NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:42 ast
13:42 msk

"Числа им нет, а бездне дна"
Количество некогда разрекламированных казахстанских "супер-проектов" тождественно количеству выявленных злоупотреблений?
21.10.2011 / политика и общество

Анатолий НИКОЛАЙЧУК, www.spik.kz, 20 октября

На днях казахстанские налогоплательщики с некоторым удивлением узнали о существовании в стране некой морской карты казахстанского сектора Каспийского моря. Точнее не столько о самой карте, (тем более, что по большему счету, окончательного варианта таковой до сих пор толком не существует), сколько о грандиозных суммах, по версии следствия, похищенных при ее разработке. Речь идет о миллиарде тенге, осевших в карманах чиновников от землеустройства, а также их коллег из государственного предприятия "Казгеодезия". Таким образом, отечественная картография побила рекорд отечественной же статистики, где по итогам переписи населения 2009 было сперто "всего" 764 миллиона тенге.
Анализировать схемы, по которым недобросовестные исполнители во главе с бывшим акимом и послом, а ныне председателем Агентства РК по управлению земельными ресурсами Умурзаком Узбековым переводили казенные деньги в личную собственность мы сейчас не будем. В конце концов, не так уж это и принципиально - как говорится, было бы желание и возможность. С желанием так же все ясно, а вот насчет возможностей ( точнее того откуда они берутся), это уже пожалуй будет интереснее.
Для начала небольшое лирическое отступление. Весной 1996 года, на своей очередной пресс-конференции, в ту пору депутат мажилиса Заманбек Нуркадилов шибко критиковал несколько государственных проектов. Не забыл и про личное обогащение некоторых причастных к их реализации граждан. А заодно резюмировал: "Чем больше стройка, тем больше возможностей на ней что-то украсть. Это я вам как строитель говорю". Сомнений в строительной компетентности Заманбека Калабаевича ни у кого не возникло, и через какое- то время, злые на язык республиканские СМИ припомнили ему эти слова, когда уже в бытность акимом Алматинской области, Заманбек Нуркадилов презентовал грандиозный по своему размаху и капиталовложениям проект строительства международного аэропорта в Капчагае. Возможно, сама местность возле этого водохранилища имеет какие то мистические свойства и бередит умы и души творчески активной части человечества. По-другому, объяснить количество замышленных в тех краях за последнее десятилетие строек даже не республиканского, а чуть ли не мирового размаха, пожалуй, будет несколько затруднительно. Впрочем, о капчагайских прожектах мы подробнее поговорим чуть позже (тем более, что они явно того стоят), а пока попытаемся хоть немного разобраться в теоретической составляющей выбивания немыслимых сумм на финансирование.
Основную группу "бездонных колодцев", конечно, составляют так называемые "мега проекты", "проекты века" и все их сопутствующие. Об охватившей страну гигантомании говорилось и писалось уже не раз. Кстати, любой желающий может набить подобные словосочетания в любом поисковике и на него тут же посыпятся десятки информационных сообщений начинающихся со слов "Мы осуществляем колоссальный мегапроект, равного которому нет..." а дальше идут варианты – в стране, истории, центрально азиатском пространстве, мире, вселенной – нужное подчеркнуть. Сообщения эти писаны словно под копирку. Восторженное описание самого проекта, небрежное упоминание о сумме необходимых вложений, с поражающим воображение количеством нулей и наконец, самое интересное- сроки воплощения проекта в жизнь. Они, как правило, предельно достигаемы, так, словно мега проект реализуется с помощью ограниченных ресурсов, а с участием волшебной палочки или бороды Хоттабыча. Здесь, правда определенная логика присутствует, ну на самом деле - еще не хватало чтобы за такие деньги супер-начинание превращалось в какой то там долгострой.
И собственно все. В дальнейшем, о по крайней мере трети подобных гип–гип проектов мы больше не услышим, либо они трансформируются во что то совсем другое, по давней традиции горных хребтов рождающих полчища мышей. Может оно и к лучшему, иначе даже страшно было бы подумать о судьбе бюджетов всех уровней, явно не дотягивающих по своей финансовой состоятельности даже до половины требуемых сумм. А выглядит это примерно следующим образом. Для начала на всю страну объявляется о наличии проекта строительства некоего завода по производству, ну скажем, сложной электронной техники. При этом, по мнению проектировщиков, у будущего предприятия, безусловно, должны быть множество цехов, в комплексе обеспечивающих почти полный замкнутый производственный цикл, ну и естественно, региональные офисы и сервисные центры по всему миру. Затем, выдается приблизительная смета, превышающая бюджет некоторых африканских стран. За шумом бурных аплодисментов, как то практически ни кто не замечает, что место расположения "чудо- будущего" предусмотрено в аграрном захолустье, где сроду подобных заводов не стояло и соответственно, даже не самый квалифицированный персонал придется либо завозить издалека, либо выращивать на месте с пеленок. Дальше больше – если не надавать по рукам сразу, то потенциальный собственник затребует дополнительное финансирование для строительства рядом металлоплавильного комбината, штамповочных фабрик для корпусов, зажимов, всяких болтиков, а также надумает выплавлять электронный кремний для микросхем. Ну, вдогонку, заодно затеет еще и собственное производство гофрированного картона для упаковки конечной продукции…
То, чем это заканчивается, повторюсь, мы уже прекрасно знаем. При чем, еще сильно повезет, если "васюкинский" проект умрет в зародыше, без первичных вливаний. А если нет? А если какой ни будь аким или министр все же поведется на завораживающие песнопения горе- производственников и пролоббирует включение подобной лабуды в какую ни будь из многочисленных государственных программ? Ну, тогда, впереди вал работы ждет сначала членов счетного комитета, а потом сотрудников следственных бригад. Казне правда от этого отнюдь не легче, так как вернуть распыленные миллионы, как правило, уже никогда не удастся.
Это первый вариант. Второй, будет самым оптимистичным – производство все таки запускается. Здесь, естественно, так же возможны варианты. Вот, например, некогда разрекламированный "уникальный для Казахстана", проект строительства кремниевого завода "Силициум-Казахстан", являвшийся между прочим, "прорывным проектом номер один". Завод на самом деле построили и даже торжественно открыли в декабре 2008-го года. Строительство обошлось в 166 миллионов долларов. Причем, треть этих денег естественно инвестировало государство – через возглавляемый в ту пору Кайратом Келимбетовым Фонд национального благосостояния "Самрук- Казына" и Банк развития Казахстана. В те дни, руководство предприятия не жалея ярких красок рассказывало со всех телеэкранов и газетных страниц о светлом будущем нового производства, а потом как то подозрительно затихло. Причем, тишина была взята более чем на два с половиной года. Как выяснилось впоследствии, сначала не смогли запустить печи из за морозов (ну действительно, кто бы мог подумать о такой особенности карагандинского климата), затем встал вопрос об полном отсутствии сырья, еще чуть позже возникла версия дефицита электроэнергии, и наконец, выяснилось что выпускать в то время подобную продукцию оказалось просто невыгодно. Самое пикантное, что затянувшейся простой с помпой открытого предприятия, тщательно скрывался как руководством завода, так и местной исполнительной властью, очевидно постеснявшейся сообщить наверх о случившемся. И лишь после вмешательства целого сомна контролирующих органов, пригрозивших уголовным преследованием абсолютно всем участникам действа, "Силициум-Казахстан" все таки приступил к работе, правда, в куда более скромных от первоначально заявленных объемах.
Это, так сказать, нечастая история с "хэппи-эндом". И то исключительно потому, что там изначально присутствовала лишь чиновничья недальновидность, вкупе с невысокой компетентностью, а не откровенно криминальные планы. А вот кое- каким другим "мега проектам" повезло гораздо меньше, а количество уголовных дел росло ну просто с геометрической прогрессией. В итоге глава комитета партийного контроля партии "Нур Отан" Боран Рахимбеков печально резюмировал в средствах массовой информации о том, что по меньшей мере в двадцати процентах проверенных супер-объектах были выявлены грубые нарушения сроков строительства, его качества, многочисленные факты нецелевого использования средств, приписки и банальные хищения. Причем, по словам господина Рахимекова, "было множество фактов, на которые в тот момент мы уже не могли повлиять, так как нарушения шли уже на уровне планирования проекта и прохождения тендеров". В заключение, главный ревизор "Нур Отана" констатировал, что "страдать гигантоманией на бюджетные деньги выгодно многим", ведь большая часть подобных проектов никогда бы не была бы утверждена, если бы у чиновников подписывающих разрешительные документы голова не зашлась кругом от предвкушении доселе невиданного триумфа.
И вот здесь, пожалуй, стоит вспомнить, как все собственно начиналось, и упомянуть персональную роль тогдашнего главы фонда устойчивого развития "Казына" (изначально еще без приставки "Самрук") – Кайрата Келимбетова. С 2006 по 2008 годы АО "Фонд устойчивого развития "Казына", затеял принципиально новоую модель управления госресурсами. Аккурат тогда и появились понятия "прорывные проекты", включающие в себя и "кластерную модель развития регионов", и "тридцать корпоративных лидеров", и нанотехнологии с технопарками, и старт малых и больших индустриально-инновационных программ. В целом же, по оценкам экспертов, за все время работы ФУР "Казына" было одобрено порядка трех десятков проектов на сумму несколько миллиардов долларов, через этот институт распределялось не менее 15-18% всех расходов бюджета страны, но при этом упомянуть действительно завершенные инновации впоследствии оказалось крайне затруднительно.
То ли фонтанирование идеями не совпадало с последующим контролем за их реализацией, то ли по каким то другим причинам, но факт остается фактом – с определенного времени синонимом провальных проектов стали некогда столь широко разрекламированные "Институты развития". На момент возникновения ФНБ "Самрук-Казына", при нем утвердилось порядка восьми подобных институтов, через которые планировалась реализация семидесяти процентов от общего числа индустриально-инновационных проектов. По официальным заявлениям Фонда, в задачу институтов развития входило "финансирование проектов, способствующих диверсификации экономики, снижению ее зависимости от сырьевых отраслей путем развития, в первую очередь, стратегических секторов экономики". Тогда собственно и возник Банк развития Казахстана (БРК), по плану занимавшийся долгосрочным кредитованием индустриальных и инфраструктурных проектов, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) финансировавший инвестиционные проекты через вхождение в капитал, Фонд развития предпринимательства "ДАМУ", оказывающий финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса и прочие компании-распределители.
Впоследствии выяснилось, что ни один из институтов развития при ФНБ так и не выполнил возложенных на него миссий, а руководство этих организаций обвиняли не только полном отрыве от реалий казахстанской экономики или в "шапкозакидательстве", но и в прямом разбазаривании средств. Апофеозом стало выступление председателя Счетного комитета Омархан Оксикбаев который в прошлом году методично проанализировал деятельность ряда подведомственных "Самрук-Казыне" учреждений. Согласно представленному им отчету, Счетный комитет выяснил, что "почти половина институтов развития Казахстана являются убыточными, а из 116 акционерных обществ, образованных за последние пять лет, признано убыточным пятьдесят одно... Сохраняется практика увеличения административных расходов, при этом данные расходы покрываются за счет дивидендов от депозитных вкладов бюджетных средств. В результате средства республиканского бюджета повышают благосостояние только определенного круга лиц". По информации Оксибаева, Национальный инновационный фонд и Инвестиционный фонд Казахстана по итогам деятельности за 2007–2008 годы допустили колоссальные убытки. "Из республиканского бюджета на формирование и пополнение уставных капиталов АО "Национальный инновационный фонд" и АО "Инвестиционный фонд Казахстана" за эти годы выделено более семидесяти миллиардов тенге. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007–2008 годы этими АО допущены убытки на общую сумму 25,5 миллиардов тенге. На момент контроля Счетного комитета из 85 проектов, финансируемых венчурными фондами АО "Национальный инновационный фонд", реализовано только три. Из профинансированных АО "Инвестиционный фонд Казахстана" 36 проектов к настоящему времени завершены лишь два", – говорилось в представленном документе. В ходе проверок были так же отмечены низкая эффективность управления бюджетными средствами, а так же срыв и невыполнение обязательств по проектам…
Самое интересное, что все вышеперечисленное не отрицал в принципе и сам Кайрат Келимбетов, в своих многочисленных интервью охотно рассказывавший о том что "в деятельности казахстанских институтов развития присутствуют серьезные недостатки". При этом, по словам Кайрата Нематовича – "Самая большая проблема, которая явственно обозначилась в последние годы – это субъективный и политизированный подход при рассмотрении проектов. К сожалению, в ряде инвестиционных проектов, было очень много влияния госорганов на самых различных уровнях: центральном, местном, когда лоббировались те или иные интересы, но в целом бизнес-оценки не приводились..."
В общем произошло то, о чем мы начали разговор в самом начале – череда мало подкрепленных планов, последующее выделение немалых государственных средств, и как следствие, устойчивое искушение на местах немного поучаствовать в их банальном "распиле".
Так стоит ли после всего этого, удивляться тому, что даже создание в общем то элементарной карты морского шельфа, оказывается, требует миллиардных затрат, и при этом, несмотря на казалось бы абсурдность подобных запросов деньги исправно выделялись? Наверное, нет. Ведь пока распределение бюджетных средств происходит лишь по принципу "нравится- не нравится", "люблю –не люблю", а не с учетом реалий экономики, рыночного спроса, или даже элементарной необходимости, все подобное будет повторяться и впредь.
Кстати, тут наверное самое время вернуться к теме прикапчагайской зоны. Уже упомянутый аэропортовский проект Нуркадилова, в свое время предполагал четырехлетнее строительство нового терминала, который, впоследствии "войдет в глобальный мировой проект "Северный воздушный мост", через который и будут осуществляться полеты из Америки в Европу и Азию через Северный полюс". Вложить в это дело надо было всего то ничего – каких то 300 миллионов долларов ( сумма по нынешним временам и нынешним проектам просто смешная). Ну а строить аэропорт вроде подвизались турецкие компании, которые в случае чего обещали маленько войти собственными инвестициями. Чем это закончилось, мы все, прекрасно помним. В итоге даже сперли камень который был троржетсвенно заложе на месте будущего строительства (кстати, Заманбеку Калабаевичу помогал его устанавливать даже будущий премьер-министр Карим Масимов..). Чуть позже (уже без участия Нуркадилова), возник еще более масштабный проект "Wonder International Limited" (это где американцы на паях с государством хотели построить на берегу водохранилища международный туристический центр с комплексом гостиниц, полей для гольфа, конференц-залов, SPA-центров и прочих культурно-развлекательных учреждений. Затем был проект "Чудо-башни" и "Чудо-парки", еще чуть позже, знаменитый "4G". Если кто подзапамятовал, то южнокорейская фирма бралась построить целых четыре города_ Gate City (Ворота города), Golden City (Золотой город), Growing City (Растущий город) и Green City (Зеленый город). Каждый "G" должен был вмещать по сто тысяч жителей и располагать не только жилым фондом, но и опять, же пресловутыми полями для гольфа, яхт-клубами и прочими жизненно необходимыми для всех казахстанцев благами цивилизации.
С течением времени все эти грандиозные планы как то подзабылись, а бюджет может быть даже смог сэкономить немало жизненно важных средств (правда, не факт что они не были переброшены на что то другое из этого же ряда). Но вот, на днях стало известно еще об одном проекте, фактически реинкарнирующем казалось бы благополучно заброшенную идею с аэропортом. На этот раз некая малазийская компания под названием "ALR Builder" изъявила готовность построить под Капчагаем терминал по размеру превышающий большинство крупнейших аэропортов мира. Зачем? Это вопрос сложный абсолютно для всех специалистов, кроме, очевидно, той части руководства Министерства транспорта и коммуникаций, что уже выразило свое одобрение заявленным планам. Конечно, как оно будет на деле, пока сказать никто не возьмется. Вполне возможно, что и эти наполеоновские планы, (стоимостью, кстати, порядка полутора миллиардов долларов) так же останутся лишь на уровне презентационного фуршета. А может, и нет. И тогда уже, развития событий, (как впрочем, и их последствия), могут стать достаточно интересными.
Однако не будем забегать далеко вперед. Тем более, что как мы уже убедились, тем для разговоров и расследований вполне достаточно и без того. Сейчас в стране начинают активно подводиться предварительные итоги года, и думаю "морское дело" станет не единственным серьезным скандалом, напрямую касающемся чиновничьей элиты страны. Ведь, как никак, но все предпосылки для этого благополучно выстраивались в течении предшествующих лет, а вот последствия явно придется расхлебывать в годы грядущие.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2011
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел первое заседание Совета по оздоровлению 31.10.2011
Бюро Мажилиса сформировало проект повестки пленарного заседания палаты 31.10.2011
Поможет закону "е-Кызымет" 31.10.2011
Что мешает бизнесу развиваться? 31.10.2011
"Госуправление в РК сегодня наиболее адекватно среди стран СНГ" 31.10.2011
Пустеют аблязовские гнезда… 31.10.2011
Они вернутся с миром? 31.10.2011
Алматы готов к уборке улиц от снега 31.10.2011
Опять о латинице 31.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz