Марта Брил Олкотт, carnegieendowment.org, 27 января
В декабре в казахском городе Новый Узень (сейчас Жанаозен) произошли массовые беспорядки спустя 22 года после аналогичных событий. Когда Н.Назарбаев пришел к власти. Так же как и тогда, в 1989 году, недавние беспорядки связаны с требованием справедливой оплаты труда в маленьком нефтяном городе на Западе Казахстана. Решение местных властей о применении силы против протестующих, повлекшей смерть 14 из них, стало звонком для Президента Назарбаева и правящей элиты, что требуются изменения в политике и укрепление политических институтов для обеспечения успешной передачи власти Лидером нации и сохранении им места в казахской истории. Только время покажет, возымело ли желаемый эффект переосмысление политических, экономических и социальных преобразований. Но окончательным судьей выступит народ Казахстана.
Уроки Жанаозена. Насилие в Жанаозене немедленно запустило механизм серьезных кадровых перестановок, включая назначение нового областного акима, нового главы государственной нефтяной компании "Казмунайгаз" и нового главы Фонда национального благосостояния – управляющей компании государственного участия в "Казмунайгазе". Последнее назначение стало особенно примечательным. Умирзак Шукеев, покинувший пост первого заместителя Премьер-министра, сменил на посту главы ФНБ зятя Президента Назарбаева – Тимура Кулибаева. Это послание всему Казахстану – неприкасаемых нет. Это конечно не означает, что влиятельный Кулибаев надолго сошел со сцены или что он не будет иметь возможности влиять на нефтегазовую сферу через свои связи, находящиеся на ключевых позициях. Президент Назарбаев взял на себя лидирующую роль в разрешении ситуации в Мангистауской области. И хотя первые заявления Назарбаева подчеркивали необходимость жесткого ответа со стороны государства в отношении жестокости протестующих, его последующие утверждения уже содержали ряд нюансов. Через несколько дней после событий, сразу по окончанию саммита лидеров ОДКБ в Москве, Н.Назарбаев прибыл в Жанаозен, чтобы лично проверить ход восстановительных работ и представить населению нового акима. Дальнейшие шаги Правительства имели несколько целей: – более эффективно разобраться с претензиями рабочих для недопущения повторения длительных забастовок на казахстанских месторождениях; – предложить компенсации жителям, которые пострадали в ходе массовых беспорядков, а также потеряли свое имущество; – расследовать причины произошедшего, задержать тех участников беспорядков, которые допустили незаконные действия, а также сотрудников правоохранительных органов, превысивших полномочия; – и, наконец, повысить эффективность правоохранительных органов и других служб по реагированию на чрезвычайные ситуации. Казахстанские власти начали достаточно быстро действовать по реализации намеченных целей. Административные здания уже восстанавливаются, компенсации и кредиты уже доступны тем, кто понес потери в ходе беспорядков, анонсированы планы по трудоустройству тех, кто ранее потерял работу. Предъявлены обвинения нескольким предполагаемым зачинщикам, а также четырем офицерам правоохранительных органов. К тому же, глава Жанаозена, как и его предшественник, были обвинены в присвоении средств социальных фондов. Ряд должностных лиц государственных нефтяных предприятий находятся под следствием. Все это – попытки восстановить доверие населения, а также предупредить подобные трагедии в будущем.
Январские парламентские выборы. События в Жанаозене не повлияли на перенос парламентских выборов в Казахстане, которые, как и планировалось, состоялись 15 января. Н.Назарбаев наложил вето на отмену голосования в Жанаозене, где на тот момент еще действовал режим чрезвычайного положения. Выборы прошли без происшествий. Несмотря на то, что ОБСЕ не признала их соответствующими своим стандартам, выборы, возможно, стали самыми прозрачными и конкурентными в Казахстане за прошедшие десять лет. Пропрезидентская партия "НурОтан" получила немногим более 80% голосов, а две другие – проправительственная "Ак Жол" и КНПК – набрали необходимые для прохождения в Парламент 7%. Единственная действительно оппозиционная партия – ОСДП – в ходе голосования набрала около 1.4%, заявила о нарушениях выборного законодательства. Ее попытки инспирировать протесты населения по поводу результатов выборов потерпели неудачу из-за низкой народной поддержки, которая в свою очередь позволяет предположить, что даже при соблюдении всех норм законодательства, партия вряд ли набрала бы 7% голосов. Реальной проблемой прошедших выборов для власти стало преодоление апатии населения, которую, в конце концов, успешно решили. Согласно официальным данным, явка составила более 70%, но только 53% избирателей проголосовали в столице Астане и 41% – в самом крупном городе страны Алматы. Цифры наглядно свидетельствуют о бесполезности (ненужности) выборов для среднего класса, представленного в указанных городах.
Новые Правительство и Парламент. Растущий разрыв между правителями и управляемыми стал одной из причин досрочных выборов. Прежний однопартийный парламент казался истощенным, и все торопились получить новый многопартийный Мажилис. Станет ли новый Парламент более эффективным, покажет время. Его руководителем стал заместителем партии "НурОтан" Н.Нигматуллин. Это произошло впервые, когда столь известная и влиятельная личность занимает пост спикера Мажилиса. Назначение бывшего акима и заместителя руководителя Администрации Президента РК свидетельствует о возрастающей роли нового Парламента. Премьер-министр К.Масимов сохранил свой пост и по согласованию с Президентом заменил некоторых членов кабинета. С его слов, для улучшения инструментов по реагированию на те экономические и социальные вызовы, с которым сталкивается страна. Кайрат Келимбетов был назначен заместителем Премьер-министра по макроэкономическим вопросам, а Нурлан Каппаров, после десятилетия работы в бизнесе, вернулся на государственную службу в ранге министра по защите окружающей среды. В общем, Правительство получилось молодым, приверженным реформам и представляющим различные взгляды на то, как можно наилучшим образом провести экономическую модернизацию.
Заглядывая в будущее. Премьер-министр предупредил, что Казахстан ждут нелегкие времена, если вновь произойдут кризисные явления в мировой экономике. И как на это отреагирует население Казахстана, предположить очень сложно. Казахстанская оппозиция – криклива, а некоторые, как например бывший зять Назарбаева Р.Алиев и крупный бизнесмен М.Аблязова, тратят большие деньги на PR и финансирование организаций и СМИ, которые своей целью ставят отставку Президента Назарбаева. Последние двое были обвинены в преступлениях в Казахстане и живут в изгнании в Европе, а попытки казахстанских властей экстрадировать их не увенчались успехом. Оппозиционные объединения, тем не менее, не пользуются широкой поддержкой у населения. Скорость, с которой была разряжена ситуация в Жанаозене, прекращены протесты в соседнем Актау без применения силы, а также неудачные попытки оппозиции получить поддержку населения сразу после этих событий и после выборов – все это свидетельствует об отсутствии предпосылок для серьезных массовых беспорядков. Однако дальнейшая эрозия поддержки населением Правительства и политической системы в будущем делают рискованным неизбежный переход в постназарбаевскую политическую систему. Уже сейчас возрастает нервозность во всех слоях общества, с очевидной политической неопределенностью. Отсутствие четко обозначенной и популярной оппозиции толкает судьбу страны прямо в руки правящей элите. Новый кабинет министров и Парламент должны продемонстрировать лидирующую роль в политике, чему могут способствовать предстоящие экономические трудности. Оба института сейчас имеют повышенную ответственность и, как представляется, расширенные полномочия в восстановлении последствий событий в Жанаозене. Необходимо, чтобы Правительство и Парламент превратились в реальные руководящие органы, которые бы работали как в тесном взаимодействии с Президентом и его администрацией, так и частично автономно от них. На это потребуется воля Президента. Даже несмотря на все достижения Назарбаева за его долгую карьеру, главное испытание для него еще впереди: поддержать развитие сильного парламента и сильных премьер-министра и кабинета министров параллельно с сильным институтом президентства. Подобная система должна снизить риски, связанные с неизбежной политической преемственностью и обеспечит возможности для лучшего управления государством и широкой поддержки населения. |