Служба по информационной политике и PR НЭПК "Атамекен", 24 ноября
В ноябре 2011 года в Астане прошел круглый стол по вопросам интеграции в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с участием Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Умирзака Шукеева, государственных органов и НЭПК "Союз Атамекен". В ходе его работы были рассмотрены актуальные вопросы налогообложения отечественных компаний в условиях функционирования Таможенного союза и предложены механизмы решения наиболее проблемных вопросов. Так, была озвучена проблема заторов на железнодорожной станции Достык, которые возникли из-за разрешений санэпиднадзора и сложностей заполнения транзитной таможенной декларации. По предложению "Атамекена" начата работа по совершенствованию транзитной декларации и предложено рассмотреть вопросов о сокращении количества транзитных документов, а также упрощения порядка заполнения транзитной декларации. "Атамекен" считает необходимым в целом упростить процессы оформления и контроля транзитных грузов. Одним из решений может быть применение отдельной формы таможенного декларирования, в которой заносится только сведения, необходимые для обеспечения контроля перемещения грузов. Эта же форма может также применятся для грузов дипломатических представительств, при помещении грузов под таможенную процедуру "свободный склад" и иных случаях, когда достаточно минимальное количество сведений. Мировая практика организации таможенного контроля показала высокую эффективность применения автоматизированных Систем управления рисками – СУР. СУР полностью исключает человеческий фактор и к практически полному исключению источников коррупции. "Атамекен" предложил всем контролирующим органам проработать вопрос о внедрении СУР в процессах контроля. В таможенных органах частично уже внедрены компоненты СУР, однако до сих пор не реализована такая функция как информирование участника ВЭД о принятом системой решении, что позволяет недобросовестным инспекторам совершать коррупционные действия. При этом необходимо разработать или внести поправки в нормы, регулирующие процессы контроля с использованием инструментов СУР. Возможно, одним из решений может быть закон, обязывающий государственные органы использовать СУР в процессах, несущих в себе высокий индекс коррупции. Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" предлагает ряд других механизмов для упрощения многих процедур. В частности, при импорте товара корректировку размера облагаемого импорта не производить. Эксперты "Атамекена" предлагают основополагающими считать контрактные цены и установить допустимый предел ценовых колебаний, исключив практику уведомлений по корректировке на незначительные суммы – в размере 200, 300, 1500 тг. и т.п. Также участники круглого стола обсудили вопрос подтверждения экспорта товаров Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов). Проблема в том, что своевременное получение заявления от контрагентов нередко весьма проблематично - покупатель может оказаться банкротом, умереть или просто иметь финансовые трудности. Но в связи с несвоевременностью отправки или некачественного заполнения Заявления российскими контрагентами, казахстанские предприниматели лишаются возможности получения возврата сумм по НДС, и более того, привлекаются к административной ответственности. Для решения этой проблемы "Атамекен" настаивает на отмене предоставление Заявления на бумажном носителе, предлагая ввести электронное информирование налоговых органов Таможенного союза на взаимной основе по факту уплаты косвенных налогов при импорте товаров. В случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта датой совершения оборота по реализации товара является дата фактического пересечения таможенной границы таможенного союза в пункте пропуска. Однако на практике установленные сроки не соблюдаются. В некоторых организациях, временная разница между отгрузкой товара, датой пересечения границы и возврата экземпляра таможенной декларации составляет от одного до четырех месяцев, что негативно отражается на налоговом учете предприятий. В этой связи "Атамекен" считает рациональным следующее: датой совершения оборота по реализации товара законодательно определить дату отгрузки (передачи) товаров. Также в ходе круглого стола был затронут вопрос излишнего предоставления документов в налоговые органы при импорте товаров. Налоговым комитетом Министерства финансов РК даны разъяснения в налоговые органы на местах, что запрещается требовать повторное предоставление полного пакета документов и необходимо дополнительное предоставление исключительно документов, требующих исправления. Другой важный вопрос – когда налогоплательщик при получении товаров не соответствующих условиям поставки имеет право на отзыв заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и представление нового заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по фактически ввезенным товарам при представлении следующих документов (п.3 ст.276-23 НК РК): 1) согласованной налогоплательщиком-экспортером и налогоплательщиком-импортером претензии (акта приемки) по количеству; 2) заключения (акта) независимой экспертизы, подтверждающего ненадлежащее качество и (или) некомплектность; 3) подтверждения компетентного налогового органа государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, о проведении корректировки размера облагаемого оборота при экспорте таких товаров налогоплательщиком-экспортером. В этом случае "Атамекен" предлагает оставить обязательным требование наличия заключения (акта) независимой экспертизы, подтверждающего ненадлежащее качество и (или) некомплектность, только в случае возникновения споров (разногласии) между сторонами договора поставки. По всем вопросам, которые были обсуждены на круглом столе, уже начата соответствующая работа, при этом достигнута договоренность о том, чтобы не менее одного раза в месяц проводить заседания рабочей группы по вопросам Таможенного союза при Едином координационном совете под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Умирзака Шукеева и не менее одного раза в квартал проводить расширенные встречи с бизнесом по вопросам функционирования Таможенного союза. |