Асет СЫЗДЫКОВ, "Око", 16 сентября
"Такой закон необходим!" – в единодушном порыве признались парламентарии, принимая новый законопроект Минкультуры о государственном социальном заказе. Депутатов наверняка обрадовало то, что с принятием нормативных поправок негосударственные общественные организации смогут ощутить еще более теплую заботу со стороны государства. НПО – наши партнеры. Именно эту простую мысль пытался довести до мажилисменов министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед. Представляя законопроект, глава ведомства объяснял, что ныне действующие законы о реализации госсоцзаказа несовершенны. Поэтому правовые изменения должны сделать процесс распределения социального заказа более прозрачным и честным. Кроме того, документ выстраивает четкую систему координации всех госорганов в формировании и реализации госсоцзаказа. Стоит отметить, что ранее компетенция единого органа в этой сфере законодательно не была урегулирована. Конечно, хорошо, что государство наводит порядок "во дворе" неправительственного сектора. И поддерживает его материально, финансируя социальные проекты, которые действительно нужны людям. Однако несколько "но" в этом привлекательном нормотворчестве узрели сами депутаты Мажилиса. – Повлияют ли эти нововведения на уменьшение казнокрадства? – обратился к министру Владимир Нехорошев. И добавил, что у нас конкурсы по распределению госзаказа возглавляются "управляемыми людьми". – Говорят, нет смысла стрелять в пианиста, когда пианино расстроено, – продолжил мажилисмен, с сарказмом говоря о нынешней системе тендеров. – Каковы ваши предложения, чтобы изменить саму технологию проведения конкурсов? На этот вопрос прямого и точного ответа не последовало. Не дождался Нехорошев и ответа на вопрос об эффективности использования НПО бюджетных тенге. Глава культурного ведомства лишь повторился, что конкурсы будут проводиться открыто, прозрачно, честно... Судьба народных денег, которые отдадут общественникам на осуществление социальных программ, словно по законам цепной реакции взволновала и других коллег депутата. Мурат Абенов озадачился тем, что некоторые министерства лоббируют личные интересы, выделяя средства на реализацию госсоцзаказа "своим" организациям. Отсюда и неосвоение огромных сумм казенных денег, "тормозящее" соцпрограммы и порождающее всеобщее непонимание и негодование. Но министр культуры лихо обходил острые вопросы, утверждая лишь о преимуществах и жизненной важности нового законодательного "детища". Но депутаты не угомонились, пока их сотоварищ Серик Темирбулатов, задавая общий волнующий вопрос, не перешел на личности. – В законе обойден вопрос об эффективности использования неправительственными организациями государственных средств, – тонко отметил депутат, – хотелось бы узнать ваше личное мнение: как вы считаете, необходим ли нам механизм контроля за использованием бюджетных денег? Мухтар Абрарович выразил полное согласие с депутатом и отметил, что такой механизм контроля сейчас действует. Естественно, министр решительно ответил только за свое ведомство: – Мы к каждому победителю конкурса предъявляем требования, составляется график работы НПО, кто, сколько и на что потратит. Вся информация о конкурсе публикуется в СМИ. Это обязательно должно быть, и так оно и есть. Я думаю, что и в других министерствах это так. И все же ясный, как день, вопрос о контроле использования бюджетных денег, выделяемых НПО, так и остался в "подвешенном" состоянии. Наверное, он (как и в целом контроль за использованием бюджетных средств) останется на совести конкретных министерств и министров. Вдогонку депутаты полюбопытствовали: какой орган взвалит на себя работу с НПО по госсоцзаказу? – Я пока не могу ответить на этот вопрос, – честно признался Мухтар Кул-Мухаммед, сославшись на то, что вопрос этот еще предстоит решить Правительству. – К компетенции Правительства отнесено определение уполномоченного органа и утверждение правил осуществления мониторинга реализации госсоцзаказа. В итоге законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного социального заказа" Мажилис одобрил. Под самый занавес пленарного заседания палаты. |