"Эксперт Казахстан", 29 августа
19 августа 2011 года состоялись выборы депутатов сената парламента Республики Казахстан. В отличие от выборов в нижнюю палату парламента они являются косвенными, то есть сенаторов выбирают депутаты маслихатов всех уровней из 14 областей, а также двух столиц – южной (Алматы) и официальной (Астаны). На 16 мест баллотировались 39 кандидатов. Поскольку число депутатов маслихатов в областях и городах различно, победитель выборов в Алматы набрал 30 голосов, а победитель в Алматинской области – 296 голосов. Но относительные (процентные) показатели и в городах, и в областях одинаковы – все победители получили больше 80%, но меньше 100% голосов. Строго говоря, победители были известны заранее, поскольку кандидатура будущего сенатора проходит согласование на двух уровнях – партийном (в "Нур Отане") и региональном (в местном акимате). "В отличие от выборов в мажилис, для сенатских выборов характерно отсутствие не только скандалов, но даже и интриг. Разве что порой кто-то из сенаторов не желает освобождать свое кресло, да и эти случаи обычно скрыты от глаз общественности. Главной проблемой сенатских выборов является формирование конкурентного поля. В девяти случаях из десяти кандидатура нового сенатора известна заранее. И очень трудно найти человека, который согласился бы участвовать в выборах, чтобы набрать от нуля до трех процентов голосов", – говорит редактор Казахстанской биографической энциклопедии политолог Данияр Ашимбаев. Принято считать, что избрание в сенат означает уход из политики. В реальности большинство сенаторов в прошлом – не политики, а управленцы. То есть люди, обладавшие пусть ограниченной, но реальной властью. Придя в сенат, они не просто пересаживаются с исполнительной ветви власти на законодательную. Они погружаются в политику, но теряют административные полномочия, то есть теряют власть. "Большинство кандидатов представляют собой местную управленческую номенклатуру. Это бывшие акимы области, заместители областного акима, районные акимы. Реже – ректоры университетов или руководители местных предприятий", – отмечает Данияр Ашимбаев. Поскольку кандидатуры в сенат утверждаются акимом, они должны отвечать двум не совпадающим критериям. Человек должен быть способным лоббировать интересы региона, то есть акимата, а с другой стороны, не быть слишком нужным акиму на месте. Периодически в сенат приходят люди, которым предстоит карьерный рост. Для таких, считает Данияр Ашимбаев, работа в сенате становится политическим ликбезом. "Например, Асылбек Джаксыбеков пришел в сенат с поста главы корпорации "Цесна", а из сената ушел на пост акима Астаны", – напоминает он. Еще одной особенностью сената, отмечает политолог, является то, что общее внимание (и депутатов, и экспертов, и общества в целом) приковано лишь к фигуре спикера. Не случайно председатель сената в последнее время всегда избирается из числа сенаторов, назначенных президентом – Мами, Токаев, Абыкаев, Абдыкаримов. В целом ход и результаты прошедших выборов очень напоминают предыдущие выборы 2008 года. Все избранные – члены партии "Нур Отан". Из 16 человек семь были переизбраны на новый срок, девять прошли в сенат впервые. Главное отличие в том, что в этом году все избранники были мужчины (в прошлом году была одна женщина), 14 из них – казахи, один татарин и один русский (в прошлом году было пятеро русских). За процессом голосования, подсчетом голосов и подведением итогов голосования во всех регионах страны осуществляли наблюдение международные наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ (депутаты из Белоруссии, Киргизии и России, сотрудники секретариата совета ассамблеи и эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ). Никаких отступлений от требований норм национального и международного права, регулирующих организацию и проведение демократических выборов, не выявлено. |