NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:47 ast
16:47 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2011 года №1027
Об утверждении Программы вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг
22.09.2011 / политика и общество

В целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, озвученного в ходе XIII съезда общественного объединения "Народно-Демократическая партия "Нур Отан" от 11 февраля 2011 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

* * *

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 сентября 2011 года №1027

Программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг

Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы
5. Этапы реализации Программы "Народное IPO".
Вывод акций компаний на рынок ценных бумаг
6. Основные риски и меры по их управлению
7. Мероприятия по реализации Программы
8. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование
Программа вывода пакетов акций дочерних и программы зависимых организаций АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг

Основание для разработки
Поручение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данное в ходе XIII съезда
Народно-Демократической партии "Нур Отан" от 11 февраля 2011 года

Разработчик
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан совместно с АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"

Цель программы
Обеспечение возможности для граждан Республики Казахстан приобрести акции ведущих отечественных компаний и способствование развитию казахстанского рынка ценных бумаг

Задачи
Предоставление гражданам Республики Казахстан возможности владения акциями крупнейших предприятий страны; создание нового инструмента инвестирования и приумножения сбережений населения; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг; привлечение дополнительного финансирования компаний с целью реализации инвестиционных программ.

Срок реализации
2011-2015 годы

Необходимые ресурсы и источники финансирования
Собственные средства АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и его дочерних и зависимых организаций.
Средства республиканского бюджета, выделяемые государственным органам на обеспечение их деятельности, направленные на совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг и повышения финансово-инвестиционной грамотности населения Казахстана.

Целевые индикаторы
1) размещение акций 6 дочерних и зависимых компаний Фонда в рамках "Народного IPO";
2) привлечение к участию в Программе не менее 160 000 физических лиц – граждан Республики Казахстан;
3) рост объема (капитализации) рынка акций Казахстанской фондовой биржи не менее чем на 15-20% к 2015 г. от среднего показателя за 2011 год;
4) привлечение не менее 500 млн. долларов США в рамках размещения акций компаний Фонда до 2015 года.

2. Введение

В 2011 году Казахстан отмечает 20-летие независимости. Основным приоритетом государства на протяжении всего этого периода остается социальное и экономическое благополучие граждан страны.
Программа первичного размещения акций (далее – IPO (1)) дочерних и зависимых организаций АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынке ценных бумаг (далее – Программа или Программа "Народное IPO"), разработанная во исполнение поручений Главы государства, данных в ходе XIII Съезда Народно-Демократической Партии "Нур-Отан" от 11 февраля 2011 года, в соответствии с которыми акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" (далее – Фонд или АО "Самрук-Казына") совместно с другими государственными структурами необходимо разработать и реализовать данную Программу.
Программа разрабатывается в интересах граждан Республики Казахстан и направлена на обеспечение возможности для населения приобрести акции ведущих отечественных компаний, приобретая которые казахстанцы станут их совладельцами и получат возможность личного участия в экономическом росте страны.
Данная Программа также будет способствовать развитию казахстанского рынка ценных бумаг и экономики страны в целом, за счет привлечения сбережений населения на рынок капитала, повышения финансовой грамотности населения и обеспечения необходимых условий для выхода на фондовый рынок для широкого круга государственных и частных компаний.
Программа "Народное IPO" будет проводиться на принципах прозрачности, открытости, справедливости и равной доступности для всех казахстанцев. При реализации программы будет обеспечено приоритетное право граждан Казахстана на участие в Программе "Народное IPO".
Казахстан успешно вышел из мирового финансового кризиса, что открывает перед казахстанской экономикой и национальными компаниями позитивные перспективы дальнейшего роста. Казахстанцы, которые примут участие в Программе, приобретая акции крупнейших компаний, в долгосрочной перспективе смогут получать доход от прибыли.
Реализация Программы будет осуществляться на последовательной и комплексной основе, Программа нацелена на осуществление серии первичных размещений акций по мере готовности компаний. В ходе реализации Программы, одновременно с подготовительными работами государственных компаний к IPO, Правительство Республики Казахстан и другие уполномоченные государственные органы проведут совместную работу по своевременному внесению требуемых изменений в нормативные и правовые акты в целях обеспечения условий, необходимых для успешного проведения IPO.
В ходе реализации Программы Компании-кандидаты на участие в "Народном IPO" (далее – Компании-кандидаты) должны будут усовершенствовать систему корпоративного управления, приняв наиболее эффективные модели руководства, улучшить информационную прозрачность. Таким образом, крупнейшие компании-лидеры казахстанской экономики, будут задавать передовой формат, способствовать развитию корпоративной культуры в стране, а также обеспечат информированность общества о своей деятельности.
Параллельно изменениям в нормативно-правовых актах, а также подготовке Компаний-кандидатов к участию в Программе, будет реализована полномасштабная информационно-образовательная программа, направленная на обеспечение максимальной осведомленности населения о Программе и повышение финансовой грамотности населения.
_ _ _ _
(1) англ. Initial public offering

3. Анализ текущей ситуации

Анализ рынка розничного инвестирования в Казахстане

Обзор розничного спроса

Розничное инвестирование в Казахстане имеет очень маленькую долю рынка и охватывает небольшое количество инвесторов. По состоянию на 1 января 2011 года, согласно внутренним данным АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" брокерскими организациями открыто порядка 10 тысяч (2) субсчетов от имени физических лиц. По состоянию на 1 июня 2011 года физические лица владели акциями и облигациями негосударственных эмитентов на сумму около 80 млрд. тенге, или 0,65% от общей суммы размещенных акций и облигаций негосударственных эмитентов.
Основными причинами столь низкой инвестиционной активности населения являются:
неразвитость казахстанского рынка акций, ввиду ограниченного количества высококлассных эмитентов, низкого уровня ликвидности, что привело к смещению спроса в сторону более простых инструментов инвестирования и сбережения, таких как недвижимость и банковские вклады;
невысокая заинтересованность населения в приобретении акций по причине низкого уровня осведомленности о механизмах функционирования рынка ценных бумаг, оценке стоимости акций, высоких рисках, связанных с волатильностью цен на акции и другие факторы.
Косвенное участие населения на рынке ценных бумаг так же происходит через счета в накопительных пенсионных фондах, которые управляют пенсионными сбережениями порядка 8 млн. человек. Часть сбережений (около 7,2%), находящихся в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов, размещено в акции, общей стоимостью около 172 млрд. тенге. Максимальная доля размещения в акции составляет 20% от общего инвестиционного портфеля, однако, данный показатель не достигается по причине отсутствия достаточного количества высококлассных эмитентов и требований по достаточности капитала к пенсионным фондам.
Для расчета "теоретического" потенциального спроса со стороны населения использовался ряд допущений по источникам средств для приобретения акций, таким как располагаемый чистый доход населения (3), средства в депозитах банков второго уровня и неучтенные личные накопления населения, имеющего возможность осуществлять сбережения с долгосрочным горизонтом. Предварительная оценка максимального объема спроса за счет основных источников составляет из:
располагаемого чистого дохода 240 – 1 100 млн. долларов США;
депозитов банков второго уровня – 730 – 1 300 млн. долларов США;
неучтенных личных сбережений – 900 – 1 700 млн. долларов США.
По данным социологического исследования, проведенного Центром стратегических и политических исследований и Фондом развития демократии СА, лишь 20% от взрослого населения Казахстана готовы инвестировать в акции в рамках Программы "Народное IPO". Согласно данному исследованию денежные средства теоретически доступные для первых IPO могут составлять от 110 млн. до 230 млн. долларов США.
Ожидается, что в Программе "Народное IPO" так же примут участие накопительные пенсионные фонды, управляющие пенсионными сбережениями населения. Инвестирование пенсионных сбережений населения в акции Компаний-кандидатов позволит опосредованно увеличить вовлеченность населения в Программу "Народное IPO" с минимальными затратами, а также будет оказывать положительное влияние на цены акций через поддержку ликвидности на вторичном рынке ценных бумаг. Кроме того, являясь одним из крупнейших институциональных инвесторов на казахстанском рынке ценных бумаг с долгосрочным горизонтом инвестирования, накопительные пенсионные фонды будут способствовать установлению справедливой рыночной стоимости акций после размещения и способствовать снижению волатильности цен на акции.
Ожидаемый объем инвестирования в акции Компании-кандидата при проведении первого IPO со стороны крупнейших накопительных пенсионных фондов Казахстана составляет 150 – 300 млн. долларов США. Данный прогноз, главным образом, зависит от рыночных условий, складывающихся во время проведения процесса IPO, позиции ликвидности и внутренних инвестиционных лимитов каждого отдельного накопительного пенсионного фонда и качества Компании-кандидата, выходящего на IPO.
_ _ _ _
(2) По данным об открытых субсчетах физических лиц в АО "Центральный депозитарий ценных бумаг"
(3) Средства населения, остающиеся после расходов на удовлетворение первоочередных потребностей.

Обзор существующей инфраструктуры

Программа "Народное IPO" предполагает обеспечить население Казахстана равным доступом к размещению акций Компаний-кандидатов и, следовательно, к моменту проведения первого IPO инфраструктура рынка ценных бумаг и его участников должна быть готова к охвату максимального количества потенциальных инвесторов и своевременному оказанию услуг во время размещения.
Основными участниками рынка ценных бумаг, инфраструктура которых должна быть приведена в полную готовность к первому IPO, являются АО "Казахстанская фондовая биржа" (далее – КФБ или Биржа), брокерские компании, трансфер-агенты, АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее – ЦД) и регистраторы:
1) ключевую роль в процессе первичного размещения акций играет торговая площадка – КФБ, которая обслуживает различные рынки капитала, в том числе рынки акций, корпоративных и правительственных облигаций, иностранной валюты, фьючерсных контрактов, прямые и автоматические репо с государственными и корпоративными ценными бумагами.
В настоящее время в официальный список КФБ включены 337 ценных бумаг, из которых 92 ценные бумаги являются акциями 66 эмитентов. Из 66 эмитентов, 9 включены в первую категорию и 16 во вторую категорию, основные требования к эмитентам данных категорий (по состоянию на июнь 2011 года) являются:
наличие аудированной финансовой отчетности, составленной по Международным стандартам финансовой отчетности;
величина собственного капитала эмитентов первой и второй категории должна составлять не менее 12 943 млн. тенге и 259 млн. тенге соответственно;
величина чистой прибыли эмитентов первой категории за каждый из последних трех лет составляет сумму не менее 129 млн. тенге, для второй категории данная величина не установлена;
2) участие брокерских компаний в Программе "Народное IPO" заключается в обеспечении покупки акций Компаний-кандидатов в ходе размещения, а также их последующей продажи, в соответствии с инструкциями клиента. В соответствие с официальными данными, по состоянию на 01 июля 2011 года 71 организация обладает лицензией на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан (в т.ч. банки второго уровня – 24; накопительные пенсионные фонды – 6, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами – 2). При этом, основная часть организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность расположена в г. Алматы и г. Астане, что будет накладывать трудности по охвату населения со всех регионов страны;
3) компании, оказывающие трансфер-агентские услуги, призваны разрешить проблему недостаточности охвата брокерами всех регионов страны, путем заключения с брокерами договора на оказание трансфер-агентских услуг. Согласно данному договору компания, оказывающая трансфер-агентские услуги, будет оказывать услуги по приему и передаче документов (информации) от клиентов брокерам.
В Казахстане действуют 3 компании, имеющие лицензию на оказание трансфер-агентских услуг – АО "Казпочта", АО "Народный банк Казахстана" и ТОО "ДОС Финанс";
4) основной ролью ЦД в рамках Программы "Народное IPO" будет являться оказание услуг номинального держания акций и осуществление расчетов по сделкам с акциями, в связи с чем, требуется расширить возможности ЦД для обработки данных, т.к. количество сделок в ходе IPO Компаний-кандидатов и при последующих сделках с их акциями значительно возрастет;
5) регистраторы осуществляют регистрацию ценных бумаг и ведение лицевых счетов клиентов по хранению ценных бумаг. В Казахстане осуществляют деятельность 10 регистраторов. Компании-кандидаты при выборе регистратора будут уделять внимание на наличие у регистратора широкой филиальной сети и степень технической готовности для качественного и своевременного оказания регистраторских услуг.
В заключение, технические возможности существующей инфраструктуры рынка ценных бумаг и его участников являются достаточными, чтобы справиться с обычным уровнем торговой деятельности на организованном рынке ценных бумаг и с существующим объемом торгов по международным сделкам, однако, надежность системы и эффективность в отношении обработки возросшего пакета заказов за короткий промежуток времени являются неопределенными.
Основными проблемами в части готовности инфраструктуры к реализации Программы являются:
штат текущего квалифицированного персонала ЦД ограничен в возможности обрабатывать в сжатые сроки большой объем приказов от физических лиц по открытию счетов, предполагаемый в ходе реализации Программы "Народное IPO";
основной персонал брокеров Казахстана в основном сосредоточен в г. Алматы, что не позволяет предложить широкому кругу населения квалифицированную помощь при инвестиционном решении;
слаборазвитая сеть регистраторов по территории Казахстана, а также низкая степень надежности существующих систем обслуживания при большом количестве заказов;
отсутствие возможности осуществления электронных заказов и автоматизированных систем их обработки у регистраторов.
По данным КФБ, существующая торговая система использует только 1% от своей полной мощности. КФБ планирует использование уже имеющегося отдельного сервера для обработки заявок инвесторов на покупку акций в рамках Программы "Народное IPO". Однако, максимальная мощность требует дальнейшей экспериментальной проверки с моделированием запросов и оценки мощности торговой системы. Основными препятствиями для реализации Программы "Народное IPO" по лучшей международной практике и стандартам являются следующие:
1. Действующие торговые методы не предусматривают проведение международного процесса формирования книги заявок (4) (бук-билдинга). Для решения данной проблемы проводится работа по разработке документов для проведения подписки на акции через КФБ и доработки торговой системы и сопутствующих систем. Ожидается, что к моменту проведения первого размещения в рамках Программы "Народное IPO" указанная работа будет завершена.
2. Существующая торговая система может потребовать дальнейших инвестиций в целях обеспечения надежной и бесперебойной работы в ходе реализации Программы "Народное IPO".
При проведении Программы "Народное IPO" необходимо принимать во внимание, что использование инфраструктуры КФБ позволит автоматизировать процесс сбора и обработки заявок, а также проведения расчетов. Несмотря на то, что в настоящее время КФБ не располагает отдельными необходимыми технологиями, ожидается, что к моменту проведения первого размещения в рамках Программы "Народное IPO" КФБ планирует завершить подготовку своих процедур и технических систем для их использования при проведении Программы "Народное IPO".
Таким образом, обеспечение охвата потенциальных розничных инвесторов всех регионов страны, а также приведение инфраструктуры КФБ и других участников рынка являются критичными задачами в ходе реализации Программы, решение которых должно завершиться к моменту проведения первого IPO в рамках Программы – 1-2 кварталу 2012 года.

Перспективы выхода на рынок ценных бумаг компаний, входящих в группу АО "Самрук-Казына"

Реализация Программы "Народное IPO" направлена на создание условий для развития казахстанского рынка ценных бумаг и предложение населению Казахстана акций наиболее крупных компаний с высоким уровнем рентабельности, стабильными и предсказуемыми результатами деятельности.
Ввиду низкой осведомленности большей части населения Казахстана о рисках, присущих инвестированию в акции, Программа "Народное IPO" предполагает взвешенный подход к анализу кандидатов на проведение первичного размещения акций, уделяя особенное внимание уровню стабильности результатов операционной деятельности и их зависимости от рыночной конъюнктуры.
В настоящее время в группу АО "Самрук-Казына" входит порядка 400 дочерних и зависимых организаций (далее – ДЗО), деятельность которых формирует значительную часть экономики Казахстана. Данные ДЗО осуществляют деятельность в различных секторах экономики, в том числе стратегически важных для будущего экономического развития страны.
Так как Программа "Народное IPO" направлена на предложение населению акций компаний, деятельность которых в меньшей степени зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, в качестве возможных кандидатов для рассмотрения в Программе являются:
1) АО "KEGOC" – монополист в области магистральной передачи электроэнергии, выполняющее также функции диспетчеризации;
2) АО "Air Astana" – крупнейший казахстанский авиаперевозчик;
3) АО "Самрук-Энерго" – холдинговая компания, имеющая в своей структуре активы по генерации и распределению электроэнергии, по добыче каменного угля;
4) АО "НК "Ќазаќстан темiр жолы" – компания, занимающая доминирующее положение по всем видам услуг, связанным с железнодорожными перевозками.
При этом в ходе оценки возможности участия какой-либо дочерней или зависимой организации будет обеспечено сохранение контроля за АО "Самрук-Казына".
В свою очередь, в группе компаний АО "Самрук-Казына" также присутствуют компании из добывающего сектора, которые в силу зависимости доходов от цен на добываемое сырье, являются нежелательными кандидатами для предложения широкому кругу непрофессиональных розничных инвесторов.
Вместе с тем, по мере развития рынка ценных бумаг в Казахстане, возможно проведение IPO добывающих компаний, однако, в целях защиты интересов непрофессиональных розничных инвесторов, их участие в Программе "Народное IPO" должно осуществляться только за счет размещения акций среди накопительных пенсионных фондов, либо ограничившись размещением среди розничных инвесторов исключительно привилегированных акций.
К крупным добывающим ДЗО АО "Самрук-Казына" относятся следующие национальные компании:
1) АО "НК "Казмунайгаз" – крупнейшая национальная компания в области добычи нефти и газа, транспортировки, а также последующей переработки и реализации нефтепродуктов;
2) АО "НАК "Казатомпром" – одна из крупнейших компаний в мире по добыче урановых руд, имеющая перспективы построения вертикально-интегрированного ядерного топливного цикла.
Необходимо отметить, что в составе национальных компаний из добывающего сектора имеются также дочерние компании, деятельность которых не зависит напрямую от конъюнктуры сырьевых рынков и, следовательно, их участие в Программе "Народное IPO" является возможным, в частности, АО "КазТрансОйл", АО "КазТрансГаз" и АО "НМСК "Казмортрансфлот".
До настоящего времени, из всех ДЗО АО "Самрук-Казына" публичное размещение акций провели АО "Разведка добыча "КазМунайГаз" (в 2006 г.), АО "Казахтелеком" (в 2006 г.) и АО "Мангистауская распределительная электросетевая компания" (в 2008 г.). Основными причинами для незначительного объема публичного размещения акций на рынке ценных бумаг со стороны ДЗО являлись:
законодательные барьеры для размещения или реализации долей участия и акций в ряде компаний, относящихся к стратегическим объектам;
угроза снижения доли владения в акционерном капитале компании ниже контрольного пакета акций;
несовершенство тарифного регулирования в отдельных отраслях;
отсутствие развитого рынка ценных бумаг и относительная небольшая база финансово-грамотных инвесторов;
относительно более дешевое финансирование в виде заемного капитала, привлекаемое с международных рынков, которое было доступно в ходе активного роста глобальной экономики;
отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
необходимость проведения крупномасштабной реструктуризации активов или кардинальное изменение стратегического развития компании;
относительно небольшой размер ряда компаний, что негативно сказывается на привлекательности для потенциальных инвесторов.
Принимая во внимание наличие внешних препятствий к осуществлению публичного размещения акций, возникает необходимость принятия единого комплекса мер, направленного на создание необходимых условий для выхода компаний на рынки ценных бумаг. Это обуславливает необходимость целенаправленной поддержки государством развития казахстанского рынка акций в рамках Программы "Народное IPO", в том числе путем обеспечения условий для проведения последовательного размещения акций ДЗО, наиболее подходящих для непрофессионального инвестора – населения Казахстана.
_ _ _ _
(4) Книга заявок формируется в течение ограниченного периода времени, выделенного для сбора всех заявок на приобретение размещаемых акций.

Анализ правовых барьеров размещения акций на рынке ценных бумаг

В настоящее время в Казахстане в основном создана необходимая нормативная правовая база для реализации IPO. Государственные программы по развитию рынка ценных бумаг, законодательные поправки, направленные на улучшение деятельности акционерных обществ оказали положительное воздействие на становление рынка ценных бумаг, базовой институциональной инфраструктуры, эмитентов и инвесторов. Однако для того, чтобы создать необходимые условия успешной реализации IPO Компаний-кандидатов и иных заинтересованных компаний, требуется принятие дополнительных мер по усовершенствованию национального законодательства, затрагивающего процедуру размещения акций.
Приоритетный вопрос, требующий немедленного законодательного урегулирования, связан с ограничительным положением о национальном управляющем холдинге, как единственном акционере некоторых Компаний-Кандидатов, препятствующем появлению новых акционеров.
Наряду с этим в ближайшей перспективе будут осуществляться правовые и регуляторные реформы в сфере IPO. На сегодняшний день сформирован пакет предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, способствующие усовершенствованию национального законодательства по вопросам размещения акций в целях приведения его в соответствие с лучшей мировой практикой.

Государственное регулирование

Принимая во внимание факт того, что Правительство Республики Казахстан наделено функциями надзора и регулирования, а также устанавливает различные виды тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов, уровень рентабельности и рыночной стоимости компаний может изменяться в значительной степени в зависимости от принимаемых Правительством и государственными органами Республики Казахстан решений.
Тарифы оказывают значительное влияние на доходность компаний, оказываемые услуги которых включены в перечень регулируемых услуг. В сфере естественных монополий и регулируемых рынков осуществляют свою деятельность следующие компании Фонда – АО "НК "Ќазаќстан темір жолы", АО "KEGOC", АО "Казпочта", а также дочерние и зависимые организации следующих компаний – АО "НК "Ќазаќстан темір жолы", АО "КазМунайГаз", АО "Самрук-Энерго": например, АО "КазТрансОйл", АО "КазТрансГаз" и другие.
Основным методом государственного регулирования субъектов естественных монополий является ценовое регулирование посредством утверждения тарифа (цены, ставки сбора) или их предельного уровня. Основу государственного регулирования тарифов составляют следующие принципы:
тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг (производства товаров, работ);
возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.
Одной из основных причин актуальности вопроса тарифного регулирования является необходимость реализации инвестиционных проектов. В связи с этим, Правительство Республики Казахстан проведет работу со всеми заинтересованными государственными органами по изучению вопроса целесообразности внесения изменений в законодательство в части стимулирования вложения инвестиций с одновременным сокращением текущих операционных затрат и усилением контроля за исполнением инвестиционных обязательств. Рассмотрение целесообразности изменений в законодательство будет осуществляться с учетом принципов окупаемости инвестиций в разумные сроки, а также сохранения устойчивого развития компаний, при этом, Правительство Республики Казахстан будет обеспечивать баланс интересов населения, бюджетов разных уровней, субъектов естественных монополий и регулируемых компаний, а также всего бизнес сообщества страны в целом.
Кроме того, наличие долгосрочных тарифов или прозрачного подхода к их расчету и утверждению позволит Компаниям-кандидатам прогнозировать доходы с более высокой степенью надежности, что будет оказывать положительное влияние на стоимость акций. В этих целях, Правительство Республики Казахстан продолжит работу по улучшению инвестиционной среды посредством утверждения и установления в установленном порядке тарифов (цен), а также привлечения заинтересованных государственных органов к работе с указанными субъектами рынка по усилению их инвестиционной привлекательности.
В части иных действий и решений государственного регулирования, которые могут вызвать негативное влияние на рыночную стоимость Компаний-кандидатов, Правительство Республики Казахстан, помимо других факторов будут принимать во внимание потенциальный эффект принимаемых действий и решений на рыночную стоимость Компаний-кандидатов.

4. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы

Конечной целью реализации Программы "Народное IPO" является получение комплексного эффекта, который совмещает в себе следующие социально-экономические направления:
предоставление возможности населению Казахстана владеть акциями крупнейших отечественных компаний, а также диверсифицировать и приумножить сбережения путем инвестирования в ценные бумаги;
развитие казахстанского рынка ценных бумаг;
создание культуры инвестирования на рынке ценных бумаг;
повышение прозрачности, эффективности и конкурентоспособности крупнейших компаний Казахстана.
Данная Программа предполагает равнодоступный, прозрачный и справедливый процесс размещения акций дочерних и зависимых организаций, входящих в АО "Самрук-Казына", на рынке ценных бумаг среди населения Республики Казахстан.
Для достижения указанной выше цели необходимо решение следующих задач:
1) вовлечение максимально возможного количества граждан Казахстана к участию в Программе на принципах прозрачности, справедливости и равного доступа;
2) приведение корпоративного управления компаний Фонда в соответствие с мировой практикой, в рамках установленного законодательства Республики Казахстан;
3) создание механизмов по снижению рисков для инвесторов на рынке ценных бумаг;
4) создание благоприятных условий для инвестирования на рынке ценных бумаг;
5) модернизация инфраструктуры рынка ценных бумаг;
6) устранение правовых барьеров и совершенствование нормативной правовой базы;
7) совершенствование подходов государственного регулирования компаний.
Успешная реализация Программы "Народное IPO" должна способствовать развитию рынка ценных бумаг в Казахстане, а также повышению инвестиционной активности населения страны.
В результате реализации Программы ожидается достичь следующих основных ключевых показателей:
размещение акций 6 дочерних и зависимых компаний Фонда в рамках "Народного IPO";
привлечение к участию в Программе не менее 160 000 физических лиц – граждан Республики Казахстан;
рост объема (капитализации) рынка акций Казахстанской фондовой биржи не менее чем на 15-20% к 2015 году от среднего показателя за 2011 год;
привлечение не менее 500 млн. долларов США в рамках размещения акций компаний Фонда до 2015 года.
Успешная реализация Программы "Народное IPO" предоставит населению возможность инвестировать и приумножить сбережения, а дочерним и зависимым компаниям Фонда профинансировать свое развитие за счет привлечения средств в акционерный капитал.
Проведение IPO крупнейших компаний Казахстана повысит привлекательность рынка акций, как инструмент инвестирования, что будет способствовать выводу акций других компаний на рынок ценных бумаг.
Реализация Программы повысит прозрачность и эффективность управления компаниями группы Фонда, за счет совершенствования системы корпоративного управления, внутреннего контроля и управления рисками.

5. Этапы реализации Программы "Народное IPO".

Вывод акций на рынок ценных бумаг

Реализация Программы "Народное IPO" будет осуществляться последовательными фазами на протяжении нескольких лет и задействует множество компаний. Целевая индикативная доля размещения акций в рамках Программы "Народноe IPO" составляет от 5% до 15% от общего количества голосующих акций, доля размещения привилегированных акций в рамках Программы будет устанавливаться для Компаний-кандидатов отдельно. При этом точное количество акций будет рекомендовано Советом директоров Фонда по обоснованному представлению компаний при подготовке к IPO и утверждаться Правительством Республики Казахстан в установленном законодательством порядке.
Структура размещения среди разных типов инвесторов (розничные и институциональные) будет определяться в каждом конкретном случае, и утверждаться по обоснованному представлению Компаний-кандидатов Советом директоров Фонда.
При определении доли акций, размещаемых на рынке ценных бумаг, каждая из компаний будет учитывать следующие основные факторы:
– величину требуемых капитальных вложений;
– текущую долю контролирующего акционера и целевую структуру акционеров;
– количество акций, размещаемых на рынке ценных бумаг и ожидания по степени их ликвидности после размещения;
– наличие факторов, позволяющих значительно повысить стоимость акций в будущем и, соответственно, провести дополнительное размещение акций (5).
Программа предполагает размещение или реализацию простых акций Компаний-кандидатов, с возможностью использования привилегированных акций в качестве дополнительного инструмента привлечения капитала, в целях:
– удовлетворения спроса инвесторов, заинтересованных в получении регулярных дивидендов;
– сохранения юридического и операционного контроля, в случае размещения или реализации значительной доли простых акций.
_ _ _ _
(5) Дополнительное размещение акций – публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц компанией, которая уже проводила IPO и (или) ее акции уже обращаются на бирже.

Процесс отбора компаний

Отбор Компаний-кандидатов для участия в Программе "Народное IPO" был осуществлен в несколько этапов, что позволяет эффективно отобрать наиболее подходящие компании из группы АО "Самрук-Казына".
Методология отбора определяет объективные критерии, на основании которых определяется готовность к IPO компаний, входящих в группу АО "Самрук-Казына". Эти критерии можно оценивать на регулярной основе для определения прогресса компаний в их готовности и выявления Компаний-кандидатов для будущих IPO.
Первый этап представляет собой отбор на основе количественных показателей, что позволяет сузить количество приемлемых Компаний-кандидатов до оптимального уровня из 400 дочерних и зависимых организаций, входящих в группу АО "Самрук-Казына", с целью последующего более детального анализа. В качестве критериев отбора на данном этапе были выбраны показатели "выручка" и "EBITDA" (6) за 2010 год, величина которых должна превышать 500 млн. долларов США и 50 млн. долларов США соответственно. В последующем, по мере развития рынка ценных бумаг Казахстана, количественные критерии отбора могут быть скорректированы.
Второй этап предполагает изучение текущей деятельности и перспектив развития, с целью определения сильных и слабых сторон по отношению вывода акций на рынке ценных бумаг. В рамках данного этапа был проведен количественный и качественный анализ, как на уровне холдинговых компаний, так и на уровне средних компаний. Данный анализ включал анализ бизнес-планов, финансового положения, планов развития, состояния корпоративного управления, стратегическую ясность и техническую готовность дочерних и зависимых организаций АО "Самрук-Казына". На данном этапе были отобраны компании имеющие:
четкую и сбалансированную стратегию развития;
перспективы устойчивой и положительной рентабельности;
отсутствие листинга на фондовой бирже;
достаточный уровень корпоративного управления в соответствии с лучшей мировой практикой (7).
Заключительный этап процесса отбора Компаний-кандидатов заключается в детальном анализе деятельности отдельных компаний. Подробный анализ каждой из Компаний-кандидатов позволяет определить наиболее подходящих кандидатов, которые готовы к проведению IPO.
Система оценки Компаний-кандидатов основана на объективных критериях, которые применяются в согласованном подходе ко всем компаниям. Баллы распределяются в соответствии со степенью готовности компаний отвечать установленным критериям:
1. Стратегическая ясность – наличие сформулированной и ясной стратегии развития, четкой и понятной истории компании и инвестиционной привлекательности, отсутствие на текущий момент процесса реструктуризации бизнеса.
2. Финансовое положение – исторической обзор финансовой деятельности, опыт прибыльных операций, обзор прогнозируемых результатов деятельности, имеет ли компания позитивный прогноз на будущее с высокой степенью прозрачности и ограниченным риском убытков и перспективы самостоятельного роста, которые будут подтверждать его инвестиционную историю ("equity story") в IPO.
3. Стабильное положение после проведения IPO – оценка воздействия внешних факторов на кандидатов, включая риски, связанные с их финансовой деятельностью и будущей ценой акций их компаний.
4. Размер сделки – оценка адекватности потенциального размера сделки IPO, с учетом возможного финансирования, требования компании по финансированию и соответствие бизнес-стратегии, а также воздействие IPO на структуру капитала Компании-кандидата.
5. Требования к размещению (листингу) – анализ соответствия Компании-кандидата требованиям КФБ.
6. Техническая готовность (правовая сторона/корпоративное управление) – правовая, финансовая и управленческая проверка для выявления любых существенных препятствий для успешного проведения IPO, а также оценки технической готовности Компании-кандидата в части текущей финансовой отчетности, корпоративного управления, отношения с инвесторами и соблюдения обязательств, связанных со статусом публичной компании.
При этом необходимо отметить, что результаты участия населения в размещении дочерних и зависимых организаций АО "Самрук-Казына" будет определять отношение к Программе в целом, и влиять на доверие населения к рынку ценных бумаг в будущем. Вследствие чего, ключевым критерием при отборе Компаний-кандидатов является риск волатильности акций компаний в результате влияния конъюнктуры сырьевых рынков на операционную деятельность Компаний-кандидатов добывающего сектора.
С учетом описанных критериев Компаниям-кандидатам присваиваются баллы по степени соответствия критериям "IPO готовности" и располагают в группы согласно их уровню готовности. Со временем, компании могут продвигаться вверх по расположению, если уровень их готовности улучшится. Бальная система включает в себя следующие значения:
2 балла: Компания-кандидат полностью соответствует критериям;
1 балл: В настоящее время Компания-кандидат не соответствует критериям из-за определенных проблем, которые могут быть решены и имеется план действий для решения;
0 баллов: Компания-кандидат не соответствует критериям в настоящее время и разрешимость данного вопроса потребует времени.
В таблице ниже предоставлен анализ Компаний-кандидатов, прошедших все три этапа отбора.

Резюме оценки баллов Компаний-кандидатов в соответствии с критериями отбора
Компания-кандидатСтратегическая ясностьФинансовое положениеСтабильность после IPOРазмер IPOТребования листингаТехн. готовностьОбщее кол-во баллов
Истор.Будущ.
AirAstana2221222/215
КТО2222221/215
КЕГОК2122221/113
КТГ1222121/112
КМТФ2221112/112
Самрук-Энерго2121121/111
НК КМГ1220021/19
НАК КАП1110021/17
КТТ12111208
КТЖ12110207


Базируясь на представленной оценке готовности Компаний-кандидатов к IPO, был проведен комплексный анализ в разрезе компаний. Так по компаниям наиболее готовым к IPO, необходимо отметить следующее:
АО "Казтрансойл", крупнейший оператор нефтепроводов в Казахстане, на долю которого приходится транспортировка около 60% от годового объема добычи нефти в стране. АО "Казтрансойл" имеет стабильный бизнес, обладающий потенциалом улучшения финансовых показателей в случае, если нормативная правовая база станет более прозрачной и ориентированной на рыночную рентабельность;
АО "КЕГОК" предоставляет основные услуги в управлении электрическими сетями, прозрачный и понятный бизнес, который имеет ряд преимуществ в связи с ростом внутренней экономики Казахстана. Кроме того, потребность в капиталовложениях является основанием для первичного выпуска акций;
АО "AirAstana" занимает лидирующие позиции на быстрорастущем рынке региона СНГ, поддерживаемые продуманным планом расширения сети, кроме того имеет современный парк самолетов, а также высокие операционные и финансовые показатели, что позволяет, относить компанию к наиболее инвестиционно-привлекательным компаниям. Вместе с тем, в связи с текущей структурой акционерного капитала АО "AirAstana", необходимо согласовать со вторым акционером условия проведения первичного размещения, при этом, будет обеспечено сохранение контроля над компанией со стороны АО "Самрук-Казына".
В то же время, анализируя отдельный фактор "последствия волатильности акций Компаний-кандидатов" с учетом влияния рыночной конъюнктуры на операционную деятельность добывающих компаний, необходимо отметить высокие макроэкономические риски у Компаний-кандидатов. В частности, АО "НК "КазМунайГаз", АО "НАК "Казатомпром", а также их добычные активы обладают потенциальным риском волатильности цен на сырье, что в свою очередь влияет на результаты деятельности добывающего сегмента бизнеса.
Вследствие чего, в целях защиты интересов значительного количества непрофессиональных розничных инвесторов, размещение акций добывающих Компаний-кандидатов в Программе "Народное IPO" будет осуществляться для институциональных инвесторов, либо путем размещения исключительно привилегированных акций.
Список Компаний-кандидатов по итогам заключительного этапа отбора, представляет собой группы (эшелоны) компаний, объединенные в относительно однородные группы компаний по степени готовности к выходу на IPO.

I эшелон компаний (2 – 3 квартал 2012 года):
1) АО "КазТрансОйл";
2) АО "KEGOC";
3) АО "AirAstana".

II эшелон компаний (2013 год):
1) АО "КазТрансГаз";
2) АО "НМСК "Казмортрансфлот";
3) АО "Самрук-Энерго".

III эшелон компаний (2014 – 2015 годы):
1) АО "НК "Ќазаќстан темiр жолы";
2) АО "Ќазтеміртранс".

Группа компаний с высоким риском волатильности акций (после 2015 года):
1) АО "НК "КазМунайГаз";
2) АО "НАК "Казатомпром";
3) Другие добывающие компании.

При этом, Компании-кандидаты 1 эшелона требуют ускоренной подготовки к IPO, в свою очередь Компании-кандидаты 2 и 3 эшелонов определены индикативно и представляют последующую волну потенциальных IPO кандидатов из состава группы АО "Самрук-Казына". Ввиду различий в степени готовности отобранных Компаний-кандидатов, сроки выхода на IPO каждой из компаний будут зависеть от темпов проведения необходимых мероприятий по подготовке к IPO. В связи с этим, отобранным Компаниям-кандидатам необходимо разработать детальный план мероприятий по подготовке и реализации IPO, согласно указанным срокам выхода на IPO.
Последующие этапы Программы "Народное IPO" выведут дополнительные Компании-кандидаты на IPO, а также приведут к постепенному внедрению правовой, нормативной и структурной реформ, в целях повышения уровня местного рынка капитала до международного уровня, а также будут содействовать долгосрочному развитию и активному участию инвесторов, что поможет развитию рынков капитала Казахстана и вызовет большой интерес, как со стороны населения, так и со стороны местных компаний для листинга в Казахстане.
_ _ _ _
(6) Прибыль до вычета расходов по обслуживанию долга, налогов, амортизации (англ. Earnings before interest tax depreciation and amortization)
(7) Отбор по данному критерию проводился с учетом требований Кодекса корпоративного управления Великобритании

Процесс подготовки к IPO

Подготовка к IPO является продолжительным процессом, требующим скоординированной работы всех структурных подразделений компании, в связи с этим Компаниями-кандидатами будет разработан план мероприятий по подготовке и осуществлению IPO. Данный процесс состоит из следующих трех основных блоков мероприятий и предоставлен в Приложении 1 "Этапы проведения IPO".
Ниже приведен процесс подготовки для Компаний-кандидатов трех эшелонов.

Предварительная подготовка

Публичный статус Компаний-кандидатов подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании, это необходимое условие успешного проведения IPO. При этом потенциальные эмитенты разработают или внесут изменения и дополнения в свои внутренние документы для приведения их к формату и стандарту, понятному для внешних инвесторов.
Процедура формирования объективного представления требует проведения ряда мероприятий со стороны Компаний-Кандидатов трех эшелонов, среди которых:
подготовка и аудит финансовой отчетности (включая анализ управленческой отчетности и формализация процесса планирования);
диагностика и совершенствование систем корпоративного управления и управления рисками;
диагностика системы внутреннего контроля и аудита;
анализ системы разработки стратегии и бизнес-плана;
проведение юридической экспертизы Компании-кандидата;
оценка технологического и кадрового потенциала;
маркетинговый анализ деятельности.
Одновременно Компаниям-кандидатам необходимо инициировать процедуры по разработке будущего предложения акций на рынке ценных бумаг. Для этих целей Компании-кандидаты могут привлечь независимых консультантов, которые помогут определить структуру предложения (вид ценных бумаг, размер размещения, период размещения, целевые инвесторы, возможность использования опционов и т.д.), первичную оценку спроса, подготовить информационную справку, излагающую историю компании ("equity story"), а также проводить работу по взаимодействию с фондовой биржей и регулирующими органами.

Подготовка к размещению акций

Значительный объем работ будет проведен при подготовке к листингу на фондовой бирже. К моменту размещения Компаниям-кандидатам трех эшелонов необходимо завершить следующие мероприятия:
проведение комплексной проверки ("due diligence");
конечное определение андеррайтинга и стоимости услуг;
юридическое сопровождение (подготовка проспекта эмиссии и других сопутствующих юридических документов);
проведение оценки бизнеса;
разработка маркетинговой стратегии.
Особенное внимание будет уделяться оценке стоимости бизнеса и акционерного капитала Компаний-кандидатов, которая будет проводиться с целью определения справедливой рыночной стоимости одной акции. Справедливая рыночная стоимость будет определяться на основе общепринятых подходов к оценке стоимости – доходным и рыночным подходами. Данные подходы к оценке являются наиболее распространенными при определении стоимости какого-либо актива потенциальными покупателями или инвесторами.
Результаты оценки справедливой стоимости одной акции, в свою очередь, оказывает влияние на принятие решения о цене размещения, величины пакета размещаемых акций, а также целевой структуре размещения, если размещаются разные виды акций (простые или привилегированные) среди нескольких видов инвесторов (розничные, институциональные, персонал компании и т.д.).
К моменту размещения акций, Компании-кандидаты так же обеспечат должный и заблаговременный доступ независимых аналитиков и инвесторов к необходимой информации для формирования аналитических отчетов и принятия решений.
Завершение фазы по подготовке к размещению будет реализовано для Компаний-кандидатов I эшелона к апрелю-августу 2012 года, для Компаний-кандидатов II эшелона до конца второго квартала 2013 года, для Компаний-кандидатов III эшелона до конца второго квартала 2014 года.

Проведение размещения акций

Значительный объем подготовительных работ до момента размещения будет уделен взаимодействию с потенциальными инвесторами. Этап проведения размещения акций на рынке ценных бумаг требует выполнения ряда следующих мероприятий со стороны Компаний-кандидатов трех эшелонов:
обучение инвесторов (подготовка информационного меморандума, подготовка инвестиционного меморандума, PR-сопровождение и т.д.);
сбор заявок (публикация предварительного проспекта, проведение выездных презентаций руководства "roadshow", анализ спроса, установление цен и распределение);
мероприятия на вторичном рынке после проведения размещения (поддержание акций на организованном рынке).
Компании-кандидаты трех эшелонов обеспечат своевременный релиз отчетов аналитиков, осуществят информационную кампанию предстоящего размещения акций, особенное внимание будет уделяться целевой аудитории инвесторов и их обучению. Компания-кандидат совместно с независимыми консультантами изучит вопросы, имеющиеся у ключевых инвесторов и предоставит информацию, отвечающую данным вопросам. Кроме того, необходимо провести анализ конъюнктуры рынка, отзывов потенциальных инвесторов, в целях корректировки размера предложения, цены размещения и т.д.
К моменту начала сбора заявок на размещение Компания-кандидат обеспечит публикацию проспекта эмиссии, проведет выездные презентации руководства ("roadshow"). В свою очередь, после проведения сбора заявок будет проанализирован спрос и установлена цена и структура размещения.
Во избежание излишней или нерациональной волатильности цен на акции, Компания-кандидат заблаговременно определит механизмы стабилизации цены акций после размещения.
Публичность компании налагает на нее определенные обязательства по раскрытию информации. При этом капитализация компании зависит от доверия инвесторов, поэтому необходимо создание специальных службы (IR-отделы), для эффективного взаимодействия с инвесторами.
Проведение фазы размещения акций на рынке ценных бумаг будет реализовано для Компаний-кандидатов I эшелона до конца второго-третьего квартала 2012 года, для Компаний-кандидатов II эшелона до конца четвертого квартала 2013 года, для Компаний-кандидатов III эшелона до конца четвертого квартала 2014 года – начала первого квартала 2015 года.

Механизмы размещения акций среди инвесторов

Принимая во внимание цели и задачи Программы "Народное IPO", предоставление населению Казахстана возможности инвестировать свои сбережения в акции компаний будет осуществляться через прямую покупку акций или опосредованно – через пенсионные фонды, в которых находятся пенсионные сбережения, при этом, приоритет будет отдаваться удовлетворению заявок розничных инвесторов.
Структура размещения акций среди пенсионных фондов и розничных инвесторов в рамках Программы "Народное IPO" будет определяться в каждом отдельном размещении, исходя из сложившегося спроса и предложения, а также степени стабильности результатов от операционной деятельности Компании-кандидата и их зависимости от цен на мировых сырьевых рынках.
Решение о цене, количестве и структуре размещения акций Компании-кандидата будет одобрено Советом директоров АО "Самрук-Казына" и в последующем утверждаться Правительством Республики Казахстан в установленном законодательством порядке.
Процесс размещения акций среди населения в рамках Программы "Народное IPO" будет осуществляться методом подписки (бук-билдинг) (8) на КФБ, порядок проведения которого определяется внутренними документами КФБ. Это может служить положительным импульсом для развития организованного рынка ценных бумаг в Казахстане. Кроме того, проведение размещения методом подписки предоставит возможность эмитенту осуществлять контроль над структурой размещения (объем размещения, распределение между видами инвесторов и другие) и позволит избежать подачи многократных (повторных) заявок от одного лица (в отличие от специализированных торгов, где можно подать несколько заявок через разных брокеров). Ожидается, что процесс бук-билдинга во время IPO потребует раскрытия личности инвестора, в целях сортировки и распределения заявок во время размещения, а также эффективного мониторинга подачи многократных (повторных) заявок от одного лица. Критерии отбора заявок эмитентом будут определяться внутренними документами эмитента, представляемыми в пакете документов для листинга на КФБ.
Процесс сбора заявок физических лиц будет проводиться в срок не менее 15 календарных дней и не более 45 календарных дней, с целью предоставления достаточного времени потенциальным инвесторам на подачу заявки. С целью обеспечения равного и справедливого доступа к приобретению акций Компаний-кандидатов в ходе проведения подписки, заявки физических лиц будут ограничены по максимальному количеству приобретаемых акций, что позволит избежать чрезмерного приобретения акций наиболее обеспеченными слоями населения.
Для участия в программе "Народное IPO" розничному инвестору необходимо:
заключить брокерский договор напрямую с брокерской или дилерской организацией или через трансфер-агента (например, через региональный филиал АО "Казпочта"), в случае если розничный инвестор ранее не заключал такой договор;
заполнить и подать брокерской и дилерской организации клиентский заказ на покупку акций;
обеспечить своевременное наличие денежных средств, во избежание риска неуплаты на момент проведения расчетов.
Принимая во внимание важность предоставления равного и справедливого доступа всем слоям населения Казахстана, будет проработан механизм предоставления льготной или бесплатной услуги брокерскими и дилерскими организациями по открытию счета физическим лицам, а также покупке акций, осуществляемой в момент первичного размещения акций Компаний-кандидатов.
Распределение акций среди накопительных пенсионных фондов будет осуществляться путем подачи заявки на КФБ через организации, осуществляющие брокерскую и дилерскую деятельность. Преимуществом участия накопительных пенсионных фондов в Программе "Народное IPO" является предоставление возможности значительной доле населения инвестировать часть своих сбережений в акции.
_ _ _ _
(8) В настоящее время действующие на Бирже методы торгов не предусматривают проведения подписки. Биржа и Центральный Депозитарий ведет работу над изменением внутренних правил и внедрение подписки.

6. Основные риски и мероприятия по их снижению

Успешность реализации проведения первичного размещения акций каждой из Компаний-кандидатов будет зависеть от большого количества факторов, как внутренних, так и внешних. Программа "Народное IPO" учитывает следующие ключевые риски, сопутствующие ее реализации, и мероприятия по их снижению.

1. Риски значительного снижения цен акций

Чрезмерная волатильность (9) и существенное падение цены акций являются основными источниками риска в отношении убытков для непрофессионального розничного инвестора.
Для участия в Программе будут приниматься только компании с наиболее стабильными и прогнозируемыми денежными потоками от операционной деятельности. Подобный отбор позволит минимизировать риск значительных убытков непрофессиональных розничных инвесторов, имеющих тенденцию продавать акции после значительного падения цен в период высокой волатильности на мировых рынках.
Значительную роль по снижению волатильности цен акций, будут играть накопительные пенсионные фонды, являющиеся крупнейшими институциональными инвесторами с долгосрочным горизонтом инвестирования, которые обеспечат дополнительную ликвидность в период высокого роста цен акций и достаточный спрос при их необоснованном снижении.

2. Риск отсрочки реализации необходимых реформ

Сроки размещения акций компаний АО "Самрук-Казына" на рынке ценных бумаг будут зависеть от сроков внесения изменений в ряд нормативных и правовых актов Республики Казахстан, в том числе, но не ограничиваясь, изменений и дополнений в тарифное регулирование, а также совершенствования инфраструктуры. В связи с тем, что реализация подобных реформ может занимать значительное количество времени, их исполнение должно происходить в возможно кратчайшие сроки.
В этой связи будет принято решение со стороны Правительства Республики Казахстан и всех заинтересованных министерств, ведомств и других государственных органов о присвоении необходимым реформам статуса срочных и приоритетных. Со стороны Компаний-кандидатов и Фонда будет выделен необходимый персонал для подготовки и осуществления IPO.

3. Риск концентрации размещения акций среди ограниченного круга инвесторов

При осуществлении размещения акций будет обеспечен равный и справедливый доступ населения к участию в Программе "Народное IPO".
Равный доступ будет обеспечен путем охвата всех регионов страны за счет привлечения АО "Казпочта" в качестве брокера и трансфер-агента брокерских услуг, имеющего разветвленную сеть отделений по всей стране.
Будет проработан механизм возмещения части тарифа брокеров на открытие счета физических лиц и транзакции по приобретению акций в ходе первичного размещения акций Компаний-кандидатов, создадут привлекательные и равные условия всем слоям населения для участия в Программе.
Наличие предела по максимальному количеству акций, которое может приобрести физическое лицо, предоставит справедливую возможность инвестировать имеющиеся сбережения населению с разным уровнем дохода и благосостояния.

4. Риск неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Принимая во внимание важность состояния мирового и регионального финансовых рынков в момент проведения IPO, необходимо учитывать, что фактические сроки размещения могут отличаться от планируемых.
Совет директоров АО "Самрук-Казына" по предложению дочерних организаций Фонда будет выбирать "окна" для размещения акций с учетом получения приемлемой цены размещения и достаточного спроса со стороны потенциальных инвесторов.
5. Риск недостаточного уровня финансовой грамотности и осведомленности об инвестировании
Низкий уровень финансовой грамотности и осведомленности о функционировании рынка ценных бумаг, транзакционных издержках и налоговых последствиях может привести к нежелательным результатам в виде недостаточного спроса со стороны населения или существенных убытков в результате принятия неквалифицированных решений.
Образовательная часть Программы охватит максимально большое количество потенциальных инвесторов, при этом, будет содержать информацию обо всех рисках и налоговых последствиях, которые несет инвестор. Старт образовательной кампании будет дан в начале 4 квартала 2011 года, для обеспечения достаточного времени для обучения населения навыкам и знаниям об инвестиционной деятельности.
_ _ _ _
(9) Волатильность – степень изменчивости цены ценной бумаги относительно ее среднего значения за определенный период времени

7. Мероприятия по реализации Программы

Одной из основных задач Программы "Народное IPO" является создание дополнительного инструмента инвестирования и диверсификации сбережений для населения страны. Среди основных социально-экономических аспектов данной задачи можно выделить следующее:
вовлечение широкого круга розничных инвесторов;
недопущение высокого колебания цен на акции Компаний-кандидатов;
создание инфраструктурных и законодательных условий на рынке ценных бумаг для розничных инвесторов.
Принимая во внимание вышеуказанные факторы, необходимо предпринять ряд мер, направленных на стимулирование спроса со стороны розничных инвесторов, снижение колебаний цен на акции Компаний-кандидатов после проведения IPO, преобразование инфраструктуры и совершенствование законодательства, указанные в Приложении 2 "План мероприятий".

Стимулирование розничного спроса

Предполагается, что основным механизмом вовлечения населения в процесс реализации Программы "Народного IPO" будет создание для розничных инвесторов системы стимулов и поощрений при приобретении акций Компаний-кандидатов.
Возможны следующие методы поощрения розничных инвесторов:

а. Механизмы, направленные на поощрение покупки акций и охват широкого круга розничных инвесторов:
1. Приоритетное распределение акций при размещении в пользу инвесторов, подавших заявки по предварительной регистрации до размещения акций на рынке ценных бумаг, в случае если спрос на акции превышает объем предложения;
2. Возможность перераспределения акций между различными группами инвесторов, т.е. в случае повышенного спроса на акции со стороны одной из групп инвесторов, дополнительное количество акций по истечении определенных сроков может быть перераспределено из предложения для других групп инвесторов. Данная мера позволяет регулировать спрос и предложение в отдельных группах инвесторов при размещении акций;
3. Льготные тарифы на брокерское обслуживание (у брокерских компаний, которые будут согласны предоставить такие льготы) для розничных инвесторов при проведении первичного размещения акций;
4. Ограничения по максимально возможному пакету приобретения акций Компаний-кандидатов для каждого розничного инвестора в целях недопущения концентрации большого пакета акций в руках одного инвестора.

б. Механизм, направленный на поощрение держания акций:
1. Использование привилегированных акций, предусматривающих периодичную выплату ранее установленного фиксированного дохода (дивиденда). Данный механизм одобряется Советом директоров Фонда по предложению Компаний-кандидатов.
Следует отметить важную роль предварительного исследования рынка при определении метода поощрения. Целью исследования, помимо прочего, могут быть – желаемый уровень доходности, методы стимулирования, демографическая, географическая и экономическая характеристики групп спроса с высоким потенциалом.
Кроме того, при выборе методов и объема поощрения необходимо принимать во внимание правовые и нормативные вопросы, в том числе в сфере налогообложения, так как данные аспекты влияют на степень готовности акционеров и Компаний-кандидатов к реализации конкретного метода поощрения, а также к управлению выбранным методом. В связи с этим, выбор конкретных видов поощрений и стимулов будут определяться индивидуально для каждой Компании при подготовке размещения акций на рынке ценных бумаг.

Инфраструктурные преобразования

Существующая инфраструктура рынка ценных бумаг должна быть обеспечена необходимыми ресурсами, включая квалифицированный персонал, наличие соответствующих систем, которая будет отвечать всем требованиям для обеспечения точности и своевременности исполнения клиентских приказов.
В частности, необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию инфраструктуры и нормативной базы центрального депозитария, брокеров, регистраторов, трансфер-агентов.
Центральный депозитарий
Первоочередные мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойности и качество предоставляемых услуг центрального депозитария, включают в себя следующее:
1) сокращение объема ручной работы по вводу данных путем внедрения программных решений в целях ускорения процесса обработки данных, предоставляемых инвесторами;
2) рассмотрение целесообразности интеграции существующей системы центрального депозитария с Национальным реестром индивидуальных идентификационных номеров, в целях ускорения процесса открытия счетов клиентов и увеличения объема обработки данных;
3) автоматизация деятельности обработки приказов для эффективной регистрации переводов ценных бумаг, своевременного предоставления информации, минимизации ошибок и др.;
4) улучшение надежности существующих резервных систем;
5) налаживание и проверка взаимодействия между торговой системой КФБ и учетной системой центрального депозитария в ходе внедрения на КФБ процесса формирования книги ("бук-билдинг").
В последующем, должны быть рассмотрены меры дальнейшего усовершенствования системы, основанные на предположении повышения активности на рынках капитала и роста интереса со стороны иностранных инвесторов. В частности, в среднесрочной перспективе должно быть налажено сотрудничество с международными клиринговыми и расчетными организациями (например Еuroclear и Clearstream), что поможет обеспечить удобную платформу сотрудничества для международных участников.

Брокерские компании, трансфер-агенты

Активное участие казахстанских брокеров будет необходимо для укрепления розничного спроса, в виду того, что розничные инвесторы будут размещать свои заказы через брокерские компании. Кроме того, необходимо предоставить возможность льготного брокерского обслуживания для розничных инвесторов при размещении акций Компаний-кандидатов путем привлечения заинтересованных брокерских компаний к совместной реализации Программы "Народное IPO".
Учитывая, что брокерские компании в основном осуществляют свою деятельность в г. Алматы и не располагают региональной сетью филиалов, для широкого охвата населения необходимо привлечение компаний, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность и имеющих разветвленную филиальную сеть в регионах.
В частности, в качестве потенциального канала распространения акций может быть рассмотрено АО "Казпочта", имеющее лицензию на оказание брокерских и трансфер-агентских услуг, а также разветвленную региональную сеть, состоящую из 306 отделений по всей стране. Вместе с тем, в целях повышения качества оказываемых услуг в АО "Казпочта" должна быть проведена работа по улучшению процесса автоматизации, внутреннего контроля, надежности систем, квалификации персонала и другое.

Регистраторы

При обращении акций на внебиржевом рынке ценных бумаг розничные инвесторы могут распоряжаться принадлежащими им акциями, не ограничиваясь только системами учета ценных бумаг ЦД и организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, но так же проводить сделки по акциям через регистратора путем регистрации сделок в системе ведения реестров держателей ценных бумаг.
К моменту первого размещения акций в рамках Программы "Народное IPO" необходимо разработать и внедрить единый формат документа, фиксирующего право собственности на акции и предоставляющего право на участие в общем собрании акционеров эмитента.
Вместе с тем, в целях повышения качества услуг регистраторов должна быть проведена работа по пересмотру и упрощению процедур открытия счета, проведению сделок с ценными бумагами, а также сокращению ручной работы.

Казахстанская фондовая биржа

В краткосрочной перспективе предпринимаемые меры должны быть направлены в первую очередь на решение вопросов КФБ, связанных с повышением объемов торгов и ликвидности, качества торговой системы, совершенствованием механизмов правовой защиты. В частности необходимо предпринять следующее:
1) разработка новых правил правовых требований в целях стимулирования казахстанских эмитентов к проведению листинга на КФБ наряду с комплексными мерами по внедрению предложений по улучшению существующей инфраструктуры в рамках Программы "Народное IPO";
2) развертывание отдельного сервера для обслуживания сделок в рамках Программы "Народное IPO";
3) дополнение правил организации торгов порядком формирования книги заявок (бук-билдинг) в рамках эффективного проведения процесса размещения среди розничных инвесторов.
Реализация краткосрочных задач должна быть завершена к моменту выхода Компаний-кандидатов на рынок ценных бумаг, т.е. к 1 кварталу 2012 года.
В рамках реализации среднесрочных мер по совершенствованию биржевой инфраструктуры, работа будет сконцентрирована на следующих направлениях:
1) дальнейшее совершенствование системы прямого доступа к торговой системе КФБ без непосредственного участия организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность;
2) модернизация торговой системы в соответствии с международной практикой в долгосрочной перспективе исходя из потребностей рынка и с учетом размера вложений и эффективности принимаемого инвестиционного решения;
3) подготовка инфраструктуры к появлению высокочастотного трейдинга (10).

Внесение изменений в нормативные правовые акты

В целях преодоления правовых барьеров, упомянутых в пункте 3.3., будут внесены изменения в законодательство, регулирующее следующие отрасли: недра и недропользование, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, транспорт, стратегические объекты, правовые положения Фонда национального благосостояния.
В целях стимулирования участия граждан Республики Казахстан в Программе "Народное IPO" также будут внесены изменения в законодательство, регулирующее следующие отрасли: рынок ценных бумаг, в том числе по ограничению прав иностранных физических лиц и лиц без гражданства на приобретение акций дочерних и зависимых организаций АО "Самрук-Казына", деятельность акционерных обществ, государственная служба и борьба с коррупцией.
Поскольку поправки в законодательство по вопросам размещения акций окажут позитивное влияние на участие в Программе частных и институциональных инвесторов, позволят повысить транспарентность и конкурентоспособность крупнейших отечественных компаний, процесс их внесения должен быть завершен не позднее середины ноября 2011 года.
_ _ _ _
(10) Способ торгов на бирже, при котором в единицу времени осуществляется максимальное количество сделок с ценными бумагами.

Информационно-разъяснительная кампания

Одним из важнейших элементов Программы "Народное IPO" является проведение информационно-разъяснительной кампании.
Цель данной кампании – доведение до населения и разъяснение целей Программы, механизма ее реализации, а также повышение финансово-инвестиционной грамотности граждан Республики Казахстан.

Задачи:
1. Достижение понимания в казахстанском обществе принципов функционирования рынка ценных бумаг, выгод и рисков инвестирования в долевые финансовые инструменты.
2. Стимулирование и поддержка в обществе позитивного интереса к Программе "Народное IPO" в течение всего периода ее реализации.
3. Привлечение к участию в программе (приобретению акций) максимально широкого круга потенциальных розничных инвесторов.
Для достижения поставленных задач в качестве двух самостоятельных направлений будут реализованы Информационно-образовательная и Маркетинговая кампании.

1. Информационно-образовательная кампания.
Целью работы в рамках данной кампании является повышение уровня финансово-инвестиционной грамотности населения Республики Казахстан, пробуждение общего интереса граждан к участию в операциях на рынке ценных бумаг, разъяснение целей программы Народного IPO, осуществляемой по поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Реализация образовательной кампании начнется с 4 квартала 2011 года и продолжится до завершения срока действия Программы. Обучение населения общей финансовой грамотности будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Министерством связи и информации Республики Казахстан, а также другими заинтересованными государственными органами.
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами будет проводить информационную кампанию в части разъяснения возможностей, предоставляемых Программой "Народное IPO".
В рамках информационно-образовательной кампании предполагается осуществлять прокат на республиканских и местных телевизионных и радиоканалах информационно-образовательных фильмов, аудио- и видеороликов, размещение наружной, печатной рекламы, распространение брошюр, буклетов и другой печатной продукции. На основе медиа-планов в казахстанских и зарубежных средствах массовой информации (далее – СМИ) будут публиковаться, выходить в эфир информационные и аналитические материалы, новостные сюжеты, образовательные статьи, интервью. На телевизионных каналах будут организованы специальные телепередачи и рубрики, посвященные разъяснению принципов функционирования рынка ценных бумаг, выгод и рисков владения акциями.
Для продвижения программы будет создана специальная веб-страница "Народного IPO". Информация также будет распространяться на интернет-ресурсах, в том числе в информационных и специализированных онлайн-изданиях, а также в социальных сетях для продвижения новостей и мнений о Программе "Народное IPO".
В информационно-образовательных центрах, учебных заведениях будут читаться лекции по инвестиционно-финансовой грамотности, проводиться семинары. Также будет работать "горячая линия" (call-center) для предоставления консультативной информации населению.
Для эффективной организации информационно-образовательной работы будет проведено социологическое исследование, которое позволит оценить результаты, достигнутые в рамках информационно-образовательной кампании, в случае необходимости будут внесены коррективы в ее содержание.

2. Маркетинговая кампания.
Целью работы в рамках данной кампании является стимулирование интереса к Программе "Народное IPO" и привлечение населения к покупке акций. Маркетинговая кампания будет реализовываться АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и его дочерними компаниями по мере их выхода на IPO.
Начиная с момента объявления Компаний-кандидатов 1 эшелона (4 квартал 2011 года), параллельно с Информационно-образовательной кампанией, будут проводиться маркетинговые мероприятия по разъяснению условий и порядка участия населения в Программе. Маркетинговая кампания будет включать в себя заблаговременное размещение в СМИ информационных материалов о компаниях-эмитентах, распространение рекламы предлагаемых в рамках IPO акций, издание печатной маркетинговой продукции, проведение брифингов для СМИ, круглых столов, презентаций, промо-акций и прочее.
На этапе предложения акций во всех регионах страны будут проведены роуд-шоу с целью разъяснения концепции "Народного IPO", стимулирования интереса к участию в Программе со стороны розничных инвесторов и профессионального финансового сообщества. Мероприятия по предложению акций и роуд-шоу будут реализовываться компаниями-эмитентами 1, 2 и 3 эшелонов.
Для эффективной организации информационной работы в рамках Программы "Народное IPO" АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" будет реализована программа обучения, повышение квалификации работников подразделений, отвечающих за связи с общественностью и СМИ.
В рамках информационно-образовательной и маркетинговой кампаний будет применяться единая символика "Народного IPO", в соответствии с этим будут разработаны и приняты общая рекламная концепция и бренд-бук.

8. Необходимые ресурсы

В целях выполнения поставленных задач будут использованы собственные средства АО "Самрук-Казына" и его дочерних и зависимых компаний, средства республиканского бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности государственных органов и средства Национального банка Республики Казахстан, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
В рамках финансирования процесса вывода дочерних компаний Фонда, будут разработаны бюджеты на проведение первоочередных и последующих мероприятий из собственных средств компаний. Данные средства будут направлены на оплату услуг консультантов, подготовку необходимых документов для размещения акций, проведения roadshow и другое. На данные цели из бюджета компаний Фонда будет направлено порядка 750-1 500 млн. тенге.
В рамках реализации информационно-образовательной работы с населением, планируется совместная работа с заинтересованными государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан, которые также планируют реализацию мероприятий, направленных на повышение общей финансовой грамотности населения. Также с государственными органами и Национальным банком планируется совместная скоординированная работа в части совершенствования законодательства и инфраструктуры рынка ценных бумаг, предназначенного на обеспечение их деятельности. В рамках данных мероприятий в бюджете будут предусмотрены средства, необходимые для реализации этих целей, которые будут уточняться при формировании бюджета в пределах трехлетних среднесрочных планов развития на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

* * *

Приложение 1
к Программе вывода пакетов акций дочерних и зависимых
организаций акционерного общества "Фонд национального
благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг

Этапы проведения IPO


* * *

Приложение 2
к Программе вывода пакетов акций дочерних и зависимых
организаций акционерного общества "Фонд национального
благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг

План мероприятий по реализации Программы "Народное IРО"
№п/пМероприятиеФорма завершенияСрок реализации Ответственные за реализацию
1234 5
1. Подготовка Компании-кандидатов I эшелонов к IPO
1Привлечение независимых консультантов для подготовки к IРОДоговоры об оказании услуг консультантамисентябрь 2011 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
2Подготовка аудированной годовой финансовой отчетностиАудиторский годовой отчетапрель 2012 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
3Проведение диагностики и совершенствование системы корпоративного управления и системы управления рискамиВнутренние документы в измененной редакции3-4 квартал 2011 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
4Проведение юридической экспертизы Компаний-кандидатовОтчетапрель 2012 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
5 Проведение первичных размещений акций Компаний-кандидатов I эшелона на рынке ценных бумаг Размещение акций2-3 квартал 2012 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
2. Мероприятия по реализации программы
2.1. Организация трансфер-агентстких услуг
6Создание условий для оказания трансфер-агентских услугДоговоры между АО "Казпочта" и брокерамиоктябрь – ноябрь 2011 годаАО "Казпочта"
7 Обучение сотрудников отделений АО "Казпочта" для целей оказания брокерских и трансфер-агентских услуг в рамках Программы "Народное IРО" Назначение квалифицированных специалистов АО "Казпочта", курирующими вопросы Программы "Народное IРО" во всех регионах сентябрь – ноябрь 2011 годаАО "Казпочта"
2.2. Стимулирование розничного спроса
8 Определение методов стимулирования покупки и удержания акций розничными инвесторами Решение по видам стимулов1 кв. 2012 годаАО "Самрук-Казына" и ДЗО
3. Инфраструктурные преобразования
3.1. КАSЕ
9 Внесение в правила КАSЕ изменений/дополнений, предусматривающих порядок формирования книги заявок (бук-билдинг) Изменения/дополнения правил КАSЕ с учетом положений о бук-билдинге октябрь – декабрь 2011 годаНБ, КАSЕ
3.2. Центральный депозитарий
10Получение доступа к национальному реестру ИИНДоступ к рееструноябрь 2011 годаМЮ, НБ
11 Увеличение фронт-офиса Центрального депозитарияДоговоры на привлечение дополнительных работников декабрь 2011 года - январь 2012 годаНБ
4. Законодательные и нормативные правовые реформы
12 Внесение изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам размещения акций дочерних и зависимых организаций АО "Самрук-Казына" Постановление Правительства Республики Казахстан о внесении на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проекта Закона сентябрь – ноябрь 2011 годаМЭРТ
5. Информационно-образовательная кампания
13Проведение информационно-образовательной кампании по общей финансовой грамотности населенияПередачи и публикации в СМИ, а также образовательные семинары, направленные на повышение финансово- инвестиционной грамотностиоктябрь 2011 года - декабрь 2015 годаНБ, МСИ, акиматы областей, гг. Астана и Алматы
14 Информирование населения о Программе "Народное IРО"Комплекс мероприятий по разъяснению условий и порядка участия в Программе "Народного IРО" октябрь 2011 года – декабрь 2015 годаМЭРТ, МСИ
6. Маркетинговая кампания
15Роуд-шоу, мероприятия по розничному предложению акцийРоуд-шоу, презентации, размещение информационных материалов в СМИ, визуальной рекламы2012- 2015 года, в соответствии с порядком выхода компаний на IРОАО "Самрук-Казына" и ДЗО, акиматы областей, гг. Астана и Алматы
16Проведение информационно-разъяснительной работы по "Народному IРО" в зарубежных СМИПубликации в зарубежных СМИоктябрь 2011 года – декабрь 2015 годаАО "Самрук-Казына"


Примечание: расшифровка аббревиатур и сокращений:
МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан
МЭРТ – Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан
МСИ – Министерство связи и информации Республики Казахстан
МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан
АРЕМ – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
АЗК – Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)
АО "Самрук-Казына" – акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"
ДЗО – дочерние и зависимые организации акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"
КАSЕ – акционерное общество "Казахстанская фондовая биржа"
ЦД - акционерное общество "Центральный депозитарий ценных бумаг"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2011
Состоялось очередное заседание Сената Парламента РК 30.09.2011
Новое самостоятельное государство 30.09.2011
В Казахстане не будут узаконены однополые браки и многоженство 30.09.2011
В Казахстане религия, а также ее каноны и догматы не вправе оказывать влияние на деятельность госорганов 30.09.2011
Правительственная группа прибыла в Карагандинскую область для ознакомления с ходом реализации индустриальной программы 30.09.2011
Кулибаев намерен обновить принципы соцработы на нефтяных предприятиях 30.09.2011
Министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев провел совещание по развитию железнодорожных паромных перевозок 30.09.2011
Маслихат: роль в местном управлении 30.09.2011
МИД разрабатывает госпрограмму "Азиатский вектор развития РК" 30.09.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz