Джанибек БАЙТЫРОВ, www.better.kz, 19 сентября
Бог шельму метит... Народная присказка-характеристика
Мухтар Аблязов уже больше двух лет ведет в Казахстане активную информационную кампанию. Его своеобразная медиа-империя просто надрывается, однако, особого результата от работы не видно. Круг его сторонников за эти два года, практически не расширился. Напротив, покинули тесные ряды многие сторонники Владимира Козлова и Газиза Алдамжарова, которым надоели заигрывания с беглым экс-банкиром. Все это показатель того, что круг сторонников Аблязова формируется не по принципу общественной или политической позиции, а по принципу психологического сходства. Прежде чем попасть в стан сторонников Мухтара Аблязова, человек должен иметь или получить определенную психологическую предрасположенность. Без нее среди столь специфической публики удержаться не получиться. Во-первых, самое главное качество – это "недовольство режимом". Без него в проаблязовские круги не попадают и там без него долго не удержаться. Но "недовольство режимом" понятие неоднородное, допустим, понятно, что есть масса недовольных нынешним состоянием вещей. Многие из этой массы имеют и бизнес, и престижную работу, и, более того, многим обязаны правящему "режиму" (как впрочем, по идее, должен быть благодарен и Мухтар Кабуловия!). При этом существует одно маленькое "но": при всем "недовольстве", имхватает здорового скептицизма, чтобы как минимум не олицетворять суверенный Казахстан с тем же Рахатом Алиевым (ныне Шоразом) и не бежать "задрав штаны" за такими, в общем-то, странными ниспровергателями-революционерами, как Мухтар Аблязов… Человек, который может стать потенциально сторонником Аблязова, должен в первую очередь испытывать особенно глубокое недовольство всем, что делается в Казахстане. То, что это основное психологическое качество в этих кругах – даже доказывать не нужно. Достаточно пролистать их прессу, послушать их выступления. Там ведь нет ничего, что им бы в Казахстане понравилось (все кал, все моча…). За многие годы они вообще не отметили ни одного позитивного явления в республике. Только и исключительно недовольство, выражающееся в самых разных формах. Между тем республика развивается и строится. В Казахстане много чего поменялось, и много чего появилось из того, чего раньше не было. Есть потенциалы, на которые надо опираться, которые надо усиливать. Но этого у аблязовцев нет совершенно, "кому война, а кому мать родна" – вот главенствующий императив. Человек, испытывающий каждый день "недовольство режимом" находится в состоянии почти постоянной депрессии, граничащей с фрустрацией. Даже если человек сам в это мало верил и теперь только делает вид, что так оно и есть, со временем он сам этим начинает "заболевать". Серьезно. И в таком "заточенном" состоянии разносить эти бациллы. Психологи отмечают, что в этом состоянии люди продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают, что нужно сделать. В таком состоянии объединение в группу приносит некоторое облегчение, потому люди такого склада тяготеют к сколачиванию удивительно постоянных групп. Этот феномен, кстати, отчетливо заметен был и у оппозиции кажегельдинского призыва. РНПК давно нет как самостоятельной политической силы (Кажегельдин сдулся в комфортном Лондоне и все исчезло как с белых яблонь дым…), а … "секта" осталась. Эта группка людей исправно посещает все митинги в алматинском парке за кинотеатром "Сары Арка", активно работают в режиме "пикейных жилетов" и якобы ...ждут второго пришествия "международного брокера". Что же является причиной этой фрустрации, выражающейся в постоянном "недовольстве режимом"? Тут есть пара основных причин, они же составляют определенные качества сторонников Аблязова. Во-вторых, продолжая наш список, характерным для сторонников Аблязова является профессиональная нереализованность. Нетрудно заметить, что среди аблязовских сторонников нет ни одного человека со значительными профессиональными достижениями, да и профессионалов вообще. Подавляющая часть составлена странными личностями, вроде Владимира Козлова, который был и горноспасателем, и тележурналистом, и функционером ДВК, а теперь стал лидером "незарегистрированной партии". Еще более яркий пример этого рода – Ержан Досмухамедов. Молодые аблязофаны, вроде Айнура Курманова и Жанболата Мамая составлены людьми, которые не получили никакой профессии и с юности сделались "борцами". Характерно, что к ним присоединился и заграничный аблязофан – Пол Мерфи, который точно такой же "борец" с юности, только ирландский, а не казахстанский. Люди типа ныне сидящего за решеткой Ермека Нарымбаева, представляют собой типаж тех, кто долго искал свое призвание, не нашел его, и прибился к оппозиции. Особняком стоят товарищи вроде Серикболсына Абдильдина и Газиза Алдамжарова. У них с одной стороны, солидный жизненный опыт, но с другой, роспуск КПСС выбросил их на обочину жизни и применения своим навыкам они не находят. С профессиональной несостоятельностью связано, в-третьих, нереализованное стремление к общественному признанию. Профессиональные достижения является не только основой для психологического благополучия, но и являются источником этого самого общественного признания. Люди, становящиеся сторонниками Аблязова, не имеют профессиональных достижений и для них признание – недосягаемая мечта. Постоянно сталкиваясь с невозможностью реализовать свои потребности, они впадают в эту самую фрустрацию, из которой растет их "недовольство режимом". Тут стоит отметить, что их психологическое неблагополучие ярко и рельефно проявляется в подчеркнуто персонифицированном характере их недовольства. Оно нацелено персонально на президента Казахстана Нурсултана Назарбаева или его окружение (в частности, на Тимура Кулибаева). Аблязовцы считают их персональными виновниками своих неудач и несчастий, иногда чуть ли даже не до подозрений в заговоре против них. Они не ищут средства и способы для преодоления постигших их неудач, для самореализации, а ищут, и что характерно, быстро находят персональных виновных. Итак, профессиональная нереализованность, недостижимость общественного признания и вытекающая из этого сильная и продолжительная фрустрация – вот то психологическое состояние, которое толкает человека в стан сторонников Аблязова. Но все же, от некоторой психологической предрасположенности до активности нужно сделать еще пару шагов. Аблязов цепляет таких людей тремя крючками. Первый крючок состоит в вере в то, что изменение их положения и удовлетворение всех их потребностей возможно быстро и легко, за очень короткое время. Мухтар Аблязов и частично Рахат Алиев для них являются примерами, которые их веру подпирают. Мол, им-то удалось стать богатыми, властными и знаменитыми. Второй крючок состоит в эксплуатации их персонифицированного "недовольства режимом". Большая часть оппозиционной пропаганды, в которой все нападки идут на президента и его окружение, адресована вовсе не к народу Казахстана, который газеты и не читает, а на самих оппозиционеров. Эта пропаганда поддерживает их в убеждении, что "виноват во всем" лично Назарбаев, и его уход откроет перед ними самые невероятные возможности. Разумеется, это иллюзия, но оппозиционеры в это верят, и вожди движения старательно эту веру поддерживают. Характерно, что люди, у которых не сложилось этой персонифицированной неприязни к Назарбаеву, в среду оппозиционеров или не попадают, или в ней не задерживаются. Аблязовцы пытаются вербовать сторонников среди обездоленных граждан, например ипотечников. Но расколы в "Алга", в КПК и неудачи Айнура Курманова в ОНЖ наглядно показывают, что между человеком, попавшим в трудную ситуацию, и оппозиционером – огромная психологическая разница. У кого нет психологического комплекса, тот не покупается на оппозиционную пропаганду. Более того, даже многие оппозиционеры, которые все же нашли свою нишу и занятие, они тоже стоят в стороне от аблязовцев, и постепенно отодвигаются все дальше. Аблязовцы – это самые неблагополучные в психологическом плане люди в оппозиции. Причем по такому же принципу подбираются не только лица, мелькающие в прессе, но и технический персонал: журналисты, редакторы, операторы, сисадмины, делающие основную работу по поддержке работы аблязовских ресурсов. Третий крючок состоит в эксплуатации идеи избранности. Это довольно типичный феномен фрустрированных людей: мол, страдания от избранности. Дальше используется нехитрый прием, когда людей, уже созревших для аблязовщины, слегка подталкивают, намекая тем или иным способом, что если встать в ряды и лично участвовать в "демократизации", то они станут такими же богатыми и влиятельными, как Аблязов, они станут теневыми или явными управителями общества. Думается, что со всеми активными аблязовцами велись такие разговоры, и вообще вся атмосфера этого сообщества с тайными командами из Лондона, пересылкой и раздачей денег, выезды в дальнее зарубежье (участие в различных сходняках ОБСЕ, семинарах на фоне буржуазных интерьеров) – всячески способствует развитию этого комплекса избранности до таких размеров, что он становится необратимым. Нетрудно себе представить, что ежели что случится с Аблязовым (закончатся ресурсы, сам устанет от вечной борьбы, заболеет и т.д.) такие люди будут разочарованы до самых потаенных глубин души (вплоть до депрессии и пр.), а наиболее "прагматичные" из них начнут лихорадочно искать нового "Аблязова" (ибо быстро выяснится, что по иному зарабатывать на жизнь они уже не в состоянии…). Но здесь какая засада есть – у любой власти всегда будут оппоненты. Возможно даже "страшнее" чем Аблязов с Алиевым. Но будут ли они делать ставку на "аблязофанов" – равно как на другие "заигранные" в оппозиционной борьбе группы – это большой вопрос... …В настоящем же превращение гражданина в сторонника беглого экс-банкира и мошенника, в активного участника подрывной работы – это довольно длительный процесс психологической трансформации. Все известные и активные аблязовцы: Козлов, Курманов, Мамай, Алдамжаров и другие, сложились в таком качестве не сразу и не вдруг. Правда, теперь, судя по быстрому взлету Мамая, процессы явно ускоряются под воздействием аблязовской пропаганды. Она достаточно быстро может "выточить" из подходящей заготовки вполне готового аблязовца. Руководители уже знают, на что давить, знают слабые места и уже не испытывают особых затруднений в обработке людей со сложившимся психологическим комплексом. Но вот получить влияние на всех остальных людей, аблязовцы не в состоянии. За пределами узкого и немногочисленного круга лиц, с упомянутым психологическим комплексом, их пропаганда отвергается и отторгается людьми. Для психологически благополучного человека совершенно понятно и очевидно, что от человека, укравшего много денег и сбежавшего за границу, ничего, кроме обмана, ждать нельзя. |