Астана. 19 октября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Внесены изменения и дополнения в постановление правительства Казахстана "О Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан". Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым и опубликовано в официальной прессе в среду. В частности, планируется принять дополнительные меры, которые позволят подтолкнуть должников к добровольному исполнению судебных решений. "Учитывая сегодняшний объем полномочий судебных исполнителей, недостаточное материально-техническое обеспечение, низкий уровень заработной платы, текучесть кадров, в ближайшем будущем изменения ситуации в этой сфере в положительную сторону, т.е. увеличения количества реально исполненных актов, не предвидится. В этой связи представляется целесообразным принять дополнительные системные меры, направленные на создание эффективной системы органов исполнительного производства", – говорится в измененном стратегическом плане Минюста. В частности, до 2015 года деятельность органов исполнительного производства необходимо ориентировать в основном на решение ряда задач. Во-первых, будет продолжено поэтапное внедрение в практику новых способов и методов, позволяющих подтолкнуть должников к добровольному исполнению судебных решений. "В качестве одной из мер может служить выставление стоп-карт в отношении должника в различных регистрирующих органах и организациях, а также в организациях, предоставляющих услуги населению", – отмечается в плане. Согласно информации, выставление подобных стоп-карт в автоматизированном режиме уже успешно действует в ряде зарубежных стран (США, Израиль, Великобритания и другие). Суть данной меры заключается в ограничении возможности должника к осуществлению тех или иных действий, таких как прохождение технического осмотра транспортного средства, оформление документов в центрах обслуживания населения, получение кредитов в банках второго уровня и так далее. "К примеру, государственный технический осмотр транспортных средств должен производиться после представления документов, подтверждающих исполнение судебного решения. Такой механизм успешно действует с 2010 года в налоговой сфере (пункт 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения")", – поясняется в плане. Во-вторых, будет введена информационная система в органах исполнительного производства. Введение информационной системы позволит обеспечить систему исполнительного производства автоматизированными средствами учета и контроля выполняемых действий, а также внедрение электронного документооборота территориальных подразделений Комитета по исполнению судебных актов Минюста. "Введение автоматизированной информационной системы исполнительного производства позволило бы предусмотреть возможность оповещения сторон исполнительного производства посредством информационных сообщений сотовой связи, что в свою очередь значительно сократит затраты органов исполнительного производства на услуги почтовой связи", – отмечается в плане. Кроме того, автоматизированная система исполнительного производства также позволит обеспечить электронное взаимодействие органов исполнительного производства с регистрирующими органами и организациями. "Так, на сегодняшний день судебными исполнителями направляются запросы в 14 различных регистрирующих органов и организаций. Сроки получения ответа через почтовую связь зачастую затягиваются, что отрицательно сказывается на своевременности и качестве исполнения судебных актов. Следует отметить, что электронное взаимодействие с регистрирующими органами и организациями позволит сократить сроки получения судебными исполнителями необходимых сведений до одного дня", – говорится в документе. В-третьих, планируется повысить статус судебных исполнителей и материально-техническое обеспечение органов исполнительного производства. "На сегодняшний день объем полномочий судебных исполнителей и их статус по ряду позиций существенно отстают от требований времени и не отвечают потребностям практики", – подчеркивается в плане. В частности, судебные исполнители не включены в перечень лиц, имеющих право получать сведения о счетах физических лиц в банковских учреждениях, не имеют собственных зданий, не обеспечены транспортом, а также не в полном объеме обеспечены форменным обмундированием, жетоном и эмблемой. Согласно информации, указанное обстоятельство влияет на низкое качество исполнения судебных актов, также вследствие этих причин снижается уровень привлекательности работы судебного исполнителя, наблюдается большая текучесть и недостача квалифицированных кадров. В этой связи в рамках мероприятий по повышению статуса судебных исполнителей будут приняты соответствующие меры, отмечается в документе. В плане отмечается, что в 2010 году на исполнении находилось свыше 1,1 млн исполнительных документов на сумму 1 трлн 83 млрд тенге. На одного судебного исполнителя приходилось в среднем по 600 исполнительных документов в год. При этом количество исполнительных документов с каждым годом растет (2008 г. – 798 тыс., 2009 г. – 995 тыс.). Текущий – 147,89/$1. Между тем по итогам 2010 года из 1,1 млн находившихся на исполнении исполнительных документов требования исполнены по 482 тысячам исполнительных документов, или 43,8%. "Таким образом, сегодня более половины судебных решений, выносимых от имени Республики Казахстан, не исполняются своевременно, соответственно", – подчеркивается в документе. Настоящее постановление было подписано 2 августа и вводится в действие со дня подписания. |