Жанар ТУЛИНДИНОВА, "Мегаполис", 31 октября
То, что многие труженики министерств формально числятся в дочерних организациях своих ведомств, где паек на порядок выше, наверное, давно уже стало секретом полишинеля. Однако в Агентстве по делам госслужбы пообещали вскоре разобраться с "мертвыми душами" в нацкомпаниях. Во всяком случае в этом нас заверил зампред агентства Саян Ахметжанов. Обратились мы в его ведомство после того, как прочитали на блоге премьера жалобу. Некто Талгат Карабалин задавался вопросом: насколько законно, когда сотрудники числятся в нацкомпании, а по факту работают в госоргане, исполняя функции госслужащего? В частности, речь шла об Агентстве по делам строительства и ЖКХ (АДС) и его дочернем Центре модернизации и развития ЖКХ. "Не является ли это передачей функций государственных органов третьим лицам, что запрещено законом, – недоумевал жалобщик. – Данный факт легко проверить! Надо всего лишь проверить состав департамента жилищно-коммунального хозяйства!" Не знаю, как Талгату Карабалину, а нам Агентство по делам строительства дало на этот "поклеп" моментальный и юридически выверенный ответ: "Казахстанский центр ЖКХ является подведомственной структурой нашего агентства, которая совместно с нами выполняет задачи, поставленные правительством… Для того чтобы более четче и слаженно координировать исполнение программы модернизации ЖКХ на местах, мы совместно с нашими штатными сотрудниками АО "Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ" проводим регулярные выезды в регионы, участвуем в совместных с акиматами совещаниях, готовим аналитические обзоры и доклады в правительство с разъяснениями и предложениями по дальнейшему совершенствованию жилищно-коммунальной отрасли страны. Понятно, что данные действия никоим образом не являются передачей функции государственных органов третьим лицам". Проще говоря, сотрудники агентства и центра работают в такой тесной связке, что посторонним лицам уже мерещится, что они подменяют друг друга. Вообще бытует мнение, что ситуация, описанная в жалобе премьеру, – это результат сокращения госслужащих, проведенного в прошлом году. Тогда сотрудников, лишившихся рабочих мест, формально перевели с госслужбы в дочерние компании, а их бренные тела так и остались работать в министерствах и агентствах. Какой тогда смысл был в сокращении штата госаппарата, если вместо экономии бюджетных средств мы получили дополнительную нагрузку на казну? Ведь оклады сотрудников акционерных обществ существенно выше, чем на госслужбе. Однако наиболее правдоподобной выглядит следующая версия: все дело в до смешного низком уровне заработных плат госслужащих. Великие спецы за такие гроши работать не будут, а вот в различных АО и ТОО оклады вполне конкурентоспособные. Потому-то их и оформляют в качестве "мертвых душ" в нацкомпаниях. Недавно мы подслушали диалог одного депутата и чиновницы Минэкономразвития. – У нас сегодня во всех ведомствах столько "дочек" понасоздавали, – витийствовал депутат. – Я недавно проанализировал, залез на сайты, посмотрел. Даже у МВД есть какой-то санаторий. С моей точки зрения, если выполняемые нацкомпанией функции нужны государству, ну давайте назовем ее государственным учреждением, возьмем на бюджетное обеспечение, составим смету, все равно она живет за счет бюджетных денег. Тогда все будет прозрачно. Если можно эти функции в рыночную среду отдать, давайте отдадим в рыночную. Пусть частники зарабатывают. – Все дело в зарплатах, – недовольно обронила чиновница. – На зарплату госслужащего специалисты не придут. Мы по примеру депутата пошарились на сайтах министерств и довольно быстро сбились со счета, подсчитывая их "дочек", "внучек" и прочую "родню". Вероятно, во всех этих загадочных структурах, в названиях которых на разный лад спрягаются приставки "каз", "нац" и конъюнктурные словечки наподобие "инноваций", "инвестиций", "маркетинга", "менеджмента" и "гаранта", найдется теплое местечко для высококвалифицированных спецов, готовых послужить на благо государства, но не удовлетворенных уровнем чиновничьих зарплат? Вот и сами министры признают: да, конкурентоспособных специалистов нынче можно заманить только в дочерние холдинги. – Взять, например, "Каз-Агро", – приводит пример министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. – Это кредитующая организация, которая делает анализ бизнес-планов, кредитный анализ, рисковый анализ. Уровень их зарплат определяется рынком. Кто пойдет даже по каким-либо очень высоким патриотичным мотивам работать к нам, если ему платят в банке или в частной лизинговой компании гораздо больше? Быть может, все это вполне простительная с обывательской точки зрения хитрость? Какая разница, где числится специалист, лишь бы пользу приносил. Однако Агентство по делам госслужбы, куда мы также направили запрос, дало понять, что не станет мириться с такой практикой. "Осуществление государственных функций лицами, не являющимися государственными служащими, противоречит законодательству и не соответствует основным принципам государственной службы, – заявил нам в письменном ответе зампред агентства Саян Ахметжанов. – Возложение на указанных лиц полномочий по реализации государственных функций не может быть обосновано какими-либо финансовыми или иными причинами. Полагаем также несостоятельными предположения о том, что это связано с сокращением численности государственных служащих, а также высокой заработной платой в частном секторе. В течение последних лет уровень оплаты труда государственных служащих постоянно повышается и в настоящее время вполне сопоставим с уровнем оплаты в частном секторе". Выразив таким образом принципиальность и непримиримость руководства Агентства по делам госслужбы, Саян Ахметжанов пообещал, что "в рамках реализации контрольных функций агентством приняты во внимание подобные факты в целях принятия эффективных мер по противодействию коррупции в сфере государственной службы". Что ж, поживем – увидим. |