NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 01:19 ast
23:19 msk

Двадцать штрихов к портрету Независимости
М.Касымбеков: Будучи защитником и выразителем интересов народа, который вверил ему свою судьбу на поворотном этапе истории, Нурсултан Назарбаев внес исключительный вклад во все то, что теперь называют казахстанской идеей, казахстанским путем, казахстанской формулой успеха
20.12.2011 / политика и общество

Махмуд КАСЫМБЕКОВ, начальник Канцелярии Президента РК, "Казахстанская правда", 15 декабря

Создание независимой государственности было многовековой мечтой нашего народа, ради осуществления которой принесены бесчисленные жертвы. Но счастье обрести Независимость и увидеть ее первые плоды выпало лишь на долю нашего поколения. В этом смысле день 16 декабря 1991 года, ознаменовавший рождение нового государства, стал для всех нас началом всех начал. За годы суверенного развития Казахстан утвердился в качестве полноправного члена мирового сообщества и уверенно заявил о себе впечатляющими успехами. Эта наша общая победа была бы невозможна без тщательно выверенного стратегического маршрута, который казахстанцы проложили, консолидировавшись вокруг Первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Будучи защитником и выразителем интересов народа, который вверил ему свою судьбу на поворотном этапе истории, Нурсултан Назарбаев внес исключительный вклад во все то, что теперь называют казахстанской идеей, казахстанским путем, казахстанской формулой успеха. И сегодня мы вновь вспоминаем, как на полной драматических испытаний, неизведанной дороге через тернии к звездам проявлялся его характер как человека и политика.

В начале пути
17 декабря 1991 года на площади Республики состоялся митинг, посвященный объявлению государственной независимости Казахстана и 5-летию декабрьских событий 1986 года. Перед тысячами собравшихся выступил Президент Нурсултан Назарбаев.
"Обретение независимости и создание самостоятельного государства было многовековой мечтой казахского народа. И вот этот долгожданный день наступил.
В этот волнующий момент считаю нашим святым долгом почтить память всех тех, кто боролся за честь, свободу и независимость нашей Родины, в том числе героев декабрьских событий, не доживших до этого светлого дня и не увидевших, как их родной Казахстан стал независимым государством", – взволнованно сказал он.
После минуты молчания Президент продолжил: "Независимость на всех нас возлагает исключительную ответственность. Наше государственно-политическое развитие, экономическое процветание и социальное благополучие отныне в наших руках и теперь зависит только от нас.
Дорога истории длинна. Нужно спешить, но важно не суетиться. Твердо убежден, что, с честью преодолев все испытания, многонациональный народ Казахстана и впредь будет находиться на достойной его высоте, а родная страна заживет в благоденствии и процветании.
Будем верить в лучшее, друзья! Да не оставит нас наша надежда".
Так Первый Президент благословил новорожденную республику на долгую и счастливую жизнь.
На этом же митинге Н. А. Назарбаев объявил, что первой независимость Казахстана признала братская Турция и что в ее столице, Анкаре, на заседании Великого национального Меджлиса данный вопрос был поставлен вне очереди и единогласно поддержан депутатами. А всего до конца 1991 года независимость Казахстана признали 18 стран.

Зов Отчизны
Сегодня об этом подзабыли, но в первые недели после обретения Независимости произошло событие, которому суждено было вылиться в одно из ключевых направлений национального возрождения страны. 31 декабря 1991 года Глава государства выступил с радиообращением к зарубежным представителям казахской диаспоры, в котором заявил: "Мы, казахи, – народ, издревле мечтавший о свободе. Во все времена создание самостоятельного государства было заветной мечтой наших предков. С Божьей помощью сегодня власть над нами оказалась в наших собственных руках. Отныне Республика Казахстан относится к разряду независимых, демократических государств. Всю полноту государственной власти на своей территории мы взяли в свои руки. Свою внутреннюю и внешнюю политику мы будем проводить самостоятельно и по собственной воле, не дожидаясь чьих-либо указаний, будем решать, как нам предстоит жить дальше".
Затем Нурсултан Абишевич перешел к самому главному вопросу, ответа на который с трепетом ожидали люди, прильнувшие к радиоприемникам.
"Дорогие соотечественники! Я хорошо знаю, что вас, отлученных от своей Родины, волнует вопрос о том, сможете ли вы вернуться на землю предков, как это произойдет и когда это станет возможным? Не зря ведь говорят, что для человека сладок даже дым Отечества… Спешу вам сообщить, что, поставив целью содействовать возвращению наших сородичей на историческую родину и руководствуясь при этом международными актами о правах человека, Правительство приняло специальное постановление об условиях и порядке поселения в Казахстане представителей коренной национальности из числа граждан других республик и иностранных государств, изъявивших желание работать в сельской местности. Так что для наших собратьев, желающих вернуться на Родину, наши двери и объятия раскрыты. В добрый путь, и пусть вас поддержат духи предков!"
Этот призыв Президента не остался безответным и нашел благодарный отклик в сердцах и умах казахской диаспоры. Очень скоро началось последнее кочевье в казахской истории: тысячи семей зарубежных соотечественников стали перебираться в Казахстан. А осенью следующего, 1992 года в Алматы собрался Первый Всемирный курултай казахов и была образована Всемирная ассоциа­ция казахов, председателем которой избран Н­урсултан Назарбаев.
Так, несмотря на обстановку затяжного кризиса, когда было сложным социальное положение собственных граждан, Казахстан пошел на этот нелегкий, но необходимый шаг, с самого начала став одной из трех (наряду с Израилем и Германией) стран, не только декларативно, но фактически, системно и результативно проводящих политику добровольной репатриации представителей этнической диаспоры.

"Полигон жойылсын!"
Среди первых шагов Нурсултана Назарбаева на посту Президента стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Это его решение было отнюдь не случайным или конъюнктурным, так как одна из 12 позиций его политической платформы, выдвинутой с трибуны еще I Съезда народных депутатов СССР, была посвящена решению проблем, связанных с экологической катастрофой Арала и Семипалатинска, вредоносным воздействием ядерного, военных и бактериологических полигонов и лабораторий.
Для решения этих проблем сил многонациональной интеллигенции Казахстана, отрядившей своих наиболее деятельных представителей в антиядерное движение "Невада – Семей", было явно недостаточно. Здесь требовались усилия не только общественности, но и более искушенных в стратегии и тактике политических "тяжеловесов", пробивную силу которых уважали в самых "верхах". Таким человеком в то время фактически был только Нурсултан Абишевич.
На этом пути Н. А. Назарбаев столкнулся с активным и очень мощным противодействием со стороны союзной бюрократии в лице функционеров центрального партаппарата, руководителей ВПК, союзных министерств и ведомств. Недавно Нурсултан Абишевич приоткрыл еще одну сторону того драматического противостояния, сообщив мировой общественности, что сам Президент СССР М. С. Горбачев был категорически против закрытия полигона.
Не менее ортодоксально настроенная и довольно многочисленная группа, заинтересованная в сохранении привычного статус-кво, имелась и в самом Казахстане. Это были работники оборонных предприятий, филиалов различных научно-исследовательских и проектных институтов, напрямую подчинявшихся Москве. Годами трудясь в Казахстане, они жили словно на другой планете, будучи в привилегированном положении по уровню зарплаты, социальных льгот, обеспечения товарами широкого потребления, медобслуживания и соответственно не особенно привечая местную власть, не говоря уже о том, чтобы жить проблемами республики. Им не было никакого дела, что здесь практически отсутствовали хорошие школы, больницы, объекты культуры и быта и др.
Прикрываясь соображениями пресловутого "ядерного паритета", эти "фабриканты смерти" проводили варварские эксперименты над народом и природой, пагубные последствия которых ощущаются и по сей день. И когда Нурсултан Назарбаев закрыл полигон, он проявил себя не только как истинно народный Президент, но и как руководитель международного масштаба, которому рукоплескал весь мир, прозвавший его "политиком, перековавшим мечи на орала".
Отстоять национальное достоинство
22 июня 1989 года Нурсултан Абишевич Назарбаев избран на пост первого секретаря Центрального комитета Компартии Казахстана. Начало его деятельности в качестве первого руководителя республики протекало в тяжелой морально-психологической атмосфере после декабрьских событий 1986 года и последовавших затем политических репрессий, развернувшихся в республике. В июле 1987 года постановлением ЦК КПСС казахский народ несправедливо и огульно обвинен в национализме, а в отношении всех тех, кто осмелился на инакомыслие, причем не только представителей коренной национальности, организована настоящая охота на ведьм. Поэтому успешный ход дел в многонациональной республике был просто невозможен без восстановления доверия между ее гражданами.
Последовательно реализуя курс на честное и открытое решение национального вопроса, Н. А. Назарбаев в числе первоочередных дел поставил целью добиться отмены указанного постановления. Выступая на Пленуме ЦК КПСС в Москве 19 сентября 1989 года, он заявил: "В нем допущены не только необоснованные, но и оскорбительные для народа формулировки. Например, фигурирует такое понятие, как "казахский национализм". Но может ли в принципе какой-либо народ в целом стать носителем этой антигуманной черты? Глубоко уверен, что нет. Выражая мнение коммунистов и общественности республики, прошу ЦК пересмотреть эти ошибочные положения постановления, наносящие ущерб чести и достоинству нашего народа, бросающие тень на его интернацио­налистическую сущность". В конечном итоге оскорбительное постановление было отменено.
Одновременно был начат процесс реабилитации лиц, пострадавших после декабрьских событий. Большинство их восстановлено в правах и возвращено к нормальной жизни. Главный итог того первоначального периода Нурсултан Абишевич позже подведет в своей известной статье "Хранить память, крепить согласие", опубликованной в "Казахстанской правде" 16 января 1998 года: "Политики тех лет как заклинание повторяли затертые штампы типа "дружба народов не пострадала", "советский интернационализм выдержал испытание на прочность". Но людям было ясно, что дружба дала трещину: в отношениях между представителями разных национальностей появилась напряженность, стала проявляться тенденция к взаимной обособленности. Все это усугублялось неуклюжими действиями партийных и государственных органов, которые, в лучших традициях бюрократизма, вместо практической и целенаправленной работы стали составлять бесконечные "планы мероприятий", не подкрепленные ни материально, ни организационно…
И только с обретением Независимости в нашей стране начался духовный ренессанс, основанный на подлинном возрождении языка, обычаев и традиций казахского народа. С притеснениями оскорбленного и униженного тоталитарным режимом народа, как, впрочем, и других населяющих Казахстан народов, было покончено. Верю, что навсегда".

От митинговых страстей – к общественному диалогу
1989–1990 годы в СССР выдались временем смуты и ускользания власти из рук Кремля. Вызревая в недрах социально-экономических неблагополучных периферий, взрывная волна этнических конфронтаций смещалась к городам и столицам. Неспособность Москвы прогнозировать и упреждать конфликтные ситуации сеяла в обществе эгоизм и неверие, толкала людей в пучину экстремизма и партизанщины. Нарастали стихийные явления: негативные процессы в межэтнических отношениях в любой момент могли выйти из-под контроля разумных сил общества.
В Казахстане к товарному голоду и митинговой фронде добавились ирредентистские и сепаратистские поползновения, подогретые скандально известным письмом-исповедью А. Солженицына "Как нам обустроить Россию?". Это грозило реальным обострением межэтнических отношений. Вот почему 29 сентября 1990 года Президент Нурсултан Назарбаев встретился с представителями более 40 самодеятельных и общественно-политических движений Казахстана и, обсудив с ними проблемы возрастания политической нестабильности, добился от них моратория на проведение митингов до 1 октября 1991 года.
Это был вынужденный, но необходимый шаг, оградивший Казахстан от опасного конфронтационного сценария. Но это стало и началом перманентного диалога власти и общества, в котором накапливалась, ковалась и закалялась наша демократия, приведшая к нашим сегодняшним ярким достижениям.

День, когда были остановлены танки
Близился к завершению процесс подготовки и согласования проекта Союзного договора, подписание которого было намечено на конец августа 1991 года. Однако 19–21 августа в СССР разразились события, перевернувшие все планы и вошедшие в историю как "августовский путч", когда так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) объявил о том, что берет всю полноту власти в свои руки. Эта попытка государственного переворота, организованная реакционной частью верхушки КПСС и руководства Союза, окончательно подтвердила политическую несостоятельность союзного центра и перспектив сохранения единого государства.
Президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев незамедлительно выступил с обращением к народу Казахстана и заявлением к общественности Союза, в которых решительно осудил действия путчистов и подтвердил свою приверженность курсу реформ и демократии. Одновременно он заявил о своем выходе из КПСС.
Сохранились дневниковые записи, которые собственноручно вел Нурсултан Абишевич 19–21 августа 1991 года. На пяти страницах блокнота, ставшего теперь важным историческим документом, Президент Казахстана изложил в хронологическом порядке свои действия в те поистине критические дни. В скупых, сжатых как пружина строках нельзя не почувствовать искреннюю боль и тревогу нашего Лидера за судьбу страны, его волю и решимость сделать все от него зависящее. Они очень точно передают наэлектризованную атмосферу, которая царила тогда в обществе и готова была сдетонировать каждую секунду.
"Совместное заседание Президиума ВС (Верховного Совета. – Прим. автора) и КМ (Кабинета министров. – Прим. автора) КазССР. Ситуация. Обращение. Текст заявления согласовывается (отговаривали и т. д.). Сказал, что я беру на себя и буду отвечать", – пишет в своем дневнике Президент 19 августа (время – 14.00).
Когда из Москвы пришли тревожные вести о готовившемся штурме здания Верховного Совета РСФСР, Президент вступил в безотлагательные и непростые переговоры с Крючковым, Ельциным, Янаевым, Язовым. И так в течение всей ночи с 20 на 21 августа, пока угроза окончательно не миновала. "Опасность нарастала, – позже вспоминал Нурсултан Абишевич. – Вечером 20 августа ко мне поступила информация о штурме Верховного Совета. Я тут же связался с Крючковым. Бывший председатель Комитета государственной без­опасности поклялся мне, что никакого штурма не будет. Поняв, что доверять ему не стоит, я несколько раз переговорил с Б. Н. Ельциным по телефону, причем по единственному номеру, который на тот момент работал в здании Верховного Совета… Ту тревожную информацию Ельцин подтвердил. Я сказал Борису Николаевичу о своей поддержке, после чего сразу набрал Янаева, выразил ему свой категорический протест и в жесткой форме предупредил, сколь тяжелыми последствиями чревато применение силы против Верховного Совета РСФСР. Затем позвонил Язову, разговор с которым состоялся уже под утро 21 августа. Я сказал ему: "Вы – солдат, прошли войну. Не обагряйте руки кровью своих детей. Там стоит одна молодежь". И потребовал немедленно вывести все войска. Возможно, это подействовало на них…"
Уже после своего возвращения из Москвы, где Нурсултан Абишевич принимал участие в заседании Совета Федерации, созванном сразу после подавления путча, он, выступая на внеочередной сессии Верховного Совета КазССР, рассказал, что происходило в самые первые часы путча. Действия членов ГКЧП с самого начала носили откровенно провокационный характер. Первым позвонил Президенту Казахстана В. А. Крючков. Ведя разговор в довольно грубой форме, он таким образом хотел запугать казахстанского Лидера и принудить его к беспрекословному подчинению ГКЧП. А исполнявший обязанности Президента СССР Г. И. Янаев принялся уверять Нурсултана Абишевича в том, что остальные республики поддержали ГКЧП. Эту ложь Янаев успел повторить и на пресс-конференции. Словом, августовский путч едва не перерос в гражданскую войну, всеуничтожающий пожар которой мог заняться от любой мало-мальской искры.
События вокруг антиконституционного путча ГКЧП, разыгравшиеся в самый канун подписания нового Союзного договора, окончательно дискредитировали Коммунистическую партию и ускорили развал СССР. Так была поставлена точка в судьбе КПСС и советской сверхдержавы.
Справедливость – удел благородных
Служение высоким целям в большом и малом – одна из ярких и приметных черт политического портрета Нурсултана Назарбаева, за годы его пребывания во власти обросшая множеством конкретных историй. Вот всего лишь три эпизода из их числа. Когда в октябре 1991 года Президент ценой энергичной подготовительной работы отправил к звездам первого казахского космонавта Токтара Аубакирова, это, помимо всего прочего, стало данью уважения к народу Казахстана, земля которого стала родиной первой космической гавани человечества – космодрома Байконур. В течение 30 лет до этого Советский Союз успел снарядить в космос представителей десятков наций, а вот исконные жители этой степи – казахи – такой чести почему-то не удостаивались.
Прославленный полководец и писатель-фронтовик Бауыржан Момышулы при жизни так и не дождался подобающего признания со стороны государства, ради которого он проливал кровь, шагая и в огонь, и в воду. И только благодаря усилиям Нурсултана Назарбаева славный сын нашего народа пусть запоздало, но был удостоен звания Героя Советского Союза.
Последняя в СССР Золотая Звезда Героя Социалистического Труда первоначально была уготована М. С. Горбачевым Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, но он отказался от этого звания, предложив представить к нему "казахского соловья", народную артистку Бибигуль Тулегенову.

На страже суверенитета, мира и безопасности
Дело солдата – защищать Отчизну. Но в начале 1990-х годов в период распада СССР многие офицеры и солдаты Советской армии, неожиданно потеряв единую могучую Родину, были дезориентированы и деморализованы. Разделенные новыми государственными границами, они не знали, кому служить и что теперь защищать. Из-за экономического кризиса в войсках катастрофически упала дисциплина. Поэтому с первых дней Независимости вопросы Вооруженных сил стали предметом первостепенного внимания Нурсултана Назарбаева.
10 января 1992 года на Совете безопасности Глава государства инициировал разработку военной концепции страны с учетом договоренностей в рамках СНГ о сохранении единых Вооруженных сил, поручил провести инвентаризацию военной техники, вооружений, боеприпасов и имущества во всех частях и соединениях, предложил создать многопрофильные военные вузы и училища наподобие суворовского. Президент поручил разработать законопроект о Республиканской гвардии и подписал указ о Внутренних войсках.
В тот же день он встретился с командным составом дислоцировавшихся на территории республики частей и соединений и заверил их: "Армия не останется наедине со своими проблемами. По моему поручению готовится указ о социальной защите военнослужащих".
"Нельзя допустить развала в управлении военными органами, хаоса и разброда в процессе проходящей трансформации Вооруженных сил" – данную позицию Нурсултан Абишевич конкретизировал на встрече 12 января с командующим Объединенными вооруженными силами СНГ маршалом Е. Шапошниковым и командованием Туркестанского военного округа. А 13 января он встретился с руководителями оборонных предприятий республики, где речь снова шла о поддержке оборонной отрасли и ее развитии в условиях рынка. Эту же проблематику Глава Казахстана осветил 16 января в Москве, куда он прибыл для участия во всеармейском совещании офицеров.
Энергичные усилия, предпринятые Главой государства на протяжении зимы и весны 1992 года, внесли ясность в вопрос о судьбе армии и военнослужащих, а главное – пред­отвратили утечку военной техники и попадание оружия, в том числе ядерного, химического и бактериологического, в преступные руки.
Как уже отмечено, Н. А. Назарбаев с самого начала выступал за сохранение единых Вооруженных сил в рамках Содружества, международно-правовое поле деятельности которых в том числе должен был обосновать подготавливаемый в те дни по инициативе Казахстана и России Договор о коллективной безопасности. Однако центробежные силы внутри бывшего СССР оказались сильнее.
7 мая Президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о преобразовании Госкомитета обороны Республики Казахстан в Министерство обороны, назначив министром генерал-полковника С. Нурмагамбетова. 8 мая вышел указ о создании Вооруженных сил РК, согласно которому воинские объединения, соединения, части, учреждения, организации, полигоны, арсеналы, базы хранения, склады, движимое и недвижимое военное имущество Объединенных вооруженных сил СНГ, дислоцированных на территории Казахстана, переданы под юрисдикцию республики и включены в состав Вооруженных сил РК. Указ запретил их передислокацию и вывоз военного имущества за пределы страны без согласования с Правительством. Отныне руководство Вооруженными силами осуществляет Президент – Верховный главнокомандующий, а непосредственное управление возлагается на министра обороны.
Так в то непредсказуемое и чреватое опасностями время под прямым руководством Первого Президента началось строительство Вооруженных сил независимого миролюбивого Казахстана.

И словом, и делом
4 мая 1993 года Нурсултан Абишевич принял участие в открытии алматинского городского Фонда Абая. В своей речи он отметил, что предстоящее празднование 150-летия Абая является не только большим культурным событием, но и будет способствовать становлению суверенитета Казахстана, росту его авторитета на мировой арене. Наша республика обратилась в ЮНЕСКО с предложением о проведении в 1995 году Всемирного года Абая.
Глава государства внес первый взнос в Фонд Абая в размере 100 тыс. долларов, полученных в качестве гонорара за публикацию своих книг за рубежом, и высказал пожелание, чтобы эти средства были направлены на подготовку переводов произведений А. Кунанбаева на английский язык.
Как известно, в дальнейшем все так и произошло. В 1995 году юбилей Абая с успехом проведен под эгидой ЮНЕСКО. Однако мало кто знает, сколько усилий для этого пришлось приложить Нурсултану Абишевичу и Правительству Казахстана.
В преддверии 20-летия декабрьских событий в 2006 году в центре Алматы торжественно открыт мемориал "Тәуелсiздiк таңы" – "Рассвет Независимости". Все казахстанцы восприняли данный акт как знак глубокого уважения к важнейшему историческому событию и дань памяти его известным и неизвестным героям. Этот скульптурный ансамбль возведен на средства Фонда Первого Президента РК.
А вообще примеров подобной поддержки со стороны Нурсултана Абишевича, как лично, так и по линии фонда, особенно культурных учреждений, детских домов, учебных заведений и малоимущих семей, можно привести массу.

Своя валюта
История ввода национальной валюты тенге сейчас описана во множестве книг и обросла романтическим ореолом. Хотя в труднейшей и крайне запутанной ситуации тех лет Главе государства было вовсе не до романтики.
Когда осенью 1993 года Российская Федерация ввела рубль и в одночасье исключила Казахстан из рублевой зоны, наша республика оказалась в роли человека, наказанного без вины. Некогда крепкие советские деньги бесславно прекратили свое существование на обменной отметке 2 445 рублей за 1 доллар и уподобились куче опавших осенних листьев. Люди с горькой иронией поздравляли друг друга с превращением в "деревянных миллионеров", носили пачки обесцененных денег в авоськах, а граждане, потерявшие свои сбережения, не стесняясь в выражениях, проклинали власти.
Этому предшествовала "шоковая терапия", предпринятая в России в январе 1992 года и захлестнувшая всю рублевую зону, включая Казахстан. Развернутая из благих намерений перехода к рынку и ускорения реформ, в действительности она привела к разрушению единого народно-хозяйственного и технологического комплекса, обвальному спаду производства и сокращению выпуска многих видов продукции, в том числе продовольствия и товаров повседневного потребления. Это не преминуло обернуться резким ухудшением благосостояния людей, большинство из которых были поставлены на грань выживания.
Реформы проводить необходимо, но нужно подготовить к ним население – таков был основной довод Н. А. Назарбаева, когда он просил россиян повременить с отпуском цен. Но маховик был запущен, и 3 января 1992 года Глава нашего государства подписал Указ "О мерах по либерализации цен", в соответствии с которым в целях стабилизации социально-экономического положения республики с 6 января осуществлялся переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. К такому маневру необходимо было прибегнуть, ибо в противном случае тот и без того скудный запас сырья, товаров и продовольствия был бы подчистую выметен нашими соседями.
14 января 1992 года Нурсултан Абишевич выступил с Обращением к народу Казахстана в связи с либерализацией цен, в котором он разъяснил, что это вынужденная мера, на которую Казахстан пошел вслед за Россией. "Руководство республики не видит альтернативы рынку, однако считает, что меры, принятые Российской Федерацией, были неподготовленными и несвоевременными. Казахстан предлагал отложить либерализацию цен до 1 июля 1992 года, но это мнение учтено не было. В результате скачок цен вслед за их либерализацией оказался не по плечу многим простым людям. Население, и прежде всего малообеспеченные слои, оказалось за чертой бедности. Поэтому мною подписаны решения "О дополнительных мерах по социальной защите населения в условиях либерализации цен" и "О мерах по коммерциализации торговли продовольственными товарами", – сказал он.
Отстаивая интересы граждан, Президент категорически потребовал от руководителей местных исполнительных органов, предприятий и организаций принять исчерпывающие меры по практической реализации этих и других ранее принятых указов и постановлений по дополнительной социальной поддержке населения и защите потребительского рынка республики.
Разбушевавшийся постсоветский кризис усугублялся некоторыми односторонними, несогласованными действиями бывших республик Союза. В этих условиях Нурсултан Абишевич хладнокровно готовился к вводу тенге, который и осуществил в подходящий момент. Так появление тенге сняло валютную зависимость Казахстана от России, создав предпосылки к выправлению тяжелого экономического положения, проведению приватизации и привлечению иностранных инвестиций. Конечно, собственная валюта не могла автоматически решить весь комплекс проблем, но именно с этого времени взяла начало подлинная Независимость страны.
В добрый путь!
В самый разгар постсоветского кризиса, в холодную, неуютную и безрадостную для многих казахстанцев зиму 1993 года Президент Нурсултан Назарбаев издал Указ № 1394 от 5 ноября 1993 года об учреждении международной стипендии "Болашак", согласно которому талантливой молодежи предоставлена возможность получать высшее образование за рубежом полностью за счет государства. Для юношей и девушек тех лет, чье детство и отрочество пришлись на пору безвременья и упадка, это было подобно лучу света в темном царстве: еще бы, ведь об отправке одаренных молодых людей на учебу за границу они до этого знали разве что по книгам о деяниях российского императора Петра Великого.
Уникальная по своему замыслу и первая в СНГ образовательная программа, несмотря на все издержки, очень рано продемонстрировала свой успех, поскольку стала не только показателем высокого социального престижа, а прежде всего гарантом профессиональной самореализации и успешного карьерного роста ее выпускников. Многие болашаковцы нынче успешно трудятся в органах государственного управления, национальных компаниях, международных организациях, на партийной и общественной ниве.
За первое десятилетие с момента реализации (1994–2004 годы) в 13 странах по программе обучились 700 стипендиатов, и из года в год их число растет. Расширилась как география (свыше 30 стран), так и перечень специальностей. Если до 1997 года стипендия в основном присуждалась студентам экономических и гуманитарных факультетов отечественных вузов, то с 2000 года ставка сделана на технические, инженерные и медицинские специальности. В 2005 году Глава государства в своем Послании народу Казахстана объявил о необходимости довести количество стипендиатов до 3 тыс. в год.
И это – далеко не предел, ибо государством и обществом на стипендиатов "Болашака", как и на всю молодежь в целом, возлагаются очень большие надежды. Суть этих ожиданий очень емко выразил Нурсултан Абишевич, когда в январе 2008 года встречался с болашаковцами: "Вы должны оценивать предоставленное вам образование как уникальный шанс внести вклад в становление своего молодого независимого государства. Не каждому такой шанс предоставляется. Будьте его достойны. Каждый из вас получил от народа огромный кредит доверия, который он должен вернуть своим трудом. Помните: чтобы отправить вас в престижные университеты, тратились народные деньги. Сегодня общество и я, как Глава государства, вправе требовать от вас полной самоотдачи на благо Родины. Я еще раз хочу подчеркнуть, что "Болашак" – это один из наших важнейших "прорывных проектов", нацеленных на формирование конкурентоспособной нации".

Без двойных стандартов
Умение сохранять выдержку и говорить людям правду в лицо – еще одно ценное качество Нурсултана Назарбаева.
21 декабря 1993 года Нурсултан Назарбаев прибыл с рабочей поездкой в Павлодар. В ходе одной из встреч ему был задан вопрос о возможности введения двойного гражданства. Отвечая на него, Глава государства заявил, что в условиях многонациональной республики и открытости границ стран СНГ это недопустимо. При этом он подчеркнул, что "…такая проблема не должна муссироваться, ибо ее просто не существует: границы внутри СНГ открыты и прозрачны, граждане этих государств пользуются свободой перемещения и наделены полным правом выбора постоянного места жительства. Не существует в Казахстане и языковой проблемы, поскольку сфера функционирования русского языка и его позиции как признанного средства межнационального общения традиционно сильны, хотя кому-то очень хотелось бы поспекулировать на этом, представив ситуацию в искаженном виде". При этом, указав на специфику Казахстана, где проживают представители более 130 народов, он подчеркнул, что сфера применения государственного языка будет расширяться поэтапно, а его изучение гражданами будет осуществляться исключительно на добровольной основе. Одновременно будут созданы все условия для свободного и полноценного развития языков этнических диаспор.
Так Президент четко и ясно расставил все точки над "i" в этих искусственно навязанных дискуссиях.

Столица свободной страны
Подлинным апофеозом первого 10-летия нашей страны и самым успешным национальным проектом независимого Казахстана по праву считается перенос столицы в Акмолу и возведение в неимоверно короткий исторический срок суперсовременного мегаполиса – красавицы Астаны.
Хотя и этому детищу Президента еще на стадии замысла пришлось пережить немало тяжких проблем, главной из которых было агрессивное, подчас враждебное непонимание этого проекта и элементарное неверие в его состоятельность. Все верно: план переноса был заявлен и начал осуществляться в годы тяжелейшего экономического положения в стране, аргументация в пользу новой столицы подверглась массированной критике внутри страны и за рубежом, а риск того, что, оставив благодатный уютный Алматы, в провинциальной Акмоле госаппарат останется ни с чем, был очень велик.
Сегодня все былые страхи и опасения сняты самой жизнью, а Астана стала подлинным символом и реальным показателем успехов нашего молодого государства. Все казахстанцы, и особенно молодежь, гордятся своей столицей, любят ее и стремятся в этот город, а иностранные гости и партнеры не перестают восхищаться им. За всем этим стоит талантливый труд казахстанцев, а еще – личный подвиг Первого Президента, поведшего за собой народ, чтобы построить столицу, устремленную в будущее.

Чествуя народ
Не то от глобального потепления, не то в силу других причин, но в последние десятилетия климат в Астане изменился, о чем с уверенностью говорят как старожилы, так и ученые. Но Астана не была бы Астаной, если бы в ней не случались суровые зимы с крепким морозом и сильным ветром, когда погода не особо балует жителей и гостей столицы.
Такой же трескучий сарыаркинский мороз стоял в день 11 января 2006 года, на который выпала церемония официального вступления в должность Президента страны после всенародных выборов 2005 года. Но все капризы погоды померкли перед новизной и важностью момента: ведь эта инаугурация была особой – первой в наступившем XXI веке, первой в новой резиденции Главы государства "Акорда" и первой после принятия нового гимна, созданного по инициативе Нурсултана Назарбаева и в его соавторстве на основе всенародно любимой песни "Менің Қазақстаным" Жумекена Нажимеденова и Шамши Калдаякова.
В торжественной церемонии, собравшей рекордное количество гостей, приняли участие официальные делегации из более чем 70 стран, а также таких международных и межгосударственных организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, ОЭС и другие.
В рамках тех торжеств имела место одна маленькая, но показательная деталь, на которую многие из присутствовавших обратили внимание. Основная часть инаугурации завершилась торжественным маршем воинов Республиканской гвардии и артиллерийским салютом в честь вновь избранного Главы государства. Несмотря на шквальный морозный ветер, Президент принял импровизированный парад без головного убора, хотя, к примеру, в январе 2006 года температура стабильно держалась ниже 30 градусов Цельсия. Конечно, ничего не стоило изменить протокольный порядок и сделать инаугурационную процедуру более комфортной для первого лица государства. Но Нурсултан Абишевич на это не пошел: народ чествует Президента, а Президент чествует свой народ.
Многим в тот момент вспомнилась прош­лая инаугурация, состоявшаяся в Астане 20 января 1999 года. Это был столь же снежный и морозный день. Нурсултан Абишевич с непокрытой головой совершил пеший проход к Конгресс-холлу, где его ждали тысячи горожан.
Казалось бы, речь идет о совершенно мимолетной детали поведения Президента, но это тот случай, сквозь призму которого проявляются характер человека и его отношение к людям.

К Казахстану – с любовью
Народная мудрость казахов гласит: "Ұлық болсаң кішік бол" (Истинное величие – в скромности и учтивости).
22 сентября 2001 года, буквально через 10 дней после печально известного теракта в США, начался визит в Казахстан главы Римско-католической церкви Иоанна Павла II, состоявшийся по приглашению Президента РК.
Когда в аэропорту Астаны понтифик зачитывал свое молитвенное приветствие, нельзя было не заметить, как у этого престарелого, пережившего в свое время покушение человека тряслись руки.
Вдруг с дуновением ветра листки с речью выпали из его рук. Замешательство, в которое впали все присутствовавшие, и прежде всего шефы протоколов обеих сторон, длилось какие-то секунды. Но в тот момент показалось, что эта заминка тянется вечность. Тут Нурсултан Абишевич нагнулся и, подняв листки, бережно вложил их в руки иерарха.
Церемония встречи проходила в режиме прямой трансляции и передавалась во все уголки мира. Но находившиеся в аэропорту еще не знали, что происходило в международном пресс-центре, оборудованном в те дни в столичном Конгресс-холле. Увидев с телеэкранов этот трогательный жест Нурсултана Абишевича, сотни журналистов не удержались, чтобы оторваться от компьютеров, подняться с мест и стоя устроить ему овацию.
Не менее теплыми и волнующими были сцены проводов Иоанна Павла II по завершению его визита. Придерживая Папу под руку, Нурсултан Абишевич неспешно поднялся с ним до самого входного люка в авиалайнер, тогда как по условиям дипломатического протокола прощание с самым высоким гостем должно быть завершено у трапа самолета.

Окружай себя друзьями, а не каменным забором
"Государственная граница – один из главных атрибутов суверенитета. Граница сближает страны, граница же – разделяет их. Именно здесь проявляется и проверяется дружба. Если страны дружны – граница расширяет их дружбу, если страны враждебны – граница усугубляет вражду", – сказал однажды Нурсултан Назарбаев.
Среди самых грандиозных достижений первых 20 лет нашей Независимости особое место принадлежит процессу полного завершения международно-правового оформления наших сухопутных границ, последняя точка в котором поставлена 18 января 2005 года с подписанием исторического по своей значимости Договора о государственной границе между Казахстаном и Россией.
Договор по самой протяженной из всех внешних границ нашей республики длиной в 7 591 километр (и самой протяженной сухопутной границей в мире) стал результатом сложного переговорного процесса и кропотливой многолетней работы экспертов двух стран, начало которым положено Совместным заявлением глав двух государств от 6 июля 1998 года, а также Протоколом о делимитации государственной границы от 12 декабря 1998 года.
До этого, 4 июля 1998 года Казахстан прояснил линию границы с Китаем и подписал с ним двусторонний договор, по которому из общей площади двух спорных участков к РК отошло 56,9%, а к КНР – 43,1%. В истории межгосударственных отношений это был настоящий прорыв, поскольку прежде ни царской России, ни Советскому Союзу не удавалось однозначно решить пограничный вопрос с Поднебесной. В нашем же случае вопрос был решен успешно, причем решен однажды и навсегда, без всяких сомнений и недомолвок. Урегулирование вопросов государственной границы и подписание соответствующих договоров с КНР и РФ положило конец всем спорадически вспыхивавшим домыслам и спекуляциям, нацеленным на подрыв доверия между нашими странами, которые исторически были и остаются добрыми соседями и партнерами.
Столь же серьезные и ответственные переговоры проведены с соседствующими с нами на юге Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, которые также увенчались полномасштабным решением пограничного вопроса. В результате Республика Казахстан по всему периметру своей гигант­ской границы протяженностью в 14,5 тыс. км окончательно очертила территорию государства, не оставив при этом ни одного сомнительного участка, и закрепила это в двусторонних документах. В этом – одно из самых главных наших достижений за годы Независимости, и мы вправе гордиться этим как перед лицом современников, так и перед будущими поколениями.
Сейчас это стало достоянием учебников истории, но в них пока еще ничего не сказано о дипломатическом гении Нурсултана Назарбаева, который в непростой ситуации, когда на весах истории оказалась сама судьба нации, проявил твердый расчет и недюжинную выдержку и, развернув основательные переговоры со всеми соседями, утвердил территориальную целостность и определил внешние границы страны.

С заботой о завтрашнем дне
Как рачительный хозяин, Нурсултан Абишевич с первых дней Независимости вынашивал идею – по примеру ряда передовых стран Запада создать в Казахстане собственный аналог "фонда будущих поколений", чтобы аккумулировать в нем поступления от продажи сырьевых ресурсов республики. Тем более, что в памяти был свеж печальный опыт СССР, когда незаметно для себя, подсев на нефтяную иглу и покупая на нефтедоллары импортный ширпотреб, бытовую технику и продовольствие, великая сверхдержава потом скоропостижно "сдулась", тем самым проиграв в экономическом противостоянии коммунистической и капиталистической систем.
Во второй половине 1990-х такой фонд удалось учредить и узаконить, хотя в обществе на этот счет сложились самые разные мнения.
В сентябре 2002 года Глава государства по телевидению отвечал на вопросы граждан в своем традиционном ежегодном "Прямом эфире". Ведущий зачитал электронное письмо от жительницы Алматы Г. Аманжоловой, в котором она поблагодарила Нурсултана Абишевича за строительство новой столицы и учреждение Национального фонда: "Вы поступаете правильно: пусть накапливаются деньги для наших детей и внуков".
На что Президент ответил: "Большое спасибо за поддержку. Мы создали Национальный фонд для того, чтобы накапливать средства для будущих поколений. Но это одна сторона вопроса. Другая – не менее важная – обезопасить наших людей от кризисов и катаклизмов. Вспомните, в 1997 году мы не могли платить за 1996 год и даже за 1995-й. Годами, месяцами мы не платили, учителя и врачи не получали зарплату, солдаты не могли получить полноценное питание, города стояли – страшное же дело было. Все это сейчас мы благополучно забыли. А ведь мы все еще полностью не защищены от таких катаклизмов.
Мы по-прежнему ориентированы на сырье, а цены на него колеблются. А если завтра цены на нефть упадут или поднимутся? Никто не знает об этом. Если бюджет потеряет большие деньги, тогда что?.. Мы опять с протянутой рукой по миру с шапкой пойдем? Нет.
Любая семья старается на черный день копить, а государство – тем более. Поэтому я и создал этот фонд, пользуясь своими конституционными полномочиями, которые делегировал мне народ Казахстана. Я должен думать о завтрашнем, послезавтрашнем дне соотечественников. Вот для этого накапливаются эти средства".
Говорил Президент и о недопустимости легкомысленного распыления резервных фондов: "Сегодня я вижу шустрых ребят, которые, работая в Правительстве, не вносили дельных планов, а сейчас предлагают: "Давайте эти 2 миллиарда раздадим многодетным матерям..." и так далее. Какие умные! Они не зарабатывали и не думали зарабатывать этих денег, а теперь появились: давайте израсходуем… Такие непродуманные действия должны быть отвергнуты народом. Такие программы никому не нужны, вредны для Казахстана, абсолютно вредны. Наши деньги мы должны расходовать рационально и нормально… И потом: если эти 2 миллиарда принести сюда, ведь инфляция подскочит до небес! То есть всю макроэкономику мы снова развалим. Поэтому вызывают удивление инициативы этих так называемых экономистов".

Спустя всего 5 лет все мы еще раз убедимся, насколько был прав Президент и как он предусмотрителен. Ведь именно средства Национального фонда помогли Казахстану отразить удар "великой депрессии", на этот раз пришедшей под личиной мирового кризиса конца 2000-х годов.

Уроки кризисов
Начавшаяся в конце 2007 года на мировом рынке лавинообразная рецессия обрушила целый ряд ведущих финансовых институтов, остановила крупнейшие индустриальные гиганты по всему миру, обанкротила несколько государств, усугубила существующие в разных регионах планеты энергетический и продовольственный кризисы, обрекла на безработицу десятки миллионов людей.
С появлением первых симптомов Нурсултан Назарбаев взял курс на "ручное управление" экономикой и первоочередными задачами Правительства определил обеспечение устойчивости финансового сектора, усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков, развитие инфраструктуры экономики, прежде всего – электроэнергетической и транспортной, которые "не успевают за развитием экономики Казахстана", укрепление агропромышленного сектора на основе расширения экспортоориентированных отраслей сельского хозяйства, дополнительную поддержку бизнеса. При этом подтверждены социальные обязательства государства по дальнейшему повышению пенсий и зарплат бюджетников.
В соответствии с поручениями Главы государства 25 ноября 2008 года Правительством принята антикризисная программа. Общий объем средств, направленных на ее реализацию, превысил 2,2 трлн. тенге, более половины из которых, а именно 1,2 трлн. (или 10 млрд. долларов) выделены из Национального фонда. Эти средства были распределены по пяти основным направлениям: на стабилизацию финансового сектора, защиту интересов дольщиков и гармонизацию рынка недвижимости, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса, диверсификацию экономики и реализацию инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью защиты учащейся молодежи Правительство дополнительно выделило студентам 11 тыс. образовательных грантов и 40 тыс. льготных кредитов.
В целях эффективного использования выделенных на программу средств учрежден Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Государством приобретена часть акций четырех ведущих коммерческих банков страны – Народного банка, Альянс Банка, БТА Банка и Казкоммерцбанка, что способствовало стабилизации банковской системы. Осуществленная в феврале 2009 года девальвация тенге укрепила позиции отечественных товаропроизводителей. С 2009 года введен в действие новый Налоговый кодекс, существенно снизивший нагрузку на несырьевой сектор.
Приняты беспрецедентные меры по социальной защите населения, не допущено сокращение рабочих мест, развернута программа "Дорожная карта", позволившая соз­дать порядка 400 тыс. новых рабочих мест и давшая возможность бесплатно получить вторую специальность почти 100 тыс. человек. Стабилизирована ситуация на рынке недвижимости и успешно решены проблемы нескольких десятков тысяч дольщиков. Сохранены темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов здравоохранения и образования. Оказана массированная поддержка малому и среднему бизнесу, на кредитование которого направлено около 340 млрд. тенге. В итоге уровень безработицы не только не вырос, но и снизился до 6,5%.
Одновременно Н. Назарбаев активно включился в международную дискуссию о причинах и путях его скорейшего преодоления, в ходе которой большой резонанс вызвали его статьи и интервью "Ключи от кризиса", "В долгосрочной перспективе альтернативы ему не существует", "Пятый путь" и др.
Наконец, самый очевидный результат успешного противостояния Казахстана мировому кризису 2008–2009 годов состоял в том, что в стране не было панических настроений, а многие рядовые граждане этот кризис просто не почувствовали.

Школа демократии
23 декабря 2010 года в Усть-Каменогорске состоялся представительный форум общественности страны, одним из неожиданных результатов которого явилась инициатива о продлении полномочий действующего Президента посредством референдума, не дожидаясь очередных выборов. Далее события развивались лавинообразно: за короткое время в поддержку этой инициативы было собрано свыше 5 млн. подписей казахстанцев, что составляло более половины избирателей, а затем ее поддержал и Парламент.
Однако вопреки ожиданиям энтузиастов реакция на это Главы государства оказалась более чем сдержанной. "Вы поставили меня в трудное положение и создали мне головоломку", – сказал он на встрече с депутатами Парламента, лидерами политических партий и представителями интеллигенции 20 января 2011 года в Акорде. Вскоре своим Указом он отклонил законодательную инициативу Парламента о внесении изменений и дополнений в Конституцию по вопросам о референдуме. А когда Парламент все же принял закон, Главе государства пришлось апеллировать к Конституционному совету, который признал принятую Парламентом норму не соответствующей Основному закону. При этом было указано, что Президент имеет право в течение одного месяца опротестовать данное решение.
Но Нурсултан Абишевич не стал томить народ месячным молчанием. Как опытный политик, он хорошо понимал, что затяжная неопределенность послужит питательной почвой для размножения пустословия и кривотолков, неоправданно отвлечет общественность от повседневных дел и планов. Получив заключение Конституционного совета, он в тот же день выразил свое согласие с вынесенным вердиктом, после чего незамедлительно выступил с Обращением к нации, в котором объяснил, что как Президент и гарант Конституции не может и не хочет создавать прецедент, способный задать неверные ориентиры для будущих поколений политиков.
"Я предлагаю всем нам рассмотреть эту ситуацию не как "принятие или отказ", а как исторический урок демократии, который преподнесла нам сама жизнь. Это урок, который проверяет Президента и народ на верность Конституции", – заявил он, тем самым окончательно расставив все точки над "i" в круге вопросов, волновавших казахстанцев на протяжении целого месяца.
Так, предпочтя референдуму выборы, Лидер Нации подтвердил свою верность состоявшемуся на заре Независимости историческому выбору народа Казахстана в пользу демократического пути развития, свободы самоопределения и волеизъявления, и вместе с тем – в очередной раз продемонстрировал свое стремление укреплять в нашем обществе объединяющие, а не разъединяющие начала. На этой принципиальной основе он предложил провести досрочные президентские выборы, несмотря на то, что это на 2 года сократило срок его полномочий в качестве Главы государства. Данный поступок, без всяких сомнений, стал для всех казахстанцев очередным полезным уроком, как нужно жить и действовать в демократической системе координат.

Нас не запугать
Еще в конце 1990-х годов Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан не должен находиться в орбите происков политического и религиозного экстремизма. И в своих посланиях тех лет предупреждал, что стране угрожают потенциальные опасности переноса в Казахстан вооруженных конфликтов и распространения терроризма. При этом он призывал государство и общество своевременно, с учетом мирового опыта и местной специфики, вырабатывать к ним иммунитеты и противоядия.
Но беда, как и болезнь, приходит, не постучавшись, и известные события лета и осени 2011 года в ряде регионов страны обеспокоили казахстанское общество, давно привыкшее считать себя "островком стабильности, согласия и благоденствия" посреди окружающего неспокойного мира.
С самого начала было понятно, что лица, замешанные в вооруженных экстремистских поползновениях – это заблудшие люди, для которых религиозные или иные духовно-идеологические мотивы могут служить только прикрытием. Поэтому первая реакция казахстанцев была однозначна: "Нас не запугать и не сбить с толку!".
Пример хладнокровной и взвешенной реакции на эти происшествия, как всегда, продемонстрировал Президент, который незамедлительно собрав членов Совета безопасности, поставил перед ними и соответствующими государственными структурами комплексные задачи по пресечению, предотвращению и исключению в будущем подобных явлений.
Эти кровавые вылазки с человеческими жертвами, вне всяких сомнений, направлены на то, чтобы запугать наших людей и дестабилизировать обстановку в стране. Но результатом стал прямо противоположный эффект: с верой в ценности нашего светского демократического строя и с готовностью отстоять его перед лицом любых вызовов, казахстанцы еще теснее сплотились вокруг своего Президента.
Это и называется гражданским мужеством. В этом и состоит приверженность идеалам Свободы, Независимости и Демократии, которую воспитывает в нас Лидер Нации. И да будет так во все времена.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
ЦИК зарегистрировала 9 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана 31.12.2011
30 декабря состоялось заседание Общественного Совета по рассмотрению информационных споров 31.12.2011
Астана подводит итоги 2011 года 31.12.2011
Ветераны за мир и спокойствие 31.12.2011
Представители международных организаций опровергают факты пыток в Жанаозене и Актау 31.12.2011
Шкурный интерес 31.12.2011
В сфере культуры оказывается пять видов госуслуг 31.12.2011
Фонд "Мунайши": с особой заботой 31.12.2011
Секретарь областного маслихата ВКО Василий Ахаев награжден орденом "Барыс" 31.12.2011
Информационное сообщение 31.12.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz