Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 12 сентября
Сегодня в Мажилисе презентованы законопроекты: "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы" и "О гарантированном трансферте из Национального Фонда Республики Казахстан на 2012-2014 годы". В рамках Комитета по финансам и бюджету под председательством Гульжан Карагусовой проекты законов представили министр финансов Болат Жамишев и министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. После докладов члены Правительства ответили на многочисленные вопросы парламентариев. В своем обращении Владимир Нехорошев затронул вопрос об инфляции, например, о ценах на бензин, а также о бюджете областей. Его коллега Розакул Халмурадов поинтересовался отдачей денег, которые были направлены в уставные капиталы всевозможных акционерных обществ. По его мнению, неосвоенные денежные средства можно направить на водоснабжение. Аварийные школы, трехсменка, сейсмоусиление объектов образования – тема Гульмиры Исимбаевой, а программа "Ак булак" – Жексембая Дюсембаева. Как считает Кенжегали Сагадиев – инфляция регулируется только административными методами и потому надо развивать конкурентную среду. Высказавшись в поддержку бюджетов Алматы и Астаны, депутат сказал, что нужно развивать в то же время региональную политику. По мнению К. Сагадиева, с каждым днем все ясней становится угроза мировой рецессии, в связи с этим необходимо готовить и население, и государственные структуры. Как заявил Кабибулла Джакупов, в некоторых приграничных городах казахстанский бизнес "захватывается" иностранцами. О политике развития регионов говорил Серик Оспанов, о положении городов Жанатас и Каратау – Курмангали Уали. О модернизации действующих предприятий на примере России сказал Бауыржан Смаилов, Ольга Киколенко обратила внимание на вопрос о пересмотре прожиточного минимума. О политике по развитию регионов и гелогоразведке, будет ли новый Налоговый кодекс и о казахстанском содержании, о программе автодорог местного значения, о трудностях с получением "подъемных" для молодых специалистов на селе, о программе "Ак булак". Этим и разным другим проблемам посвятили свои вопросы министрам депутаты Мажилиса Валерий Доскалов, Ирак Елекеев, Александр Милютин и Иван Чиркалин. Председатель Комитета Мажилиса Гульжан Карагусова, подытожила презентацию, поручив разработчикам законопроектов представить ряду парламентариев письменные ответы и соответствующие сведения по поднятым ими вопросам. * * * Согласно пояснению Министерства экономического развития и торговли на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан внесены: – Прогноз социально – экономического развития страны на 2012 – 2016 годы; – Проект Закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2012 – 2014 годы". Прогноз социально – экономического развития страны на 2012 – 2016 годы разработан в реализацию целей и задач, определенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года и поручениях данных Главой государства в послании народу Казахстана "Построим будущее вместе!" и совещании 17 апреля текущего года. Прогноз по реальному росту ВВП и ИФО в отраслях в 2012-2016 годах соответствуют индикативным показателям, обеспечивающим ежегодный 7%-ный рост экономики, учитывает реализацию инвестиционных проектов и ввод новых производств, в соответствии с актуализированной Картой индустриализации. В 2012 году прогнозный уровень цен для базового сценария составляет 80 долларов за баррель, в 2013-2016 годах на уровне 70 долларов. Приоритетной задачей в среднесрочный период станет сдерживание инфляции в планируемом коридоре 6-8%. Сформирован Перечень приоритетных республиканских бюджетных инвестиций на 2012-2014 годы с учетом основных направлений социально-экономического политики. Бюджетные расходы в приоритетном порядке будут направлена на: – программу индустриализации; – модернизацию социальной сферы; – улучшение условий жизни населения; – устойчивое развитие регионов; – повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций. Проект закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2012 – 2014 годы" разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Бюджетного кодекса. В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении на уровне 1200 млрд. тенге ежегодно. При направлении гарантированного трансферта в 2012 году соблюдается принцип неснижаемого остатка в размере 20 % от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года, определенный в Концепции Национального фонда, который по прогнозным данным составит – 30,1 %. * * * В соответствии с пояснением Министерства финансов на основе базового сценария макроэкономического развития страны сформированы следующие параметры республиканского бюджета на 2012-2014 годы. Поступления составляют: – в 2012 году – 4 751 млрд. тенге с ростом к бюджету 2011 года на 494,4 млрд. тенге; – в 2013 году – 5 030,6 млрд. тенге с ростом к прогнозу 2012 года на 279,6 млрд. тенге; – в 2014 году – 5 423,9 млрд. тенге или на 393,3 млрд. тенге больше прогноза 2013 года. Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2012 год определен в сумме 3 310 млрд. тенге, с превышением на 274 млрд. тенге оценки поступлений текущего года. В доходах республиканского бюджета 2012 года наибольший удельный вес (97,3 %) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях 2012 года значительная доля приходится на поступления по корпоративному подоходному налогу (37,5%) и по налогу на добавленную стоимость (30,3 %). Расходы составили: – в 2012 году – 5 509,5 млрд. тенге с ростом к расходам 2011 года на 557 млрд. тенге; – в 2013 году – 5 504,8 млрд. тенге с уменьшением относительно прогноза расходов 2012 года на 4,7 млрд. тенге, в связи со значительным снижением дефицита; – в 2014 году – 5 884,1 млрд. тенге или на 379,3 млрд. тенге больше прогноза расходов 2013 года. Прогноз расходов на 2012-2014 годы сформирован с учетом снижения прогноза дефицита в трехлетнем периоде. В результате, дефицит составит: в 2012 году – 758,5 млрд. тенге или 2,6 % к ВВП; в 2013 году – 474,2 млрд. тенге или 1,5% к ВВП; в 2014 году – 460,2 млрд. тенге или 1,3% к ВВП. В рамках обозначенных бюджетных параметров будут реализованы следующие приоритетные направления. Социальное обеспечение и социальная помощь. Расходы в 3-х летнем периоде республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь планируются в сумме 4 038 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 1 209 млрд. тенге, в 2013 году – 1 349 млрд. тенге, в 2014 году – 1 479 млрд. тенге. Образование. В 2012-2014 годах расходы на образование и науку составят 1 132 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 364,7 млрд. тенге, в 2013 году – 367,5 млрд. тенге, в 2014 году – 399,3 млрд. тенге. В рамках предусмотренных средств будет продолжена реализация Государственной программы развития образования, на которую планируются направить 283 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 91,9 млрд. тенге, в 2013 году – 87,2 млрд. тенге, в 2014 году – 103,9 млрд. тенге. Здравоохранение. Расходы на систему здравоохранения в 2012-2014 годах составят 1 303 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 437 млрд. тенге, в 2013 году – 436,4 млрд. тенге, в 2014 году – 430 млрд. тенге. В том числе на реализацию Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" в 2012-2014 годах предусмотрены средства в общей сумме 232,9 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 83,7 млрд. тенге, в 2013 году – 73,6 млрд. тенге, в 2014 году – 75,6 млрд. тенге. Культура. В сфере культуры расходы составят в общей сумме 61 млрд. тенге, в том числе на 2012 год – 30,5 млрд. тенге, 2013 год – 17 млрд. тенге, на 2014 год – 13,5 млрд. тенге. На реализацию Государственной программы "Развитие государственного языка и других языков народа Казахстана" в проекте бюджета на 3 года предусмотрено 13 млрд. тенге, в том числе на 2012 год – 2,8 млрд. тенге, 2013 год – 4,9 млрд. тенге, на 2014 год – 5,1 млрд. тенге. Связь. На проведение государственной информационной политики предусматриваются расходы в общей сумме 73 млрд. тенге. На развитие цифрового эфирного телевещания в РК на 2012-2014 годы предусматриваются 57 млрд. тенге. Кроме того, в целях обмена информацией между Казахстаном, Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза на 2012-2014 годы предусмотрены расходы в общей сумме 2,4 млрд. тенге на создание и развитие межгосударственного шлюза для обмена информацией. Программа занятости 2020. На реализацию Программы на 2012-2014 годы предусматривается 194,1 млрд. тенге (из них 36,3 млрд. тенге для кредитования предпринимательства на селе), в том числе на 2012 год – 50,6 млрд. тенге, 2013 год – 71,6 млрд. тенге, на 2014 год – 71,9 млрд. тенге. Жилищное строительство и ЖКХ. На данную сферу на три года предусмотрены средства в общей сумме 396,7 млрд. тенге, в том числе на 2012 год – 183,4 млрд. тенге, 2013 год – 119,4 млрд. тенге, на 2014 год – 93,9 млрд. тенге, из них: – 200 млрд. тенге в 2012-2014 годах на продолжение реализации Программы жилищного строительства; – 95 млрд. тенге на 2012-2014 годы на Программу модернизации ЖКХ. Помимо этого, в рамках Программы "Ак-Булак" на 2012-2014 годы предусмотрены средства в размере 238 млрд. тенге, которые будут направлены на развитие системы водоснабжения и водоотведения, проведение обследование водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, проведение поисково-разведочных работ. Оборона, общественный порядок и безопасность. В 2012-2014 годах расходы на оборону составят 1 011,7 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 345 млрд. тенге, в 2013 году – 329 млрд. тенге, в 2014 году – 337,7 млрд. тенге. Расходы правоохранительных органов на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности на трехлетний период составят 1 159 млрд. тенге, из них на 2012 год – 405,8 млрд. тенге, на 2013 году – 383,7 млрд. тенге, в 2014 году – 369,4 млрд. тенге. Сельское хозяйство. В данной сфере расходы предусмотрены в общей сумме 949,4 млрд. тенге, в том числе на 2012 год – 335,8 млрд. тенге, 2013 год – 295,9 млрд. тенге, на 2014 год – 317,7 млрд. тенге. Предусмотренные средства будут направлены на развитие животноводства обеспечение продовольственной и ветеринарной безопасности, водное хозяйство, удешевление стоимости затрат на транспортные расходы при экспорте зерна, на увеличение уставного капитала АО "НУХ "КазАгро". ГПФИИР. В рамках реализации ГПФИИР предусмотрены расходы на следующие мероприятия: – на реализацию Космической программы (в 2012-2014 годах – 43 млрд. тенге); – на развитие автомобильных дорог (в 2012-2014 годах – 715 млрд. тенге); – на реализацию Программы "Производительность-2020" (в 2012-2014 годах – 29 млрд. тенге); – на реализацию Дорожной карты бизнеса-2020 (в 2012-2014 годах – более 100 млрд. тенге); – на газоснабжение населенных пунктов (в 2012-2014 годах – 40,9 млрд. тенге); -на развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах (в 2012-2014 годах – 203,1 млрд. тенге); – на инновационное развитие через АО "Национальный инновационный фонд" (в 2012-2014 годах – 13 млрд. тенге); – на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров и привлечению инвестиций (в 2012-2014 годах – 6,3 млрд. тенге); – на геологоразведочные работы (в 2012-2014 годах – 27,6 млрд. тенге). Кроме того, в 2012 году на увеличение уставного капитала АО "Казгеология" предусматриваются 5 млрд. тенге. В рамках ГПФИИР также в трехлетнем бюджете предусмотрены 103,7 млрд. тенге, которые будут реализовываться через АО "ФНБ "Самрук-Казына", на строительство объектов энергетики и ж/д транспорта, на приобретение пассажирских вагонов, на обновление основных фондов предприятий РК, в том числе на 2012 год – 26,3 млрд. тенге, 2013 год – 58,1 млрд. тенге, на 2014 год – 19,3 млрд. тенге. На развитие инфраструктуры города Астана предусмотрено в 2012-2014 годах 293,3 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 142,8 млрд. тенге, в 2013 году – 81,8 млрд. тенге, в 2014 году – 68,7 млрд. тенге. На развитие инфраструктуры города Алматы предусмотрено в 2012-2014 годах 143,2 млрд. тенге, из них в 2012 году – 69,2 млрд. тенге, в 2013 году – 41,4 млрд. тенге, в 2014 году – 32,6 млрд. тенге. В целом, проект республиканского бюджета на 2012-2014 годы сформирован с учетом задач, поставленным Главой Государства в Посланиях народу Казахстана, и других приоритетных задач государства. * * * Обсуждение проектов законов продолжится в рабочей группе, возглавляемой секретарем Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, депутатом Сансызбаем Есиловым. |