NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 16:15 ast
14:15 msk

МОН презентовало законопроект "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности"
Необходимо на законодательном уровне организовать постоянный контроль за производством, использованием, экспортом и импортом ГМО и продуктов их переработки с целью недопущения потенциальной угрозы
19.09.2011 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 сентября

На сегодняшний день в Республике Казахстан отсутствует законодательная база, регулирующая общественные отношения в области генно-инженерной деятельности.
Об этом сказала депутат Мажилиса Майра Айсина, открывая краткой вступительной речью заседание рабочей группы, на котором Министерство образования и науки презентовало законопроекты "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования генно-инженерной деятельности":
На сегодняшний день в Республике Казахстан отсутствует законодательная база, регулирующая общественные отношения в области генно-инженерной деятельности. Это, в итоге, приводит к невозможности формирования правового поля для легитимного осуществления данного вида деятельности.
Генная инженерия может принести пользу в медицине, сельском хозяйстве и других областях. Среди продуктов, полученных с ее помощью, – медицинские препараты и вакцины, усовершенствованные волокна, новые виды топлива и другие промышленные материалы.
В то же время необходимо на законодательном уровне организовать постоянный контроль за производством, использованием, экспортом и импортом ГМО и продуктов их переработки с целью недопущения потенциальной угрозы.
Судите сами: В мире с 1996 года организовано производство и продажа пищевой продукции, полученных из ГМО. За каких-то 10-11 лет площадь, засеянных модифицированными культурами в мире возросла в 65 раз.
В связи с этим разработка и принятие закона о государственном регулировании генно-инженерной деятельности приобретает сейчас особенно актуальный характер.
Правительством данный законопроект и сопутствующий ему внесены на рассмотрение Мажилиса Парламента, головным является Комитет по социально-культурному развитию. Постановлением Комитета создана рабочая группа.
На сегодняшнюю презентацию приглашены представители государственных органов, научных центров, средства массовой информации.
* * *
На заседании рабочей группы выступил и ответил на депутатские вопросы Бекена Алимжанова, Розакула Халмурадова, Бауыржана Смаилова и др. парламентариев Вице-министр образования и науки РК Мурат Орунханов (тезисы):
Создание генетически модифицированных организмов является одним из главных достижений современной генной инженерии. Умение манипулировать генетическими конструкциями позволило ученым придать ряду основных сельскохозяйственных культур признаки устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды, высокую урожайность по сравнению с традиционными сельскохозяйственными культурами.
Однако сильную озабоченность мировой общественности вызывают потенциальные риски, связанные с созданием генетически модифицированных организмов, поскольку их влияние на организм человека до конца не изучено.
В настоящее время следует констатировать, что контроль за генетически модифицированными организмами в Республике Казахстан, не соответствует международным требованиям. Это создает условия для беспрепятственного ввоза потенциально опасной продукции на территорию Республики Казахстан.
Для исключения потенциальных рисков использования генетически модифицированных организмов требуется создание государственной системы контроля оборота генетически модифицированных организмов, обеспечивающих соблюдение международных правовых норм.
В связи с этим по поручению Главы государства МОН РК был разработан проект Закона "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности", за основу которого взят "Модельный закон о безопасности деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами" принятый в 2006 году на 27 пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.
Цели государственного регулирования генно-инженерной деятельности, которые включают в себя:
1) защиту здоровья населения;
2) охрану окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;
3) обеспечение безопасности страны при осуществлении генно-инженерной деятельности;
4) развитие генно-инженерной деятельности.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1) установление государственного контроля за оборотом пищевой продукции, содержащей генетически модифицированные объекты;
2) установление государственного контроля за оборотом сельскохозяйственной продукции, содержащей генетически модифицированные объекты;
3) Создание системы оценки рисков;
4) Создание благоприятных условий для развития генно-инженерной деятельности.
В настоящее время, в действующем законодательстве Республики Казахстан применяется термин генетически модифицированные организмы. Законопроект детализирует этот термин на "живые измененные организмы" и "генетически модифицированные объекты".
Живые измененные организмы это любые генетически измененные организмы, способные к размножению. К ним относятся семена растений, фураж, фрукты, овощи.
В свою очередь генетически модифицированные объекты это объекты не способные к размножению, под этим термином подразумевается переработанная пищевая продукция и некоторые корма.
Такая детализация термина необходима для гармонизации с международными правовыми актами, Картахенским протоколом по биобезопасности, ратифицированных Республикой Казахстан.
Государственное регулирование генно-инженерной деятельности осуществляется посредством:
1) экспертной оценки рисков;
2) введения государственного реестра генетически модифицированных объектов;
3) выдачи разрешений на занятие генно-инженерной деятельностью;
4) осуществления государственного контроля за генно-инженерной деятельностью.
В рамках законопроекта предусматривается создание при уполномоченном органе Координационного центра, в состав которого войдут представители заинтересованных государственных органов и научно-исследовательских организаций.
Координационный центр будет осуществлять экспертную оценку рисков при регистрации генетически модифицированных объектов.
Государственный контроль генно-инженерной деятельности проводится с целью соблюдения законодательства о генно-инженерной деятельности. Государственному контролю подлежит генно-инженерная деятельность по разработке, лабораторным и полевым испытаниям, транзиту, импорту и экспорту генетически модифицированных объектов.
Выдача разрешений на занятие генно-инженерной деятельностью и государственной регистрации генетически модифицированных объектов, осуществляется в порядке, указанном на данном слайде:
К генно-инженерной деятельности допускаются субъекты, соответствующие квалификационным требованиям, утвержденным уполномоченным органом.
Для получения разрешения на занятие генно-инженерной деятельностью или для регистрации генетически модифицированных объектов заявитель должен представить в уполномоченный орган необходимые материалы.
Для получения экспертного заключения уполномоченный орган направляет материалы, представленные заявителем в Координационный центр.
Координационный центр проводит экспертную оценку рисков и выносит экспертное заключение, которое предоставляется в уполномоченный орган.
После получения экспертного заключения уполномоченный орган принимает решение по выдаче разрешения.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что законопроектом предусмотрены следующие ограничения в области генно-инженерной деятельности.
На территории Республики Казахстан запрещается:
1) изготовление, производство, оборот, импорт и экспорт продуктов специального назначения и детского питания, содержащие генетически модифицированные объекты;
2) клонирование человека;
3) генно-инженерная деятельность без разрешения уполномоченного органа;
4) транзит, импорт и экспорт генетически модифицированных объектов не зарегистрированных в государственных реестрах.
Для реализации законопроекта требуется внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:
1. в Уголовный кодекс, в части применения меры уголовного наказания (за генно-инженерную деятельность, направленную на клонирование человека);
2. в Уголовно-процессуальный кодекс, в части определения органа, проводящего предварительное следствие (КНБ);
3. в Кодекс об административных правонарушений, в части применения мер административных наказаний (за предоставление недостоверной информации, за незаконный выпуск объекта генно-инженерной деятельности в окружающую среду);
4. в Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", в части разграничения компетенции по государственной регистрации объектов генно-инженерной деятельности;
5. в Закон "О частном предпринимательстве", в части введения нового вида контроля (в список перечня контрольных функции осуществляемым государством – Контроль за генно-инженерной деятельностью);
6. в Законы "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", "О защите прав потребителей", Экологический кодекс, в Законы "О безопасности пищевой продукции" и "О семеноводстве" (в части терминологической гармонизации с проектом Закона "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности").
* * *
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности"
Отсутствие в Республике Казахстан отдельного закона, регулирующего общественные отношения в области генно-инженерной деятельности, привело к невозможности формирования правового поля для легитимного осуществления данного вида деятельности.
В настоящее время следует констатировать, что контроль за генетически модифицированными объектами (далее – ГМО) в Республике Казахстан, включающий проведение анализов по качественному и количественному содержанию ГМО в пищевой продукции (продуктах питания, кормах и кормовых добавках), не функционирует. Эти обстоятельства позволяют производителям пищевой продукции, содержащей ГМО, беспрепятственно и фактически без должного научно обоснованного контроля ввозить потенциально опасные биологические продукты в Республику Казахстан.
Для снижения и/или исключения потенциальных рисков использования ГМО требуется существенное совершенствование технологии создания ГМО, изучение биологии трансгенных организмов, а также формирование и функционирование эффективно регулирующей государственной системы контроля за оборотом ГМО, соблюдение международных правовых норм по регулированию трансграничного потока ГМО.
Необходимо на законодательном уровне организовать постоянный контроль за производством, использованием, экспортом и импортом ГМО и продуктов их переработки с целью недопущения потенциальной угрозы.
Основной целью законопроекта является государственное регулирование генно-инженерной деятельности и регламентирование общественных отношений, связанных с получением, испытанием, производством, использованием и реализацией ГМО, полученных с применением методов современной биотехнологии.
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности, призванные обеспечить их осуществление в условиях биологической безопасности, позволяющих предупредить, исключить или уменьшить риск неблагоприятного воздействия ГМО на здоровье человека, биологическое разнообразие, экологическое равновесие и качество окружающей среды.
В рамках законопроекта для координации генно-инженерной деятельности в целом при Министерстве образования и науки Республики Казахстан будет создан Координационный центр, в состав которого войдут представители заинтересованных государственных органов и научной среды.
Также будут предусмотрены механизмы выдачи разрешения на занятие деятельностью, связанной с использованием живых измененных организмов (далее – ЖИО) и ГМО регистрацией ЖИО/ГМО, условия экспорта и импорта (ЖИО/ГМО), классификация уровней рисков, общие требования по генно-инженерной деятельности.
Принятие законопроекта позволит сформировать механизм отслеживания возникновения потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, создать условия для развития генно-инженерной деятельности, сохранить биологическое разнообразие страны и установить порядок проведения отдельных видов генно-инженерной деятельности.
Законопроект прошел научно-правовую экспертизу, в ходе которой были представлены замечания, которые при доработке законопроекта были полностью устранены.
Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из республиканского бюджета.
В связи с введением в действие законопроекта предполагается увеличение затрат субъектов генно-инженерной деятельности. Данные затраты связаны с проведением оценки рисков при создании и испытании ЖИО/ГМО, использовании их в замкнутых системах, с выпуском в окружающую среду и регистрацией. Стоимость оценки рисков будет в пределах от 1,5 млн. тенге до 5 млн. тенге в зависимости от вида генно-инженерной деятельности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2011
Состоялось очередное заседание Сената Парламента РК 30.09.2011
Новое самостоятельное государство 30.09.2011
В Казахстане не будут узаконены однополые браки и многоженство 30.09.2011
В Казахстане религия, а также ее каноны и догматы не вправе оказывать влияние на деятельность госорганов 30.09.2011
Правительственная группа прибыла в Карагандинскую область для ознакомления с ходом реализации индустриальной программы 30.09.2011
Кулибаев намерен обновить принципы соцработы на нефтяных предприятиях 30.09.2011
Министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев провел совещание по развитию железнодорожных паромных перевозок 30.09.2011
Маслихат: роль в местном управлении 30.09.2011
МИД разрабатывает госпрограмму "Азиатский вектор развития РК" 30.09.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz