www.edu.gov.kz, 25 августа
Впервые начал работу Республиканский педагогический форум "Семья, школа, общество – вместе во благо будущего!". Открывая пленарное заседание, Государственный секретарь Республики Казахстан Канат Саудабаев передал привет Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева участникам форума. Форум нацелен на обеспечение обратной связи с педагогами, родителями, бизнесменами и представителями гражданского общества в сфере образования и расширения участия институтов гражданского общества в реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. С основным докладом на форуме выступил министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов. Он подробно рассказал о ходе реализации госпрограммы и тех новшествах, которые происходят сегодня в образовании. На форуме созданы дискуссионные площадки для общественного обсуждения вопросов модернизации системы образования, социального партнерства в образовании, создания возможностей для реализации гражданских инициатив, развития институтов общественного контроля. В работе форума принимают участие делегаты из областей и гг. Астана, Алматы, руководители государственных и негосударственных организаций образования, неправительственных и международных организаций, родительская общественность, члены попечительских советов школ республики. На форум приглашены представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра и депутаты Парламента Республики Казахстан, руководители министерств и агентств Республики Казахстан, средств массовой информации. Участники форума призваны сформировать устойчивое партнерство между системой образования и гражданским обществом по вопросам развития образовательной сферы. На 5 секциях и семинаре-совещании обсуждены актуальные вопросы современного образования. Особое внимание уделено повышению имиджа педагога в обществе. Участники I Республиканского педагогического форума приняли Обращение к Лидеру нации – Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву, в котором заверили Главу государства, что приложат максимум усилий, знаний и опыта для достижения поступательного и динамичного развития сферы образования. Участники форума приняли обращение и к общественности страны, где сказано о создании общественного объединения – "Вместе во благо будущего". Это движение станет общенародным и объединит семью, школу и общество. Также по итогам совещания принята резолюция форума. В рамках форума прошла выставка "Регионы. Инновации. Конкурентное образование". Учитель – это призвание! Школа – наша общая забота!
-----
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова на Республиканском педагогическом форуме "Семья, школа, общество – вместе во благо будущего". Астана, 25 августа 2011 года.
Уважаемые участники и гости Форума! Дорогие друзья и коллеги! Дамы и господа! Сегодня в этом зале собрались ведущие педагоги Казахстана, представители родительской общественности, бизнеса, гражданского общества страны. В таком формате мы с вами встречаемся впервые. И это очень знаменательно, особенно в год 20-летия Независимости Казахстана. Прошедшие 20 лет были очень непростыми, страна успешно преодолела сложнейший этап кардинальных экономических, политических и социальных реформ, выстроила свою государственность, стала уважаемым членом мирового сообщества. Мы выстояли в условиях нескольких мировых экономических кризисов, вышли на путь устойчивого экономического развития, построили новое общество, устремленное в будущее. И ключевым, определяющим фактором таких успехов стал выверенный стратегический курс Лидера нации, Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева – политического руководителя поистине мирового масштаба. Все вы это прекрасно знаете, и должен отметить, что учительский корпус страны всегда поддерживал и поддерживает Главу нашего государства, вносит весомый вклад в консолидацию нации – за это честь и хвала нашему учительству. И прозвучавшие сегодня пожелания Президента страны участникам Форума еще раз подтверждают то огромное значение, которое Лидер нации уделяет сфере образования и учителям – наставникам новых поколений молодых казахстанцев. Позвольте от вашего имени выразить Нурсултану Абишевичу слова большой признательности за постоянное внимание и поддержку. С первого дня Независимости развитие образования, совершенствование человеческого капитала является неизменным приоритетом государственной политики Первого Президента Казахстана, который всегда смотрит на годы и десятилетия вперед. Уже в сложнейшие 90-е годы по его инициативе были запущены уникальные образовательные проекты, аналогов которым не было в мире. Прежде всего – программа подготовки талантливой молодежи в лучших университетах мира "Болашак", стартовавшая в 1993 году. В это же время была сформирована принципиально новая законодательная база. Она дала импульс формированию рынка образовательных услуг и реальной конкурентной среды, усилила самостоятельность учебных учреждений и полномочия местных органов власти. Успешно реализованы Государственные программы информатизации среднего, технического и профессионального образования. И уже в 2001 году Казахстан первым из стран СНГ достиг полного обеспечения школ компьютерами. Благодаря Президентской программе "Дарын" создана сеть школ для одаренных детей. Введенная в 1999 году система независимого тестирования абитуриентов и грантового финансирования позволила по-новому формировать студенческий контингент, обеспечить доступность высшего образования вне зависимости от места жительства абитуриентов. В соответствии с Государственными программами ведется последовательная модернизация национальной образовательной системы. В результате сделаны важнейшие шаги к формированию современной модели подготовки кадров, приближающейся к требованиям мировой практики, сформирована соответствующая инфраструктура. За последние 10 лет финансирование системы образования возросло в 7,5 раз. По данным ЮНЕСКО, сегодня мы занимаем четвертую позицию среди 129 стран мира по Индексу развития образования. Казахстан на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения. Наши школьники заняли 5 место по математике и 11 по естествознанию среди 36 стран в международном сопоставительном исследовании учебных достижений TIMSS. Многочисленные медали завоеваны казахстанскими школьниками на международных предметных олимпиадах. Казахстан первым в СНГ полностью перешел на общепризнанную в мире трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, стал полноправным участником Болонского процесса. В среднем образовании созданы "Назарбаев интеллектуальные школы". Это, как сказал Нурсултан Абишевич, "фундамент для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана" и модель будущего для всех казахстанских школ. По инициативе Президента страны в Астане создан принципиально новый университет мирового уровня, который достойно носит имя его создателя – "Назарбаев Университет". По поручению Главы государства в соответствии лучшими зарубежными примерами внедряется триединство языков в обучении. Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка, а в ближайшем будущем школьники уже с первого класса будут осваивать английский язык. Уважаемые коллеги! В течение последнего года мы провели детальный анализ развития образовательных систем в государствах СНГ в сопоставлении с ведущими мировыми тенденциями. Результаты показали, что на постсоветском пространстве Казахстан уверенно занимает первую позицию по темпам и глубине содержания реформ в сфере образования, интеграции в мировую образовательную систему. В общем, сделано многое, но много и предстоит сделать. Нынешний 2011 год стал этапным в развитии сферы образования. Глава государства поставил амбициозную цель: превратить Казахстан в центр знаний мирового уровня. Принята новая Государственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы. Думаю, большинство присутствующих в этом зале с ней знакомы. Но сегодня особо хотелось бы подчеркнуть небывалый инновационный потенциал программы и недавних системных инициатив Президента страны Н.А.Назарбаева в данной сфере. Давайте вместе посмотрим, какие принципиальные новшества нас ожидают уже в предстоящем учебном году. И по ним тщательно сверим наши позиции, потому что инновации – далеко не самое легкое дело, оно требует много сил, таланта и самоотверженности. Думаю, главное отличие предстоящего учебного года и десятилетнего периода – это акцент на достижение принципиально нового качества обучения. Это очень важный вопрос, и в первую очередь он касается наших учителей. По моему глубочайшему убеждению, педагог – ключевое звено всей системы образования. От него на три четверти зависит качество подготовки молодежи в школе, профессионально-техническом образовании, вузах. А особенно – развитие умения мыслить и умения учиться – в сегодняшнем мире это абсолютно необходимо каждому в течение всей активной жизни. Великий ученый-химик Д.И.Менделеев отмечал: "Школа составляет громадную силу, определяющую судьбу народов и государств". И главная опора этой силы – Учитель. Поэтому данная профессия должна стать одной из самых уважаемых и престижных. Без этого нам не удастся обеспечить выполнение поставленных Президентом страны Н.А.Назарбаевым стратегических задач построения процветающего и конкурентоспособного Казахстана. Сегодня, в отличие от прошлых лет, мы ставим повышение имиджа профессии и статуса педагога как одну из самых ответственных задач. Эту работу мы уже начали выстраивать по трем важнейшим направлениям. Первое – обеспечить учителям достойную оплату труда, и уже есть реальные сдвиги. С 1 июля учителя получили 30%-ное повышение зарплаты, как и другие работники бюджетной сферы. Но это далеко не предел. Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. А это двух- или трехкратное повышение по сравнению с сегодняшним уровнем. И этот процесс уже идет. С 1 сентября учителя получат новые надбавки к заработной плате в зависимости от их категории. Это весомая доплата – к примеру, для учителей высшей категории и мастеров производственного обучения до 100% базового оклада, первой категории – 50%, второй – 30%. Второе направление – радикально повысить квалификацию учителей. Вы прекрасно понимаете, что только высококвалифицированные специалисты могут завоевать реальное уважение в обществе. Поэтому на встрече с Главой государства был поставлен вопрос о необходимости перехода к принципиально новому качеству учительских кадров. Эта работа очень непростая, и должна проводиться одновременно по двум векторам. Во-первых, коренным образом обновить систему подготовки учителей в вузах. Во-вторых, по-новому вести переподготовку и повышение квалификации действующих учителей. Что касается подготовки педагогов в вузах, то не секрет, что она еще далека от нужного качества. Проходной балл на государственный грант по педагогическим специальностям – самый низкий, набор ведется по остаточному принципу. Зарубежный опыт говорит совсем о другом. К примеру, в Южной Корее учителями становятся представители лучших 5% выпускников школ, в Финляндии – из лучших 10%, в Сингапуре и Гонконге – из лучших 30%. Педагогов у нас готовят 89 вузов, в том числе 33 государственных и 56 частных. При этом ежегодно по педагогическим специальностям выпускается свыше 34 тысяч человек, и только 10 тысяч из них идет на работу в организации образования. Теперь при поддержке Главы государства мы в корне пересматриваем концепцию и стандарты обучения по педагогическим специальностям в вузах. Надо, чтобы квалификация их выпускников была реально сопоставима с европейским уровнем. А условия для учебы и жизни студентов были привлекательными. Требования к вузам будут существенно повышены, и уже сейчас из 89 вузов только 43-м мы разрешили подготовку кадров по педагогическим специальностям. В рамках международной программы "Болашак" начата подготовка и повышение квалификации педагогов новой формации. Все это повысит престижность обучения профессии учителя и привлечет к педагогическому труду по-настоящему талантливую и амбициозную молодежь. Для действующих учителей мы разработали и начинаем внедрять принципиально новую систему повышения квалификации. Для этого создаются новые структуры – Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах, где у нас сосредоточены лучшие педагоги и задействованы передовые технологии обучения, и Национальный центр повышения квалификации педагогов. В них учителя получат возможность проходить специальную трехмесячную переподготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом. Такую переподготовку за пять лет пройдут более 120 тысяч учителей, то есть практически половина учительского корпуса страны. По результатам обучения они получат сертификаты о присвоении нового уровня квалификации – первого, второго или третьего. Данные уровни дадут весьма весомые прибавки к заработной плате, то есть общая планка оплаты труда учителей еще более поднимется. При этом, чтобы в данном вопросе не было недопонимания, подчеркну, что категории учителей как были, так и остаются. И надбавки за них, которые я уже упомянул, будут выплачиваться с 1 сентября этого года, независимо от новой системы переподготовки. А вот уровни квалификации, присуждаемые по результатам новой переподготовки – это совсем другое, они нацелены на перспективу, и надбавки за них будут отдельные, дополнительные. Наконец, третье направление – системное повышение общественного имиджа педагогической профессии – через средства массовой информации, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с неправительственными организациями, родителями, работодателями и т.д. Для этого с участием зарубежных специалистов разработана целевая имиджевая программа. Издревле на Востоке отношение к учителю было самым уважительным. И мы с вами должны вернуть эту вековую традицию, обеспечить профессии учителя высочайший престиж в казахстанском обществе, что можно сделать только вместе. Здесь должны быть задействованы министерство, местные исполнительные органы, родительская общественность, НПО, СМИ и т.д. И это стало одной из причин, почему на главный педсовет страны мы пригласили их представителей. Здесь есть еще один важный момент – у нас ежегодно проводятся конкурсы "Учитель года". Это очень хорошее дело, и самые достойные получают весомые награды. Но вот найти подробную информацию о них практически невозможно даже в Интернете – в лучшем случае это только фамилии. Такое положение надо исправлять – общество должно хорошо знать своих лучших учителей. Для этого предлагаю организовать интернет-издание "КНИГА УЧИТЕЛЬСКОЙ СЛАВЫ", куда ежегодно вносить полную информацию о ведущих учителях республики – их фотографии, жизненный путь, достижения и т.д. В свободном интернет-доступе данная книга станет новым механизмом пропаганды наших лучших учителей и лучшего педагогического опыта. Надеюсь, вы поддержите это предложение. Думаю, вас заинтересует еще одно важное новшество – введение централизованной вертикали контроля качества образования. Согласно законодательству, предоставление образовательных услуг средней школы в Казахстане относится к компетенции местных органов. Мировой опыт показывает, что это соответствует современным тенденциям. Другой вопрос – о контроле качества образовательных услуг. Анализ показал, что в развитых странах идет укрепление жестко централизованного контроля качества образования со стороны государства. Такой контроль реализуется министерствами образования через региональные подразделения – так делается в Швеции, Великобритании, Франции, Японии, Финляндии и других странах. При этом обеспечивается единый по стране высокий уровень качества образовательных услуг. Появляется обратная связь центральных органов с организациями образования и возможность не только контролировать качество обучения, но и на его основе совершенствовать содержание и методы обучения, поддерживать профессионализм педагогов. В Казахстане же такой механизм до настоящего времени не работал, создались региональные диспропорции в качестве знаний учеников. Для устранения такого негативного явления Президент страны Н.А.Назарбаев 17 апреля на совещании с членами Правительства и акимами областей дал поручение – ввести централизованную вертикаль контроля качества образования, включая школьное и профессионально-техническое, и возложить данные функции на Министерство образования и науки РК. Уже с этого учебного года будут созданы соответствующие региональные структуры, и национальная система образовательных услуг будет приведена в соответствие с мировой практикой. Министерство получит новые рычаги влияния на качество обучения школьников и будет работать в более тесном контакте с местными органами. Такая совместная работа, безусловно, положительно скажется на уровне подготовки школьников и профессионализме педагогов. Еще одна принципиальная инновация – запуск уникальной программы строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение. За ближайшие годы намечено построить 522 новые школы – это очень высокие темпы. Для сравнения скажу, что, к примеру, в России, которая в 10 раз больше Казахстана по населению, на этот же период планируется строительство 670 школ. Так что относительные темпы у нас выше почти в 10 раз. Во-вторых, для 12-летнего обучения нужны новые государственные стандарты и программы образования, учебники и учебно-методические комплексы. Предстоит серьезно и качественно пересмотреть содержание образования. Сейчас много критики идет в адрес действующего стандарта 11-летнего образования, за последние 8 лет там накопилось много нестыковок. А ведь эти стандарты будут действовать еще минимум 8-9 лет, пока ученики всех классов полностью не перейдут на 12-летнюю программу. В связи с этим поручаю соответствующим подразделениям Министерства приступить к разработке новых ГОСО 11-летнего образования. Они должны пройти внешнюю экспертизу и апробацию, чтобы следующий 2012/2013 учебный год мы начали по новым стандартам. И они же станут качественной базой разработки нового 12-летнего стандарта. Все это потребует и разработки новых программ, новых учебников и УМК. Сегодня качество школьных учебников вызывает серьезные нарекания, и в прошлом году мы провели их детальную "ревизию". Некоторые, действительно, не выдерживают никакой критики. Но это, как правило, единичные факты. У нас есть и хорошие учебники, отличные авторы, и как всегда, о них почему-то не принято говорить. В целом же Министерство разделяет озабоченность качеством школьных учебников и серьезно им занимается, чтобы даже единичные огрехи не попадали на их страницы. В процессе создания, повторюсь, и ГОСО, и учебники будут проходить детальную внешнюю экспертизу, ее будут проводить независимые эксперты, в том числе зарубежные. Все эксперты будут нести полную ответственность за свои заключения. Далее новые учебники будут рассматриваться авторитетным Республиканским советом с участием ведущих ученых, педагогов, депутатов Парламента. А затем – проходить обязательную апробацию в организациях образования – это новое требование, которое мы предложили включить в законодательство. И только после заключения действующих педагогов они будут рекомендованы для применения во всех школах страны. Большие надежды по повышению качества образования, в особенности школьного, мы возлагаем на электронное обучение – e-learning. В современном мире это самая бурно развивающаяся отрасль образования, и Казахстан не намерен отставать. На это планируется направить 136,1 млрд. тенге. В текущем году пилотный проект "e-learning" запускается в 44 организациях образования. И самое главное – такая новая форма обучения повысит доступность качественного образования вне зависимости от места проживания, выровняет уровни обучения в городе и сельской местности. Уважаемые коллеги! Большие изменения предстоят в дошкольном воспитании и обучении. Главой государства Н.А.Назарбаевым поставлена задача – к 2020 году обеспечить 100-процентный охват детей соответствующих возрастов. Так масштабно задача еще не ставилась, даже в советское время. И эта задача последовательно выполняется, реализуется специальная программа "Балапан". Сегодня мы уже вышли на 55%-ный охват детей дошкольными организациями. Принципиально важным новшеством стало введение подушевого государственного финансирования дошкольного воспитания. Оно создало стимулы для открытия частных дошкольных организаций. В результате в 2010 году их число увеличилось более чем в полтора раза, и в этом году рост продолжается. То есть данная инновация уже доказала свою эффективность. В техническом и профессиональном образовании также намечена серьезная модернизация. Вы знаете, что Казахстан испытывает серьезную нехватку специалистов среднего звена. Ключевой фактор здесь в утрате контакта с работодателями, отсутствии профессиональных стандартов – это снижает конкурентоспособность выпускников ТиПО на рынке труда. Для кардинального решения данной проблемы мы формируем принципиально новую модель ТиПО. Создан Национальный совет с участием представителей бизнес-ассоциаций, работодателей. Большую роль в управлении ТиПО должен сыграть АО "Холдинг "Кәсіпқор", создаваемый по поручению Главы государства. Холдинг включает в себя 4 межрегиональных центра по подготовке кадров и колледжи мирового уровня в городах Астана, Алматы, Актобе, Шымкент. Начата работа отраслевых и региональных советов. Здесь мы ждем гораздо более активной работы со стороны местных исполнительных органов и Департаментов образования на местах. Ведь эти советы должны задавать тон определению реальной потребности в кадрах, обеспечению производственной практики, разработке профстандартов. Теперь несколько слов о высшем образовании. В какой-то мере я эту проблему уже затронул, говоря о подготовке педагогических кадров. Дополнительно отмечу, что наиболее принципиальные изменения в системе высшего образования связаны с внедрением новой классификации вузов. Теперь будет 6 градаций: национальные исследовательские университеты, национальные вузы, исследовательские университеты, академии и институты. По каждой градации с учетом мирового опыта мы разработали новые требования, что позволит оптимизировать сеть казахстанских вузов. Введением исследовательских университетов мы реализуем общемировую тенденцию и ликвидируем разрыв между образованием и наукой. Примером здесь является Назарбаев Университет, уникальный проект, исходно созданный как триединый сплав образования, науки и инноваций. К этому уровню будем последовательно подтягивать и другие ведущие вузы страны. Впервые в этом году при финансовой поддержке государства в вузах начата реализация академической мобильности обучающихся, а это один из базовых принципов Болонского процесса. Начата государственная поддержка разработки и издания вузовских учебников, прежде всего, на государственном языке. Принципиально переориентирована на новое качество подготовки программа зарубежного обучения "Болашак". Акцент теперь в ней делается на подготовку магистров и докторов PhD. Впервые за 20 лет по поручению Главы государства запускается программа "Студенческое жилье", она призвана решить застарелый вопрос обеспеченности студентов общежитиями, и доведет ее до 80%. Уважаемые коллеги! Образование и воспитание нового поколения – сложный процесс, в котором задействованы не только государство, но и родители, общество, бизнес. О некоторых направлениях такого взаимодействия я уже говорил. Это прямое участие бизнеса в обеспечении дошкольного воспитания, в модернизации ТиПО, взаимодействие со СМИ в вопросах повышения имиджа педагога. И таких точек соприкосновения очень и очень много. Так что сегодня уже надо говорить о государственно-общественном управлении сферой образования. Именно поэтому мы существенно расширили формат Педагогического форума, привлекли к участию в нем не только ведущих педагогов, но и родителей, представителей бизнеса, НПО, СМИ. Приглашены руководители многих органов государственного управления. И думаю, что на Форуме будут выдвинуты новые предложения по укреплению нашего взаимодействия. Со своей стороны хочу затронуть вопрос общественного контроля качества обучения. В мире такая практика достаточно развита и существенно дополняет систему государственного контроля, к примеру, в США. Но прямой ее перенос невозможен. Нужно глубокое изучение многих проблемных аспектов, к примеру, объективной разницы требований и подходов между государством, семьей и обществом. Такая работа у нас еще не проводилась. Поэтому проработку вопросов привлечения родителей, НПО, СМИ, объединений педагогов к контролю качества образования я ставлю одной из базовых задач новых территориальных департаментов Министерства. А местным органам мы будем рекомендовать шире использовать поддержку НПО в сфере образования по механизму социального заказа. Мнение родителей и общества обязательно должно быть услышано и учтено при реализации государственной политики в данной сфере. На недавно прошедшем первом съезде учителей математики я предложил создать Казахстанскую Ассоциацию преподавателей математики. Наверно, стоит подумать о создании ассоциаций и в других сферах. Самое главное – они должны поддерживать постоянный диалог с органами образования, активно участвовать в совершенствовании учебного процесса. Кому, как ни вам, учителям, известны все плюсы и минусы учебной подготовки, пути ее улучшения. Думаю, что таким профессиональным сообществам вполне можно поручить давать рекомендации по разрабатываемым ГОСО и программам, например, по той же математике. И без таких рекомендаций мы не будем запускать их в практику. Думаю, это реальное и очень полезное дело. Еще одним новым каналом влияния общества на образование становится создание попечительских и наблюдательных советов. Примером здесь являются попечительские советы Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Университета, созданные по лучшей мировой практике – их опыт надо расширять на всю образовательную систему страны. Хочу остановиться на ряде других вопросов, требующих постоянного внимания всего общества. Во-первых, повышение роли семьи в воспитании ребенка. Участие родителей в образовании – не только активное участие в жизни школы, их обязанность – правильное семейное воспитание детей. На это в выступлении на 13-м съезде партии "Нур Отан" особо указал Президент страны Н.А.Назарбаев, говоря что "воспитание детей – это особый гражданский долг родителей". К сожалению, многие родители не в полной мере осознают свою ответственность. Поэтому в регионах необходимо создать целостную систему семейного просвещения, обучения педагогов, психологов, семейных врачей, участковых инспекторов полиции по работе с родителями. Думаю, также необходимо создать ассоциации родителей на районном, областном и республиканском уровнях. У нас есть опыт создания Республиканского общественного совета родителей, думаю, наш форум активизирует его деятельность. Во-вторых, важно расширить сеть дополнительного образования и занятости детей. Сегодня по республике охват детей дополнительным образованием составляет 21,6%, что значительно меньше мирового показателя (30-50%). Как вам известно, многие подростки зачастую объединяются в неформальные группы. Поэтому развитие дворовых подростковых клубов может стать одним из путей организации их досуга. В этом плане интересен опыт работы местных сообществ Дании, Германии, которые к созданию дворовых клубов для несовершеннолетних привлекают родителей, жителей микроучастков, общественные организации, волонтеров. Считаю, что в регионах необходимо продумать механизмы государственно-частного партнерства в создании подростковых клубов, развитии физкультурно-массовой работы. В-третьих, по инициативе Главы государства создана Единая детско-юношеская организация "Жас Ұлан". Это уникальный проект, направленный на воспитание детей в духе казахстанского патриотизма. Мы должны вместе поддержать своих детей, вступающих в эту организацию, инициировать и содействовать ее мероприятиям. Полагаю, что в будущем эта организация станет эффективной формой ученического самоуправления. Уважаемые участники форума! Как показывает мировая практика, общественная поддержка сферы образования, реальное участие гражданского общества в сфере образования возможны и эффективны. В нашей стране они пока еще остаются недостаточно используемым резервом. И мы с вами должны сдвинуть дело с "мертвой точки". Убежден, что открытый гражданский диалог для нас чрезвычайно важен. У меня нет сомнений, что в ходе форума будут предложены инициативы, которые станут эффективными механизмами реализации образовательной политики государства. Тем самым мы внесем свою лепту в выполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, данного им 25 июля: "Улучшить качество образования во всех учебных заведениях республики". Желаю всем прекрасного настроения и успешной работы на форуме! Благодарю за внимание! |