оригинале конкретного автора, поскольку перевод многое съедает. И сила таланта как раз в том и состоит, что даже несмотря на издержки перевода творческий заряд доходит до читателей и проникает в них. Но казахские писатели гордо сидят в своей языковой резервации и не намерены выходить ни на русскоязычную, ни на англоязычную аудиторию. Они как бы самодостаточны, только с одним условием: хорошее бесперебойное государственное финансирование. Можно не деньгами, хватит и квартир. Вероятно, они даже боятся выхода за пределы своей языковой лакуны, чтобы их не высмеяли?
Если мы обратимся к казахстанским СМИ, то видна четкая закономерность. Кто больше всех вкусил от пирога ежегодных 5 млрд тенге государственного заказа, тот больше всех поплатился за это конкурентоспособностью. С писателями и поэтами ситуация аналогичная. Для галочки в графе, что красоты Астаны воспеты они подойдут, а вот завалиться с их книгой на диване после работы, предпочтя интернету или телевизору – уже вряд ли.
Считается, что творческие люди уезжают из Казахстана для реабилитации своих творческих возможностей. Причин для этого много – где цензура, где формат. Это гораздо честнее, чем требовать от государства и общества гиперкомпенсацию за свою творческую импотенцию. Да еще сбиваясь для этой цели во всевозможные интеллигентские банды и терроризируя информационное пространство. Они ведь должны понимать, что выделяемые государством деньги для их интеллектуального неликвида не берутся с неба. За исписанную бумагу никому не интересными словами и мыслями эти люди получают реальные ресурсы, которые отнимаются у инвалидов, матерей-одиночек, экологических программ.
Конечно же, бесталанных (в творческом смысле) писателей и поэтов по-человечески жалко. Даже несмотря на парадокс, когда писатели и поэты есть, а литературного процесса в стране нет (не путать с печатанием книг). Им надо кормить себя и семью. Но почему они должны находиться в привилегированном положении по отношению к различным категориям самозаняты?.. Пусть становятся дворниками, моют автомашины, встают за прилавок в книжном магазине. В конце концов, пусть возвращаются к истоками. Едут в аул и преподают в школах, пасут скот. Впрочем, не стоит давать таких советов. Вопрос не в их гипотетической оскорбительности, а в том, что они даже не это уже не годны… Сельские навыки безвозвратно утеряны, вместо нее привычка к теплому сортиру и загазованному воздуху города.
Кстати, о русскоязычной литературе тоже стоило бы сказать пару ласковых слов... Однако это отдельная и не менее больная тема. Как впрочем любая тема так или иначе связанная с культурой, искусством, творчеством и даже с Интернетом, если воспринимать Паутину как средство самовыражения и креатива...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане прошел парад в честь Дня Конституции 31.08.2011
Рабочий график Главы государства 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Закон Республики Казахстан 31.08.2011
Карим Масимов провел заседание Правительства, на котором рассмотрены законопроекты финансово-экономического блока, а также вопросы международного сотрудничества 31.08.2011
Выступление министра экономического развития и торговли К.Келимбетова по прогнозу социально-экономического развития страны на 2012-2016 годы на заседании Правительства РК 31.08.2011
Доклад Министра финансов Жамишева Б.Б.на заседании Правительства 31.08.2011
Выступление вице-министра индустрии и новых технологий РК Нурлана Сауранбаева 31.08.2011
Переход из власти в политику 31.08.2011
Состоялось заседание Республиканской комиссии по присуждению образовательного гранта Первого Президента РК "Оркен" 31.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz