NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:27 ast
18:27 msk

Пользуясь случаем, хочу!
Новый кодекс "О браке и семье" не решает проблему ранних принудительных браков, заключаемых по религиозному обряду
01.12.2011 / политика и общество

Татьяна КУАН, mk.kz, 28 ноября

В четверг, 24 ноября, сенаторы приняли новый кодекс "О браке и семье", в котором, по словам вице-министра юстиции Дулата КУСТАВЛЕТОВА, устранены правовые пробелы в части имущественных споров между родителями и "разрешены проблемы опеки и попечительства". Кроме того, в новый закон введены понятия "супружество", "установление отцовства" и "суррогатная мать".
Между тем, незадолго до этого в СМИ муссировалась еще одна поправка, которая, по словам секретаря Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Рашиды НАУБЕТОВОЙ, должна была запретить имамам проводить религиозный свадебный обряд неке, если брак предварительно не зарегистрирован в загсе.

Поправка не прошла
Об этом, по информации Казинформа, г-жа Наубетова сообщила 17 ноября в ходе "круглого стола" в Астане. "По ее (Наубетовой. – Т.К.) словам, подобная мера (поправка в кодекс "О браке и семье". – Т.К.) значительно сократит такое явление в казахстанском обществе, как ранние принудительные браки или, другими словами, кражи невест", – писало тогда информагентство.
Однако, как нас сразу после принятия кодекса заверила Венера КАЛИМОВА, зампред комитета регистрационной службы Минюста (именно это ведомство разрабатывало законопроект), поправка, связанная с неке, даже не вносилась на рассмотрение парламента.
– У нас прошло (в кодекс "О браке и семье". – Т.К.) только то, что не признаются (юридически. – Т.К.) гражданские и религиозные браки, – пояснила нам г-жа Калимова. А то, что прозвучало (в СМИ. – Т.К.), что якобы теперь имамы при регистрации брака в мечети будут требовать свидетельство из загса, – такой нормы у нас нет и не было изначально. Это уже чисто интерпретация пошла. Сами посудите: брак, зарегистрированный в органах юстиции, вообще никак не привязан и не может быть привязан к религиозному.
Тем не менее, такая проблема, как кража невест, в казахстанском обществе все еще есть. Подтвердил это и недавний соцопрос, проведенный Лигой женщин творческой инициативы. Ответы 212 подростков и их родителей в Алма-Ате и области на, казалось бы, риторические вопросы: "Как вы относитесь к кражам невест?" и "Сталкивались ли вы в своей жизни с этим обычаем?" – оказались шокирующими.

Казахская пленница
Выяснилось, что для большинства сельских жителей кража невесты – дело обыденное. Например, в поселке Рахат, всего в 45 км от Алма-Аты, более 70% школьников заявили, что у них есть подруги, соседки и родственницы, которых однажды насильно умыкнули замуж и надели на голову платок – атрибут замужней мусульманки. Хотя закон расценивает подобные случаи как похищение человека и предусматривает лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.
В 300-тысячном Енбекшиказахском районе социологи зафиксировали более полутора тысяч религиозных браков, 10 из которых – ранние. Браки с несовершеннолетними девочками загсы не регистрируют, поэтому не в меру ретивые соискатели руки и сердца ведут юных дев не в загс, а в мечеть.
Анастасия ВИШНЕВСКАЯ проводила соцопрос лично и за пару дней узнала столько историй, что впору писать роман. Правда, end у этого романа будет совсем не happy.
– Мне рассказывали, как девушек воровали буквально на улице и вели в мечеть – проводить неке, а потом беременных попросту вышвыривали на улицу, – говорит Настя. – В такой ситуации жена и ее ребенок совершенно бесправны: юридической силы обряд, проведенный в мечети, не имеет.
Еще хуже, считает Вишневская, что крадут совсем еще "зеленых" девочек.
– Ранние принудительные браки лишают девочек права на образование – даже среднее, не говоря уже о высшем, – возмущается Настя. – Кто ее возьмет на хорошую работу? Поэтому она полностью зависит от мужа. И потом, девочка в 14–15 лет еще и психологически, и физически не готова рожать детей и как следует их воспитать.
Мы поинтересовались в Духовном управлении мусульман (ДУМК), действительно ли имамы вправе проводить неке, если невеста не достигла совершеннолетия и выходит замуж против своей воли. Пресс-секретарь ДУМК Онгар кажи ОМИРБЕК дал однозначный ответ – нет.
– Такого не может быть, – заверил он нас. – Насильственное замужество – это же дикость. Имамы, прежде чем совершить обряд, требуют удостоверение личности жениха и невесты и, конечно, спрашивают их согласия на брак.
История 23-летней Жанар ТУЛЕНДИЕВОЙ (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Т.К.) из Жамбылского района Алма-Атинской области говорит об обратном. В 16 лет незнакомый мужчина выкрал ее замуж и повел в мечеть.

"Меня украли, когда я возвращалась из школы"
– Мне было шестнадцать, когда я вечером возвращалась со школьной дискотеки, – начала Жанар свой рассказ. – Когда почти дошла до дома, из переулка выехала машина. Из окна выглянул парень, которого я прежде никогда не видела, и предложил познакомиться. Я отказалась и прибавила шаг. Машина тоже прибавила скорость , поравнялась со мной, и меня запихали в салон. Я плакала и умоляла отпустить, а молодые люди меня успокаивали, говорили, что человек, для которого они меня украли, мне понравится. Позвонили моим родителям и сообщили, что меня своровали замуж и надели платок. Потом приехали все мои родственники, поздравляли и целовали меня. Так я вышла замуж за троюродного брата моей подруги.
Сразу после замужества Жанар забеременела: родился сын, а через полтора года – дочь. Молодой маме пришлось оставить учебу и взвалить на себя груз семейных забот. Через три года супруг признался, что нашел себе другую женщину, а Жанар никогда не любил. Девушка ушла из мужниного дома и забрала детей. Родители приняли и ее, и внуков. Сейчас с бывшим мужем Жанар практически не общается. Детей он навещает редко, да и деньгами не помогает. Но Жанар не сдается: окончила колледж и сейчас заочно получает высшее образование.
– Я еще и работаю, – хвастается она. – Получаю немного, но рада, что сама зарабатываю. Не представляю, как бы прожила без своих родителей. Они во всем поддерживают меня. С мужем общение свелось к минимуму. Детей он забирает раз в месяц. Пройдя через все это, я советую своим подругам и знакомым быть более ответственными в выборе супруга, не торопиться замуж, тем более – за незнакомого человека.
По словам пресс-секретаря ДУМК, мужчины-мусульмане нередко оставляют своих жен один на один с Аллахом, пользуясь тем, что религиозный брак не имеет юридической силы, а значит – взятки гладки.
– Я тоже знаю случаи, когда мужчина увлекается женщиной, проводит обряд, годик поживет, а потом бросает. Это считается грехом.

На десять девчонок по статистике девять ребят
Тем не менее, отсутствие запрета на проведение неке без свидетельства о браке Онгар кажи Омирбек считает обоснованным. Ведь защищать надо не только школьниц из глубинки, но и женщин в возрасте, которые тоже хотят семейного счастья. А как известно, "на десять девчонок по статистике всего девять ребят". Вот и приходится одиноким дамам соглашаться на роль второй жены, пусть и незаконной.
– Мужчин же меньше, чем старых дев, – рассуждает Онгар кажи. – Поэтому по шариату иметь до четырех жен не запрещено, но только тем, у которых есть для этого материальная и физическая возможность.
– Но ведь религиозная жена юридически бесправна и не может претендовать на совместно нажитое имущество.
– По шариату мусульманин к каждой своей жене должен относиться справедливо. Если он официальной супруге покупает квартиру и дает деньги, он обязан сделать то же самое и для других своих жен. У его женщин все должно быть одинаково.
– Но ведь мы сами признали, что такое бывает далеко не всегда.
– Поэтому и говорю, что неке – очень большая ответственность, и настоящий мусульманин должен сто раз подумать, прежде чем совершить его.

Своровать невесту дешевле, чем сосватать
Имам одной из алма-атинских мечетей Серик АРЫНБАЕВ (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Т.К.) – как раз из тех, кто сто раз подумал, прежде чем привести в дом вторую супругу. С тех пор прошло десять лет, родилось восемь детей, а его жены, уверяет Серик-ага, стали лучшими подружками.
– Неужели между вашими супругами нет женской конкуренции?
– Между ними нет абсолютно никаких разногласий. Наоборот, это у меня с ними иногда возникают трения.
– Они объединяются против вас?
– Да (смеется). В силу характера я очень тверд в принятии решений и поступках. Поэтому в какие-то моменты, когда они защищаются или отстаивают свою правоту, – объединяются против меня.
– Неужели совсем не ревнуют?
– Нет (смеется). Совместить несовместимое сложно, но можно – если по шариату. Наш Пророк сказал, что если супруги одного мужа в этом бренном мире будут жить в согласии, то Аллах даст им рай без каких-либо условий. Это такой хадис (учение. – Т.К.). Действительно, в этом мире самое тяжелое для женщины – переступить через свою гордыню, через ощущение того, что мужчина – ее собственность.
– Ваши жены счастливы?
– Счастливы. Они обе работают, у каждой свой бизнес. Они нашли свою нишу, и я им помог в этом. Я ведь вторую жену привел в дом не потому, что мне хотелось менять партнерш, а потому что возникли чувства. Причем не так, что к первой остыли, а ко второй появились. Я к ним обеим отношусь одинаково – так, как того требует шариат.
– Некоторые склонны думать, что многоженство сродни разврату, и одному мужчине положена только одна супруга.
– Некоторые женщины думают: "Пусть уж лучше муж "налево" ходит, но создает видимость того, что я у него одна". Может быть, пусть он будет с несколькими женами, но зато не будет совершать греха на стороне. Последствия этого греха мы и сейчас видим – идет моральная деградация человечества.
– Некоторые мусульмане даже после неке оставляют своих жен, хотя в исламе это грех.
– Проблема в том, что не тело должно управлять человеком, а душа. Когда я шел к этому (второму браку. – Т.К.), у меня во главе угла стояли чувства.
– Как бы вы отнеслись к запрету на проведение неке без свидетельства из загса?
– Должны быть поблажки в каких-то случаях. Например, если неке хотят совершить уже зрелые люди, для которых это – не первый брак. То есть, если когда-нибудь парламентарии будут принимать такую поправку, они должны примерить эту рубашку и на себя. Ни для кого ведь не секрет, что у многих из них есть вторые семьи. Тем более это не противоречит шариату. Хотя по шариату там (в парламенте. – Т.К.) мало кто мыслит. В мажилисе была депутат Бахыт СЫЗДЫКОВА. И когда на одном из заседаний зашла речь о двоеженстве, она заявила: "А почему тогда я не могу взять себе нескольких мужей?" Но это ведь мракобесие, нонсенс. Тем более что шариат дает ответ на этот вопрос. Есть такая притча: когда к имаму обратились с аналогичным вопросом, он затруднился ответить. Но тут вышла его дочь и сказала: "Если у мужчины будет две жены, у ее детей будут и отец, и мать. А если у женщины будет два мужа, у ее детей будет мать, но не будет отца". Никто ведь из мужей не скажет: "Да, это мой сын". Каждый будет думать, что ребенок от другого.
– А как вы относитесь к тому, что в некоторых регионах нашей страны до сих пор воруют невест?
– Я против силовых методов. Это, в первую очередь, оскорбление родителей. Даже когда у человека воруют машину или лошадь – он возмущается. А тут – родную дочь! Но у этой традиции есть меркантильная причина – украсть дешевле, чем сосватать. Лично я своим дочерям такой судьбы не желаю. Хочется, чтобы жених пришел, поклонился мне как положено. Все должно быть по-человечески!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
ЦИК зарегистрировала 9 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана 31.12.2011
30 декабря состоялось заседание Общественного Совета по рассмотрению информационных споров 31.12.2011
Астана подводит итоги 2011 года 31.12.2011
Ветераны за мир и спокойствие 31.12.2011
Представители международных организаций опровергают факты пыток в Жанаозене и Актау 31.12.2011
Шкурный интерес 31.12.2011
В сфере культуры оказывается пять видов госуслуг 31.12.2011
Фонд "Мунайши": с особой заботой 31.12.2011
Секретарь областного маслихата ВКО Василий Ахаев награжден орденом "Барыс" 31.12.2011
Информационное сообщение 31.12.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz