Виктор БУРДИН, "Время", 8 ноября
Руководство Министерства культуры не видит ничего страшного в том, что художественным руководителем Театра оперы и балета им. Абая (ГАТОБ) назначен его бывший директор Куаныш УРАЗГАЛИЕВ. Даже несмотря на то, что г-н Уразгалиев летом этого года приговором суда был осужден на 5,5 лет лишения свободы, правда, условно. В Минкульте вообще философски относятся ко всем скандалам, которые сейчас сотрясают ГАТОБ. Напомним, месяц назад мы сообщали, что 114 сотрудников театра подписали открытое письмо президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Артисты выразили недовольство действиями руководства ГАТОБ и попросили главу государства "помочь спасти оперное и балетное искусство от дальнейшего развала" (см. "К сканадалу ГАТОБ?", "Время" от 8.10.2011 г.). После выхода публикации новость эту ретранслировали многие казахстанские СМИ, сюжеты о скандале в театре выдали в эфир несколько республиканских телеканалов. Прошел месяц, но никаких перемен в театре не произошло. А Министерство культуры, казалось, заняло выжидательную позицию. Тогда мы написали в Минкульт официальный запрос с целью узнать, что чиновники думают по поводу происходящего в подведомственном им храме Мельпомены. На вопрос, пыталось ли министерство вмешаться в театральный скандал, вице-министр культуры Аскар БУРИБАЕВ ответил нам философски и очень исчерпывающе: "В любом художественном коллективе возникают споры по творческим вопросам (к примеру, это характерно для крупнейших российских театров, включая Большой театр). Руководством министерства и театра не раз проводились беседы с артистами ГАТОБ". Также мы процитировали Министерству культуры слова артистов театра, которые считают, что деятельность руководства балетной труппы ГАТОБ "привела к падению профессионального уровня спектаклей, трудовой дисциплины и оттоку талантливой молодежи за рубеж". Г-н Бурибаев ответил на это железным аргументом: главный балетмейстер ГАТОБ Рамазан БАПОВ – "единственный балетмейстер в Казахстане, имеющий звание народного артиста СССР". Также вице-министр добавил: он не согласен с утверждением о том, что профессиональный уровень спектаклей падает. И в качестве аргумента привел пример: за последние годы два спектакля в ГАТОБ поставил главный балетмейстер Большого театра Юрий ГРИГОРОВИЧ, и еще два – "ведущий хореограф современности" Борис ЭЙФМАН. Сколько спектаклей в театре поставили не заезжие звезды, а сам главный балетмейстер ГАТОБ Рамазан Бапов, вице-министр умолчал. Может, потому, что это число равно нулю? А еще г-н Бурибаев сообщил нам, что в балетной труппе за последние 5 лет "текучесть кадров в возрасте до 29 лет составляет 6,1 процента". На вопрос, планирует ли Министерство культуры смену руководителей театра, на которых пожаловались 114 коллег, последовал еще один философский ответ: "Никто не вечен на своей должности. Со временем придет новая смена руководства театра и балетной труппы". Ну и совсем уж нас умилил ответ Аскара Бурибаева касательно назначения на должность художественного руководителя ГАТОБ Куаныша Уразгалиева. Напомним, летом этого года Медеуский районный суд Алматы признал Куаныша Габидуллаевича виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении ввереного ему чужого имущества в крупном размере. Г-н Уразгалиев получил наказание в виде 5,5 лет лишения свободы условно и лишился права занимать должности, связанные с распоряжением материальными и денежными средствами, в течение 5 лет. Аскар Бурибаев сообщает нам: да, действительно, суд признал Уразгалиева виновным. А посему 11 июля 2011 года Минкульт освободил его от занимаемой должности гендиректора ГАТОБ. Однако ровно через 2 месяца, 12 сентября, Куаныша Уразгалиева назначили худруком ГАТОБ. "В этом нет ничего удивительного, – считает вице-министр культуры, – поскольку высокий профессионализм и организаторские способности Куаныша Габидуллаевича признавались всеми без исключения руководителями отрасли начиная с 80-х годов. В трудный период реконструкции и капитального ремонта ГАТОБ министр К. КУШЕРБАЕВ выдвинул Уразгалиева на пост генерального директора, где на протяжении последующих 10 лет он работал еще с пятью министрами". Тут, как говорится, без комментариев. Мы связались с подписантами письма главе государства. – Минкульт утверждает, что министерство и руководство театра с вами неоднократно проводили беседы. Это так? – поинтересовались мы у артиста балета Улана БАДЕНОВА. – Абсолютно ничего такого не было, ничто не изменилось. Да, вызывали на ковер отдельных артистов, которые подписали письмо, и обрабатывали их. Прессинг был мощный. В итоге от письма отказались человек десять. Также мне рассказывали, что собрались некоторые наши "народные" и "заслуженные" артисты, которые подписали ответное обращение против инициаторов нашего письма. На уровне слухов говорили, что в театр приедет какая-то комиссия, – тоже ничего такого не было. – Министерство утверждает, что текучесть молодежи в балете – "6,1 процента". Не знаю, что значит эта цифра. Видимо, подразумевается, что в театре уволились 6 человек из 100. – Важно не количество, а качество. Самые лучшие артисты уезжают! Например, "чемпион мира" по балету Эльдар САРСЕНБАЕВ, который взял два Гран-при в Сочи и в Пекине, помыкался и уехал в Германию. Айдос ЗАКАН – лауреат международных конкурсов, таких людей по пальцам пересчитать в мире – тоже уехал в Москву. И таких примеров много. Люди уезжают потому, что им элементарно не дают танцевать у нас. – Народный артист СССР Рамазан Бапов работает в театре четвертый год. Поставил ли он хоть один балетный спектакль в театре? – спросили мы у другого соавтора письма артиста балета и педагога Каната КАРАЖАНОВА. – Ничего не поставил! Единственное – на днях состоялась премьера оперы "Бал-маскарад", и он поставил небольшой номер на пару минут. А отдельный балетный спектакль Бапов не ставил. – Хотя один раз в сезон ему по должности положено поставить масштабный спектакль, – добавляет Баденов. Что ж, мы продолжим наблюдать за развитием ситуации в ГАТОБ. И будем надеяться, что министр культуры Мухтар КУЛ-МУХАММЕД или его подчиненные когда-нибудь спустятся со своего министерского олимпа и встретятся с недовольными артистами балета, чтобы из первых уст узнать о их проблемах. |