Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций РК, 10 ноября
10 ноября 2011 года в г. Астана во Дворце Независимости состоялось открытие Дней Транспорта Казахстана. В рамках Дней проведена VIII Международная конференция "ТРАНСЕВРАЗИЯ-2011" на тему "Интеграционные процессы на Евразийском пространстве и их влияние на перспективы развития национальных транспортных систем и трансконтинентальных транспортных коридоров". В работе конференции принимают участие более 500 человек, в том числе руководители транспортных ведомств, послы дружественных государств, руководители и представители международных организаций, представители финансовых институтов и транспортных ведомств 50 зарубежных стран. Кроме того, на форуме присутствовали депутаты Парламента РК, руководители и представители ряда министерств и ведомств. Открывая конференцию, министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев, ознакомил участников и гостей с общей программой Дней Транспорта Казахстана. Заместитель Премьер-Министра РК Асет Исекешев огласил Обращение Президента РК Нурсултана Назарбаева к участникам данного форума. В соответствии с программой на пленарном заседании конференции с докладом на тему "Развитие транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан" выступил министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев. Глава транспортного ведомства подчеркнул, что идея об интеграции всего Евразийского континента принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. При этом надежные и эффективные транспортные сети и развитие транспорта имеют чрезвычайно важное значение для углубления регионального экономического сотрудничества и стабильности, а также в развитии торговли в Евро-Азиатском регионе. За 20 лет Независимости РК страна достигла впечатляющих успехов в экономическом, политическом, социальном развитии. Ежегодный прирост национального ВВП составил в среднем 10%. Значительно возросла системообразующая роль транспорта. Создана конкурентная среда оказания транспортных услуг в целях ускорения интеграционных процессов казахстанского транспортного комплекса в международную транспортную систему и развитие транзитного потенциала страны. В целом транспорт удовлетворяет растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов. Справочно: Доля транспортной отрасли в ВВП страны за эти годы в среднем составляла 9%. За последние десять лет в развитие транспортно-коммуникационного комплекса вложено 1,4 трлн. тенге. В транспортный сектор привлечены займы международных финансовых институтов в объеме 4,2 млрд. долларов США. Создан благоприятный инвестиционный климат. Объем перевозимых грузов за эти годы возрос до 2,5 млрд. тонн или в 1,8 раза. Количество обслуженных авиапассажиров выросло до 6 млн. пассажиров или в 5,5 раза. Пропускная способность железных дорог увеличилась до 260 млн. тонн или в 1,5 раза. За годы независимости были реализованы ряд отраслевых программ и создана правовая основа транспортной отрасли, отвечающая новым социально-экономическим условиям. Построено 740 км новых железных дорог (Хромтау-Алтынсарино – 402 км, Аксу-Дегелен – 183 км, Шар – Усть-Каменогорск – 151 км), что сократило на более 700 км расстояние перевозок внутри страны. В хорошее и удовлетворительное состояние приведено около 40 тыс. км автодорог. Проведена реконструкция 10-ти аэропортов страны, которые теперь соответствуют требованиям ИКАО. Создан национальный авиаперевозчик "Эйр-Астана", соответствующий европейским стандартам. Увеличена мощность морского порта Актау – доля порта в общем объеме грузооборота в Каспийском море сейчас составляет 31%. В Казахстане создана развитая сеть транзитных маршрутов по трем приоритетным направлениям: 1) Россия – страны Европы и Азии; 2) Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; 3) Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция. В каждом из указанных направлений по территории страны проходят 5 сложившихся международных транспортных коридоров: 1. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ). Западная Европа – Китай, Корея, Япония через Россию и Казахстан (участок Достык – Астана – Петропавловск). 2. Южный коридор ТАЖМ. Юго-Восточная Европа – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны ЦА и Казахстан (участок Достык – Сарыагаш).3. Центральный (среднеазиатский) коридор.Центральная Азия – Россия и страны ЕС (участок по РК Сарыагаш-Арысь-Кандагач-Озинки). 4. "Север-Юг". Северная Европа – страны – Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участке морпорт Актау – регионы Урала и Актау – Атырау).5. "ТРАСЕКА". Восточная Европа – Южный Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия (участок по РК Достык – Актау). Внутри Казахстана эти коридоры делятся на 6 железнодорожных и 6 автомобильных транспортных коридоров. Через воздушное пространство страны проходят 4 международных воздушных коридора. В 2010 году транзит грузов по транспортным коридорам Республики Казахстан составил 15 млн. тонн., в т.ч. железнодорожным транспортом – 14 млн. тонн, автомобильным – 800 тыс. тонн, водным – 112 тыс. тонн через порт Актау. Транзитный воздушный трафик – 131 самолето-км. Общий доход от транзита – около 900 млн. долларов США (864 млн. долл. США). Ожидаемые объемы транзита через территорию Республики Казахстан в 2015 году: – наземным транспортом – до 25 млн. тонн. – транзитный трафик через воздушное пространство РК – до 225 млн. самолето-км. Общий доход от транзита вырастет до 1,4 млрд. долл. США. Эти показатели будут обеспечены за счет развития инфраструктуры и создания благоприятных условий для транзита. Разработана государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана до 2015 года. В рамках ее реализуется Программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы. Согласно этой программы в целях развития транспортно-транзитного потенциала Казахстана предусмотрена реализация свыше 60-ти инфраструктурных проектов на общую сумму 2,8 трлн. тенге или свыше 19 млрд. долл. США. За эти годы планируется построить порядка 1,5 тыс. км новых и электрифицировать 1 тыс. 700 км железных дорог, построить и реконструировать около 50 тыс. км автодорог, провести работы по реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры, развитию национального морского торгового флота, инфраструктуры морских портов. Реализуются крупные проекты по улучшению технического состояния и увеличению пропускной способности наших наземных международных транзитных коридоров. Воплощается идея возрождения Великого Шелкового Пути – мегапроект, реализуемый по инициативе Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, по созданию трансконтинентального автодорожного коридора "Западная Европа–Западный Китай", протяженностью 8 445 км, реализация которого ведется с 2009 года. (По территориям Китая – 3 425, России – 2 233 км). Протяженность коридора по Республике Казахстан составляет 2 тыс. 787 км и проходит по территориям 5-ти областей. Реконструкции подлежат – 2 тыс. 452 км дороги, из них под I категорию – 1 391 км, II категорию – 1 061 км. Стоимость проекта – 5,5 млрд. долларов США. В настоящее время на территории 4-х областей республики ведется работа на 34-х участках протяженностью 1 тыс. 715 км. В текущем году будет построено 750 км новой дороги. Данная автодорога, проходящая по равнинной местности – это самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит и границ. Завершение проекта позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу автотранспортом почти в 3,5 раза (по сравнению с морским путем – 30-45 дней) – до 10 суток. Данные конкурентные преимущества делают проект перспективным. Введение в эксплуатацию коридора даст рост транзитных грузопотоков по направлениям Китай – Центральная Азия, Китай – Россия – Западная Европа к 2015 году в 1,5 раза (до 1,2 млн. тонн). При реализации данного проекта открыты новые предприятия, обеспечены работой десятки дорожно-строительных компаний страны, привлечено свыше 35 тыс. дорожных строителей. В перспективе на проекте будет задействовано около 50 тысяч человек. Завершение строительства коридора предусмотрено в 2013 году. В целом в 2015 году планируем завершить реконструкцию всех 6-ти международных автодорожных коридоров общей протяженностью – 8 тыс. 415 км. Параллельно ведется работа по другим основным международным автодорожным транзитным коридорам. Для Казахстана основной точкой международного транзита является международный железнодорожный пограничный переход с Китаем Достык–Алашанькоу. В результате принятых мер будет увеличена пропускная способность участка Актогай-Достык и пограничного перехода Достык-Алашанькоу:- в 2011г. до 16,5 млн. тонн, а к 2020г. – 20 млн. тонн. Формированию новых маршрутов в направлении Восток-Запад и Север-Юг, как для казахстанской продукции, так и транзитных грузов способствуют успешно реализуемые ж/д проекты "Жетыген-Коргас" и "Узень–госграница с Туркменистаном". Железная дорога "Коргас – Жетыген" откроет 2-ой пункт перехода с Китаем и позволит увеличить объем транзитного грузопотока из КНР в европейские и азиатские страны, сократив расстояние в направлении Азия – Европа на 500 км. Планируемый объем перевозок в первый год эксплуатации составит 7 млн. тонн груза. К 2020 году планируется объем перевозок через Хоргос довести до 13 млн. тонн, в том числе транзит – 8 млн. тонн. Открытие международного пограничного ж/д перехода с Китаем положительно скажется и на развитии зоны свободной торговли на МЦПС "Хоргос". В октябре этого года по инициативе Президентов Казахстана, Туркменистана и Ирана завершено строительство железной дороги "Узень – госграница с Туркменистаном", входящей в состав международного транзитного коридора "Север-Юг". Новая линия позволит оптимизировать маршрут перевозки грузов в страны Ближнего и Среднего Востока, обеспечив прямой выход на Туркмению-Иран-Турцию и страны Персидского залива с сокращением расстояния транспортировки более чем на 600 км. Планируемый объем перевозок по новой линии – 6 млн. тонн в год. Проезд по новым железнодорожным линиям будет обеспечен к 20-летию Независимости Республики. Для дальнейшего формирования оптимальной сети железных дорог в наших планах до 2020 года предусматривается реализация других проектов строительства ж/д линий: "Жезказган – Бейнеу" (988 км), "Аркалык – Шубарколь" (212 км), "Ералиево – Курык" (14,4 км). Также планируется электрификация около 1 тыс. 800 км участков железных дорог. "Макат–Кандыагаш" (392 км), "Алматы–Актогай" (541 км), "Актогай–Моинты" (522 км), "Достык–Актогай" (309 км). 2010 год стал годом технологического прорыва для железнодорожного транспорта. В рамках программ по диверсификации экономики на базе казахстанских предприятий с участием ведущих мировых производителей Дженерал Электрик, Тальго, Сименс, Альстом реализуется комплекс проектов по созданию производственных мощностей железнодорожного машиностроения. Например, в Астане на заводе по сборке пассажирских вагонов Тальго 25 ноября т.г. планируется начать сборку первых 17-ти пассажирских вагонов. Особое внимание уделяется отрасли воздушного транспорта. В Казахстане функционируют 20 аэропортов, из них 15 имеют статус международных, в том числе 10 аэропортов имеют категорию Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В декабре этого года будет завершена реконструкция искусственных взлетно-посадочных полос аэропортов в городах Кокшетау и Актау. Отраслевой Программой запланирована реализация 13-ти проектов по реконструкции аэропортов на общую сумму 158 млрд. тенге из бюджетных и внебюджетных источников. Расширяется международное авиасообщение с иностранными государствами. На сегодняшний день авиасообщение налажено более чем с 20-ю странами ближнего и дальнего зарубежья. В целях увеличения пропускной способности "Западных ворот" Казахстана – международного морского торгового порта Актау поэтапно реализуется проект по его расширению в северном направлении – это проведение дноуглубительных работ, строительство трех сухогрузных терминалов, включая один зерновой. За счет модернизации существующего оборудования и внедрения новых технологий, расширения морского порта Актау пропускная способность морских портов Казахстана будет доведена с 13,5 до 18 млн. тонн. Сегодня доля Актауского морпорта в общем грузообороте на Каспии составляет 31%. Динамично развивается отечественный торговый флот на Каспийском море. На автомобильном транспорте будет введена автоматизированная система взвешивания грузовых автотранспортных средств в движении. Эта мера позволит избежать многократных проверок и повторных взвешиваний грузового автотранспорта при следовании по транспортным коридорам страны. В результате принятых мер скорость грузового сообщения по основным международным транспортным коридорам Казахстана повысится до 20%. Эффективное и надежное функционирование Евроазиатских трансконтинентальных связей приобретает в современных условиях особую актуальность и может быть обеспечено только при условии объединения усилий всех стран-участниц маршрута в своих национальных границах, а также совместного решения глобальных задач на международном уровне. Это достигается с помощью различных инструментов, и неоценимую роль в этом играют международные организации, использование их существующих международно-признанных документов, стандартов и лучшей практики. Важным здесь является выполнение рекомендаций по укреплению сотрудничества в области транзитных перевозок Алматинской программы действий, принятой в августе 2003 года в Казахстане на Международной конференции ООН для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Мы широко применяем накопленный опыт и осуществляем взаимодействие с ЕЭК и ЭСКАТО ООН в рамках проекта Евро-Азиатских транспортных связей. Важными являются инициативы Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) по повышению эффективности коридоров, где в апреле т.г. в Алматы состоялось 16-е заседание Проектной Рабочей Группы СПЕКА по транспорту и пересечению границ. В рамках инициатив Организации экономического сотрудничества 17 октября т.г. запущен демонстрационный контейнерный поезд по маршруту Бандар Аббас (Иран) – Алматы (Казахстан). Существует необходимость связи этого поезда с поездом по маршруту Исламабад (Пакистан) – Тегеран (Иран) – Стамбул (Турция), а также организации контейнерного поезда "Стамбул – Алматы" при условии согласования расписания движения и тарифов. В деле развития транспорта в регионе особую роль играет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В ходе своего председательства в ОБСЕ в 2010 году Казахстан акцентировал внимание на вопросах развития экономически целесообразных международных транспортных коридоров, продвижения надлежащего управления в пунктах пересечения границ, повышения безопасности наземного транспорта и облегчения международного автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения в регионе ОБСЕ, по которым приняты и реализуются соответствующие рекомендации. С 1 июля прошлого года начал действовать Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. В рамках Таможенного союза принимаются меры, которые позволят обеспечить эффективное и безопасное функционирование транспортных комплексов стран-участниц, наращивание транзитного потенциала, что будет способствовать успешной интеграции участников. Первые итоги работы Таможенного союза показали, что за 2010 год увеличились объемы взаимной торговли с Россией на 27% и Белоруссией на 56%. Экспорт продукции Казахстана в Россию вырос на 36%. Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 28% (с 13 до 16,5 млрд. долл. США) и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана. Таможенный союз путем устранения многих препятствий при пересечении границ может внести существенный вклад в создание эффективных транспортных коридоров, соединяющих Китай с Европой. В результате Таможенного союза процесс пересечения границ будет еще более упрощен. Железнодорожный маршрут Китай-Урумчи-Алашанькоу-Достык-Москва-Брест требует замены только одного участка пути и одного таможенного досмотра в Достыке, при минимальных задержках на пересадочных станциях. Использование Казахстана в качестве транзитной страны увеличит эффективность и надежность системы поставок, привлечет дополнительные интересы партнеров ТС в торговле со странами, граничащими с южными границами Таможенного союза. Со временем транспортный коридор Достык/Хоргос – Москва – Брест может превратиться в экономический коридор. В этой связи сухопутный маршрут через страны ТС может рассчитывать на 15-18% грузопотока в направлении Китай-Европа. Примером этого может служить по поручению Президентов Казахстана и Литвы запуск 28 октября т.г. контейнерного поезда "Сауле" по маршруту Чунцинь (КНР) – Достык (РК) – Клайпеда (Литва) – Антверпен (Бельгия). Время следования от станции Достык – порт Клайпеда – 10 суток. В декабре т.г. планируется запуск аналогичного контейнерного поезда "Балтика Транзит II" между Эстонией и Казахстаном. В настоящее время ведется целенаправленная работа по устранению барьеров административного характера и созданию благоприятного режима для пропуска транзитных грузов по наземным коридорам страны. Внедрение новых технологий, автоматизация процедур контроля вдоль коридоров будет способствовать устранению нефизических барьеров. Реализация Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств СНГ дает возможность избежать многократных проверок и повторных взвешиваний грузовых автотранспортных средств. В целях устранения барьеров при транзите грузов, а также для создания благоприятных условий при перевозке грузов автотранспортом подписаны и действуют соглашения с Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Арменией, Грузией и Румынией, предусматривающие безразрешительную систему организации международных двусторонних и транзитных автоперевозок. Правительством Казахстана принят ряд системных мер, позволяющих минимизировать влияние человеческого фактора, способствующих ускорению и упрощению таможенных процедур: это автоматизация таможенных процедур; оснащение до конца 2011 года пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границы Таможенного союза современным, высокотехнологическим оборудованием, позволяющим ускорить и упростить процесс проведения контроля. В целях повышения привлекательности казахстанских транспортных коридоров стоит задача создать современную эффективную логистическую инфраструктуру. В этой связи Казахстан разрабатывает новую концепцию развития транспортно-логистической системы страны. Основными опорными узлами транзитной сети должны стать системы логистических комплексов на стратегических для транзита пунктах. Логистические комплексы создаются в СЭЗ "Хоргос" – "Восточные ворота", порту Актау – "Западные ворота", в Алматы, Астане, на ст. Достык и др. выгодных и привлекательных точках. В стране уже действует свыше 10 крупных транспортно-логистических центров. Аэропорты городов Астаны, Алматы и Атырау определены узловыми транзитными хабами, аэропорт г.Караганды развивается как карго-хаб. Важным проектом в данной сфере является создаваемая на границе с Китаем Специальная экономическая зона "Хоргос – Восточные ворота", которая будет работать по принципу "сухого порта", как транспортно-логистический комплекс. Общая площадь СЭЗ составит 6 тыс. га. Уже функционирует Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", где в этом году планируется завершение строительства инженерной инфраструктуры. Содействие международным перевозкам по схеме "Транспорт без барьеров" и создание эффективной транзитно-транспортной системы, основанных на принципах безопасности, надежности и экономической целесообразности являются ключевыми факторами экономического развития и торгового сотрудничества в Евро-Азиатском регионе. На конференции также выступали министр транспорта и коммуникаций Беларусии Иван Щербо, министр сообщения Латвийской Республики Айвис Ронис, министр транспорта, информационных технологий и коммуникаций Республики Болгария Ивайло Московски, заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул и другие На конференции принят итоговый документ – Резолюция VIII Международная конференция "ТРАНСЕВРАЗИЯ-2011". |