Николай Кузьмин, "Эксперт Казахстан", 21 ноября
Казахстанское правительство не признает необоснованного повышения цен. Например, на днях министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов указал на необоснованность недавнего повышения цен на нефтепродукты и продукты питания. И теперь страшно даже подумать, что будет с несчастными повышателями, если они немедленно не подыщут обоснований и не представят их правительству. Если же кто-то вдруг поднимает цены на свою продукцию, сопроводив это приличествующими случаю рассуждениями о ценовых флуктуациях на мировых рынках, или хотя бы прибегнет к одному из двух универсальных аргументов – "доллар вырос" или "доллар упал", то такое повышение сразу переводится в разряд обоснованных и возражений не вызывает. Казахстанский мажилис не то что цены, но даже и качество производимых им законопроектов повысить не может (вспомним фиаско с референдумом о продлении полномочий президента), однако в необоснованных действиях его вряд ли кто упрекнет. И когда, обессилев в борьбе за честь казахских женщин, целомудренность отечественных фильмов и правильность надписей на пачках с чаем, наши мажилисмены обращаются к президенту с просьбой о coup de grace*, они не забывают свою просьбу аргументировать. В прошлый раз аргумент был всего один, но своей лаконичностью и глубиной он стоил десяти – "не хотим быть тормозом реформ", поэтому президент просьбу удовлетворил. Нынешний состав мажилиса долгое время не помышлял о досрочном роспуске, он даже принял превентивные меры – автора максимы о депутатах-тормозах на всякий случай исторг из своих рядов и отправил на дипломатическую службу. А недвусмысленные намеки президентского советника на то, что пора бы уже мажилису и в отставку подавать, депутаты встречали с негодованием, тем более что и сам президент 1 сентября на открытии очередной сессии дал парламенту столько поручений, что хоть продлевай свои депутатские полномочия через общепарламентский референдум. Шехерезаду, каким бы интересным ни был ее рассказ, всегда настигало утро, и она прекращала дозволенные речи. Так и наших депутатов, несмотря на горы непринятых законов, настигло утро, когда они узнали о том, что группа депутатов мажилиса в количестве 53 человек обратилась к президенту с просьбой помочь им и их коллегам уйти из законотворческой жизни. На тот момент из 47 законопроектов, поступивших в мажилис на пятой сессии, было одобрено и направлено в сенат всего 19, один был отозван правительством, еще 27 находились на рассмотрении. Аргументы, приведенные депутатами в пользу досрочных выборов, были столь нелепы и противоречивы, что сразу стало понятно – вопрос о роспуске парламента уже решен, и решен положительно, но эвтаназия должна быть обоснованной. Во-первых, с похвальной предусмотрительностью депутаты начали думать о реализации антикризисных мер задолго до начала нового кризиса, при этом понимали, что у государства не хватит сил и средств одновременно на выборы и на кризис. Аргумент второй состоял в том, что в мире сейчас нестабильно. В Европе, особо подчеркивали авторы обращения, "целые государства испытывают серьезный кризис экономики". Раньше, по мнению наших депутатов, европейские государства страдали от кризисов не целиком, а частями. В Казахстане, отмечали обращенцы, благодаря проводимому курсу сохраняется стабильный рост экономики, осуществляется социальная модернизация. Но "через ускоренное проведение избирательного цикла надо сохранить эту тенденцию, обеспечить преемственность проводимой политики". Ну что ж, ускоренное проведение избирательных циклов уже стало не просто тенденцией, а традицией. Тем более что оно предлагает нам преемственность вместо преемника. Третий аргумент касается нового этапа, в который Казахстан вступает якобы в следующем году. Почему не в этом, не на следующий день после празднования 20-летия независимости, не вполне понятно. Но то, что, по мнению депутатов, важно начать этот этап не только с новым парламентом, но и с новым правительством, многое объясняет. Особенно если дополнить его информацией о возможном переходе Карима Масимова на пост главы евразийского наднационального правительства. Судя по демонстративно отстраненной и отчасти даже удивленной реакции со стороны администрации президента, именно она станет бенефициарием грядущих кадровых перестановок, ради которых, собственно, все это шоу с досрочными выборами и было организовано. Вот и все – для нашей правящей элиты кадровые назначения стоят досрочных выборов. Хотя есть еще один аргумент – в соответствии с действующим законодательством следующий парламент независимо от итогов выборов будет как минимум двухпартийным, пусть и в принудительном порядке. Депутаты считают целесообразным не затягивать реализацию этого демократического механизма. Данный шаг, заявили они, будет символизировать приверженность Казахстана идеям многопартийности и политического плюрализма. Ответ на вопрос о роли партий в политическом процессе во многом зависит от того, произойдет ли у нас перераспределение власти в пользу парламента. Президент неоднократно давал понять, что это перераспределение произойдет, но, судя по всему, начнется оно не раньше, чем сложится оптимальная для государственной власти партийная система. С точки зрения государственной власти сегодня такой является система с двухпартийным парламентом при одной доминирующей партии. Ее часто называют полуторапартийной. Но избирательная система у нас пропорциональная, то есть выбор делается в пользу партии (партийного списка), а не конкретного политика. А такая система в большинстве стран способствует появлению многопартийной системы, при которой у власти находятся партийные коалиции. Нашей же полуторапартийной системе соответствует (опять же в большинстве стран) мажоритарная избирательная система, когда выбираются не партии, а персоны. В любом случае главный выбор предстоит сделать Нурсултану Назарбаеву – лидеру будущей партии парламентского большинства и президенту в одном лице. Ему предстоит отобрать из партийного списка тех, кто войдет в мажилис, подобрать новых министров на место тех, кто уйдет на партийную или парламентскую работу. То есть сформировать костяк той политической и управленческой элиты, которая будет определять вектор развития Казахстана на ближайшие годы. |