Татьяна КУАН, mk.kz, 28 ноября
В четверг, 24 ноября, сенаторы приняли новый кодекс "О браке и семье", в котором, по словам вице-министра юстиции Дулата КУСТАВЛЕТОВА, устранены правовые пробелы в части имущественных споров между родителями и "разрешены проблемы опеки и попечительства". Кроме того, в новый закон введены понятия "супружество", "установление отцовства" и "суррогатная мать". Между тем, незадолго до этого в СМИ муссировалась еще одна поправка, которая, по словам секретаря Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Рашиды НАУБЕТОВОЙ, должна была запретить имамам проводить религиозный свадебный обряд неке, если брак предварительно не зарегистрирован в загсе.
Поправка не прошла Об этом, по информации Казинформа, г-жа Наубетова сообщила 17 ноября в ходе "круглого стола" в Астане. "По ее (Наубетовой. – Т.К.) словам, подобная мера (поправка в кодекс "О браке и семье". – Т.К.) значительно сократит такое явление в казахстанском обществе, как ранние принудительные браки или, другими словами, кражи невест", – писало тогда информагентство. Однако, как нас сразу после принятия кодекса заверила Венера КАЛИМОВА, зампред комитета регистрационной службы Минюста (именно это ведомство разрабатывало законопроект), поправка, связанная с неке, даже не вносилась на рассмотрение парламента. – У нас прошло (в кодекс "О браке и семье". – Т.К.) только то, что не признаются (юридически. – Т.К.) гражданские и религиозные браки, – пояснила нам г-жа Калимова. А то, что прозвучало (в СМИ. – Т.К.), что якобы теперь имамы при регистрации брака в мечети будут требовать свидетельство из загса, – такой нормы у нас нет и не было изначально. Это уже чисто интерпретация пошла. Сами посудите: брак, зарегистрированный в органах юстиции, вообще никак не привязан и не может быть привязан к религиозному. Тем не менее, такая проблема, как кража невест, в казахстанском обществе все еще есть. Подтвердил это и недавний соцопрос, проведенный Лигой женщин творческой инициативы. Ответы 212 подростков и их родителей в Алма-Ате и области на, казалось бы, риторические вопросы: "Как вы относитесь к кражам невест?" и "Сталкивались ли вы в своей жизни с этим обычаем?" – оказались шокирующими.
Казахская пленница Выяснилось, что для большинства сельских жителей кража невесты – дело обыденное. Например, в поселке Рахат, всего в 45 км от Алма-Аты, более 70% школьников заявили, что у них есть подруги, соседки и родственницы, которых однажды насильно умыкнули замуж и надели на голову платок – атрибут замужней мусульманки. Хотя закон расценивает подобные случаи как похищение человека и предусматривает лишение свободы сроком от 4 до 7 лет. В 300-тысячном Енбекшиказахском районе социологи зафиксировали более полутора тысяч религиозных браков, 10 из которых – ранние. Браки с несовершеннолетними девочками загсы не регистрируют, поэтому не в меру ретивые соискатели руки и сердца ведут юных дев не в загс, а в мечеть. Анастасия ВИШНЕВСКАЯ проводила соцопрос лично и за пару дней узнала столько историй, что впору писать роман. Правда, end у этого романа будет совсем не happy. – Мне рассказывали, как девушек воровали буквально на улице и вели в мечеть – проводить неке, а потом беременных попросту вышвыривали на улицу, – говорит Настя. – В такой ситуации жена и ее ребенок совершенно бесправны: юридической силы обряд, проведенный в мечети, не имеет. Еще хуже, считает Вишневская, что крадут совсем еще "зеленых" девочек. – Ранние принудительные браки лишают девочек права на образование – даже среднее, не говоря уже о высшем, – возмущается Настя. – Кто ее возьмет на хорошую работу? Поэтому она полностью зависит от мужа. И потом, девочка в 14–15 лет еще и психологически, и физически не готова рожать детей и как следует их воспитать. Мы поинтересовались в Духовном управлении мусульман (ДУМК), действительно ли имамы вправе проводить неке, если невеста не достигла совершеннолетия и выходит замуж против своей воли. Пресс-секретарь ДУМК Онгар кажи ОМИРБЕК дал однозначный ответ – нет. – Такого не может быть, – заверил он нас. – Насильственное замужество – это же дикость. Имамы, прежде чем совершить обряд, требуют удостоверение личности жениха и невесты и, конечно, спрашивают их согласия на брак. История 23-летней Жанар ТУЛЕНДИЕВОЙ (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Т.К.) из Жамбылского района Алма-Атинской области говорит об обратном. В 16 лет незнакомый мужчина выкрал ее замуж и повел в мечеть.
"Меня украли, когда я возвращалась из школы" – Мне было шестнадцать, когда я вечером возвращалась со школьной дискотеки, – начала Жанар свой рассказ. – Когда почти дошла до дома, из переулка выехала машина. Из окна выглянул парень, которого я прежде никогда не видела, и предложил познакомиться. Я отказалась и прибавила шаг. Машина тоже прибавила скорость , поравнялась со мной, и меня запихали в салон. Я плакала и умоляла отпустить, а молодые люди меня успокаивали, говорили, что человек, для которого они меня украли, мне понравится. Позвонили моим родителям и сообщили, что меня своровали замуж и надели платок. Потом приехали все мои родственники, поздравляли и целовали меня. Так я вышла замуж за троюродного брата моей подруги. Сразу после замужества Жанар забеременела: родился сын, а через полтора года – дочь. Молодой маме пришлось оставить учебу и взвалить на себя груз семейных забот. Через три года супруг признался, что нашел себе другую женщину, а Жанар никогда не любил. Девушка ушла из мужниного дома и забрала детей. Родители приняли и ее, и внуков. Сейчас с бывшим мужем Жанар практически не общается. Детей он навещает редко, да и деньгами не помогает. Но Жанар не сдается: окончила колледж и сейчас заочно получает высшее образование. – Я еще и работаю, – хвастается она. – Получаю немного, но рада, что сама зарабатываю. Не представляю, как бы прожила без своих родителей. Они во всем поддерживают меня. С мужем общение свелось к минимуму. Детей он забирает раз в месяц. Пройдя через все это, я советую своим подругам и знакомым быть более ответственными в выборе супруга, не торопиться замуж, тем более – за незнакомого человека. По словам пресс-секретаря ДУМК, мужчины-мусульмане нередко оставляют своих жен один на один с Аллахом, пользуясь тем, что религиозный брак не имеет юридической силы, а значит – взятки гладки. – Я тоже знаю случаи, когда мужчина увлекается женщиной, проводит обряд, годик поживет, а потом бросает. Это считается грехом.
На десять девчонок по статистике девять ребят Тем не менее, отсутствие запрета на проведение неке без свидетельства о браке Онгар кажи Омирбек считает обоснованным. Ведь защищать надо не только школьниц из глубинки, но и женщин в возрасте, которые тоже хотят семейного счастья. А как известно, "на десять девчонок по статистике всего девять ребят". Вот и приходится одиноким дамам соглашаться на роль второй жены, пусть и незаконной. – Мужчин же меньше, чем старых дев, – рассуждает Онгар кажи. – Поэтому по шариату иметь до четырех жен не запрещено, но только тем, у которых есть для этого материальная и физическая возможность. – Но ведь религиозная жена юридически бесправна и не может претендовать на совместно нажитое имущество. – По шариату мусульманин к каждой своей жене должен относиться справедливо. Если он официальной супруге покупает квартиру и дает деньги, он обязан сделать то же самое и для других своих жен. У его женщин все должно быть одинаково. – Но ведь мы сами признали, что такое бывает далеко не всегда. – Поэтому и говорю, что неке – очень большая ответственность, и настоящий мусульманин должен сто раз подумать, прежде чем совершить его.
Своровать невесту дешевле, чем сосватать Имам одной из алма-атинских мечетей Серик АРЫНБАЕВ (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Т.К.) – как раз из тех, кто сто раз подумал, прежде чем привести в дом вторую супругу. С тех пор прошло десять лет, родилось восемь детей, а его жены, уверяет Серик-ага, стали лучшими подружками. – Неужели между вашими супругами нет женской конкуренции? – Между ними нет абсолютно никаких разногласий. Наоборот, это у меня с ними иногда возникают трения. – Они объединяются против вас? – Да (смеется). В силу характера я очень тверд в принятии решений и поступках. Поэтому в какие-то моменты, когда они защищаются или отстаивают свою правоту, – объединяются против меня. – Неужели совсем не ревнуют? – Нет (смеется). Совместить несовместимое сложно, но можно – если по шариату. Наш Пророк сказал, что если супруги одного мужа в этом бренном мире будут жить в согласии, то Аллах даст им рай без каких-либо условий. Это такой хадис (учение. – Т.К.). Действительно, в этом мире самое тяжелое для женщины – переступить через свою гордыню, через ощущение того, что мужчина – ее собственность. – Ваши жены счастливы? – Счастливы. Они обе работают, у каждой свой бизнес. Они нашли свою нишу, и я им помог в этом. Я ведь вторую жену привел в дом не потому, что мне хотелось менять партнерш, а потому что возникли чувства. Причем не так, что к первой остыли, а ко второй появились. Я к ним обеим отношусь одинаково – так, как того требует шариат. – Некоторые склонны думать, что многоженство сродни разврату, и одному мужчине положена только одна супруга. – Некоторые женщины думают: "Пусть уж лучше муж "налево" ходит, но создает видимость того, что я у него одна". Может быть, пусть он будет с несколькими женами, но зато не будет совершать греха на стороне. Последствия этого греха мы и сейчас видим – идет моральная деградация человечества. – Некоторые мусульмане даже после неке оставляют своих жен, хотя в исламе это грех. – Проблема в том, что не тело должно управлять человеком, а душа. Когда я шел к этому (второму браку. – Т.К.), у меня во главе угла стояли чувства. – Как бы вы отнеслись к запрету на проведение неке без свидетельства из загса? – Должны быть поблажки в каких-то случаях. Например, если неке хотят совершить уже зрелые люди, для которых это – не первый брак. То есть, если когда-нибудь парламентарии будут принимать такую поправку, они должны примерить эту рубашку и на себя. Ни для кого ведь не секрет, что у многих из них есть вторые семьи. Тем более это не противоречит шариату. Хотя по шариату там (в парламенте. – Т.К.) мало кто мыслит. В мажилисе была депутат Бахыт СЫЗДЫКОВА. И когда на одном из заседаний зашла речь о двоеженстве, она заявила: "А почему тогда я не могу взять себе нескольких мужей?" Но это ведь мракобесие, нонсенс. Тем более что шариат дает ответ на этот вопрос. Есть такая притча: когда к имаму обратились с аналогичным вопросом, он затруднился ответить. Но тут вышла его дочь и сказала: "Если у мужчины будет две жены, у ее детей будут и отец, и мать. А если у женщины будет два мужа, у ее детей будет мать, но не будет отца". Никто ведь из мужей не скажет: "Да, это мой сын". Каждый будет думать, что ребенок от другого. – А как вы относитесь к тому, что в некоторых регионах нашей страны до сих пор воруют невест? – Я против силовых методов. Это, в первую очередь, оскорбление родителей. Даже когда у человека воруют машину или лошадь – он возмущается. А тут – родную дочь! Но у этой традиции есть меркантильная причина – украсть дешевле, чем сосватать. Лично я своим дочерям такой судьбы не желаю. Хочется, чтобы жених пришел, поклонился мне как положено. Все должно быть по-человечески! |