Абай Макитов, судья Акмолинского областного суда, "Юридическая газета", 28 декабря
Данный закон является совершенствованием законодательной базы в области миграции, государственном регулировании потоков внешней и внутренней миграции, рационального расселения. Целая глава посвящена процедуре получения разрешения на осуществление трудовой деятельности, расширен перечень видов деятельности, на которые будет официально привлекаться иностранная рабочая сила. То есть пересмотрено отношение к неквалифицированным трудовым мигрантам, для них существенно смягчено условие пребывания в стране. Соответственно, внесены изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях в части установления ответственности за проживание в республике без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность. Установлена административная ответственность за нарушение сроков регистрации по месту жительства. Даны новые редакции статей кодекса о санкциях за допущение собственниками жилища или другими лицами, в ведении которых находятся здания, регистрации физических лиц, которые фактически у них не проживают. Суды республики в настоящее время рассматривают дела об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим государственной границы и порядка пребывания на территории страны с учетом внесенных в этой части изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Вместе с тем имеются и вопросы, возникающие у местных судов при рассмотрении административных дел о миграции. Так, согласно ч. 2 ст. 651 КоАП при вынесении решения об административном выдворении за пределы РК указывается разумный срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Казахстана. Возникает вопрос: что подразумевается под разумным сроком, какие обстоятельства должны учитываться при установлении разумного срока, в течение которого лица, подвергнутые административному взысканию, должны покинуть территорию страны, каким образом суд должен проверять исполнение правонарушителями установленного разумного срока для выдворения. Согласно п. 36 Правил въезда и пребывания иностранных граждан в РК, а также их выезда из РК, утвержденных постановлением Правительства РК от 28 января 2000 г. № 136, решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства принимается судом. При этом допускается задержание иностранных граждан на срок, необходимый для организации их выдворения. Их содержание производится в специальных учреждениях органов внутренних дел. Однако данной нормы в Кодексе РК об административных правонарушениях не имеется. Остался неурегулированным вопрос о вступлении постановления суда первой инстанции в законную силу по данным категориям дел и их исполнения, поскольку правонарушители порой не могут обжаловать постановление суда в установленный законом срок и участвовать при рассмотрении дел в апелляционной инстанции, так как были выдворены за пределы Казахстана. Согласно ст.ст. 665, 667 КоАП одним из оснований к отмене или изменению невступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является неправильное применение закона об административной ответственности. Исходя из смысла указанных норм, только судья вышестоящего суда либо вышестоящий орган (должностное лицо), признав в результате рассмотрения жалобы, протеста неправильной юридическую оценку содеянного, вправе изменить квалификацию правонарушения на статью закона, предусматривающую менее строгое административное взыскание. Ч. 3 ст. 667 КоАП предоставляет судье, должностному лицу право применять более строгое административное взыскание в случаях подачи жалобы потерпевшим, внесения протеста прокурором. Процессуальными нормами КоАП таким правом судья суда первой инстанции не наделен. П. 15 Нормативного постановления Верховного Суда РК "О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях" от 26 апреля 2004 г. № 18 предусматривает, что, если при рассмотрении дела будет установлено, что действия лица, совершившего правонарушение, неверно квалифицированы органом (должностным лицом), составившим протокол о совершении административного правонарушения, судья (орган) не вправе изменять существо административного правонарушения и переквалифицировать действия на иную статью особенной части КоАП. В данном случае дело об административном правонарушении, при отсутствии в действиях привлекаемого лица конкретного состава правонарушения подлежит прекращению на основании ст. 580 КоАП. Обязанность прекращения дел судьями судов первой инстанции в случаях ненадлежащей квалификации действий правонарушителя должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в результате ошибки или незнания закона в определенной степени способствует уводу правонарушителя от административной ответственности. При рассмотрении дел об административном правонарушении суды области придерживаются основных принципов Концепции миграционной политики РК по соблюдению основных прав и свобод человека, закрепленных Конституцией РК, другими нормативными актами, международными договорами, участником которых является Казахстан. |