NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:38 ast
09:38 msk

Чужие среди своих
Оралманы: казахи, но другие
25.10.2011 / политика и общество

Кенже ТАТИЛЯ, camonitor.com, 21 октября

Данный материал посвящен теме, которая долгое время была негласно табуирована, – отношение коренных казахов к оралманам. Написан он на основе многочисленных встреч и бесед, в ходе которых мы пытались выяснить позицию своих соплеменников по этому вопросу. Признаемся честно: вопросов осталось гораздо больше, чем мы получили ответов. Поэтому мы хотели бы только обозначить узловые моменты.

Мы и они
Как считает немалое количество наших соотечественников, оралманы изначально были поставлены в привилегированное положение по сравнению с основной массой казахского населения. Ведь большинство из нас очень тяжело входило в формат рыночной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить судьбу казах­ского аула. Произошедший массовый исход казахского населения из аулов в города практически "убил" его в цивилизационном смысле. Думается, осознание и осмысление этого факта придет, как это обычно бывает, позже. Но то, что "золотую колыбель" казахской ментальности уже никогда не возродить, в кулуарных беседах признают многие мыслящие казахи. Причем практически из всех уголков нашей огромной страны. Рыночная, а точнее торгово-ростовщическая психология становится второй натурой большинства наших соплеменников, пытающихся таким своеобразным способом адаптироваться в достаточно чуждой для них городской среде. А психология эта по своей сути глубоко антагонистична философии казахского аула. На этом тяжелом фоне льготные условия, которые создавались оралманам, не могли не породить в душах местных чувство латентного протеста. Правда, поначалу это никак и никем не озвучивалось, но все это время в массовом сознании шло подспудное накопление критической массы непонимания такого положения вещей. Да, тогда, в 1990-х, открыто говорить об этом было не с руки. Потому что все мы в той или иной степени еще оставались романтиками новых веяний. А сами репатрианты воспринимались как некая диковинка, которая не очень понятна, но, видимо, неизбежна.
Многие из нас по наивности полагали, что оралманы – это прежде всего наши соотечественники, хотя все обстояло намного сложнее, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Ведь в Казахстан возвращались люди, которые как минимум в третьем поколении жили на чужбине. То есть к нам приезжали не столько казахи, сколько (будем честны перед самими собой) монголы, китайцы, турки, иранцы, афганцы и так далее – в зависимости от страны пребывания. Любой этнопсихолог подтвердит, что культурная среда, в которой родился и сформировался человек, оказывает на него колоссальное культурологическое воздействие. И процесс этот неизбежен. Человек может сохранить язык, но ментально он всегда будет носителем тех поведенческих стереотипов, в атмосфере которых прошло его формирование как личности. И жизненные наблюдения только подтверждают это. Мы же сами градируем оралманов как "монголов", "китайцев", "иранцев". Да что там говорить, даже казахи, которые, казалось бы, выросли в достаточно сходной с нами обстановке (потому как жили в одной с нами стране – СССР) – в Узбекистане, и то заметно отличаются от нас. И потому обозначаем мы их то "узбеками", то "каракалпаками", то "сартами". Говорим мы это не с целью обидеть или задеть кого-то, а просто потому, что это так и есть на самом деле. Разница в культурном, образовательном и даже ментальном уровнях сразу же бросалась в глаза. Различия не могли не проявляться на бытовом уровне, даже в условиях сельской местности, не говоря уже о городском формате.

Точки несоприко­сно­вения
Был еще один немаловажный момент, который изначально разделял местных и приезжих, – проблема языка. Точнее, русского языка. Не секрет, что большинство оралманов, особенно из дальнего зарубежья, совсем не владело им. И то обстоятельство, что для значительного числа местных казахов, особенно в городах, русский язык по-прежнему оставался одним из двух основных коммуникативных средств, не могло не сказаться на уровне восприятия друг друга. Причем мы имеем в виду негативные аспекты проблемы. Упрощенно схема выглядит следующим образом. Прибывавшие издалека на историческую родину казахи не могли не испытать шока от того факта, что оказались здесь на положении граждан второго сорта только потому, что не владеют русским языком. Они-то по простоте душевной думали, что едут в страну, где все должны разговаривать только на казахском языке, а на поверку все оказалось иначе. Местные же были ошарашены тем, что приезжие абсолютно отличаются от них по многим параметрам, за исключением родного языка, которым большинство здешних владело весьма посредственно. Как нам представляется, именно в этом и следует искать корни тех противоречий, которые имеются между, условно говоря, местными и иммигрантами. Подчеркиваем, говоря условно.

Наше или не наше?
Возможно, именно поэтому среди оралманов исподволь, а в последнее время все сильнее стало проявляться и такое явление, как попытка навязать местным казахам культурологические стереотипы. В качестве примера можно привести историю с дискуссией вокруг танца "Кара жорга". В самый разгар процесса его популяризации известный казахстанский историк, специалист по казахской ирреденте, доктор исторических наук Г.Мендикулова позволила себе публично выразить сомнение в том, что данный танец может считаться казахским. Боже, что тут началось! И тон в выражении массового недовольства задавали представители именно "оралманской" среды. Видимо, потому, что танец культивировали казахи – выходцы из Китая. Мы не являемся специалистами по этому вопросу и не беремся судить об исконности или, наоборот, неисконности самого танца. Но при этом глубоко убеждены, что рассматриваемый пример более чем наглядно иллюстрирует некоторые подспудные вещи в восприятии друг друга местными и приезжими казахами. И, как нам кажется, носят они не совсем позитивный характер. Как это ни печально, но одним из наиболее убийственных аргументов оппонентов госпожи Мендикуловой был пассаж о том, что она владеет казахским языком постольку-поскольку, а посему, дескать, ее мнение не может представлять интереса. А то, что этот человек долгие годы занимается глубокими научными изысканиями, как будто бы не имеет никакого значения. Не говоря уже о том, что, в конце концов, она – женщина. Ну чем не классический культурологический, а точнее цивилизационный конфликт? Кстати, насколько нам известно, профессор Г.Мендикулова далеко не одинока в своем мнении. Другое дело, что она не побоялась высказать свою точку зрения, в то время как другие будто воды в рот набрали. Хотя в приватных беседах высказываются куда более хлестко, чем она.

О некоторых издержках оралманства
По мере укрепления экономики и роста бюджетных поступлений рос и уровень материальной подпитки государством прибывавших оралманов. Квоты на жилье и работу, преференции при поступлении в вузы, солидные подъемные – все это не могло не способствовать росту потока репатриантов. Правда, как утверждают компетентные люди, процесс этот не обошелся, мягко выражаясь, без некоторой его "коммерциализации". Поговаривают, что для определенной части оралманов их статус стал чем-то вроде бизнеса. Схема незамысловатая. Гражданин того же Узбекистана начинает оформлять документы на въезд в Казахстан. Для ускорения процесса их получения в ход идут всякие ухищрения. Например, фиктивный развод. После чего один из супругов (как правило, жена) получает квартиру в одном из областных центров. Через некоторое время эта недвижимость успешно реализуется. Разумеется, по рыночной цене. После чего семья успешно воссоединяется, и процесс "оралманства" начинается по второму кругу, но уже, так сказать, в полном составе. Опять же знающие люди настаивают на том, что подобная практика становится обычной. Если это неправда, пусть это остается на их совести, а если все же так и есть на самом деле? Разумеется, мы не ставим цель бросить тень на всех оралманов. Мы четко осознаем, что все мы, какими бы мы ни были, один народ. Или хотя бы должны стремиться стать им как можно быстрее.

Противоречивость взаимовосприятия
Восприятие оралманов местным казахским сообществом весьма противоречивое. Причин много, но главная заключается в том, что большинство из нас не видит их равными себе. Отношение к ним приблизительно такое, как к цыганам (выражение одного из наших собеседников). Слишком сильна разница в статусном восприятии, начиная с материального положения, духовных приоритетов и заканчивая общим культурным уровнем. Существует точка зрения, что в общем и целом приезжие несколько уступают местным по этим параметрам. Почему же мы, местные казахи, так позиционируем себя и приезжих? Основной аргумент заключается в следующем. Прежде всего потому, что мы хоть и на полшага, но стоим впереди в плане приобщенности к материальным и культурным ценностям цивилизованного мира. Опять же, хоть это кого-то сильно раздражает, вспомним проблему владения русским языком. Все остальное вытекает из этого. Также в это русло ложится и ситуация с обеспеченностью работой. Кому в большинстве случаев отдается предпочтение? Думается, ответ очевиден.
Оралманы же в силу незнания русского языка вынуждены соглашаться на любую работу, что не может не порождать в их душах, а значит, и в их среде, комплекса собственной неполноценности. Еще раз вспомним, что явно не в пользу оралманов в плане восприятия массовым сознанием их проблем работают и предоставляемые им государством социальные преференции. На обыденном уровне не раз приходилось слышать выражение недовольства по этому поводу. Оно формулируется так: какой смысл в создании условий для приезжих, если государство не может обустроить всех местных казахов, особенно живущих в депрессивных районах страны? Думается, в этом есть определенная логика. Ведь, на самом деле, уровень жизни немалой части наших местных соплеменников вряд ли соответствует их притязаниям. Поэтому приезд оралманов и предоставление им социальных льгот они воспринимают как ущемление своих интересов, а значит, невольно ощущают себя в роли пасынков родного государства. При нехватке рабочих мест, при наличии проблем с жильем, сложностей с получением земельных участков, недостаточном уровне зарплат и пенсий создание режима наибольшего благоприятствования оралманам воспринимается ими не очень позитивно.
С другой стороны, было бы несправедливым не сказать о том, что среди оралманов немало и таких, для кого возвращение в Казахстан было смыслом всей их жизни. Особенно это относится к представителям старшего поколения. Только человек, глубоко знающий и понимающий казахскую ментальность, сможет правильно оценить стремление этих людей упокоиться на земле предков. И очень горько осознавать, что не все мы в состоянии проявить по отношению к ним великодушие и сострадание. Увы, что есть, то есть…
В то же время, по мнению наших собеседников (и это подчеркивается особо), представляется ошибочным взгляд, согласно которому именно оралманы помогут сохранить нам наше казахское "Я" только лишь потому, что они несколько глубже нас сохранили язык и больше привержены традициям и обычаям. Это невозможно в силу того, что мы пока не воспринимаем их как равных. И это основа основ, не преодолев которую, мы не станем единым целым. По мнению некоторых наших соотечественников, для этого им надо стать такими, как мы – местными. Говорить как мы, думать как мы, действовать как мы. Именно тут проходит еще одна линия разлома. Потому что они остаются более патриархальными, то есть такими, какими мы уже не будем никогда. Потому что мы переплавились в тигеле истории, пережив глубочайшие социально-экономические и общественно-политические катаклизмы ХХ века: две русские революции, гражданскую войну, коллективизацию и индустриализацию, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, освоение целины, вторую волну индустриализации, а также перманентный процесс русификации.

О чем стоит задуматься?
Так каким же будет наше будущее? Точнее, наше общее будущее? По мнению наших думающих собеседников, оно будет общим только в одном случае: если оралманы встанут в один ряд с большинством местного казахского сообщества. Во всех смыслах этого слова.
Мы почти не сомневаемся, что после прочтения этой статьи некоторая часть наших соплеменников поднимет ор вселенского масштаба, обвиняя нас во всех смертных грехах. Но тем не менее мы бы призвали их не уподобляться известной птице, прячущей голову в песок, а спокойно взглянуть реальности в лицо, признать существование рассматриваемых проблем и задуматься над путями их разрешения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2011
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел первое заседание Совета по оздоровлению 31.10.2011
Бюро Мажилиса сформировало проект повестки пленарного заседания палаты 31.10.2011
Поможет закону "е-Кызымет" 31.10.2011
Что мешает бизнесу развиваться? 31.10.2011
"Госуправление в РК сегодня наиболее адекватно среди стран СНГ" 31.10.2011
Пустеют аблязовские гнезда… 31.10.2011
Они вернутся с миром? 31.10.2011
Алматы готов к уборке улиц от снега 31.10.2011
Опять о латинице 31.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz