NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 18:21 ast
16:21 msk

Выступление Заместителя Премьер-министра РК А. Исекешева
на совещании у Премьер-министра РК по Национальном плану по привлечению инвестиций в несырьевой сектор экономики РК
04.10.2011 / политика и общество

Сегодня, перед страной стоят масштабные задачи по форсированной индустриализации. Вопросы производительности и новых технологий сейчас выходят на первый план.
Все это находит отражение в проводимой Республикой Казахстан политике по привлечению иностранных инвестиций.
За 1,5 года реализации ГПФИИР в этом направлении уже достигнуты определенные положительные результаты.
Разработана отраслевая Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 г.
В рамках ее реализации, в частности, начата одномоментная работа с крупными зарубежными компаниями из ключевых стран-инвесторов по порядка 200 инвестиционным инициативам.
Проведено более 20 международных бизнес-форума с участием иностранных инвесторов.
В прошлом году Казахстан посетило порядка 5 000 иностранных инвесторов, а в этом году за 8 месяцев – уже 10 000.
По поручению Президента была проведена работа и уже достигнуты положительные результаты с компаниями из Франции, Южной Кореи, Китая. Активизировали работу с Германией, Японией, странами Ближнего Востока.
В 2010 году запущен Национальный инвестиционный веб-сайт на 12 языках, тогда как среди лучших 10 зарубежных сайтов только французский имеет такой же 12-язычный интерфейс. На нем можно найти всю необходимую информацию о ведении бизнеса в стране, вплоть до стоимости коммунальных услуг в каждом регионе. За 8 месяцев работы веб-сайта было обработано порядка 100 запросов иностранных инвесторов и зафиксировано свыше 43 000 посетителей из более 140 стран мира.
Также, с целью создания единой системы учета и мониторинга инвестиционных проектов, требующих инвестиций и реализуемых с участием иностранных инвесторов была разработана он-лайн база данных инвесторов и проектов.
В целях совершенствования инвестиционного законодательства в т.г. принят новый закон о СЭЗ, предусматривающий существенное расширение действующего пакета льгот и упрощение разрешительных процедур для участников СЭЗ.
О положительных тенденциях свидетельствуют и статистические данные.
В период 2007-2009 гг. в условиях мирового финансового кризиса, когда мировые потоки ПИИ сократились практически в два раза, Казахстан привлек рекордные объемы ПИИ.
По прогнозам специалистов, в 2012 г. ситуация в мировой экономике будет еще хуже. В текущем году уже наблюдается падение притока ПИИ в страну, связанной с активной фазой разработки Кашагана, поэтому нам всем необходимо активизировать свои усилия и поддерживать набранный темп.
В Казахстане впервые отмечается рост инвестиций в обрабатывающую промышленность.
Так, ПИИ в металлургию увеличились на 12%, что обусловлено более чем двукратным ростом инвестиций в черную металлургию.
Также на 16% увеличились иностранные вложения в производство электрического и электронного оборудования.
Если посмотреть на наших ближайших конкурентов за ПИИ – это страны СНГ, то наша страна после России является абсолютным лидером по показателям привлеченных ПИИ. Но, мы являемся лидером по привлеченным ПИИ на душу населения и по доле ПИИ в ВВП, даже с учетом России.
В прошлом году были проведены исследования, по результатам которых, прежде всего, были определены основные страны-конкуренты за ПИИ и страны-модели для подражания. Вы их можете видеть на 7 слайде. Буквой "К" показаны конкуренты, среди которых Россия, Украина, Азербайджан, Грузия, Узбекистан; буквой "М" – модели для подражания.
В настоящее время ввиду сложившейся ситуации в мировой экономике, очень резко обострилась борьба за ПИИ. Помимо стран СНГ, достаточно агрессивную инвестиционную политику начала проводить Европа.
Поэтому перед нами всеми сегодня стоят 2 наиважнейшие задачи: активно привлекать иностранные инвестиции и успешно конкурировать за них с другими странами.
Это было отмечено и Главой государства. Президент сказал, что нам необходимо усилить политику по привлечению инвестиций.
Проведенные исследования показывают, что в настоящее время инвестиционная емкость РК имеет достаточный потенциал для роста.
Приток ПИИ может быть увеличен на $10 млрд. долларов США ежегодно через повышение конкурентоспособности экономики и более эффективного использования имеющегося потенциала страны.
Увеличение конкурентоспособности экономики РК – основная задача всех государственных и квазигосударственных структур, которую можно достигнуть путем реализации программных документов страны.
В этой связи был разработан Национальный план по привлечению инвестиций в несырьевой сектор РК, который будет утвержден Постановлением Правительства РК в виде внесений изменений и дополнений в отраслевую Программу по привлечению инвестиций, развитию СЭЗ и экспорта на 2010-2014гг.
Национальный план состоит из 4 основных разделов, которые вы видите на слайде. Далее по каждому из разделов я остановлюсь более подробно.
Изучив основные меры поддержки, которые используют наши конкуренты, мы пришли к выводу, что нам в части совершенствования инвестиционного законодательства необходимо ввести Специальный режим, предусматривающий дополнительные меры поддержки инвесторов, активно используемыми нашими основными конкурентами.
Специальный режим будет применяться для стратегических инвестиционных проектов. Перечень тех или иных льгот будет определяться в индивидуальном порядке по каждому проекту. Список стратегических инвестиционных проектов с предоставленными льготами будет утверждаться постановлением Правительства РК.
Стратегические инвестиционные проекты должны удовлетворять одним из следующих критерий:
1. Соответствие приоритетным видам деятельности в рамках Закона "Об инвестициях";
2. Объем инвестиций более $50 млн;
3. Соответствие Перечню видов производства высокотехнологичной продукции, разрабатываемого в рамках Закона "О Государственной поддержке индустриально инновационой деятельности".
Для этих проектов предлагается применить следующие нормы:
1. Освобождение от уплаты КПН, налогов на имущество и землю. Конкретные сроки освобождения будут определены на основе расчетов. Далее будут подготовлены подзаконные акты, предусматривающие градацию сроков предоставления льгот от объемов вложенных инвестиций;
2. Обеспечение гарантированным государственным заказом, как мера стимулирования;
3. Промышленные субсидии для проектов в некоторых социально значимых регионах. Примером может служить проект Еврохима по газу.
В настоящее время инвесторы, готовые инвестировать в обрабатывающий сектор, не всегда уверены в возврате вложенных средств, в частности из-за несовершенности и отсутствия норм стабильности казахстанского законодательства с их точки зрения (озабоченность выражают 80 компаний из 100 инвесторов, с которыми мы работаем последние полгода).
Предлагаем вернуть норму о стабильности законодательства в Закон "Об инвестициях", которая действовала с 1994 г. по 2004 г. В тот момент такая норма действовала как стимулирующий фактор, но ввиду отсутствия в то время гос. программ по индустриализации, этой нормой пользовались инвесторы сырьевого сектора.
С учетом настоящих задач по форсированной индустриализации предлагается вернуть эту норму сроком на 10 лет, но только для обрабатывающего сектора. Это объясняется тем, что в обрабатывающей промышленности больше факторов риска, дольше сроки окупаемости.
Входная группа (Виза)
По второму направлению, условно названному нами "входная группа", мы говорим о работе диппредставительств, таможенных, пограничных служб и других государственных органов, которые первыми встречаются на пути инвестора.
Касательно упрощения визового режима, в настоящее время МИД РК планирует реализовать пилотный проект по введению Казахстаном безвизового режима в одностороннем порядке со странами ОЭСР (13 стран) на летний период 2012 г. Однако, мы считаем, что нам нельзя терять время, и необходимо уже с начала 2012 г. ввести безвизовый режим с этими странами, причем на постоянной основе.
Изначально было предложено ввести безвизовый режим для 20 стран-инвесторов, но среди них были страны с миграционной и экстремистской опасностью. В этой связи мы согласны с МИД по исключению этих стран.
Вместе с тем, считаем целесообразным добавить к странам, с которыми необходимо ввести безвизовый режим Бразилию, т.к. эта страна, входящая в БРИК, достаточно быстро развивается и довольно активно начала инвестировать по всему миру.
Далее, по так называемому направлению "входная группа" существует ряд проблемных моментов, негативно сказывающихся на процессе привлечения инвестиций.
1. Имеются нарекания со стороны инвесторов по вопросам выдачи виз в РК.
Одной из проблем является общий срок пребывания иностранца на территории РК по многократной визе категории "деловая". Настоящими правилами пребывание ограничено 120 сутками в год. В тоже время в РФ инвестор может пребывать до 180 суток в год. Аналогично предлагаем продлить до 180 суток в РК.
Хотелось бы отметить, что в этой сфере есть положительные сдвиги. По информации МИД РК в рамках нового закона "О миграции населения" вводится категория виз для бизнес-иммигрантов, прибывших с целью осуществления предпринимательской деятельности, сроком до 2-х лет.
2. Другой из проблем является перечень документов, необходимых для подачи заявки на визу. В настоящее время перечень состоит из 8 документов, в том числе Справки об отсутствии/наличии налоговой задолженности со стороны приглашающей стороны.
Со своей стороны мы предлагаем сократить список до 7 документов, и считаем, что данная справка не должна служить одним из критериев разрешения на выдачу визы.
Входная группа (Таможенники, пограничники, регистрация, транслитерация указателей)
Как показывает общение с инвесторами при въезде в страну первое впечатление – это из главных факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании. Имеет место случаи негостеприимного приема в аэропортах страны. К тому же, обычно иностранный гражданин в 1-ый раз въезжает в страну, как турист, 2-ой раз, "для прощупывания почвы" и в 3-й, как инвестор. Соответственно, все иностранные граждане, даже туристы, могут быть потенциальными инвесторами в будущем.
1.В своей деятельности мы иногда получаем сигналы о следующих фактах:
• случаи несоблюдения сотрудниками служебного этикета, грубого и некорректного отношения;
• отсутствие знания базового английского языка, что создает барьер для прохождения этой процедуры.
Для решения, которых предлагаем:
• Перед заступлением на смену внедрить ежедневный инструктаж для таможенников и пограничников;
• В крупных аэропортах должны работать сотрудники таможенных и пограничных служб со знанием английского языка.
• В этих органах должны быть разработаны программы по обучению сотрудников английскому языку, работающих в аэропортах, для того, чтобы решить эту проблему на системной основе.
2. К тому же, для тех инвесторов, кто, не зная о возможности регистрации в аэропортах страны, не провел ее при въезде, предлагается возможность регистрации в гостиницах. На данный момент, они должны поехать в Миграционную службу или зарегистрироваться в ряде гостиниц только в г. Алматы.
Согласно информации МВД РК в 2012 году планируется вводить автоматизированную регистрацию через веб-портал МВД, что существенно облегчит эту процедуру. Но со своей стороны мы предлагаем дополнительно предоставить основным гостиницам в городах РК право регистрации.
3. Еще одной из проблем для иностранных граждан является отсутствие английского языка в названиях физико-географических объектов, под которыми мы понимаем все общественные места. В этой связи, мы предлагаем для гг. Астана и Алматы, областных центров обязательное обеспечение знаков на английском языке и местные названия с транслитерацией на латинице.
Национальный план предусматривает два подхода по привлечению инвесторов в зависимости размеров иностранных компаний:
1. Индивидуальный подход;
2. Системный подход.
Индивидуальный подход подразумевает работу с крупнейшими ТНК в приоритетных отраслях. Мы определили их список, изучили их стратегии, по каждому разработали конкретный план по их привлечению.
Что касается системного подхода, то он подразумевает работу по привлечению инвесторов малого и среднего бизнеса. Их планируется привлекать путем организации комплексной работы с инвесторами на всех уровнях.
Пример "Сименс"
На данном слайде показан пример компании Сименс, которая является мировым лидером по объемам инвестиций в машиностроительную отрасль.
Была подробно изучена деятельность этой компании, ее стратегия инвестирования, имеется конкретный план по взаимодействию с ней.
Для построения системной работы с инвесторами необходимо активизировать деятельность всех участников, задействованных в привлечении инвестиций, на всех уровнях.
Взаимодействие с инвесторами на уровне центральных гос. органов налажено. Но есть определенные недостатки у других участников процесса привлечения инвестиций.
Дип. представительства РК за рубежом являются одним из главных элементов в системе привлечения инвестиций. Однако не все посольства принимают активное участие в привлечении инвестиций и продвижении несырьевого экспорта. Для активизации деятельности, предлагаем в приоритетных странах в составе дип.представительств закрепить 1-го сотрудника, ответственного за привлечение инвестиций и продвижение экспорта. Но для проведения эффективной работы, считаем, что он должен быть в ранге Советника-посланника.
Межправительственные комиссии и деловые советы, из мировой практики, являются по-настоящему эффективными инструментами привлечения ПИИ. Однако на данный момент мы не используем весь потенциал данных инструментов. Поэтому, предлагаем в части активизации деятельности МПК создать подкомиссии по торгово-экономическим вопросам во всех МПК, где их нет, активизировав их работу, особенно по приоритетным странам–инвесторам. В части Деловых советов, регламентировать их деятельность путем разработки типовых положений, критериев включения членов в состав Делового совета, создания системы мониторинга их деятельности. Кроме того, в части взаимодействия МПК и ДС, предлагается обязательное членство в МПК сопредседателя делового совета.
На региональном уровне встречи с инвесторами, направленных из центра в регионы для выбора производственных площадок и ознакомления с местной инфраструктурой зачастую проводится не на должном уровне.
Для оказания качественной сервисной поддержки инвесторам в регионах необходимо выстроить четкую иерархию в МИО по работе с инвесторами. Предлагаем СПК наделить функциями "Центров по обслуживанию инвесторов", которые в тесном взаимодействии с Kaznex Invest будут осуществлять:
1. сбор и структурирование региональных инвестиционных проектов;
2. прямое общение с потенциальными инвесторами, а именно оказание содействия в получении необходимых данных по региону, подбору инвестиционной площадки под проект, получении первичных документов, необходимых контактов и другой информации;
3. оперативное реагирование на обращения иностранных инвесторов на местах;
4. постинвестиционную поддержку проектов в регионах.
При этом в каждом СПК должны быть сотрудники, свободно владеющие английским языком.
Для автоматизации процесса взаимодействия всех участников системы привлечения инвестиций была разработана в режиме он-лайн База данных иностранных инвесторов и инвестиционных проектов www.baseinvest.kz.
База данных позволяет вносить всю информацию по проведенным встречам, по реализуемым проектам с участием инвесторов в он-лайн режиме, с момента получения инвестором визы до получения земельного участка в акиматах. База позволяет отслеживать всю хронологию сотрудничества с инвесторами, обеспечивая прозрачность этого процесса.
В настоящее время KAZNEX INVEST проводит работу по ее наполнению. Предлагаем всем государственным органам и нац. компаниям, задействованным в инвестиционном процессе, регулярно вносить и обновлять необходимую информацию в ней. Для этого необходимо определить ответственных лиц за наполнение данной базы, которым будут предоставлены специальные ключи для получения доступа. При этом, в зависимости от функций того или иного гос органа будут предоставляться различные уровни доступа (администрирование, редактирование определенных разделов, просмотр информации).
У любого, зашедшего на сайт, будет полная картина по статусу всех проектов. Это позволит значительно сократить временные и трудовые издержки по сбору информации по тому или иному проекту или инвестору.
Кроме того, с запуском данной базы появится возможность моментально проводить любую необходимую выборку по инвесторам и проектам, к примеру, получить информацию по проектам в региональном или отраслевом разрезах, по объему инвестиций, по статусу инвесторов и проектов и др.
Закрепление целевых индикаторов
Согласно отраслевой программе по привлечению инвестиций, развитию СЭЗ и стимулированию экспорту в РК на 2010-2014 гг., нам необходимо достигнуть 15%-ного роста инвестиций в несырьевой сектор экономики в 2014 году, при этом базовым годом является 2009 г.
Таким образом, для выполнения этой задачи, в 2011-2014 гг. должен поддерживаться ежегодный темп роста инвестиций в обрабатывающий сектор на уровне 3,8 – 4%.
Исходя из этого, и возникает необходимость возложения ответственности на элементы всей системы привлечения инвестиций в виде конкретных индикаторов с разделением ее на 3 уровня: посольства, центральные и региональные органы.
На основе статистики платежного баланса и статистики инвестиций нами были разработаны предварительные индикаторы по привлечению инвестиций и продвижению экспорта, которые мы предлагаем закрепить за каждым послом, министром, акимом.
Пример индикаторов
Методология расчета индикаторов и сами индикаторы по трем уровням (отраслям, областям и странам) были разосланы всем заинтересованным гос. органам. Как я уже отмечал, данные индикаторы не являются окончательными. В настоящее время идет процесс их согласования.
Мы понимаем, что перед нами стоит непростая задача. В свете усиления борьбы за ПИИ в мире, нам всем необходимо перестроиться, чтобы наладить системную работу с иностранными инвесторами. Национальный план является инструментом усиления инвестиционной политики.
В этой связи, прошу дать поручения всем государственным органам согласовать Национальный план в двухнедельный срок.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2011
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел первое заседание Совета по оздоровлению 31.10.2011
Бюро Мажилиса сформировало проект повестки пленарного заседания палаты 31.10.2011
Поможет закону "е-Кызымет" 31.10.2011
Что мешает бизнесу развиваться? 31.10.2011
"Госуправление в РК сегодня наиболее адекватно среди стран СНГ" 31.10.2011
Пустеют аблязовские гнезда… 31.10.2011
Они вернутся с миром? 31.10.2011
Алматы готов к уборке улиц от снега 31.10.2011
Опять о латинице 31.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz