NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 15:45 ast
13:45 msk

Стратегия делового партнерства
Руководство НЭП "Атамекен" обозначило приоритеты дальнейшей работы
26.03.2012 / политика и общество

Андрей Матвеев, dialog.kz, 19 марта

Несмотря на то, что прошедшее в середине марта заседание Национальной экономической палаты (НЭП) "Союз "Атамекен" по своему регламенту относилось к категории "очередных", формальным его назвать, явно не получится. Ведь помимо ряда сугубо протокольных пунктов повестки дня (ну действительно, наверное мало кто сомневался в том, что Тимур Кулибаев будет единогласно переизбран Председателем Президиума этой организации), на встрече было поднято не мало актуальных и злободневных тем и выдвинут целый ряд достаточно конкретных предложений. И судя по неоднозначной реакции практически моментально последовавшей из некоторых государственных органов, – предложений достаточно смелых и неординарных.
Впрочем, обо всем по порядку. Итак, для начала, по традиции были озвучены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса и особенно факторы тормозящие прогресс в отношении налаживания собственных производств. Здесь, по мнению большинства участников встречи, ситуация мягко говоря безрадостная. Ведь если смотреть правде в глаза, то за последние десятилетки проблема развития собственных предприятий по производству нужного стране оборудования, так и осталась проблемой. Максимум, что было достигнуто, так это налаживание "отверточной" сборки комплектующих, которые опять-таки завозятся в Казахстан из-за рубежа. В результате, сложилась печальная практика масштабного оттока инвестиций из того же нефтегазового сектора, в котором огромное количество средств уходит на приобретение оборудования из за рубежа, вместо того, чтобы приобретать достойные аналоги непосредственно на месте.
Здесь, по мнению председателя президиума "Атамекена" Тимура Кулибаева будет не обойтись и без административного вмешательства:
– Нам необходимо в контрактах на недропользование прописать два важных обязательства. Первое, это развитие казахстанского содержания, то есть, чтобы подрядчики от недропользователей создавали производство здесь, в Казахстане. И второе-это национализация кадров.
Понятно, что в первую очередь эти меры будут касаться предприятий с иностранным участием (правда, насколько это им понравится вопрос большой), ведь как объяснил Тимур Кулибаев:
– До сих пор существует ситуация, когда иностранные инвесторы в нефтяном секторе предпочитают привлекать подрядчиков из своей страны. В тендерах на получение лицензии на недропользование побеждают те, кто дает якобы лучшее ценовое предложение, но там разница в три-четыре миллиона долларов, а за десятки лет их работы они привлекают оборудование и подрядчиков из своих стран. И в результате уходят десятки и сотни миллионов долларов...
В общем, все достаточно просто. Заходя на казахстанский рынок, крупная нефте- или газодобывающая компания локомотивом тянет за собой целых хвост мелких сервисных и подрядных фирм, которые получая выгодные контракты, надолго обеспечивают себя работой и рынком сбытом продукции. То есть тем, чего автоматически лишается наша страна. А если учесть, что в законодательстве многих стран для таких компаний-локомотивов прописаны соответствующие налоговые льготы и преференции то выгода фактически удваивается. Так что переломить ситуацию можно будет лишь совместными усилиями самих казахстанских предпринимателей стремящихся создать конкуренцию на этом рынке и государства, без помощи которого эта самая конкуренция будет безжалостно задушена на корню.
Казалось бы, ничего принципиально нового в этих рассуждениях нет. Однако, они так и могут остаться теоретическими выкладками если не будут предприняты практические меры сразу по нескольким направлениям, которые уже разработаны соответствующими подразделениями "Атамекена" и внесены на обсуждение в профильные госорганы страны. Кстати, на заседании совета НЭП присутствовали и представители как законодательной так и исполнительной ветвей власти, так что дискуссия по высказанным вопросам началась буквально сразу, без откладывания в "долгий ящик".
Например, депутат мажилиса парламента Дарига Назарбаева подчеркнула необходимость осуществления жесткого контроля за исполнением законодательных норм. Ведь многое из того, что могло бы существенно улучшить работу отечественных предпринимателей, в соответствующих Законах все- таки уже прописано, но элементарно бойкотируется руководством некоторых компаний. Да и действующая в стране профильная программа в целом так и не решила свою главную задачу. Основной причиной названа неспособность государственных органов и бизнеса обеспечить в полной мере и на должном уровне наличие казахстанского содержания при осуществлении закупок госорганами и нацкомпаниями.
Так что, если посмотреть на ситуацию в целом, то может сложиться впечатление о неком заколдованном круге, когда сами предприниматели (что уж греха таить), практически не проявляют должной активности, то ли опасаясь неравной конкуренции, то ли по ряду других причин
– К сожалению, и бизнес стоит и не верит, может быть, и квалификации не хватает, чтобы взять и подойти к тому, чтобы новое производство строить – несколько печально отметил глава "Атамекена", и добавил, что все таки, по его мнению прорыв в этом направлении может и должен быть осуществлен, благо существует определенный спрос со стороны государственных компаний и уже выделены необходимые финансовые ресурсы на организацию новых производств собственными силами.
Да и роль отечественного предпринимательства в реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития еще явно недостаточна.
– Нужно подготовить более концептуальные предложения для правительства, для того, чтобы казахстанские предприниматели могли войти в ГПФИИР, поскольку сегодня в ГП ФИИР казахстанских частных компаний практически нет. Давайте будем над этим работать... – подчеркнул Тимур Кулибаев, и добавил, что по целому ряду обозначенных тем соответствующее предложения палатой уже разработаны и в самое ближайшее время будут внесены в Правительство РК.
А вот по поводу предложения создать в Казахстане апелляционный комитет, имеющий право отменять результаты тендеров ( что по мнению авторов идеи так же может способствовать увеличению объема казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг) разгорелась жаркая дискуссия уже между самим руководством Союза.
Выслушав заместителя председателя правления палаты Бауржана Баймуханова, озвучившего эту идею и заявившего о том, что общественный комитет наделенный чрезвычайными полномочиями и работающий в тесном контакте с правоохранительными органами мог бы аннулировать результаты спорных тендеров, Тимур Кулибаев скептически заметил что "если мы будем создавать какие-то новые органы, то это будет нерабочей схемой". Да и вообще, по его мнению, в вопросе увеличения казахстанского содержания палате следует уделять внимание заключению работающими в Казахстане крупными компаниями долгосрочных контрактов с малым и средним бизнесом, а не заниматься ревизиями тех или иных тендерных итогов.
Аналогичного мнения, кстати, придерживается и бывший глава правления НЭП "Атамекен", а ныне депутат мажилиса и партийный лидер Азат Перуашев."Чрезвычайные полномочия альтернативной комиссии никто не даст ведь у Минфина есть такие полномочия по отмене решений тендерных комиссий, но даже он крайне редко ими пользуется, поэтому надо подходить к этим вопросам более реально" –отметил председатель партии "Ак Жол", как известно, в последнее время сконцентрировавшей свои усилия как раз таки на защите прав предпринимательского сообщества страны.
Кстати, буквально сразу после заседания, журналистам удалось получить комментарий со стороны министра финансов РК Булата Жамишева, который, как и следовало ожидать, к подобному предложению отнесся несколько настороженно:
-Это предложение хотелось бы увидеть более детальным, с обоснованием, чтобы вместе с вами не гадать, какой смысл в него заложен. Раньше, в соответствии с законом о государственных закупках, при поступлении жалобы можно было отменять результаты тендеров, в результате большинство конкурсов заканчивалось жалобами участников и пока разбирались с этими жалобами, уходило время. К тому же, на практике многие жалобы не подтверждались, однако время на принятие решения уходило. Участвуют участники тендера, всегда один выигрывает, остальные проигрывают. И все остальные могут написать жалобу, и потом разбирайся с этой жалобой, останавливай конкурс, выясняй, а конкурс уже не состоялся. Вот о чем идет речь. В том виде, в котором это было, это неприемлемо, но если они хотят что-то предложить новое с учетом прошлых ошибок, это надо смотреть- отметил министр, и, пожалуй с тем, что в случае недостаточной проработки механизмов работы подобная комиссия может стать полигоном для сведения счетов между участниками тендера, не согласиться будет нельзя. А значит, несмотря на кажущуюся популярность создания "третейского суда", спешить с созданием нового органа на самом деле не следует...
А вот что касается предложения о создании Делового совета при Премьер-министре (а это фактически будет диалоговая площадка между правительством и "Атамекеном" на которой можно будет оперативно обсуждать наиболее актуальные вопросы), то скорей всего оно будет реализовано уже в скором будущем. По крайней мере, соответствующее письмо с обоснованиями премьер-министру Кариму Масимову уже отправлено и остается ждать результатов его рассмотрения.
Ну и собой строкой в ходе заседания прошли обсуждения вопросов расширения международного сотрудничества. Здесь наиболее показателен был результат опроса представителей более 100 российских компаний, работающих в Казахстане оглашенный заместителем председателя правления национальной экономической палаты "Союз "Атамекен" Рахимом Ошакбаевым.
Если вкратце, то согласно итогам исследования, несмотря на высокий профессиональный уровень верхнего эшелона власти, нижний и средний административный аппарат воспринимается иностранными инвесторами крайне негативно и респонденты отмечают существенно более низкий уровень квалификации, худшее образования и частое наличие коррупционной практики при контактах с бизнесом. Второй негативный фактор, это казахстанские региональные элиты. Здесь, по мнению респондентов, отмечаются такие особенности, как лоббирование собственных интересов, игнорирование решений, принятых на центральном уровне, и национального законодательства, его вольной трактовке, рейдерские атаки на бизнес.
В общем, несмотря на определенную прогрессивность республиканского законодательства и высокий уровень доверия к центральной исполнительной власти, на местах, как и положено, работы непочатый край, ( здесь к слову можно отметить, что по недавнему сообщению информационных агентств только в одной Алматинской области прокуратурой было пресечено 766 нарушений прав предпринимателей со стороны местных контролирующих органов допущенных в первом квартале этого года. А если собрать воедино аналогичную статистику из всех регионов страны, то цифра получится и вовсе впечатляющей.)
Так что, и в этом, так сказать правозащитном направлении, "Атамекеновцам" явно есть над чем поработать. Да сам факт, что подобная статистика и результаты анкетирования не только не замалчиваются но и выносятся на максимально широкое обсуждение уже наводит на позитивный настрой. Что же касается конкретных предложений, то в очередной раз руководство палаты высказало свое мнение о необходимости снижения административных барьеров (то есть, тех самых разрешительные процедуры, проверки и прочих чиновничьих вмешательств, традиционно тормозящих развитие предпринимательства), причем так, чтобы исчезая в одном месте, эти досадные препоны не появлялись в другом...
Подводя итоги этому, как видим очень насыщенному в плане прозвучавших предложений и разразившихся дискуссий мероприятию, Тимур Кулибаев в очередной раз призвал бизнес-сообщество страны к консолидации сил и самому широкому обсуждению озвученных предложений. Так что, "Атамекен" к диалогу на всех уровнях готов полностью, и теперь очень многое будет зависть от активности самих предпринимателей и готовности государственных органов к адекватному восприятию выдвинутых идей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 14 марта 2012 года №285 30.03.2012
К знаменательной дате с хорошими показателями 30.03.2012
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года №319 30.03.2012
Основной угрозой для стабильности многих моногородов являются безработица и непродуктивная самозанятость 30.03.2012
В Акорде рассмотрены аспекты межведомственного взаимодействия при решении задач по обеспечению нацбезопасности 30.03.2012
Мажилис – МЭРТ: выездное заседание профильного Комитета 30.03.2012
О ходе подготовки к ЕНТ 2012 года 30.03.2012
"В Интернете иногда пропагандируется язык вражды" 30.03.2012
Перед ЕНТ аудитории будут проверять на наличие взрывных устройств 30.03.2012
Казахстан может принять участие в приватизации белорусских НПЗ 30.03.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz