NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:16 ast
20:16 msk

Тернистый путь МСБ
Запрос на предпринимательскую деятельность в Казахстане по-прежнему огромен, также в этом секторе экономики работают, по разным оценкам, порядка 3 миллионов человек…
14.03.2012 / политика и общество

Алия РАХАТОВА, www.spik.kz, 13 марта

Запрос на предпринимательскую деятельность в Казахстане по-прежнему огромен, также в этом секторе экономики работают, по разным оценкам, порядка 3 миллионов человек. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства постоянная тема многих общественных слушаний, заседаний правительства, кроме того, в РК действуют десятки ассоциаций предпринимателей, среди которых крупнейшие – "Атамекен" и Торгово-промышленная палата. Поддержка и защита бизнесменов – одна из ключевых статей всех Посланий президента Назарбаева. Тем не менее, ситуация в МСБ пока далека от идеальной – и это головная боль не только самих предпринимателей. Поднять статус бизнеса на положенную ему высоту можно лишь сообща.
Совершенно однозначно можно утверждать: МСБ, как и в предыдущие два десятилетия, остается реальным кормильцем миллионов казахстанских семей, многие молодые люди, а также опытные профессионалы готовы открыть свое дело. Однако в этой сфере наблюдается некоторый застой: мелкие предприятия редко преобразовываются в средние и крупные, количество ИП и МЧП, едва покрывающих расходы, значительно выросло за кризисные годы. В большинстве развитых стран доля МСБ в наполняемости бюджета составляет 50-70%, но в Казахстане предприниматели пока не могут конкурировать с промышленными гигантами. В принципе, сегодняшнюю ситуацию в бизнес-секторе экономики можно назвать средней – предприниматели держаться на плаву, в значительной степени обеспечивают занятость и наполняемость наших прилавков и сферы услуг, но для "своего дела" существует масса препон. Статистика четко выявляет подобные тенденции. Так, по данным Министерства экономического развития и торговли на 1 декабря 2011 года, в Казахстане количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства составило 694,9 тысячи, эта сфера выпустила продукцию на сумму 7422 млрд. тенге. В 2011 году, согласно отчету Всемирного банка, Казахстан в рейтинге легкости ведения бизнеса "Doing Business-2012" поднялся на 11 позиций и занял 47 место. Хорошие цифры, но для качественного рывка недостаточно.
Кроме того, казахстанцы ясно дают понять условия, при которых произойдет "экономическое чудо", и тысячи людей сменят статус наемных работников на почетную роль производственников. Не нужно пояснять, что даст увеличение числа субъектов МСБ: снижение нагрузки на бюджет, дополнительные рабочие места, снижение дефицита, повышение конкурентоспособности товаров, и в конечно счете, ослабление зависимости от импорта. Согласно результатам опроса на официальном сайте премьер-министра РК, большинство респондентов (89%) готовы заняться организацией собственного дела, но при соблюдении некоторых требований. Из числа опрошенных 30% высказали желание открыть собственный бизнес при условии снижения административных барьеров и налоговых нагрузок, 59% – при условии получения стартовой помощи от государства. Только 11% респондентов предпочли бы не открывать свой бизнес.

Последовательность политики
Государство и различные общественные структуры много делают для того, чтобы удовлетворить запросы потенциальных и действующих предпринимателей. "Сильный бизнес – сильное государство", таков тезис всех Посланий президента Назарбаева, большинства его выступлений, посвященных экономике. В далекие времена становления независимости, когда МСБ еще представлялся большинству населения чем-то далеким от их повседневной реальности (количество занятых в этой сфере равнялось 1-1,5 млн. человек), именно президент Назарбаев заложил основы политики это отрасли. Решения главы государства фактически и сделали возможным то относительное разнообразие товаров и услуг, которое мы наблюдаем сегодня. Усиление роли неправительственных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства; приоритетное развитие производственного сектора; постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию системы партнерских отношений "государство – предпринимательские объединения" – такие тезисы звучали в основополагающих обращениях национального лидера. Послание президента РК народу Казахстана от 30 сентября 1998 года, программа "Казахстан – 2030", Послание президента "Стабильность и безопасность страны в новом столетии", Послание "К свободному, эффективному и безопасному обществу" от 24 октября 2000 года, Послание "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" от 3 сентября 2001 года – эти и многие другие документы заложили фундамент нашего отношения к МСБ.
Суть риторики президента не изменилась за прошедшие десятилетия, можно сказать, что акценты лишь усилились. Так в кризисные годы защите и поддержке МСБ глава государства уделил особо пристальное внимание. Например, в Послании президента от 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию" отчетливо поставлена задача повышения экономической активности малого и среднего бизнеса путем оказания финансовой поддержки субъектам предпринимательства, устранения административных барьеров. "Перед нами стоят большие задачи по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста", – отметил президент. В Послании от 2010 года глава государства обозначил амбициозную, но вполне достижимую цель – довести уровень предприятий малого и среднего бизнеса в общем объеме валового внутреннего продукта республики до 40% к 2020 году. В последнем обращении к народу РК Нурсултан Назарбаев также отметил необходимость всемерно укреплять МСБ, поэтапно решая следующие ключевые задачи. Среди них он назвал снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; облегчение доступа к кредитным ресурсам; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов; создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создание централизованной бухгалтерии.

Громадье программ
В 2010-2011 годах законодательная и финансовая поддержка тезисов президента значительно усилилась за счет ряда программ и инициатив. У МСБ появилась надежда на успешное преодоление кризиса и дальнейший рост – так отозвались на новшества предпринимательские круги. Прежде всего, в прошлом году Нурсултан Назарбаев утвердил принятый нижней палатой парламента РК в ноябре закон "О государственном контролировании и надзоре в РК". Отныне контролирующим органам запрещается без основания вмешиваться в деятельность МСБ, принятый закон рассчитан на снижение административного давления на предпринимателей. Кроме того, запущены программы, значительно укрепившие позиции предпринимателей. В 2011 году правительством была проведена системная работа в рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020". Документ реализуется по четырем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей, усиление предпринимательского потенциала. По данным на январь 2012 года, общее количество заключенных договоров субсидирования составило 567, общая сумма кредитов – 96 848 млн. тенге, сумма выплаченных субсидий – 2 875 млн. тенге. В целях оздоровление предпринимательского сектора подписано 116 договоров субсидирования. Общая сумма кредитов – 110 696 млн. тенге, сумма выплаченных субсидий – 3 923 млн. тенге. В рамках заключенных договоров по всем бизнес-проектам 49% кредитных средств приходится на обрабатывающую промышленность, 18% – транспорт и складирование, 10% – сельское, лесное и рыбное хозяйство, 9% – здравоохранение и социальные услуги, 5% – услуги по проживанию и питанию, 3% – образование и др. Наибольший объем выданных субсидий в разрезе регионов приходится на ВКО, Карагандинскую, Алматинскую и Актюбинскую области. С учетом рекомендаций бизнес-сообщества в дополнение к действующим направлениям программы было введено новое направление "Усиление предпринимательского потенциала", включающего поддержку начинающих предпринимателей (старт-ап проекты), сервисную поддержку ведения действующего бизнеса, обучение топ-менеджмента МСБ, проект "Деловые связи". В конечно счете, полагают в правительстве, "Дорожная карта бизнеса-2020" приведет к удешевлению кредитов на общую сумму не менее 400 млрд тенге ежегодно. Ожидается, что доля несырьевого экспорта увеличится до 40% в общем объеме экспорта.
Кроме того, правительством разработана и принята "Программа занятости-2020", нацеленная на повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, реализация с 1 июля прошлого года стартовала во всех регионах Казахстана. Для внедрения программы непосредственно на местах созданы 204 центра занятости населения, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, общее число лиц, обратившихся по вопросам участия в программе, составило 82 тыс. человек. При этом на имеющиеся в базе вакансий свободные рабочие места трудоустроены 5,6 тыс. человек. Из числа участников программы, подписавших социальные контракты более 59,3% – молодежь до 29 лет (33 тыс.). На дальнейшую реализацию "Программы занятости-2020" в республиканском бюджете на 2012-2014 годы предусмотрено: в 2012 году – 50,6 млрд. тенге (на 10,4 млрд. тенге больше чем в 2011 году); в 2013 году – 71,6 млрд. тенге; в 2014 год – 71,9 млрд. тенге. Также для модернизации крупных и средних действующих предприятий и создания новых производств с 2011 года запущена программа "Производительность-2020". Основная задача, стоящая перед крупным и средним бизнесом, – модернизация существующих производственных и управленческих процессов. В рамках программы "Производительность-2020" предусмотрена модернизация существующих технологий, промышленных и управленческих циклов, и создание конкурентоспособных производств. Целевыми индикаторами документа являются увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,5 раза к 2015 и в 2 раза – к 2020 году, а также средней загрузки мощностей участников программы до 80%. Сегодня в этой инициативе участвует свыше 200 предприятий, представляющих 12 отраслей промышленности, запущено 27 проектов на общую сумму более 40 млрд. тенге.

Партии по-прежнему "рулят"
Не остались в стороне партийные органы и общественные объединения. Выполняя поручения президента партия "Нур Отан" объявила о своей поддержке ведущих инновационных программ. Среди них программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), "Дорожная карта бизнеса 2020", Стратегия занятости, "Экспортер-2020" и "Производительность -2020". В "Нур Отане" считают, что толчок развитию регионального предпринимательства должны дать крупные промышленные предприятия. В связи с этим партия инициировала собственную программу развития малого и среднего бизнеса с участием системообразующих предприятий. По словам заместителя руководителя Центрального аппарата партии "Нур Отан" Расула Уразгулова, новая программа позволит пересмотреть приоритеты в пользу местных производителей: "Президент страны, лидер нашей партии Нурсултан Абишевич Назарбаев поставил задачу войти к 2016-му году в группу стран с высоким уровнем дохода. А это, на наш взгляд, невозможно без наличия мощного предпринимательского класса. И его надо поднимать, прежде всего, в регионах. Наша программа должна дать импульс развитию малого и среднего бизнеса именно на местах. Тем более, что крупные предприятия поддержали эту идею и готовы делать заказы своим местным производителям", – презентуя программу, отметил партиец.
В свою очередь ряд инициатив выдвинула недавно прошедшая в Мажилис партия "Ак жол". Например, эта партия предлагает освободить малый и средний бизнес от налога на добавленную стоимость на 3 года. Данная инициатива опубликована в обращении партии к Президенту, правительству и парламенту Казахстана. В частности, "Ак жол" предлагает предусмотреть для предприятий, создаваемых в рамках программы индустриального развития, освобождение от налогов на сумму эквивалентную сумме вложенных в проект инвестиций. Партия также предлагает принять законодательное решение о полном освобождении малого и среднего бизнеса от НДС на трехлетний период с момента создания предприятия в связи с тем, что порядок взимания налога на добавленную стоимость является сложноадминистрируемым и, как следствие, наиболее подверженным коррупционным проявлениям. "Ак жол" инициирует отменить все ограничения по применению льготного налогообложения в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе страны. "Очевидно, что одной из основных причин данного поручения послужила растущая коррупциогенность проверок бизнеса, прежде всего в сфере финансовой и налоговой отчетности. Проверяющие органы рассматривают налоги исключительно как фискальный инструмент, игнорируя функции налогов как экономического и инвестиционного регулятора", – пояснил глава партии "Ак жол" Азат Перуашев. "Светлый путь" недаром называют "партией бизнеса" – у данной структуры масса законодательных инициатив, направленных на поддержку МСБ. Кроме вышеперечисленных льгот, ДПК "Акжол" также полагает необходимым принять ряд мер по налоговому стимулированию сельского хозяйства и сельхозпереработки, прежде всего – отменить все ограничения по применению льготного налогообложения в агропромышленном комплексе. Выборочное применение льготной ставки НДС лишь по отдельным секторам и продуктам сельхозпереработки сдерживает развитие этого важнейшего экономического блока, считают в партии. В частности, под льготу по НДС не подпали производство сахара, переработка молока, первичная обработка шкур и т.д. В результате, поясняют в "Ак жоле", в стране отсутствуют кожевенные предприятия, промышленное производство кормов для животноводства, в рамках Таможенного союза под мощнейшим натиском российских предприятий теряют рынки и обороты отечественные компании молочной, сахарной и ряда других отраслей. Для решения проблемы, партия предлагает расширить применение льготной ставки НДС на все виды переработки сельхозпродукции без исключения. Помимо экономического эффекта, такая мера даст толчок созданию новых рабочих мест в аулах и развитию сельской местности.
В целом же, для более гибкого и адресного стимулирования производственного сектора, "Ак жол" инициировал введение отраслевых ставок НДС для приоритетных отраслей от 0% (сельское хозяйство и сельхозпереработка), до 6% (легкая и пищевая промышленность, машиностроение).
Спасение бизнеса – дело рук самого бизнеса
Огромные усилия в развитие бизнеса, его защиту и поддержку вкладывают ассоциации предпринимателей – особенно здесь заметны и эффективны инициативы НЭПК "Союз "Атамекен". В частности на последнем съезде участников союза, среди которых сотни предпринимателей из десятков отраслевых ассоциаций председатель президиума Национальной экономической палаты Казахстана тана "Союз "Атамекен" Тимур Кулибаев обозначил приоритетные направления деятельности "Союза "Атамекен". "Первый вопрос – это совершенствование налогового законодательства. Второй вопрос – совершенствование таможенного законодательства с упором работы Единого экономического пространства. Третий вопрос – это сокращение административных барьеров. Четвертый – вопросы сельского предпринимательства. Здесь акцент будет сделан на поддержку малого бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств. Пятый вопрос – развитие профессионально-технического образования. Шестой вопрос – будет продолжена по государственным программам, в том числе и по фонду "Даму", казсодержанию, госзакупкам. Седьмой вопрос – защита прав предпринимателей. Эту работу мы ведем и будем ее проводить в дальнейшем через призму предпринимателей и с помощью Общественного совета", – пояснил Кулибаев. Следует отметить, что по всем указанным направлениям "Атамекен" проводит серьезную, длительную и кропотливую работу, иной раз вступая в прямой конфликт с государственными структурами. Тем не менее, то конструктивное русло, которое избрал для себя союз бизнесменов, позволяет ему добиваться конкретных результатов.
Например, в конце 2011 года глава Агентства по борьбе с коррупционной и экономической преступностью (финпол) Кайрат Кожамжаров и председатель правления "Атамекена" Аблай Мырзахметов подписали меморандум "О сотрудничестве в области поддержки и защиты отечественного бизнеса". Документ позволяет двум организациям обмениваться информацией и вместе рассматривать жалобы и заявления от бизнеса. При "Атамекене" уже создан общественный совет, в работе которого будут принимать участие и сотрудники финпола. Совместная работа значительно сказывается на уменьшении коррупционного давления на бизнес и повышает доверие МСБ к государству. Только в прошлом году за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью возбудило 200 уголовных дел, по которым 50 чиновников уже осуждены. "Очень важно нам, проанализировав эти прецеденты, выйти с предложением по изменению норм законодательства, нормативных актов, которые, к сожалению, создают такие проблемы, от которых страдают бизнесмены", – пояснил Аблай Мырзахметов. Одной из подобных законотворческих инициатив стала длительная борьба "Атамекена" с так называемым "уголовной ответственностью юрлиц" – по словам представителей союза, данное положение позволяет правоохранительным органам оказывать давление на любой субъект МСБ. Теперь "Атамекен" сообщил о том, что с 24 февраля Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью информировало союз о смене своей позиции по разработанному им проекту закона, находившемуся на рассмотрении Мажилиса в течение двух лет. Напомним, что Национальная экономическая палата "Атамекен" все это время была против принятия документа. Бывшее и нынешнее руководство союза неоднократно высказывало мнение о том, что этот документ "вреден для бизнеса и подлежит отзыву", и заявляло о противоречии уголовной ответственности юридических лиц принципу личной виновной ответственности. "Союз "Атамекен" высказывал мнение о нарушении конституционных прав граждан в случае принятия этого документа. "При ликвидации юридического лица, понесшего уголовную ответственность, его сотрудники не только лишатся своего рабочего места, но и потерпят тяготы уголовной ответственности за деяние, которого сами не совершали", – таким был основной аргумент НЭПК.
Следует указать, что проект закона предусматривал дополнение к Уголовному кодексу, согласно которому под юридическим лицом применительно к уголовному праву предлагалось понимать организации, за исключением государственных и международных органов. "Союз "Атамекен" настаивал на том, что это – заведомое ущемление (дискриминация) законных прав частного сектора по сравнению с государственным. Здесь НЭПК заявляла о противоречии законопроекта об уголовной ответственности юрлиц Гражданскому, Уголовно-процессуальному кодексам и даже Конституции Казахстана. Штрафы, значительное увеличение которых предусматривалось проектом закона, превышали установленные законом активы субъектов малого и среднего бизнеса. Руководство "Атамекена" на протяжении всего времени, в течение которого документ находился в парламенте, отстаивало права предпринимателей, которым могло грозить элементарное банкротство. Кроме прочего, по глубокому убеждению НЭПК, проект закона об уголовной ответственности юридических лиц противоречил заданному Главой государства вектору по гуманизации уголовного права. "Введение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, 100- и 1000-кратного увеличения размера штрафа и т.д..), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и прямо противоречит поручению президентапо гуманизации уголовного права", – настаивал "Атамекен". Теперь длительные усилия союза увенчались успехом, и финпол пересмотрел свои позиции. На сегодняшний день объединение бизнесменов принимает участие в разработке сотен законопроектов и госпрограмм, в которых так или иначе затрагиваются интересы МСБ.
Важную работу проделывает и другое крупное объединение бизнесменов – Торгово-промышленная палата РК. В функциях старейшего союза предпринимателей (ТПП создана в 1959 году) защита и представительство интересов МСБ в государственных и местных органах власти, за рубежом значится одним из первых пунктов. Одна из последних инициатив палаты – поддержка проектов малого и среднего бизнеса в условиях Таможенного союза. "Со вступлением в Таможенный союз белорусы и россияне будут смотреть на наш рынок еще и как инвесторы. Поэтому задачей нашей палаты будет поддержка интересных проектов в сфере малого и среднего бизнеса страны. В этом году у нас запланировано около 40 встреч с российскими бизнесменами. Обычно они несколько раз в год посещают с деловыми визитами Казахстан, и мы часто ездим к ним", – пояснила вице-президент Торгово-промышленной палаты РК Татьяна Жданова. Специалисты ТПП на территории Казахстана активно работают в Деловом совете приграничного сотрудничества, куда входят все региональные торгово-промышленные палаты, в том числе и расположенные у границ с Россией. Много и плодотворно ТПП работает в области консолидации и координации банковского сектора с бизнес-сообществом.

Банкротств не будет
В результате активизации поддержки на всех уровнях, планомерным усилиям по облегчению налогового бремени, снижению административных барьеров МСБ Казахстана пережил кризисные годы с меньшими потерями. Так в 2011 году года число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 4,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составило 695 635 единиц. Эти цифры в корне противоречат пессимистичным прогнозам, озвученным некоторыми экспертами в начале кризиса: тогда звучали предсказания о разорении большинства предпринимателей. Мрачный прогноз не сбылся, тем не менее, бизнес продолжает испытывать множество затруднений. Обозначить их позволили исследования первого открытого посткризисного проекта "Малый и средний бизнес РК: современная ситуация и перспективы направления роста", проведенные медиахолдингом Business Resource при поддержке Торгово-промышленной палаты РК и программы BAS Европейского банка реконструкции и развития. Так, по данным исследования, общая экономическая ситуация в стране большинством участников опроса и экспертами оценивается как "благоприятная", или "скорее благоприятная". Процент людей, положительно оценивающих экономическую ситуацию в своем регионе, наиболее высок в Кызылординской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Атырауской областях. Наименьший процент положительных оценок получен в Жамбылской, Алматинской и Актюбинской областях, а также в Алматы. "По мнению большинства респондентов, ограниченность рынков сбыта, недобросовестная конкуренция, административные препоны и недостаток квалифицированных кадров являются наиболее острыми проблемами казахстанской бизнес-среды в настоящий момент. В ближайшей перспективе предприниматели прогнозируют усиление конкуренции, в том числе и за счет прихода на рынок иностранных игроков, при одновременном обострении дефицита профессиональных кадров. Тем не менее, каждый второй представитель сектора МСБ уверен в успешном дальнейшем развитии собственного бизнеса", – отмечается в документе.
По данным проекта, улучшение экономической ситуации в регионах страны во многом зависит от решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства. На сегодняшний день, по мнению участников исследования, рейтинг проблем выглядит самым однозначным образом. Злоупотребления служебными полномочиями, факты коррупционной деятельности в качестве основной проблемы для ведения бизнеса называют предприниматели Алматы (34,2%), Южно-Казахстанской (22,7%), Мангистауской (20,6%), Западно-Казахстанской (18,1%) и Карагандинской (17,1%) областей. Данная проблема актуальна для руководителей строительных организаций (27,4%), риелторских компаний (17,4%) и предприятий легкой промышленности (18,8%). Однако исследователи отметили и значительные изменения в плане сотрудничества бизнеса с государственными структурами. Например, только в Алматы, где сосредоточено до 65% всего отечественного МСБ, в результате проведенных инвентаризаций 22-мя госорганами, финансируемыми из местного бюджета, были сокращены 53 разрешительных процедуры, в 26 снизилась стоимость, а 52 были отменены.
Сторонники защиты и поддержки малого и среднего бизнеса не намерены ослаблять усилия. В перспективе реализация множества задач и предложений, большинство из которых требуют темного сотрудничества с властными структурами. В частности, Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" считает необходимым часть средств Национального фонда направить на кредитование малого и среднего бизнеса. Как подчеркнул председатель правления союза "Атамекен" г-н Мырзахметов, в недавнем Послании народу Казахстана президент РК поручил правительству деньги из Нацфонда направлять на рост промышленности, обеспечение занятости, рост малого и среднего бизнеса. "Мы считаем, что мы готовы сейчас выйти к правительству с предложением, чтобы какие-то средства из Нацфонда были выделены – в банковский сектор целевым назначением, – чтобы поддержать МСБ именно в несырьевом секторе", – отметил Аблай Мырзахметов. Трудный, но плодотворный путь малого и среднего бизнеса к заслуженному им стратегическому положению продолжается.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 14 марта 2012 года №285 30.03.2012
К знаменательной дате с хорошими показателями 30.03.2012
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года №319 30.03.2012
Основной угрозой для стабильности многих моногородов являются безработица и непродуктивная самозанятость 30.03.2012
В Акорде рассмотрены аспекты межведомственного взаимодействия при решении задач по обеспечению нацбезопасности 30.03.2012
Мажилис – МЭРТ: выездное заседание профильного Комитета 30.03.2012
О ходе подготовки к ЕНТ 2012 года 30.03.2012
"В Интернете иногда пропагандируется язык вражды" 30.03.2012
Перед ЕНТ аудитории будут проверять на наличие взрывных устройств 30.03.2012
Казахстан может принять участие в приватизации белорусских НПЗ 30.03.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz