edu.gov.kz, 6 декабря
Құрметті Кәрім Қажымқанұлы! Құрметті Үкімет мүшелері! Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың тапсырмасына сәйкес Білім және ғылым министрлігі білім саласы бойынша әлемдік тәжірибемен жете танысып, нақты зерттеулер жүргізді. Қазақстандағы кәсіптік білімнің құрылымы мен даму тенденциясына талдау жасау, төмендегідей нәтижелер көрсетті. Әлем бойынша жоғары білім алушылар саны жыл сайын арта түсуде. Жоғары білімді кадрлар даярлау жылына 6% көрсеткішпен қарқынды дамып келеді. 10 жылда жоғары білім алушы жастардың саны 65%-ға, яғни 65 млн.-ға өскен. Бұл – әлем бойынша. Әрине, бұл көрсеткіш, жалпы алғанда халықтың білім деңгейін арттырады. Дегенмен, әлемдік сарапшылардың деректеріне сүйенсек, жоғары білімнің жаппай берілуі – білім сапасының төмендеуіне әкелуі мүмкін. Ал дамушы елдерде жұмыссыздықтың көбеюі орын алмақ. Сопоставление с нашей ситуацией показало, что Казахстан существенно опережает указанные темпы – за 10 лет с 1997 по 2007 годы контингент студентов у нас вырос на 170%. Даже с учетом произведенного к настоящему времени сокращения уровень приращения все равно вдвое выше мирового. По числу студентов на 10000 населения Казахстан существенно превосходит такие страны как Германия, Япония, Великобритания, находится на одном уровне с Норвегией, Канадой и заметно уступает только нескольким странам мира, в т.ч. США, России, Финляндии. С учетом экономических реалий численность студентов в Казахстане на данном этапе оценивается как завышенная. Чтобы выяснить, какие процессы ответственны за данное явление, мы сначала оценили влияние всех институциональных элементов системы очного образования: школа, техническое и профессиональное образование, вуз. Для численного анализа мы использовали имеющиеся статданные по переходу выпускников каждой ступени в экономику или на дальнейшее обучение. В результате выяснилось, что по окончании обучения данная система поставляет в экономику кадры со следующими образовательными уровнями: Среднее образование – 21%, ТиПО – 41%, высшее – 38% ежегодного пополнения. Это соответствует структуре работающего населения большинства развитых стран. А значит, приближает Казахстан к их показателям. Однако наличие заочного обучения в вузах кардинально меняет ситуацию. В настоящее время почти половина общего количества казахстанских студентов (46%) обучаются на заочном отделении. При этом в их числе с большим отрывом лидирует доля обучающихся на базе ТиПО (60%). Получается, что мы обучаем профессиям ТиПО практически половину молодежи, но из них почти каждый второй (45%) уходит учиться в вуз. В результате доля кадров с ТиПО в ежегодном пополнении снижается до 27%. Еще один негативный фактор – все больше слабо подготовленной молодежи использует этот канал для получения высшего образования, минуя ЕНТ и с минимальными затратами на обучение, причем по укороченным программам. В итоге резко возрастает численность кадров с высшим образованием (58% ежегодного притока). Это не соответствует структуре экономики и способно разбалансировать образовательную структуру населения. Данное положение, по нашему мнению, требует серьезных мер государственного регулирования. Для этого за истекший год сделано следующее. Внесены изменения в Закон РК "Об образовании", в том числе новая классификация вузов, проработаны подзаконные акты. Вводятся международная и национальная аккредитация вузов. Системные меры по повышению качества подготовки специалистов, заложены в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. Формируется принципиально новая корпоративная система управления системой ТиПО. Созданы Национальный совет по подготовке кадров, 16 Региональных и 14 Отраслевых советов, АО "Холдинг "Кәсіпқор". Впервые в Казахстане запущен процесс разработки профессиональных стандартов. Только за этот год частично снижен контингент заочного обучения в вузах – на 43 тысячи человек за счет повышения требований. Но данных мер для системного решения проблемы недостаточно. Поэтому полагаю необходимым реализовать следующий взаимоувязанный комплекс мер, отраженных в Плане действий (дорожной карте), Министерства. Данный План предполагает решить проблему дисбаланса в системе профобразования в 3-х направлениях. Во-первых, в соответствии с поручением Главы государства существенно оптимизировать сеть вузов. Законодательная база для этого есть. Но одномоментно сократить число вузов невозможно, это требует длительных судебных тяжб для отзыва лицензий. Поэтому такое сокращение будет производиться поэтапно в течение 3-4 лет. При этом мы будем стимулировать слияние вузов для укрепления их потенциала, преобразование части из них в колледжи, повышение требований к качеству образования и нострификации зарубежных дипломов. Во-вторых, серьезно снизить контингент заочного обучения, чтобы, в первую очередь, предотвратить массовый отток через него лиц, получивших профессионально-техническое образование. Для этого: • прекратить прием заочников на базе средней школы; • ввести обязательное централизованное комплексное тестирование (КТ) при поступлении выпускников ТиПО в вузы; • повысить качество отбора абитуриентов; • ввести дифференцированный лимит численности заочников по отношению к очному контингенту. За исключением обучения на базе высшего образования. В-третьих, обеспечить рост контингента ТиПО за счет сокращаемых вузов, переводимых в колледжи, строительства межрегиональных центров и колледжей, совершенствования системы ТиПО, его качества и престижности. Предлагается также увеличить государственный заказ на ТиПО с четкой ориентацией на потребности рынка труда. Проведение в жизнь данных мер позволит в течение ближайших 5 лет, с учетом инерционности системы, выйти из тренда снижения в структуре населения доли работников с ТиПО на устойчивый их рост. А завышенные темпы роста населения с высшим образованием будут приведены в соответствие с практикой развитых стран. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. |