Александр ГРИБАНОВ, "Вечерний Алматы", 3 апреля
В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоялась встреча, на которой обсуждались вопросы неприятия экстремизма и терроризма студенческой молодежью. Своим видением проблемы со слушателями и преподавателями университета поделился главный научный сотрудник Института философии и политологии Министерства образования и науки РК, доктор философских наук, профессор Анатолий КОСИЧЕНКО
Концепция хаоса – Тема противостояния общества терроризму и экстремизму сегодня весьма актуальна. Почему общество нужно мобилизировать? – задается вопросом профессор. – Потому что существуют определенные силы как внутреннего, но в основном внешнего характера, которые хотели бы внедрить в жизнь концепцию "управляемого хаоса". Мы видим, что в международной политике последних лет и в прошлом году в Северной Африке, на Ближнем Востоке эту концепцию приводили в действие. Там менялись режимы, сеялась нестабильность в обществе. После арабской весны прошел ровно год, и уже понятно, что страны, где проявился протестный потенциал, ничего не выиграли. Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, нужно знать, что они собой представляют. Эти явления отнюдь не новы. Известно, что в XIX веке в России террористы преуспели в физическом уничтожении губернаторов, царедворцев, министров царского правительства. В 60-х годах прошлого века в Европе действовали "красные бригады", которые тоже проливали кровь, напомнил ученый. Но тогда экстремизм и терроризм носили политический характер. Сегодня они изменили свою форму. Теперь совершенно неоправданно эти явления стали считать религиозно мотивированными. Религия действительно выходит на первый план в протестном противостоянии. Вера является смыслом жизни любого человека. Когда религия подключается к противостоянию, то протестный потенциал заметно усиливается. У него появляется множество искренних сторонников. Это не случайные процессы. Несколько крупных западных держав выстраивают современный мировой порядок, осознанно используют религию в своей геополитике, считает господин Косиченко.
Профилактика эффективнее спецназа – Как бы мы ни относились к религии, в какого бы Бога мы ни верили, а может, пропагандировали бы атеизм, мы должны осознавать, что религия является очень глубокой ценностной системой. В то же время религия становится таким средством, которое вбрасывается в зреющий протестный потенциал государств. Этот потенциал вооружается религиозными лозунгами. Сложность заключается в том, что чисто силовыми методами эффективно противостоять этому явлению невозможно. Известные международные аналитики подчеркивают, что, несмотря на совершенствование методов силовых структур, большую пользу в борьбе с экстремизмом и терроризмом принесли бы меры превентивного характера. В Казахстане есть несколько аналитических структур, продолжил доктор наук, которые серьезно занимаются разработкой именно превентивных мер. Иначе говоря, пытаются найти способы противостоять опасным явлениям на ранних стадиях, до совершения террористических актов с религиозной окраской. Сейчас эта работа стала более системной и осознанной. Целью, сущностью и содержанием религии является спасение души каждого человека. Это можно сделать только мирными средствами, улучшая не только внешний, но в большей степени свой внутренний мир, совершенствуя свое духовное содержание, уверен доктор наук. Бесспорно, экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения к исламу. Тем не менее, говоря об этих явлениях, мы постоянно слышим исламские аргументы. И не только исламские. В Ирландии продолжается противостояние католиков и протестантов. Экстремистские идеи активно функционируют и в русских православных церквях. Даже в буддизме монахи прибегают к таким формам протеста, как самосожжение и противостояние силам правопорядка. Это оказывает сильное влияние на окружающий мир.
Джихад сердца – Последнее время Духовное управление мусульман Казахстана озабочено ростом радикальных течений ислама в республике, – продолжает Косиченко. – На мой взгляд, упущен тот момент, когда можно было бы противостоять этим течениям на уровне проповеди. При всем уважении к нашим имамам нельзя не заметить, что они проявляют определенную пассивность и проигрывают идейную борьбу за души той же молодежи. Священнослужителям надо не бояться говорить об острых социальных и экономических проблемах, которые, конечно, у нас есть, как и в каждом государстве. Это коррупция, безработица, преступность в молодежной среде, сложности в получении среднего специального и высшего образования. Экстремисты умело используют наличие этих проблем, напряженность в социальной сфере в своих целях. В экстремизме и терроризме присутствуют религиозные и богословские моменты. Сейчас в ряде СМИ критикуют салафитов. Дескать, с ними связана напряженность в религиозной сфере. Многие мусульмане, в том числе и в Казахстане, не демонстрируют высокой нравственности. Называя себя мусульманами, они продолжают курить, пить, совершать противоправные действия. Когда салафиты упрекают в этом мусульман, доля правды у них присутствует. Хариджиты еще в VII веке сказали, что "тот, кто не делает дела веры, тот не мусульманин". Есть еще такое понятие, как джихад. В Коране прописано, что центральным и наиболее массовым джихадом должен быть джихад сердца. Иначе говоря, борьбу нужно направлять не против кого-нибудь, а против греховности, против своего неверия. Совершенствовать нужно не внешний мир, а внутренний. Духовно развитый человек будет грамотно совершенствовать и внешний мир. Протестовать против неверного мироустройства, будучи самому не развитым, нельзя. Это будет в чистой форме агрессия, уверен Анатолий Косиченко.
Зачет по духовности – Сильная деформация религиозных знаний, вброшенная в общество, приводит к тому, что в нем появляются экстремистские идеи. Казахстану удавалось избегать проявлений терроризма. Но в прошлом году ситуация изменилась. При этом наши исследования показывают, что внутренний протестный потенциал, особенно религиозно мотивированный, в Казахстане не очень высок. Но, будучи помноженным на внешнюю провокационную политику государств, заинтересованных в дестабилизации в Центрально-Азиатском регионе, этот протестный потенциал может иметь различные проявления. Я полагаю, продолжает профессор, что часть проблем в этой сфере могло бы решать гражданское общество. Внутреннее неприятие экстремизма и терроризма является самым фундаментальным основанием для ведения успешной борьбы с этими негативными противоправными явлениями. – Сейчас перед Казахстаном, на мой взгляд, как и десять, как и пятнадцать лет назад, стоит центральный вопрос религиозного просвещения и образования. В принятом недавно Законе "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" подчеркивается светский характер нашего государства. В госучреждениях запрещено молиться и т. д. Вместе с тем надо создать основы, при которых молодежь, проходя обучение в вузах, имела бы возможность ознакомиться с основами хотя бы традиционных, массовых религий. Это надо сделать обязательно, потому что религиозная безграмотность – это питательная среда для экстремизма и терроризма. Необходимо доходчиво и со всех сторон довести до сознания молодежи, что религия является не формой протеста, а формой воспитания духовного человека. Эту задачу нужно ставить перед Духовным управлением мусульман Казахстана и Епархией Русской православной церкви. Данные структуры отвечают перед обществом и государством за адекватное понимание сущности религий. Священнослужители должны показывать молодежи, чем является религия. Важно, чтобы эти священнослужители были грамотными, патриотически настроенными и несли мир в общество. Религиозные знания нужно упаковывать в современные, доступные молодежи формы. Тогда ложные толкования будут отторгаться из сознания. Я вижу именно такой стратегический путь, – сказал Анатолий Косиченко. |