АСТАНА. 23 сентября. КАЗИНФОРМ
За 8 месяцев нынешнего года через портал egov.kz казахстанцы получили 5,5 миллиона справок. Если предположить, что на оформление одной бумажки тратится, в лучшем случае, часа три, выходит, что продвинутые соотечественники благодаря е-правительству сэкономили примерно полтора года жизни, которые могли бы провести в очередях. По словам вице-министра связи и информации Сакена Сарсенова, самые востребованные услуги из 70, предлагаемых на портале, – справки об отсутствии или наличии недвижимости, оплата налогов и штрафов за нарушение ПДД. Правда, пока автовладельцы могут рассчитаться только за дорожные проступки, отмеченные стражами уличного порядка на месте. До конца года, как надеются разработчики портала, штрафники будут раскошеливаться по Интернету и за нарушения, зафиксированные фото- и видеоконтролерами. Осталось согласовать технические нюансы с Комитетом дорожной полиции МВД. Возможно, популярность последних этих двух процедур объясняется тем, что для них не нужна электронная цифровая подпись (ЭЦП). Для получения справки об отсутствии недвижимости "е-автограф" обязателен. Обзавестись им несложно: можно в ЦОНе, в уголке "Egov", в Меге – в шоу-руме все того же "электронного правительтства" или отправив онлайн-заявку на изготовление ЭЦП через портал. Провести эти нехитрые манипуляции стоит ради собственного удобства – ЭЦП дает возможность переделать массу неотложных дел, сидя за домашним или рабочим компьютером. Как отмечает С.Сарсенов, "дополнительный плюс портала – минимизация коррупционных рисков. Чиновник по ту сторону монитора лишается соблазна потребовать мзды, к примеру, за ускоренную работу". Вице-министр также отмечает, что разработчики портала сейчас работают над переводом в электронный формат еще ряда услуг. Среди них – замена потерянных или просроченных водительских "корочек". Пока эта процедура доступна только автолюбителям Астаны, но в будущем году удобство нового сервиса смогут оценить жители всей страны. Еще несколько ноу-хау – автоматизация услуг по назначению базовой пенсии, социальных выплат по утере трудоспособности и потере работы, а также по получению пособий по инвалидности. Айтишники от государства придумали, помимо всего остального, план оптимизации услуг. В переводе с канцелярского на человеческий это означает, что электронные базы данных разных ведомств, наконец-то, будут приносить пользу соотечественникам. До сих пор для получения какого-то одного документа порой нужно собрать больше 10 бумажных справок из госорганов, чьи конторы расположены в разных частях города. Но скоро все это должно стать лишь неприятным воспоминанием. Возьмем в качестве иллюстрации бюрократическую возню, связанную с рождением ребенка. Сейчас это радостное событие омрачается длительными походами по инстанциям за множеством справок. Недавно появилась идея избавить счастливые семейства от этого бремени. Чиновники Минздрава будут фиксировать в своей е-системе факт появления на свет нового младенца и сведения о его родителях, информация автоматически передается в е-систему загса. Там малышу присваивают ИИН, а затем данные поступают в государственную базу данных физических лиц. Когда свидетельство о рождении будет готово, родителям придет уведомление. Сам документ, кстати, по желанию мамы с папой доставят по почте. "Мы активно работаем над тем, чтобы уже казахстанцы, приходящие в ЦОН или пользующиеся услугами портала, предъявляли только удостоверение личности, а всю необходимую информацию в автоматическом режиме выдавала бы информационная система, – резюмирует Сакен Сарсенов. – Принцип "одного окна" заменится принципом "одного заявления". Материал подготовлен Екатериной Руслановой |