1. Отметить Недостаточную эффективность реализации мероприятий Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года № 550. 2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан принять необходимые меры по: 1) реализации положений статьи 23 Закона РК "О языках в Республике Казахстан" в части определения перечня профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями; 2) разработке и принятию нормативного правового акта для оценки уровня владения государственным языком граждан Республики Казахстан; 3) стимулированию самостоятельного изучения граждан республики государственного, русского и английского языков; 4) разработке и принятию в установленном порядке единой концепции развития процесса автоматизации услуг и бизнес-процессов информационных систем в сфере развития языков; 5) проведению инвентаризации и комплексной проверки соответствия информационных систем, разработанных в рамках мероприятий по развитию государственного языка требованиям технических спецификаций; 6) включению информационной системы "Комплексный портал "Государственный язык Республики Казахстан" в перечень национальных электронных информационных ресурсов и национальных информационных систем с последующей передачей вопросов управления проектом и его технического сопровождения в ведение национального оператора в сфере информатизации; 7) переводу на государственный язык документов, выдаваемых посредством портала электронного Правительства. 3. Министерству культуры Республики Казахстан: 1) до 1 августа 2011 года принять меры по разработке и утверждению в установленном порядке стандартов и нормативов по производству фильмов, единой методологии и стандартов обучения государственному языку, а также обеспечению координации работы центров по обучению государственному языку; 2) до 1 августа 2011 года обеспечить взыскание в доход республиканского бюджета с поставщиков услуг полученных ранее средств, согласно приложению 1. 4. Министерству связи и информации Республики Казахстан: 1) обеспечить постоянный мониторинг и контроль по трансляции теле-, радиопередач, созданию в периодических печатных изданиях специальных полос, направленных на обучение государственному языку; 2) до 1 августа 2011 года определить критерии по отнесению отдельных видов литературы к категории социально важных. 5. Министерству образования Республики Казахстан до 1 июля 2011 года в установленном законодательством порядке решить вопрос по применению тестовых заданий для оценки уровня владения государственным и официальным языками граждан Республики Казахстан и иностранных граждан, осуществляющих деятельность на территории республики. 6. Министерствам культуры, связи и информации, образования и науки Республики Казахстан до 1 июня 2011 года обеспечить рассмотрение ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства при реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001 – 2010 годы. 7. Принять к сведению, что Министерством культуры Республики Казахстан представлены: экспертное заключение АО "Национальные информационные технологии" от 26 апреля 2011 года о соответствии системы "Онлайновый казахско-русско-английский переводчик текстов" технической спецификации; информация о размещении на веб-портале государственного языка сервисов по проверке орфографии, компьютерному переводу текстов, конвертировании текста в форматах "Латиница-Арабица-Кириллица" на общую сумму 180,0 млн. тенге, а также об устранении недостатков по производству анимационного фильма "Казак елі" на сумму 91,3 млн. тенге, о восстановлении по бухгалтерскому учету дебиторской задолженности за производство национальных фильмов в сумме 1 560,7 млн.тенге. 8. Руководителю аппарата Счетного комитета передать в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для принятия процессуальных мер материалы контроля по фактам отсутствия документов, подтверждающих прием оказанных услуг и произведенные расходы, а также не отражения по бухгалтерскому учету дебиторской задолженности, согласно приложению 2.
* * *
Заключение об итогах контроля эффективности реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (основные положения)
Цель контроля контроль эффективности и оценка реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы.
Предмет контроля Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, средства, выделенные на реализацию Государственной программы по республиканским бюджетным программам.
Объекты контроля Министерство культуры, в том числе: Комитет по языкам, Комитет культуры, а также Комитет по информации и архивов Министерства связи и информации, Министерство образования и науки Республики Казахстан и их подведомственные организации.
Период, охваченный контролем с 1 января 2007 года по 31 декабря 2010 года.
В ходе контроля установлено: 1. При разработке Государственной программы разработчиком не определены количественные и качественные показатели ожидаемых результатов. Формирование планов мероприятий по реализации Государственной программы осуществлялось не на должном уровне, они слабо взаимоувязаны с ее задачами и целями, отдельные пункты мероприятий носят декларативный характер, что не обеспечило в полном объеме достижение отдельных задач и ожидаемых результатов, влияющие на улучшение функционирование и развитие языков в республике. Практически, по всем мероприятиям форма их завершения – представление информации Правительству Республики Казахстан или принятие приказа министерствами и ведомствами. Планом мероприятий акимам местных исполнительных органов поручалось разработать и утвердить региональные программы. Однако механизм мониторинга и контроля за их исполнением не предусмотрен. Министерством культуры – разработчиком и координатором Государственной программы, слабо организована координация работы министерств, агентств и местных исполнительных органов по исполнению планов мероприятий по реализацию Государственной программы и их мониторинга. 2. Несмотря на значительные финансовые затраты и проведенную Министерством культуры, местными и другими ответственными государственными органами определенную работу, Государственная программа реализована не достаточно эффективно, поскольку отдельные задачи и мероприятия поставленные в ней, не достигнуты. Так, Министерство не имеет данных по выполнению Плана мероприятий на 2001-2006 годы. Из 79 мероприятий Плана мероприятий на 2007-2010 годы исполнено 61, остальные 18 исполнены некачественно, 20 мероприятий исполнены с нарушение финансовой дисциплины, что свидетельствует об их неисполнении. В разрезе критериев реализация Государственной программы оценена Счетным комитетом следующим образом. По критерию 1 принятые нормативные правовые акты и отсутствие ряда нормативных актов не способствовали эффективной реализации Государственной программы. По критерию 2 объемы выделенных бюджетных средств, не были достаточными, обоснованными и своевременными для полноценной реализации Государственной программы. При этом отдельными местными исполнительными органами средства на реализацию Государственной программы предусмотренными планами мероприятий не выделены. По критерию 3 не достигнуты отдельные задачи и ожидаемые результаты Государственной программы, многие мероприятия не были выполнены качественно, по ряду из них отсутствует информация по их выполнению. По критерию 4 реализация Государственной программы осуществлена с бюджетно-финансовыми нарушениями, общая сумма которых составила 4608,1 млн.тенге.
Член Счетного комитета Зинаида Загоскина, Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, № 28, II квартал 2011 года |