1. Отметить, что, несмотря на проводимую государственными органами работу по противодействию коррупции, степень эффективности реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы осталась на достаточно низком уровне, коренных изменений, а именно значительного уменьшения фактов коррупции, не произошло. 2. Обратить внимание Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) на низкую эффективность организации работы при подготовке и в ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы. 3. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан принять необходимые решения по обеспечению соответствующего финансирования мероприятий отраслевой Программы противодействия коррупции на 2011-2015 годы и определению эффективной системы мониторинга за ходом освоения выделяемых на реализацию мероприятий программы средств. 4. Агентству Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) учесть недостатки, выявленные в ходе контроля реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, и до 1 июля 2011 года принять необходимые решения, направленные на исключение их повторения и повышение эффективности реализации отраслевой Программы противодействия коррупции на 2011-2015 годы. 5. Министерству юстиции Республики Казахстан до 1 июля 2011 года внести в Правительство Республики Казахстан предложение о юридическом статусе созданной при Республиканском государственном предприятии "Информационно-производственный центр" правовой информационной службы для населения и выделении в установленном законодательством порядке средств для ее содержания.
* * *
Заключение по итогам оценки эффективности реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы (основные положения)
Цель контроля оценка эффективности реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы (далее – Госпрограмма).
Предмет контроля средства, выделенные в рамках реализации республиканских бюджетных программ, в том числе по республиканской бюджетной программе 019 "Борьба с коррупцией" на 2007 год.
Объекты контроля государственные учреждения "Генеральная прокуратура Республики Казахстан", "Министерство юстиции Республики Казахстан", "Министерство финансов Республики Казахстан", "Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)", "Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы", "Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан", "Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан".
Период, охваченный контролем 2006-2010 годы
В ходе контроля установлено: 1. Агентством Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), являвшимся координатором исполнения мероприятий по реализации Госпрограммы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, а также исполнителями и соисполнителями были достигнуты определенные результаты в борьбе с коррупционными проявлениями. 2. Вместе с тем, при разработке Госпрограммы не были определены индикаторы (прогнозные показатели), характеризующие количественные параметры, определяемые по годам реализации, на достижение которых она была направлена. 3. При разработке Госпрограммы не были учтены действовавшие на тот момент Правила разработки и реализации государственных программ в республике, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 2 июня 2003 года № 1099. 4. Правительством Республики Казахстан объемы финансирования отдельных мероприятий определены не были. Финансирование Госпрограммы планировалось без указания конкретных объемов финансирования по годам, мероприятиям и источникам финансирования. 5. Уполномоченным государственным органом – Агентством Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) мониторинг хода выделения и освоения бюджетных средств на реализацию мероприятий Госпрограммы организован не был. 6. Анализ ведомственных планов по реализации Госпрограммы свидетельствует в отдельных случаях о формальном характере их разработки. В данные планы зачастую вносились только те мероприятия, которые были предусмотрены планами Госпрограммы 1 и 2 этапов, утвержденными Правительством Республики Казахстан. При этом сроки и формы завершения мероприятий не корреспондировались. 7. Отдельные мероприятия, включенные в планы по реализации Госпрограммы, носили обобщенный декларативный характер и не способствовали формированию целостной системы противодействия коррупции. 8. Вследствие недостаточной проработки на этапе планирования, отдельные мероприятия Госпрограммы в последующем реализованы не были. 9. При отмечающихся в отдельных государственных органах коррупционных проявлениях, планами мероприятий по реализации Госпрограммы меры по совершенствованию кадровой политики предусмотрены в недостаточной степени. 10. Не определен юридический статус и источники финансирования созданной при Республиканском государственном предприятии "Информационно-производственный центр" Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан правовой информационной службы для населения. 11. Из предусмотренных сдаче в 2010 году 32 центров по работе с налогоплательщиками, строительство 4 объектов (в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях ) на сумму 220,1 млн.тенге не завершено. 12. Несмотря на проведенную государственными органами работу, направленную на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений путем взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций, коренного перелома в борьбе с коррупцией в республике не произошло.
Член Счетного комитета Ерлан Турлыбеков, Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, № 28, II квартал 2011 года |