NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:11 ast
16:11 msk

Государственная статистика – сегодня и завтра: правительственный час в Мажилисе
С.Аимбетов: Несмотря на положительные показатели, хотелось бы акцентировать внимание на некоторых проблемных вопросах, связанных с качеством статистической информации…
03.04.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 2 апреля

"Развитие государственной статистики Республики Казахстан: итоги 2011 года и перспективы на 2012 год". Правительственный час на эту тему состоялся сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко.
Как Вам известно, сказал председательствующий перед открытием Правчаса, развитие государственной статистики, прежде всего, направлено на достижение стратегических целей развития Республики Казахстан и призвано способствовать информационно – статистическому обеспечению программных документов и ежегодных посланий Президента народу Республики Казахстан.
Для выполнения указанных задач Агентством РК по статистике проводится активная работа по максимальному удовлетворению потребностей пользователей в актуальной и достоверной статистической информации, обеспечению равного доступа и расширению числа пользователей.
В свою очередь, официальная статистика должна постоянно оперативно реагировать на растущий спрос на более своевременные и в тоже время надежные данные.
Поэтому, уважаемые коллеги, сегодня мы заслушаем итоги развития государственной статистики Республики Казахстан за 2011 год и перспективы на 2012 год.
Вслед за этим вице-спикер предоставил слово Председателю Агентства Республики Казахстан по статистике Алихану Смаилову – председателю Агентства Республики Казахстан по статистике (тезисы):
Начало года ознаменовалось одним из значимых событий для каждого казахстанца – Послание Президента народу Казахстана от 27 января т.г. "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана".
Послание охватывает все актуальные вопросы, возникающие в каждодневной жизни граждан нашей республики, а также направлено на индустриально-инновационное развитие основных секторов экономики.
Информационно-статистическое обеспечение посланий Президента народу Казахстана, государственных и отраслевых программ развития, мониторинг индустриально-инновационного развития является первоочередной задачей органов государственной статистики.
Обновленный Закон "О государственной статистике" расширил возможности совершенствования качества статистической информации, повышения потенциала всей статистической системы.
В соответствии с принципами государственной статистики Агентством разработан Стратегический план на 2011-2015 годы, где основное направление – это "улучшение качества предоставляемой информации".
Для достижения этого стратегического направления определены основные задачи:
1) совершенствование статистической методологии и инструментария;
2) разработка, внедрение и развитие информационных систем;
3) улучшение обеспечения пользователей статистической информацией.
В целях обеспечения качественными макроэкономическими показателями и совершенствования производства статистических данных по отраслям экономики Агентством был разработан новый План внедрения международного стандарта "Система национальных счетов 2008" на 2011-2014 годы, в рамках которого в прошлом году было пересмотрено 3 (методические указания по указанию СБР, методические рекомендации для проведения выборочных обследований предприятий, методологическое положение по организации обследований домашних хозяйство по оценке уровня жизни) и разработано 6 новых методик (методика учета услуг Нац. Банка, учета услуг страхования, учета выпуска услуг финансового посредничества, учета услуг банков второго уровня, учета прогнозирования численности населения, расчета таблиц дожития с учетом влияния отдельных видов причин смертности на ОПЖ), также внедрено 6 новых статистических наблюдений (по взаимной торговле (1-ТС), цены на аренду коммерческой недвижимости (1-Ц аренда), единовременный модуль "Качество жизни населения", вопросник по лицам с ограниченными возможностями, модули "Молодежь на рынке труда", "Достойный труд") и 33 новых показателя (выходные данные, характеризующие уровень жизни населения – 8, производительность труда на региональном уровне – 1, число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к Интернету – 1, кол-во пользователей широкополосного Интернета – 1, валовой сбор сельхозкультур на орошаемых землях – 1, общая протяженность воздушной и кабельной линии электропередачи – 1, количество установленных приборов учета газа и воды – 1, инвестиции и текущие затраты на охрану окружающей среды по видам природоохранной деятельности – 1, % охвата территорий эфирным цифровым телевидением – 1, индексы цен аренды коммерч.недвижимости по типам аренды – 7, цены на аренду коммерч.недвижимости 8, ВВП на душу населения в долл.США по ППС – 1, расчет численности населения в разрезе регионов – 1).
Для снижения нагрузки на респондентов было принято решение о переводе двух наблюдений со сплошных на выборочные (Об объеме оказанных услуг и обследование индивидуальных предпринимателей об объеме оказанных услуг).
Для дальнейшего развития интегрированной информационной системы "е-Статистика" в первом полугодии 2011 года была разработана техническая спецификация и техническое задание, проведено предпроектное обследование процессов сбора, обработки и распространения информации.
За второе полугодие прошлого года выполнены работы по созданию новых 6-ти ИС (ИС "Метаданные", ИС по обработке первичной статистической и административной информации, База данных "Агрегированные показатели", ИС "Статистический регистр населения", ИС "Интеграционный компонент", ИС "Внутренний Интранет-портал"), развитию 3-х систем, созданных в 2010 году (ИС "Сбор данных в on-line режиме", База данных "Административные данные", ИАС "Талдау"), и доработке 3-х унаследованных старых систем (хранилище первичных стат.данных, ИС Статистический бизнес регистр, ИС Статистический регистр жилищного фонда). По ним проведены предварительные испытания и введены в опытную эксплуатацию. За прошедший период проделана огромная работа по автоматизации процессов в государственной статистике и ее интеграции с информационными системами других государственных органов.
Одними из главных новшеств, введенных Агентством в рамках "е-Статистика", является информационная система "Сбор данных в on-line режиме" и ИАС "Талдау". ИС "Сбор данных в on-line режиме", которую мы ввели в прошлом году, позволяет респондентам заполнять бланки статистических форм через Интернет на сайте Агентства с применением цифровой подписи. В настоящее время респонденты могут сдавать онлайн 2 статистических отчета, с середины текущего года – 65 статистических форм. Внедрение всех статформ в данную ИС, а их около 140, планируется завершить в первой половине 2013 года.
В мае прошлого года была введена в эксплуатацию совершенно новая ИАС "Талдау", которая позволяет пользователям быстро анализировать большие объемы данных в удобном для них формате, бесплатно, в любое удобное им время и на двух языках.
На текущий момент в систему загружено более 600 статистических показателей, к середине т.г. их будет загружено около 2000. "Талдау" – это очень удобный инструмент работы со статистикой для пользователя, имеющего доступ к Интернету. В настоящее время завершаются работы по введению в эксплуатацию модулей "Личный кабинет", "Аналитика" и "Автоматизированные новости", а также загрузке статистических показателей. Кроме того, пользователям предоставлена возможность поиска информации по регионам, по разделам статистики, по ключевым словам, по классификаторам, а также возможность экспорта данных в табличной и графической форме в удобном для пользователя формате на его личный компьютер, актуализированы карты регионов, обеспечена возможность построения своих графиков и диаграмм, с возможностью дальнейшего редактирования и сохранения в личном кабинете. В свою очередь, личный кабинет будет обеспечивать автоматическую актуализацию ранее построенных таблиц, диаграмм и карт.
В реализацию Закона "О государственной статистике" Агентством активно проводится работа с государственными органами по взаимодействию в области административного учета.
По состоянию на 1 апреля т.г., Агентством согласовано 1472 форм административного учета 12-ти государственных органов.
В результате такого взаимодействия с административными источниками налажена работа по получению информации для статистических целей. Так, данные Минтруда используются для расчетов среднедушевых номинальных денежных доходов населения, Минобразования – для формирования показателя "процент охвата электронным обучением", Агентства по управлению земельными ресурсами – для учета непроизведенных активов для расчета стоимости земли в рамках внедрения СНС 2008.
Результатом проводимой работы является:
1) получение достоверной информации из первичных источников для совершенствования расчетов выходной информации;
2) исключение дублирования не только показателей в статистических формах, но и самих форм для снижения нагрузки на респондентов;
3) сопоставление показателей из всех источников.
В данном направлении Агентством начата работа по созданию единого классификатора административных показателей, имеющихся в государственных органах. В результате данной работы у государственных органов появится возможность получить максимальную информацию о наличии показателей, включая наименование, разрезность и так далее, вплоть до ответственного за его выпуск государственного органа. На текущий момент данный классификатор сформирован в соответствии с согласованными формами и утвержденными впоследствии совместными приказами об обмене соответствующей информацией между Агентством и 5-ю государственными органами (НК МФ, КТК МФ, МТК, МТСЗН, МВД).
Агентством совместно с МТК разработан проект Плана мероприятий, предусматривающий комплекс мер по обеспечению единой методологической, программно-технической основы информационно-аналитических систем государственных органов.
Также План предусматривает доработку ИИС "е-Статистика" для внедрения в государственных органах системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения статистической информации, приведение статистической методологии сбора и формирования данных по ведомственным статистическим наблюдениям и методологии административного учета в соответствие с общей статистической моделью бизнес-процессов государственных органов.
В соответствии с Планом статистических работ в 2011 году было проведено 192 общегосударственных и 72 ведомственных статистических наблюдения и подготовлено 432 работы по ним.
В целях совершенствования статистики науки и инноваций Агентством совместно с АО "Национальный Инновационный Фонд" создана рабочая группа и в 2011 году рассматривались вопросы определения инноваций в действующем законодательстве и мировой практике, определения перечня предприятий, имеющих инновации. По итогам заседаний рабочей группы Агентством направлены в Правительство РК предложения по совершенствованию статистики инноваций и деятельности государственных органов по развитию инноваций в стране.
Так, Агентством были даны предложения по внесению изменений в понятийную часть Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности". В результате, во вновь принятом в 2012 г. Законе "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности", понятие "инновация" было расширено, что позволяет активизировать инновационную деятельность в стране.
Для развития инноваций в стране важно, чтобы все понимали и имели представление об инновациях. Поэтому, было предложено провести обучение, как территориальных органов статистики, так и предприятий, осуществляющих внедрение инноваций, что и было поддержано. Обучающий семинар в г. Алматы был организован АО "Национальный Инновационный Фонд" и Национальным Координационным Центром 7-ой Рамочной Программы Европейского сообщества по научно-техническому развитию IncoNet, при участии Агентства РК по статистике.
В рамках ГПФИИР ежемесячно проводится мониторинг о ходе реализации инвестиционных проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана, который пользуется большим спросом у заинтересованных государственных органов.
Также хочется отметить о введении с февраля 2011 года еженедельного мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары по перечню, утвержденному Правительством.
С вступлением Республики Казахстан в Таможенный союз, отменой таможенного декларирования и упрощения процедур оформления торговых сделок участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза, Агентством по статистике с июля 2011 года организована работа по формированию статистики взаимной торговли Казахстана с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Для сбора данных по статистике взаимной торговли наряду со сдачей отчетов на бумажных носителях предусмотрен прием отчетов в он-лайн режиме.
В соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза уполномоченные органы стран направляют статистическую информацию по взаимной торговле в Секретариат КТС, что позволяет анализировать взаимные объемы внешнеторгового оборота и проводить "зеркальное" сопоставление данных.
В рамках развития отрасли статистики труда, а также в реализацию мероприятий по Посланию Президента РК 2011 года, Агентством совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК проведена работа по разработке и согласованию программы занятости 2020.
Также в реализацию мероприятий по Посланию Президента разработаны 2 новых единовременных модуля "Качество жизни населения" и "Молодежь на рынке труда", по результатам которых в 2012 году планируется провести оценку основных параметров, характеризующих качество жизни населения и положение молодежи на рынке труда.
В целях совершенствования работы с пользователями и в рамках реализации социальной политики страны Агентством в 2011 году были подготовлены 2 аналитические работы: "Мониторинг доходов и уровня жизни населения в Республике Казахстан" и "Анализ влияния источников дохода и социальных программ на снижение бедности в Республике Казахстан".
Статистику уровня жизни планируется развивать путем внедрения в практику прогнозных расчетов и совершенствования методов досчета доходов населения с учетом высокодоходных слоев.
Особо хочется отметить окончание всех запланированных мероприятий по подведению итогов Переписи населения 2009 года.
Завершены работы по подготовке и выпуску всех публикационных материалов по итогам переписи населения 2009 года:
– выпущены региональные сборники из 3-х томов, в целом составившие 96 сборников на 2-х языках, где широко представлены данные, характеризующие население 14 областей и городов Астана и Алматы;
– выпущены 30 томов 16 серий тематических сборников (из числа невыпущенных в 2010г.).
При техническом содействии Фонда народонаселения ООН в Казахстане (ЮНФПА) подготовлен Аналитический отчет "Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года", в котором представлен анализ отдельных показателей итогов переписи. В 4 квартале 2011 года Агентством РК по статистике совместно с Фондом народонаселения ООН в РК (ЮНФПА) проведена презентация Отчета на Круглом столе, на котором присутствовали депутаты Парламента РК, представители госорганов и неправительственных организаций. С учетом всех замечаний и предложений Отчет был доработан и опубликован на 2-х языках, а также размещен на Интернет-ресурсе Агентства на 3-х языках.
Разработаны, утверждены и размещены на сайте Агентства новые, международно-сопоставимые методики: "Методика по прогнозированию численности населения" и "Методика расчета таблиц дожития с учетом влияния отдельных видов причин смертности на ожидаемую продолжительность жизни". Агентством рассчитана прогнозная численность населения в разрезе регионов до 2020 года и размещена на сайте Агентства.
По отрасли "социальная статистика" полностью завершен комплекс работ по подготовке и проведению Мульти-индикаторного кластерного обследования 4 раунда (МИКО-4) при техническом и финансовом содействии Детского фонда (ЮНИСЕФ) и ЮНФПА. В 3-м квартале 2011г. проведена презентация Предварительного отчета по итогам МИКО-4 с участием представителей министерств и ведомств, а также международных организаций и завершена подготовка Итогового отчета по результатам МИКО-4. На данный момент ведутся работы по тиражированию и распространению Итогового отчета на трех языках.
Агентством проводится работа по реализации основных стратегических направлений улучшения качества сельскохозяйственной статистики, озвученных на 42-й сессии Статистической комиссии ООН. Рабочей группой по статистике сельского хозяйства был предложен для обсуждения набор базовых показателей, которые должны отслеживаться всеми странами. Анализ указанных индикаторов показал, что многие базовые элементы уже отслеживаются Агентством, а отсутствующие показатели планируется постепенно добавлять в статистические наблюдения. Так, с 2011 года уже добавлены в статистическую форму, сформированы и опубликованы показатели "посевная площадь, валовый сбор и урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях".
В 2011 году пересмотрены и утверждены статистические формы по обследованию показателей инвестиций и затрат на охрану окружающей среды по видам природоохранной деятельности в соответствии с Классификатором видов деятельности и затрат по охране окружающей среды, основанном на международной классификации СЕРА. Планируется разработка первичных показателей для формирования эколого-экономического счета СНС.
В настоящее время Агентством осуществляется перевод основных разделов Международных рекомендаций по статистике энергетики (IRES 2011) и в дальнейшем планируются работы по разработке и внедрению национальных стандартов формирования показателей статистики энергетики с гармонизацией с международными рекомендациями, принятыми Статистической комиссией ООН в феврале 2011 года (International Recommendations for Energy Statistics 2011).
По статистике цен в прошлом году внедрено в статистическую практику общегосударственное наблюдение за изменением цен на коммерческую недвижимость.
Осуществлена подготовка необходимой статистической информации в рамках участия страны в крупнейшем международном проекте, объединяющем статистические службы практически всех стран мира. Это – Глобальный раунд Программы международных сопоставлений валового внутреннего продукта по данным за 2011 год.
В данной Программе участвует 197 стран, среди стран СНГ не участвует только Узбекистан. Сбор цен осуществляется по 1970 наименованиям потребительских товаров и услуг.
В настоящее время Агентством начата полномасштабная реализация Проекта по укреплению национальной статистической системы Казахстана на 2012-2016 годы совместно со Всемирным Банком.
На сегодняшний день нами определены потенциальные твининг партнеры и ведутся работы по заключению контракта с ними.
Реализация данного проекта позволит повысить эффективность всей статистической системы в соответствии с международной методологией и лучшей практикой.
В текущем году Агентством было проведено более 30 рабочих встреч с представителями различных иностранных организаций, в том числе с Азиатским и Исламским банком развития, Европейским Союзом, Международной организацией по миграции, Международной организацией труда и другими по обмену опытом, обсуждению возможностей установления новых и развития существующих отношений, предоставлению статинформации международным организациям для различных проектов, стратегий, проведению международных семинаров в Республике Казахстан, встречи со Всемирным банком в рамках подготовки проекта КАЗСТАТ.
Казахстан третий год подряд председательствует в Совете руководителей статистических служб стран СНГ, что свидетельствует о высоком уровне доверия к нам со стороны наших зарубежных коллег.
Мне сегодня приятно сообщить результаты проведенного в декабре прошлого года международной аудиторской компанией аудита Системы Менеджмента Качества, по итогам которого система менеджмента Агентства признана соответствующей требованиям международного стандарта и нам вручен международный сертификат соответствия.
В прошлом году, в соответствии с Указом Президента РК от 19 марта 2010 года "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов" была проведена комплексная оценка среди 40 центральных государственных и местных исполнительных органов.
По итогам данной оценки Агентство заняло 3-тье место среди центральных государственных органов и 1-ое место среди агентств.
По таким направлениям, как "Достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемой сфере" и "Управление бюджетными средствами" наша работа оценена как самая лучшая.
Теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых перспективных задачах на предстоящий год.
Агентство в 2011 году завершило 1-этап проекта ИИС "е-Статистика". На следующем этапе, а именно, на 2012 год запланирована разработка информационной системы "Сельскохозяйственный статистический регистр" и завершение создания 4-х информационных систем (ХПСД, База данных агрегированные показатели, Статрегистр населения, База данных административной информации).
В рамках совершенствования ИС "Сбор данных в он-лайн режиме" в 2012 году будут внедрены еще 55 статистических форм, по которым прием в он-лайн режиме будет осуществляться с 2013 года.
Также запланирована интеграция ИС Агентства с ИС МСХ, КРСиОПП МВД, МОН, КНБ, а также с акиматом города Астана в части предоставления оперативной статистической информации.
Агентство РК по статистике постоянно проводит работу по совершенствованию статистического инструментария и методологических подходов в соответствии с ежегодными Посланиями Главы Государства и учетом других социально-экономических преобразований, происходящих в стране и мире.
Так, Планом статистических работ на 2012 год предусмотрено обследование по использованию информационно-коммуникационных технологий в области среднего образования, что позволит получить дополнительную информацию по развитию информационного общества в стране.
В текущем году органами статистики запланирована разработка анкеты обследования индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги по перевозке грузов. По итогам данного обследования в 2013 году будет получена информация об объемах деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере транспортных услуг.
Одним из приоритетных направлений, обозначенных Главой государства в Послании в начале этого года, является решение задач по доступности жилья. Для качественного мониторинга цен на рынке жилья, а также с целью внедрения в статистическую практику международных подходов к ценовому обследованию рынка жилья, будет подготовлена методология построения индекса цен на жилье и проведены экспериментальные расчеты.
Для реализации первого направления Послания "занятость казахстанцев" Агентством осуществляется обеспечение своевременного статистического сопровождения показателей, отраженных в Программе занятости 2020, а также ежемесячная публикация сведений о реализации Программы занятости 2020 в докладе "Социально-экономическое развитие РК".
В нынешнем Послании большое внимание уделено качеству жизни казахстанцев, а именно – доступности жилья, совершенствования пенсионной системы, доступности и развития туризма, изучения уровня освоения населением информационных технологий, повышение качества государственных услуг населению и др. Для мониторинга поставленных задач Агентством запланирован пересмотр в т.г. статистических форм по статистике уровня жизни на следующий год с внесением изменений и дополнений в модуль по обследованию домашних хозяйств "Качество жизни населения".
В рамках подготовительных работ по проведению в соответствии с поручением Совета безопасности Республики Казахстан в 2012 году социально-статистического обследования населения "Уровень преступности и фиксация его результатов" предстоит провести организационные мероприятия по разработке вопросника и методических материалов с учетом предложений и замечаний заинтересованных государственных органов и проведения самого обследования.
В рамках проекта "е-Статистика" запланировано развитие информационной системы для ведения Регистра жилого фонда (РЖФ). Основным источником актуализации этого регистра по жилым домам и квартирам будет являться ГБД РН. Также в этом направлении планируется провести внедрение в опытную эксплутацию системы статистический регистр населения, реализацию взаимодействия с МОН в целях актуализации статистического регистра населения на основе данных базы ЕНТ, актуализация атрибутов по СРН по данным из ИС "Беркут" КНБ, а также реализация информационного взаимодействия с МВД.
Для органов статистики Казахстана значимым событием является предстоящее проведение сессии по статистике в рамках V Астанинского экономического форума.
На данном мероприятии будет обсуждаться широкий спектр вопросов, связанных с проблемами статистиков на глобальном, региональном и национальном уровнях в условиях глобализации и мирового финансового кризиса. Одним из ключевых направлений сессии является вопрос наличия инструментов и достоверных данных для измерения глобализации и ее влияния на национальные экономики.
Подводя итоги Правительственного часа после доклада и ответов председателя Агентства на вопросы депутатов и выступлений парламентариев, и содоклада председателя Комитета по экономической реформе и региоанльному развитию Сейтсултана Аимбетова (www.parlam.kz), вице-спикер Сергей Дьяченко отметил, что Алихан Асханович подробно и всесторонне осветил основные итоги развития государственной статистики Республики Казахстан и перспективы дальнейшего повышения эффективности статистической системы Казахстана в соответствии с международной методологией и лучшей практикой.
Полагаю, что сегодня прошло очень хорошее обсуждение, прозвучали обоснованные, интересные предложения депутатов и соответствующие ответы по всем поднятым вопросам. Поэтому разрешите, от имени депутатов, поблагодарить Алихана Асхановича за сегодняшний правительственный час.
Мы, в свою очередь, уверены, что у ведомства есть все возможности по достижению качественного и своевременного выполнения намеченных мероприятий в рамках реализации ежегодных посланий Главы государства народу Казахстана.
Обобщением состоявшегося на Правчасе обсуждения стали принятые с учетом депутатских поправок соответствующие Рекомендации народных избранников.

----

ДОСТОВЕРНОСТЬ, КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ – ВОТ ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ СТАТИСТИКА

Достоверность, качество и надежность – вот основные критерии, которые должна содержать в себе статистика.
Об этом заявил сегодня Председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов, выступая с содокладом на Правительственном часе на тему: "Развитие государственной статистики Республики Казахстан" – итоги 2011 года и перспективы на 2012 год" (тезисы):
В мире имеется множество мудрых изречений и мыслей о статистике известных людей. Так, например, знаменитый мыслитель, гений немецкой литературы XIX века Иоганн Гете сказал о существенной роли статистики следующее: "Говорят, что цифры управляют миром. Нет, они только показывают, как правят миром".
Одним словом, официальная статистика должна являться, прежде всего, объективным и точным отражением социально-экономических тенденций экономики страны, а также повышать уровень доверия общества к производимым статистическим данным. Достоверность, качество и надежность – вот основные критерии, которые должна содержать в себе статистика.
Несмотря на положительные показатели, озвученные в докладе Алихана Асхановича, хотелось бы акцентировать ваше внимание на некоторых проблемных вопросах, связанных с качеством статистической информации.
Во-первых, на сегодняшний день в системе государственной статистики отсутствует единый документ, объединяющий информацию о статистических показателях, разрабатываемых государственными органами. По нашему мнению, причиной этому является то, что не до конца решены механизмы координации между административной и статистической отчетностью, и не урегулированы графики выпусков статистических данных этих организаций. Вследствие чего, возникают проблемы с взаимной интеграцией и обменом данных, а также зачастую интересы ведомств разнятся. Для решения данного вопроса считаем необходимым, улучшить координацию между государственными органами путем внедрения единой методики ведомственных классификаций, направленной на унификацию существующих и разрабатываемых государственными органами справочников, сборников, бюллетеней и т.п.
Во-вторых, актуальными остаются вопросы улучшения пользования статистической информацией, внедрения новых информационных технологий, обучения пользователей и получения от них обратной связи.
Пользователи недостаточно информированы о возможностях проведения статистических наблюдений и получения необходимых статистических данных. Отсутствуют возможности самостоятельного формирования данных, в том числе интерактивных динамических таблиц на Интернет-ресурсах.
В этих целях, как было отмечено в докладе Алихана Асхановича, Агентством разработан очень удобный инструмент работы со статистической информацией для всех пользователей – Информационно-аналитическая система "Талдау", которая включает в себя более 600 статистических показателей.
В свою очередь, считаем, что для удовлетворения потребностей населения, малого и среднего предпринимательства в доступных и своевременных статистических данных, необходимо в системе "Талдау" увеличить количество статических показателей не менее чем в 3 раза, обеспечивающих эффективный и удобный способ поиска нужной информации по регионам, по разделам, по классификаторам статистики.
При этом, необходимо для снижения нагрузки на респондентов сократить количество форм статистических отчетов и внедрить заполнение статистических форм через Интернет в режиме on-line.
В-третьих, в структуре государственной статистики отсутствуют структурные подразделения, ответственные за научные и методологические разработки в области статистики.
На практике, основная деятельность статистики сосредоточена именно на сборе данных, тогда как на разработку и внедрение статистических методологий, направленных на оптимизацию сбора данных, приходится всего лишь 10%. В результате, методология и организация статистического производства совершенствуются медленными темпами. Для этого считаем, необходимым продолжить работу по дальнейшему внедрению международных стандартов в части совершенствования методологий, инструкций. Также для получения точных цифр по секторам экономики, которые покажут реальное социально-экономическое положение республики, органы статистики должны привлекать, прежде всего, независимых экспертов, передовых научных кадров, новых инновационных технологий.
В-четвертых, возникает потребность в достоверном информационно-статистическом обеспечении данных по Карте индустриализации ГПФИИР, о текущих объемах взаимной торговли со странами Таможенного союза, информации о вступлении республики в ВТО. Кроме того, у избирателей большой интерес вызывают точные статистические данные по наличию зерна, поголовью скота и птицы, выбросу загрязняющих веществ, занятости и уровню жизни по доходам и бедности населения и т.д.
Так, например, если взять отрасль жилищного строительства, то населению интересно знать сведения о том, сколько возводится и вводится жилых домов, их качество и комфортность, а также категории граждан, нуждающихся в жилье, в том числе оценка затрат населения на строительство индивидуальных жилых домов и др. Поэтому Агентству необходимо совместно с уполномоченными государственными органами разработать сведения о выполнении всех государственных и отраслевых программ, их показателях и индикаторах и внедрить их в системе "Талдау".
В-пятых, наиболее востребованной у пользователей также является информация о макроэкономических показателях, в том числе о ценах в различных секторах экономики, долях не наблюдаемой экономики в ВВП. В то же время граждане и особенно социально уязвимое население, которые на себе ощущают безудержный рост продовольственных и потребительских цен, часто задают вопросы: почему изменение уровня инфляции по итогам года не соответствует реальному состоянию цен на рынке? Так по данным статистики, если в августе 2011 года годовая инфляция составила 9 процентов, то на конец февраля текущего года она сложилась на уровне 4,7 процента, т.е. снижение составило почти в 2 раза. При этом цены на потребительские товары и услуги в республике почему-то не снижаются, а в отдельных районах наоборот значительно поднимаются.
Как нам известно, Агентством проводится обследование по 508 позициям набора товара и услуг, которые потребляются среднестатистическим домашним хозяйством на всей территории республики. При этом объем выборки по продажи товаров составляет 39 %, а по платным услугам всего лишь 11 %.
Большим проблемным вопросом остается охват обследования потребительских расходов домашних хозяйств. Сегодня обследование проводится только 12 тысяч хозяйств из существующих у нас 4 млн. 300 тысяч хозяйств, т.е. обследование охватывает только 0,28 процента.
Поэтому есть у нас пожелания к Агентству улучшить методику расчетов всех этих показателей?
Также статистическая точность рассчитываемого индекса цен в значительной степени зависит от качества предоставляемой информации.
Необходимо отметить, сегодня обследованием доходов и расходов, потребительских цен занимаются лица, которые проводят опрос и исследование цен, от качества работы, которых зависит уровень прогнозирования и планирования экономики региона и республики. Однако до сих пор не определен их социальный статус и порядок оплаты их услуг.
И в-шестых, наш Комитет считает, что Агентству также необходимо уделять большое внимание на региональную статистику, характеризующую развитие каждого отдельного региона, в том числе моногородов и сел. Это позволит в разрезе регионов увидеть в реальности, где у нас депрессивные, а где развивающие территориальные населенные пункты. Здесь необходимо разработать систему и критерии региональных статистических счетов, которые будут являться инструментом регионального анализа, необходимым для развития экономики.
В завершении, разрешите поблагодарить Алихана Асхановича и пожелать ему успехов в решении задач, поставленных перед Агентством.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2012
Послание-"Доступное жилье-2020"-Мажилис 28.04.2012
В Астане секретари Совбезов ОДКБ обсуждают совместные меры по противодействию угрозам 28.04.2012
По совокупности баллов 28.04.2012
Лишь 20% работающих казахстанцев могут позволить себе купить жилье по рыночным ценам 28.04.2012
В ближайшее время начнутся работы по благоустройству "Арбата" 28.04.2012
Подведены итоги работы Общественных приемных НДП "Нур Отан" в первом квартале 28.04.2012
80 лет исполнилось пограничной Академии КНБ РК 28.04.2012
Незамужние казахстанские женщины пожаловались депутатам Парламента 28.04.2012
Аэропорты и авиакомпании Казахстана должны соответствовать международным стандартам качества 28.04.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz