Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 февраля
Сегодня в Мажилисе состоялось расширенное заседание Комитета по финансам и бюджету под председательством Гульжан Карагусовой. Предметом обсуждения стали проекты законов РК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012 – 2014 годы" и "О внесении изменения в Закон Республики Казахстан от 15 ноября 2011 года "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2012 – 2014 годы". Перед депутатами выступил и ответил на вопросы Министр финансов Болат Жамишев (тезисы): Сегодня на Ваше рассмотрение представлен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы", направленный на реализацию поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" и расширенном заседании Правительства 27 января т.г. Помимо озвученных выше поручений, основанием для уточнения параметров республиканского бюджета на 2012 год послужило уточнение прогноза макроэкономических показателей на 2012-2016 годы в связи с изменением базы по итогам 2011 года и январь текущего года, а также изменением прогнозной цены на нефть. Источниками к уточнению являются дополнительные доходы, оптимизация расходов за счет сокращения неприоритетных расходов и бюджетных инвестиций с отлагательными условиями, привлечение остатков бюджетных средств прошлого года. Поступления республиканского бюджета на 2012 год определены в объеме 5 236,9 млрд. тенге или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом (4 751 млрд. тенге) на 485,9 млрд. тенге. Из них 300,1 млрд. тенге (150,1 млрд. тенге в виде налогов по сделке, 150 млрд. тенге в виде дивидендов) ожидается в связи с реализацией Соглашения по приобретению 10%-ной доли участия в Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В. При этом эта же сумма отражается в расходах уточняемого бюджета в связи с необходимостью покупки этой доли. Таким образом, в качестве источника к уточнению необходимо рассматривать 186 млрд. тенге, в том числе в связи с увеличением гарантированного трансферта из Национального фонда РК на сумму 180 млрд. тенге или на 15% по сравнению с утвержденным объемом 1,2 трлн. тенге. В связи с чем дополнительно вносятся изменения и дополнения в Концепцию Национального фонда РК и Закон "О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2012-2014 годы". Во исполнение поручений Президента относительно сокращения бюджетных расходов, не обеспечивающих экономический рост и занятость населения, Правительством оптимизированы расходы на 25,6 млрд. тенге. Министр вкратце обозначил приоритетные направления (региональное развитие, сельское хозяйство, индустриально-инновационное развитие, качественный рост человеческого капитала в Казахстане, здравоохранение, повышение качества государственных услуг населению и др.) в расходной части бюджета, включенных в проект уточненного бюджета. В частности: 1. Программа занятости 2020. В целях обеспечения занятости населения по "Программе занятости 2020" дополнительно предусматриваются 11,8 млрд. тенге, которые будут направлены на совершенствование подходов к обучению и содействию в трудоустройстве, содействию развитию предпринимательства на селе, а также на государственную поддержку развития сельских населенных пунктов. 2. Доступное жилье – 2020. На реализацию новой программы "Доступное жилье – 2020" планируется направить 36 млрд. тенге, в том числе на: – трансферты на проектирование, развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры регионов – 11 млрд. тенге; – трансферты на проектирование, строительство и (или) приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда – 25 млрд. тенге (для очередников, состоящих в очереди в акиматах – 10 млрд. тенге, для молодых семей – 15 млрд. тенге). *** Затем с докладом об уточнении прогноза макроэкономических показателей на 2012 год на заседании Комитета выступил министр экономического развития и торговли Бахытжан Сагинтаев (тезисы): На Ваше рассмотрение вносятся следующие вопросы: – уточненный прогноз основных макроэкономических показателей страны на 2012 год; – внесение изменений в Закон о гарантированном трансферте на 2012-2014 годы. Основой для уточнения прогноза на 2012 год послужили: Первое. Оперативные данные Агентства по статистике по ВВП за 2011 год, фактически сложившиеся на более высоком уровне, чем предполагалось в прошлом году, и оценка Национального Банка по показателям экспорта и импорта. Так, прогнозируемая база вследствие уточнения увеличена до 27,3 трлн. тенге, что выше на 1,0 трлн. тенге в номинальном значении и на 0,5% в реальном выражении утвержденной оценки (для справки экспорт сложился выше на 150 млрд. тенге, импорт ниже на 900 млрд.тенге). Второе. Итоги развития отраслей экономики Казахстана в январе 2012 года, и данные государственных органов по ожидаемым объемам производства основных видов продукции. Третье. Экономический эффект от финансирования мероприятий, направленных на реализацию поручений Главы государства (около 0,3% реального роста ВВП); Четвертое. Уточненные международными организациями прогнозы по росту мировой экономики и динамике на мировых товарных рынках. Так, среднегодовая цена на нефть в 2012 году оценивается на уровне 102 долл. США за баррель. Предпосылок к снижению цены в краткосрочной перспективе не видится, ввиду нестабильности ситуации в странах Ближнего Востока, предпринимаемых антикризисных мер правительствами стран ЕС, и сохранения умеренного роста экономики в США, Китае и других развивающихся странах. Учитывая мировые оценки, среднегодовая цена на нефть при уточнении прогноза на 2012 год определена в размере 90 долл. США за баррель. Уточнение прогноза реального роста ВВП в 2012 году оценивается на уровне 6%, что на 0,9 процентных пункта ниже августовского прогноза (6,9%). Номинальное значение ВВП ожидается несколько выше прогнозируемого уровня, ввиду увеличения отчетной базы прошлого года и дефлятора ВВП до 8,1% (в связи с увеличением прогнозной цены на нефть с 80 до 90 долларов за баррель). * * * По итогам обсуждения Комитетом принято решение предложить законопроекты к рассмотрению пленарного заседания Палаты. |