Пресс-служба МЧС РК, 25 августа
В последнее время в СМИ повышенное внимание уделяется вопросам, связанным с разработкой и принятием законопроекта "О Гражданской защите". В связи с этим, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (МЧС РК) сообщает следующее. Представителям различных средств массовой информации и неправительственных организаций в печати и на круглых столах (20 мая и 10 июня т.г.) неоднократно давались разъяснения о том, что законопроект "О гражданской защите" не предусматривает включение каких-либо новых норм, а является консолидированным проектом, формирующим (сводящим) ранее действующие и урегулированные законодательством нормы. Проекты законов Республики Казахстан "О гражданской защите" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты" направлялись на рассмотрение и согласование в заинтересованные государственные органы и аккредитованные организации субъектов частного предпринимательства, в том числе и в Национальную экономическую палату "Атамекен". Кроме того, впервые в практике государственных органов законопроекты в апреле т.г. были размещены на ведомственном веб-сайте МЧС РК. Это позволило всем юридическим и физическим лицам, а также представителям бизнес-сообществ принять участие в обсуждении и разработке данных законопроектов. Выводы ряда СМИ о том, что законопроекты "значительно ухудшают ситуацию в сфере правовых основ защиты населения, объектов территории Республики Казахстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ничем не обоснованы. Голословное заявление о том, что "120 страниц убористого текста имеет большое количество отсылочных норм, которые не имеют привязки их к действующему законодательству", служит дополнительным подтверждением того, что авторами этих слов проект детально не изучен. Принятие законопроекта предусматривает внесение поправок более чем в 26 законодательных актов Республики Казахстан, что, в свою очередь, не может не иметь привязки к законодательным нормам. Критикуя законопроект "О Гражданской защите", некоторые СМИ берут во внимание только доводы представителей НЭП "Атамекен", не утруждая себя поиском иных источников и экспертных мнений. В то время как на сегодняшний день данный законопроект завизирован всеми акиматами областей и гг. Астана, Алматы, более 17-ти государственными органами, в числе которых Генеральная прокуратура Республики Казахстан, в функции которой непосредственно входит осуществление высшего надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства, в том числе и организаций малого и среднего бизнеса. Более того, согласно Заключению научной экономической экспертизы Института экономических исследований Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, данный законопроект "предполагает положительный эффект для экономического и социального развития страны, укрепляет национальную, в том числе экономическую безопасность, что в конечном счете позволит в долгосрочном периоде повысить конкурентоспособность экономики страны. Вместе с тем, законопроект не окажет негативного влияния на развитие предпринимательской деятельности". На ничем не обоснованное и ошибочное заявление представителей НЭП "Атамекен" о том, что субъекты малого предпринимательства, в штате которого имеется один, либо два человек должны создавать формирование гражданской обороны" сообщаем следующее: Статьей 15 законопроекта закреплены права и обязанности организаций, где четко разграничены обязанности категорированных организаций (объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, организаций, имеющих опасные производственные объекты и привлекаемые для работы на опасных производственных объектах). Норма по разграничению категорий будет закреплена нормативным правовым актом, принятие которого предусмотрено в рамках реализации вышеуказанных законопроектов. Данная норма является действующей и закреплена в Инструкции о формированиях Гражданской обороны, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 23 июня 2000 года № 139. По вопросу закрепления в законопроекте обязательства владельцев имущества по заключению договоров на обслуживание с негосударственной противопожарной службой, что является, по утверждению критиков законопроекта, "коммерческим интересом подведомственных организаций МЧС РК, таких как АО "Өрт сөндіруші", которая позиционируется как "правопреемник государственной противопожарной службы", и занимается коммерческой деятельностью, используя свое положение в структуре МЧС РК", сообщаем следующее: Во-первых, АО "Өрт сөндіруші" не является единственной негосударственной противопожарной службой в Республике Казахстан. Во-вторых, в соответствии с подпунктом 31) пункта 2 статьи 15 проекта Закона "О гражданской защите" владельцы объектов по своему усмотрению могут либо заключать договоры на обслуживание объектов, либо создавать собственные объектовые подразделения противопожарной службы. На заявление об отсутствии методики проведения оценки рисков сообщаем, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2011 года № 479 "Об утверждении Правил проведения расчетов по оценке рисков в области пожарной безопасности" утвержден порядок проведения расчетов, постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2010 года № 1367 "Об утверждении Правил проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике Казахстан" утвержден порядок проведения независимой оценки рисков. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что согласно подпункту 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" в законе устанавливаются только основополагающие принципы и нормы. Поэтому распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан в реализацию указанного законопроекта будет утвержден Перечень нормативных правовых актов, которые призваны детализировать и конкретизировать обозначенные в законе нормы. |