www.minplan.kz, 31 января
Уважаемый Кайрат Нематович, Бахытжан Абдирович! Уважаемые члены коллегии и гости! Разрешите представить Вашему вниманию итоги деятельности Министерства в части развития экономической интеграции за 2011 год, а также озвучить основные задачи на предстоящий год. Объем внешней торговли за январь-ноябрь 2011 года вырос на 56,1%, составив 113,2 млрд.долл.США. Рост товарооборота связан с увеличением как объемов экспорта на 56,3%, т.е. с 51,1 млрд. долл. США до 79,8 млрд. долл. США, так и с увеличением объемов импорта на 50,4%, т.е. с 22,2 млрд. долл. США до 33,4 млрд. долл. США. Валовый экспорт Казахстана за январь-ноябрь 2011 года составил 158,4 млн. тонн и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года вырос незначительно на 0,8%. При этом, отметим, что около 40,2% приходится на экспорт нефти, на уголь – 17,4%, газ – 10,2%. 1. Казахстан, Россия и Белоруссия уже второй год работают в рамках Таможенного союза. И прошедший год являлся также значимым во внешнеэкономической жизни нашего государства. В частности, с 1 июля 2011 года между нашими странами был отменен таможенный контроль и создана единая таможенная территория. Таким образом, в 2011 году был завершен процесс формирования Таможенного союза. Согласно данным таможенной и внутренней статистики Республики Казахстан в период за 11 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем внешней торговли со странами Таможенного союза в 2011 году вырос на 33,7% с 16,1 млрд. долларов США до 21,4 млрд. долл. США, и составил 18,9% от общего товарооборота Казахстана. экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли с 4,9 млрд. долл. США до 6,7 млрд. долл. США, т.е. на 37,0%. Основной продукцией вывозимой из Казахстана в страны Таможенного союза являются: – руды и концентраты железные (код ТН ВЭД 2601) – 21,5% (1 444,4 млн. долл. США); – уголь каменный (код ТН ВЭД 2701) – 20,7% (1 391,3 млн. долл. США); – руды и концентраты хромовые (код ТН ВЭД 2610) – 4,6% (309,6 млн. долл. США); – медь рафинированная и сплавы медные необработанные (код ТН ВЭД 7403) – 4,1% (275,2 млн. долл. США); – искусственный корунд определенного или неопределенного химического состава (код ТН ВЭД 2818) – 3,7% (249,3 млн. долл. США); – прокат плоский из железа или нелегированной стали (код ТН ВЭД 7208) – 3,6% (242,0 млн. долл. США). Согласно данным таможенной статистики импорт Казахстана в Таможенный союз за январь-ноябрь 2011 года был равен 14,7 млрд. долл. США, что на 31,4% больше чем за аналогичный период предыдущего года (11,2 млрд. долл. США). Основной продукцией, ввозимой из ТС в Казахстан, являются: – топливо минеральное, нефть (код ТН ВЭД 2709) – 16,3% (2 389,7 млн. долл. США); – нефть и нефтепродукты (код ТН ВЭД 2710) – 7,8% (1 142,0 млн. долл. США); – прутки из железа или нелегированной стали (код ТН ВЭД 7214) – 2,5% (226,5 млн. долл. США); – вагоны железнодорожные или трамвайные (код ТН ВЭД 8605) – 2,6% (379,4 млн. долл. США); – прокат плоский из железа или нелегированной стали (код ТН ВЭД 7208) – 1,5% (212,7 млн. долл. США). 2. В прошедшем году деятельность Министерства осуществлялась по нескольким направлениям. Так, в области таможенно-тарифного регулирования по обращениям в Министерство экономического развития и торговли казахстанских товаропроизводителей была проведена работа по изменению ставок импортных таможенных пошлин. В отношении ряда товаров, по которым было предусмотрено применение переходного периода (лекарственные средства, медицинское оборудование, сырье для нефтехимической, бумажной отраслей и др.) была проведена работа по их оптимизации с целью создания эффективного механизма администрирования в условиях отсутствия таможенных границ между тремя странами. В сфере применения торговых мер при импорте товаров приняты и ратифицированы Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода. Проведена работе по пересмотру действующих на национальном уровне в трех странах специальных защитных и антидемпинговых мер в целях их распространения на единую таможенную территорию Таможенного союза. Кроме того, в Казахстане в целях защиты отечественных производителей и пресечения недобросовестной конкуренции, на основании заявлений отечественных производителей введены защитные меры сроком на 3 года в отношении возросшего импорта: ваты и изделий из нее, карамели, шоколадных конфет, прочих кондитерских изделий. Развитие торговых отношений с третьими странами осуществлялось по двум направлениям. Во-первых, в рамках экономической интеграции со странами Содружества Независимых Государств – в целях завершения процесса введения полномасштабного режима свободной торговли 18 октября 2011 года подписан новый многосторонний Договор о зоне свободной торговли, который охватывает более полный спектр вопросов, затрагивающих взаимоотношения стран, участвующих в преференциальной торговле. Он максимально соответствует нормам ВТО. Необходимо отметить, что Казахстан в рамках Договора закрепил за собой право применять экспортные пошлины на отдельные сырьевые товары, что позволит решить проблему несанкционированного реэкспорта казахстанских товаров через СНГ в Дальнее зарубежье. Казахстан также предусмотрел изъятия в части права применения политики поддержки местного содержания. Во-вторых, одновременно с традиционными для нашей страны направлениями интеграции мы углубляем сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья. Так, например, сегодня наши три государства – Беларусь, Россия и Казахстан – ведут переговоры по формированию зоны свободной торговли с Новой Зеландией и со странами ЕАСТ, к которым относятся Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. В отчетном году было проведено несколько раундов переговоров стран Таможенного союза по созданию зоны свободной торговли со странами Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией. Зона свободной торговли между странами Таможенного союза и ЕАСТ усилит конкурентные преимущества Казахстана и даст возможность углубить сотрудничество между отечественными и европейскими предпринимателями в сфере фармацевтики, промышленного инжиниринга, а также будет способствовать трансферту технологий. Также начата совместная работа по изучению экономического потенциала от либерализации взаимной торговли между Таможенным союзом с Вьетнамом, Египтом. 4. Следующим важным этапом является создание Единого экономического пространства, в рамках которого в дополнение к свободе движения товаров в рамках Таможенного союза, создаются условия для свободного передвижения на территории трех стран услуг, капитала и трудовых ресурсов. Во-первых, в 2011 году была проведена работа по ратификации всего пакета соглашений ЕЭП. Это 17 основополагающих соглашений, направленных на формирование Единого экономического пространства, подписанных в конце 2010 года. Во-вторых, для эффективного и скоординированного управления интеграционными процессами принят Договор о Евразийской экономической Комиссии (18 ноября 2011 года), который наделяет наднациональный орган необходимыми полномочиями. Евразийская Экономическая Комиссия начинает свою деятельность с 1 февраля 2012 года. 5. Отдельно позвольте остановиться на процессе вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, который является нашим внешнеэкономическим приоритетом. Во-первых, учитывая интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, нашими странами было принято решение о вступлении государств-членов Таможенного союза в ВТО на гармонизированных условиях по вопросам, которые относятся к компетенции Таможенного союза. В этих целях проведен ряд консультаций с Руководством Секретариата ВТО, а также проведены переговоры со странами-членами ВТО, по итогам которых выработаны дальнейшие совместные действия по вступлению в ВТО с учетом обязательств Таможенного союза. Во-вторых, в 2011 году были подписаны 3 двусторонних Протокола о завершении переговоров по доступу на рынки товаров и услуг с США, ЕС и Гватемалой. Таким образом, на сегодня двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг завершены с 27 странами-членами Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. При этом наиболее значимым является то, что в истекшем году завершены переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок с США и ЕС, которые являются ключевыми странами-переговорщиками по вступлению Казахстана в ВТО. Уважаемые коллеги! Теперь, разрешите перейти к основным направлениям работы на 2012 год. Первое. Завершение процесса вступления в ВТО. В соответствии с поручением Главы государства в рамках Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу страны Правительству необходимо в 2012 году завершить процесс вступления Казахстана в ВТО. В этой связи, совместно с Секретариатом ВТО разработана Дорожная карта вступления Казахстана в ВТО, которая предусматривает завершение процессов проведения двусторонних и многосторонних переговоров до конца 2012 года. Так, в течение первого квартала т.г. будет завершен процесс двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг. В последующем, учитывая, что мы являемся членом Таможенного союза, нам необходимо скорректировать свои тарифные обязательства с учетом обязательств Российской Федерации. В этой связи, в течение второго квартала мы завершим переговоры с партнерами. До ноября т.г. мы должны завершить многосторонние переговоры в рамках Рабочей группы по вступлению в ВТО и подготовить окончательную версию проекта Доклада Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. И в последующем выйти на Министерскую конференцию, чтобы официально вступить в ВТО в конце года. Второе. Функционирование в рамках Таможенного союза. Наша деятельность будет направлена на продолжение работы по: – совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования, – развитию механизма применения мер по защите внутреннего рынка; – заключению новых торговых соглашений о преференциальной и свободной торговле. Так в сфере таможенно-тарифного регулирования предполагается: – проведение работы по изменению Единого таможенного тарифа с учетом принятых Российской Федерацией обязательств по доступу на рынок товаров в рамках ВТО. Это значительная работа по корректировке ставок импортных таможенных пошлин, которая затрагивает более 11 тысяч позиций ТН ВЭД. – усиление работы по анализу изменений структуры внешней торговли с целью последующей выработки предложений по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования. Отдельное внимание здесь будет уделено развитию проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. В рамках применения мер по защите внутреннего рынка в рамках Таможенного союза предполагается: – участие в разбирательствах, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер проводимых на единой таможенной территории Таможенного союза; – проведение оценки влияния специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, принятых на национальном и наднациональном уровнях на экспортно-импортные потоки, развитие отраслей, потребление товаров; – проведение анализа практики использования странами-членами ВТО механизма разрешения споров в целях устранения необоснованного применения третьими странами торговых мер в отношении казахстанских товаров; В области развития торговых отношений с третьими странами будет проведена следующая работа: – проведена процедура ратификации Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ; – завершены переговоры по разработке торговых соглашений о преференциальной и свободной торговле со странами ЕАСТ и Новой Зеландией; – в соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках Таможенного союза будет завершен процесс вступления Казахстана в Систему сертификации Кимберлийского процесса (ССКП), регулирующую оборот необработанных алмазов. Третье. Развитие деятельности в рамках Единого экономического пространства. В 2012 году в развитие интеграционных процессов предстоит выполнение следующих задач: – координация деятельности государственных органов РК по разработке документов, необходимых для реализации соглашений ЕЭП. В соответствии с Календарным планом по разработке документов в целях реализации Соглашений, формирующих ЕЭП, утвержденным решением КТС от 7 апреля 2011 года №599, в 2012 году необходимо разработать порядка 20-ти документов, направленных на реализацию соглашений о согласованной макроэкономической политике, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о единых принципах и правилах конкуренции, о регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (перечень прилагается). 1) В соответствии с поручениями глав государств ТС, данных по итогам саммита, состоявшегося 19 декабря 2011 года будет проведена работа по институциональной реорганизации ЕврАзЭС. В частности, необходимо выработать согласованные подходы по вопросу реорганизации ЕврАзЭС для дальнейшего проведения переговоров с контрпартнерами – Россией и Беларусью, с последующим выходом на подписание главами государств в марте т.г. соответствующего договора. 2) С 1 февраля т.г. начинает свою работу Коллегия ЕЭК. Вместе с тем требуется разработать механизм взаимодействия государственных органов РК с ЕЭК для обеспечения согласования документов, принимаемых Коллегией и Советом ЕЭК. В этой связи будет проведена работа по внесению необходимых изменений в Регламент Правительства, а также при необходимости в другие нормативные акты правительства. 3) Важным механизмом работы с бизнес-сообществом является Рабочая группа по вопросам Таможенного союза при Едином координационном совете по вопросам предпринимательства под председательством Премьер-Министра РК. В рамках Рабочей группы рассматриваются проблемные вопросы, возникающие у отечественного бизнеса в рамках Таможенного союза. Так, в течение 2011 года было рассмотрено и приняты необходимые решения по вопросам в области налогового и таможенного администрирования, ветеринарного, санитарного, фитосанитарного контроля, технического регулирования (всего порядка 50 вопросов). В частности: в области таможенного регулирования – о неэффективном использовании автоматизированной Системы управления рисками в государственных органах; – о необоснованно большом количестве контролирующих органов при проведении контроля в приграничных пунктах пропуска, при оформлении грузов; – о применении процедуры предварительного и периодического декларирования товаров, при использовании упрощенного порядка таможенного оформления; – о применении таможенной декларации; – о невозможности документального подтверждения стоимости транспортировки товара внутри Таможенного союза; – о наличии противоречий в Таможенном кодексе ТС; – касательно необходимости внесения дополнений в Таможенный кодекс ТС с целью приведения его в соответствие с международными соглашениями, действующими на территории Республики Казахстан. – о ведении учета товаров, поступающих в магазины беспошлинной торговли" и др. в области технического регулирования – об отсутствии технических регламентов и национальных стандартов учета электроэнергии при перемещении по межгосударственным линиям электропередач; в области применения санитарных мер – о необходимости внесения дополнений в Перечень подконтрольных товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС; в области нетарифного регулирования – о действующем порядке ввоза товаров из стран-членов Таможенного союза в Республику Беларусь посредством специмпортеров; – о взимании акциза, а также предоставлении документов при экспорте казахстанской алкогольной продукции в РФ; – о внесении изменений в реестр предприятий стран дальнего зарубежья, продукция которых может быть ввезена на территорию Таможенного союза. В текущем году данная работа будет продолжена – разработан соответствующий План работы на 2012 год. 4) С 1 января т.г. начата реализация соглашений ЕЭП. В этой связи будет проведена широкая разъяснительная работа по освещению норм соглашений ЕЭП, какие возможности дает реализация ЕЭП отечественному бизнесу, в том числе в плане сводного передвижения капитала, услуг, рабочей силы. Уважаемый Кайрат Нематович, Бахытжан Абдирович! Уважаемые члены коллегии и гости сегодняшнего заседания! В 2011 году мы выполнили большую работу. Поставленные Главой государства задачи по развитию экономической интеграции были выполнены. Однако перед нами стоят новые задачи. В этой связи, деятельность Министерства экономического развития и торговли, а также Министра РК по делам экономической интеграции в текущем году будет направлена на дальнейшее развитие интеграционных процессов как с нашими партнерами по Таможенному союзу, так и с третьими странами, путем создания зон свободной торговли и вступления в мировое сообщество в рамках ВТО. Благодарю за внимание! Соглашения о согласованной макроэкономической политике – методика расчетов макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития; – критерии, определяющие исключительные обстоятельства, при которых могут быть пересмотрены количественные параметры, определяющие устойчивость экономического развития; – методика определения сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития на трехлетний период; – порядок обмена информацией между уполномоченными органами Сторон в целях проведения мониторинга экономического развития государств-участников Соглашения и мер, предпринимаемых ими в области макроэкономической политики. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий – предложения к поэтапному плану формирования ЕЭП (в секторальном (отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий; – предложения по критериям и порядку проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования ЕЭП; – предложения по способам координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий; – перечень нормативных правовых актов Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению, с определением последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции – критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Комиссии; – методика оценки состояния конкуренции; – особенности применения правил конкуренции в различных отраслях экономики; – порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции; – порядок проведения расследований нарушений правил конкуренции; – порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции; – порядок взаимодействия, в том числе информационного, Комиссии и уполномоченных органов Сторон. – Модельный закон о конкуренции. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики – единые правила установления исключительных тарифов; – документы, устанавливающие правила доступа к услугам инфраструктуры. |