Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 8 сентября
Основная цель проекта Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" – формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности. Об этом заявил сегодня в Парламенте, выступая на презентации проекта Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):
Как вы знаете, в Мажилис Парламента Республики Казахстан поступили проекты законов, касающиеся религиозной деятельности. Данная тема является важной, актуальной и крайне деликатной. Основная цель проекта Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" – формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности. Данный законопроект возник не сразу, он является результатом многолетней практики. Первый юридический документ – закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" был принят в январе 1992 года, буквально спустя месяц после провозглашения независимости Казахстана. Закон преследовал демократические преобразования в сфере отношений государства и религии и снимал ограничения советской эпохи. За 19 лет действия закона в него 7 раз вносились изменения и дополнения. При этом только в трех случаях поправки касались непосредственно данной сферы. Изменения и дополнения были связаны с усовершенствованием отдельных статей по разным направлениям, в том числе вносились по вопросам обеспечения национальной безопасности и по вопросам противодействия экстремизму, которые касались вопросов миссионерской деятельности и запрета на создание и деятельность религиозных объединений. Между тем сегодняшние реалии требуют регулирования иных новых правовых норм, которые не были предусмотрены ранее. С этой целью был разработан новый законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" – самостоятельный основополагающий закон, в котором регулируются общие вопросы религиозной деятельности. Законопроект регулирует вопросы создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений, их статуса и имущественных правоотношений, а также вопросы миссионерской и благотворительной деятельности. Определяется компетенция уполномоченного органа в сфере религиозной деятельности и местных исполнительных органов. Отдельные статьи посвящены религиоведческой экспертизе, изданию и распространению религиозной литературы, проведению религиозных обрядов и церемоний, международным связям верующих и религиозных объединений. Сопутствующим проектом закона – "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений" – вносятся поправки в 2 кодекса и 7 законов, которые позволят обеспечить действие норм основного законопроекта. Данным законопроектом четко определяются вопросы административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности. Следует выделить некоторые такие новые составы как: 1) Нарушение установленных законом требований к проведению богослужений, религиозных обрядов и (или) собраний, осуществлению благотворительной деятельности, ввозу, выпуску, изданию и (или) распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного содержания (назначения), строительству и переоборудованию культовых зданий (сооружений), – 2) осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест 3) использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, – 4) Создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях и учреждениях, организациях образования и здравоохранения, – 5) Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, – Вместе с тем, международный опыт показывает, что в ряде стран (Франция, Марокко, Алжир) по этим составам применяется уголовная ответственность. Причем с каждым годом такая ответственность все более усиливается и расширяется. При этом в отличие от данных стран мы считаем, что мер, предусмотренных в рамках административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности, более чем достаточно. В заключение хочу выразить особую признательность за участие в работе презентации нашим уважаемым депутатам, а также представителям Верховного Суда, Генеральной прокуратуры РК, КНБ РК, Агентства РК по делам религий, Министерств внутренних дел, юстиции, культуры, обороны, образования и науки, здравоохранения, связи и информации Республики Казахстан, а также представителям религиозных и общественных объединений и неправительственных организаций и я надеюсь на их помощь в подготовке и обсуждении правовых норм законов! Хочу передать слово руководителю рабочей группы, которым назначен депутат Сарпеков Рамазан Кумарбекович, являющийся сегодня модератором презентации. |