NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 08:25 ast
06:25 msk

"Внешнеполитические приоритеты Казахстана"
Правительственный час на эту тему состоялся сегодня в Мажилисе
24.04.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Праламента РК, 23 апреля

"Внешнеполитические приоритеты Казахстана" Правительственный час на эту тему состоялся сегодня в Мажилисе.
Обращаясь к депутатам при открытии заседания, Заместитель Председателя Палаты Сергей Дьяченко обратил внимание, что в своем январском Послании Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Назарбаев Н.А. отметил, что наше государство как достойный участник мировой политики продолжит активное участие в определении путей укрепления мира и безопасности.
Реализацией поставленных задач в этой области, разработкой концепции внешней политики занимается Министерство иностранных дел, которое является одним из ключевых министерств в структуре Правительства. Одними из основных задач Министерства иностранных дел являются: реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан; содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики; защита прав и интересов Казахстана, ее граждан и юридических лиц за рубежом; реализация дипломатическими средствами и методами усилий по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности.
После вышесказанного вице-спикер предоставил слово для доклада Министру иностранных дел Республики Казахстан Ержану Казыханову (тезисы):
Два дня назад с участием Главы нашего государства состоялось заседание расширенной Коллегии Министерства иностранных дел. В своем выступлении Лидер нации определил ключевые направления и приоритеты внешней политики и дал конкретные поручения Министерству на предстоящий период.
Как отметил Глава государства, за годы независимости Казахстан добился значительных внешнеполитических успехов на мировой арене, стал авторитетным и ответственным членом мирового сообщества. Сегодня наша страна на равных участвует и вносит свой вклад в решение актуальных региональных и глобальных проблем безопасности. Казахстан выстроил дружественные отношения и наладил взаимовыгодное сотрудничество со многими странами ближнего и дальнего зарубежья. Свидетельством высокого международного авторитета государства за последние годы стало наше председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евразийском экономическом сообществе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и Тюркском Совете.
Благодаря миролюбивой и конструктивной внешней политике Президента нашей страны созданы благоприятные внешние условия для социально-экономического развития государства. За 20 лет в экономику Казахстана привлечено более 120 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Ведущие компании мира участвуют в осуществлении крупных инфраструктурных проектов в стране. Сегодня Казахстан является одним из ведущих государств по показателям экономического роста не только в Содружестве независимых государства (СНГ), но и среди многих других стран мира.
Важнейшим достижением внешней политики стало юридическое оформление государственных границ Казахстана. Особое внимание уделяется вопросам урегулирования правового статуса Каспийского моря. Достигнуты концептуальные договоренности по разграничению его акватории и защите биоресурсов.
Достигнутые казахстанской дипломатией стратегические цели, поставленные Главой государства, являются серьезной основой для дальнейшего продвижения наших национальных интересов на международной арене. В этой связи, внешняя политика Казахстана, как и прежде, будет подчинена внутренним потребностям страны и ожиданиям наших граждан.
В свете прошедшего глобального финансово-экономического кризиса, Лидером нации даны поручения усилить "экономическую дипломатию". Цель – содействие дальнейшей модернизации страны, реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.
Министерство и казахстанские загранучреждения четко ориентированы на активную работу по привлечению иностранных инвестиций и высоких технологий, содействию реализации приоритетных проектов в стране. Повышение экспортного потенциала государства, продвижение интересов казахстанского бизнеса, создание благоприятных условий для доступа наших товаров на внешние рынки продолжают оставаться важной задачей в деятельности Министерства.
Происходящие в мире геополитические преобразования формируют новые вызовы для нашей страны. Эти изменения требуют постоянного совершенствования деятельности МИДа, корректировки задач на перспективу. В этой связи, в своей дальнейшей деятельности Министерство будет неукоснительно руководствоваться положениями утвержденной Главой государства новой Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности Казахстана.
В целом, обозначенные Лидером нации стратегические задачи по итогам Коллегии приняты нами к действию, а высказанные замечания будут полностью учтены в нашей повседневной работе.
Мы продолжаем активную деятельность в рамках международных организаций, в первую очередь, в ООН. Экономический рост страны выводит Казахстан в разряд государств с уровнем развития выше среднего. По уровню ВВП на душу населения мы постепенно выходим на показатели стран Восточной Европы. Соответственно меняется и статус нашей страны от реципиента к донору международной помощи. В этих условиях мы ставим перед собой задачу по превращению города Алматы в суб-региональный хаб многосторонней дипломатии и открытию крупного офиса Секретариата ООН в Алматы. Мы также ставим перед собой цель быть избранными непостоянным членом Советом Безопасности ООН на период 2017-2018 годы, Совета ООН по правам человека в 2013-2015 годы. Достижение этих целей потребует активной работы Министерства совместно с Правительством и нашими госорганами. Как и в предыдущие годы, Министерство будет формировать четкую и понятную позицию по многочисленным мировым вопросам и проблемам.
На недавнем Саммите по ядерной безопасности в Сеуле Глава государства выдвинул ряд новых предложений в сфере нераспространения и укрепления ядерной безопасности, которые были поддержаны участниками встречи. Глава государства предложил принять юридически обязательные единые стандарты ядерной безопасности, четкие механизмы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, систему экономических преференций для коммерческого ядерного сектора.
Признанное лидерство Казахстана в сфере нераспространения накладывает на Министерство особую ответственность по продвижению прогрессивных инициатив Главы государства.
Наши усилия по развитию культуры мира были поддержаны ЮНЕСКО, которая, по предложению Казахстана, провозгласила Международную декаду сближения культур с 2013 по 2022 годы.
Председательство в Организации исламского сотрудничества предоставило возможность реализации еще одной инициативы Казахстана о расширении диалога между Мусульманским миром и Западом. В рамках предстоящего 4-го Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане мы планируем использовать накопленный опыт для повышения "модернизационного" вклада нашей страны в развитие диалога цивилизаций.
Вопросы реализации Астанинской инициативы "Зеленый мост", направленной на трансферт зеленых технологий и трансграничное сотрудничество, продвижение Глобальной энерго-экологической стратегии по решению энергетических проблем современности мы вынесем на обсуждение Всемирной конференции "Рио +20" в Бразилии в июне текущего года.
Особое значение будет иметь предстоящий Астанинский экономический форум, на котором будет обсуждаться идея Президента "G global" по выходу из мирового кризиса.
В соответствии с поручениями Главы государства, мы совместно с другими госорганами будем активно работать над продвижением заявки по проведению в Астане ЭКСПО-2017.
В настоящее время мировой центр экономического и политического развития постепенно перемещается в Азию, и экономическая интеграция азиатских регионов становится определяющей тенденцией. Азия является лидером по темпам индустриализации, привлечению инвестиций и новых технологий, использованию экологически чистых источников энергии.
В этой связи, а также учитывая финансово-экономический кризис в Европе, нам необходимо сбалансировать внешнюю политику, направив ее на расширение сотрудничества с азиатскими странами.
В соответствии с поручениями Главы государства, нами будут разработаны концептуальные подходы и практические меры по развитию "азиатского вектора" внешней политики Казахстана. Цель – подготовка новой торгово-экономической и инвестиционной стратегии Казахстана в отношении азиатских государств по актуальным для нас направлениям.
Сегодня на качественно высоком уровне развиваются наши отношения со всеми стратегическими партнерами: Россией, Китаем, США, государствами Центральной Азии и Европейским Союзом.
Союзнические отношения с Российской Федерацией сегодня характеризуются последовательным развитием Евразийской экономической интеграции, сотрудничеством в рамках ОДКБ, расширением товарооборота. Только в прошлом году впервые наш товарооборот с Россией достиг 23-х миллиардов долларов США. В предстоящий период мы продолжим совместную работу в нефтегазовом секторе, по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, в сфере космоса, атомной отрасли и многих других.
Важным приоритетом остается развитие всестороннего стратегического партнерства с Китаем. Мы заинтересованы в китайском рынке. Нам необходимо диверсифицировать структуру экспорта в КНР. Мы работаем над привлечением ведущих китайских компаний к реализации программы по индустриально-инновационному развитию, созданию совместных предприятий в целях налаживания в Казахстане импортозамещающих производств.
Совместно с нашими госорганами прорабатывается вопросы в сфере транзита казахстанских товаров через китайскую территорию и распределения трансграничных водных ресурсов.
В рамках стратегического партнерства с США важной остается совместная деятельность в сферах энергетики, малого и среднего предпринимательства, информационных технологий. Мы заинтересованы в партнерстве с ведущими корпорациями США по индустриализации и диверсификации казахстанской экономики, развитию сельского хозяйства, науки и образования. Важной темой является сотрудничество в стабилизации Афганистана, в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком, нераспространения ОМУ.
Нам удалось выстроить стратегические отношения с шестью государствами из "Большой восьмерки" (США, Россия, Германия, Франция, Япония и Италия). Будем продолжать эту работу, расширяя сотрудничество с Великобританией, Канадой, Бразилией, ЮАР, Финляндией и Мексикой.
В прошлом году мы завершили реализацию государственной программы "Путь в Европу", благодаря чему Европейский Союз стал главным торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Только за прошлый год наш товарооборот с ЕС достиг 50-ти миллиардов долларов США. Подписаны Договоры о стратегическом партнерстве с Францией, Испанией, Италией. В первую десятку наших торговых партнеров входят шесть европейских стран.
Справочно: Италия (свыше 16 млрд. долл.), Франция (6,1 млрд. долл.), Нидерланды (6,9 млрд. долл.), Германия (3,7 млрд. долл.), Австрия (свыше 4 млрд. долл.), Великобритания (около 1,5 млрд. долл.).
Странам Евросоюза принадлежит исключительно важное место в инвестиционном сотрудничестве.
Справочно: Нидерланды – около 8,9 млрд. долл. США, Великобритания (5,2 млрд. долл.), Швейцария (почти 4,5 млрд. долл.), Франция (свыше 1,5 млрд. долл.), Германия (1,3 млрд. долл.), Италия (свыше 500 млн. долл.), Бельгия (400 млн. долл.).
Для закрепления успехов на европейском треке мы продолжим работу по заключению всестороннего Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Мы ориентируемся на принятие масштабного, обращенного в будущее документа, определяющего цели и принципы казахстанско-европейского сотрудничества. Он будет охватывать все без исключения сферы взаимодействия и создаст гибкую систему механизмов равноправного партнерства с Европой.
Министерство на постоянной основе проводит работу по информированию своих контрпартнеров в Европейском Союзе о социально-экономическом и политическом развитии Казахстана.
В этом контексте хотел бы отметить важность и эффективность сотрудничества депутатов Парламента Казахстана со своими коллегами из Европарламента. Парламентская дипломатия позволяет доводить позиции страны по многим двусторонним и международным вопросам, влиять на содержание документов, затрагивающих интересы Казахстана.
Сегодня внешняя политика государства немыслима без участия депутатов Парламента страны в работе международных организаций, членом которых является Казахстан. Я имею в виду межпарламентские объединения и союзы (ПА ОБСЕ, ПАСЕ, ПА НАТО, ТюркПА, Парламентский союз ОИС, Межпарламентский Союз, МПА СНГ и др.). Деятельность парламентариев является эффективным средством проведения международной политики страны.
Наше председательство в ОБСЕ вошло красной строкой в летопись внешней политики Казахстана и международных отношений в целом. Астанинская декларация Саммита ОБСЕ содержит конкретные поручения последующим председательствам, включая подготовку и принятие плана действий и развития Организации на долгосрочную перспективу на основе наработок казахстанского председательства. В этой связи реализация положений Астанинской декларации остается в числе наших главных приоритетов.
Одновременно, учитывая справедливую критику Главы государства в отношении известных перекосов в гуманитарной корзине Организации, мы продолжим продвигать вопрос выработки единой методологии наблюдения за выборами со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека.
Развивается диалог с Советом Европы. Значительным достижением стало недавнее получение Казахстаном статуса полноправного члена Венецианской комиссии. Приоритетом остается работа по присоединению к актуальным для нас Европейским конвенциям (о правовой помощи в уголовных делах, экстрадиции, борьбе с коррупцией и др.).
В целом, за 20 лет независимости Казахстан выстроил партнерские и конструктивные отношения со всеми ключевыми общеевропейскими структурами, которые базируются на прагматизме и твердом отстаивании наших национальных интересов.
В текущем году исполняется 20-летие реализации инициативы Президента Казахстана – Лидера нации по созыву СВМДА, охватывающего 24 государства с населением более 3 млрд. человек. Сегодня СВМДА подошло к новому уровню взаимодействия, который предполагает переход к более действенной форме его участия в системе современных международных отношений в Евразии и на глобальном уровне. В соответствии с поручением Главы государства, мы приступили к работе по трансформации Совещания в полноценную Организацию. Эту идею первоначально предусматриваем обсудить в рамках предстоящего осенью текущего года СМИД СВМДА в Астане. По итогам этих обсуждений планируем вынести проект соответствующего решения в повестку 4-го Саммита СВМДА в 2014 г.
События, происходящие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, свидетельствуют о глубоких переменах в этом регионе, способных коренным образом изменить геополитическую ситуацию в мире. В этот непростой момент Казахстан председательствует в Совете министров иностранных дел Организации Исламского Сотрудничества. Несмотря на эти драматические события, нам удалось в должной мере реализовать намеченные приоритеты председательства в этой Организации на 2011-2012 годы.
На 38-ой Астанинской встрече в июне прошлого года принято историческое решение о переименовании Организации Исламская Конференция в Организацию Исламского Сотрудничества, создана Постоянная комиссия по правам человека, утвержден пятилетний План действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией. Астанинская декларация стала прогрессивным документом, провозгласившим модернизацию и реформы в качестве основ развития мусульманской Уммы в XXI веке.
Комплекс осуществленных мероприятий под председательством Казахстана способствовал выработке общих позиций по актуальным проблемам исламского мира, повышению эффективности Организации. Поддержка приоритетов и инициатив нашего государства со стороны 57-ми мусульманских стран способствует закреплению политических и экономических позиций и свидетельствует о высоком авторитете Казахстана в исламском мире.
Казахстан внес значительный вклад в мобилизацию международной поддержки законным устремлениям народа Палестины, преодоление гуманитарной катастрофы в Сомали.
Драматическая ситуация в Сирии стала предметом глубокой озабоченности всего международного сообщества. Под нашим председательством в Джидде состоялось чрезвычайное заседание Исполкома ОИС на уровне министров иностранных дел по Сирии. По итогам встречи было принято Итоговое Коммюнике, в котором отражены основные принципы ОИС по урегулированию ситуации в Сирии. Среди прочих, они включают призывы к прекращению насилия, началу мирного диалога и недопущению иностранного вмешательства в Сирию. Данная встреча также способствовала принятию Дамаском международных наблюдателей и совместной миссии ОИС-ООН по оценке гуманитарной ситуации в стране.
В качестве председателя ОИС Казахстан поддержал недавние решения Совета Безопасности ООН по Сирии и присоединился к призыву международного сообщества к неукоснительному и своевременному выполнению Плана Спецпредставителя ООН и ЛАГ К.Аннана.
Казахстан готов в дальнейшем активно участвовать в работе по формированию механизмов поддержки сирийского государства в транзитный период.
Что касается ситуации вокруг Ирана, мы выступаем за мирное, исключительно дипломатическое урегулирование вопроса. Тегеран должен предпринять конкретные действия для укрепления доверия мирового сообщества в мирной направленности своей ядерной программы. Мы не раз призывали Иран последовать примеру Казахстана, внесшем исторический вклад в ядерное разоружение.
Казахстан поддерживает продолжение диалога между "шестеркой" стран-переговорщиков и Ираном. Надеемся, что стороны достигнут взаимоприемлемые решения.
Актуальной стратегической задачей остается обеспечение безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии. С учетом постоянного нарастания новых вызовов, мы намерены и далее проводить системный мониторинг развития ситуации в Центральной Азии, с целью прогнозирования и упреждения возможных угроз безопасности Казахстана. В качестве одной из главных своих задач мы видим также поиск и реализацию оптимальных форм и методов сотрудничества между центрально-азиатскими странами, которые будут гармонично сочетать национальные интересы суверенных государств с общерегиональными интеграционными потребностями.
В этом контексте рассматриваются меры по:
– усовершенствованию координации деятельности в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, договорно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, оргпреступностью и наркотиками;
– проведению совместных превентивных мер по укреплению южных рубежей наших соседей с подключением многосторонних структур в области безопасности (ОДКБ, ШОС, Антитеррористический центр СНГ, ООН, ОБСЕ, НАТО).
– обеспечению информационной безопасности в целях противостояния религиозному экстремизму.
В целом, мы будем продолжать многоплановое сотрудничество в целях продвижения интеграционных процессов с перспективой создания в будущем предложенного Президентом Казахстана Союза центрально-азиатских государств.
В этом контексте мы также продолжим работу по институциональному развитию сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, ТЮРКСОЙ, ТюркПА, Тюркская Академия), которое призвано сыграть свою роль в интеграционном сближении региона.
Вместе с тем, мы не можем говорить о долгосрочном стабильном развитии нашего региона без нормализации ситуации в Афганистане. После вывода сил коалиции в 2014 году вопросы обеспечения безопасности и экономической реабилитации Афганистана будут требовать бóльшего внимания со стороны стран Центральной Азии, включая Казахстан.
Мы будем продолжать работу по тем направлениям, которые отвечают нашим интересам в регионе как в экономическом, так и политическом аспектах. Это касается возможности расширения участия Казахстана в реабилитации экономики ИРА, организации гуманитарных и коммерческих поставок товаров в Афганистан. Положительно зарекомендовала себя Образовательная программа по обучению в ВУЗах Казахстана афганских студентов мирным профессиям.
В целом, говоря о содействии международному развитию, Министерство выступает за системный подход к содержанию и основным направлениям национальной политики в области оказания зарубежным странам финансовой, технической и иной помощи в целях дальнейшего повышения роли и авторитета Казахстана на мировой арене.
Защита прав и интересов казахстанских физических и юридических лиц за рубежом всегда будет оставаться одной из важнейших задач внешнеполитического ведомства.
За 20 лет независимости нам удалось воспитать плеяду профессиональных консульских работников, выполняющих широкий перечень обязанностей, а нередко выступать и адвокатом и консультантом при оказании правовой помощи нашим гражданам за границей при возникновении ЧП, стихийных и техногенных катастроф.
В настоящее время работа нашего консульского корпуса сосредоточена на упрощении для граждан Казахстана визового режима с зарубежными государствами, включая страны ЕС.
Министерство постоянно повышает качество аналитической и прогнозной работы. Совместная с Парламентом работа по анализу и прогнозированию ключевых тенденций развития ситуации в мире, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества продвижения внешнеполитических интересов Казахстана.
В этой связи мы приглашаем председателей и секретарей Комитетов по международным делам, обороне и безопасности двух палат Парламента участвовать в деятельности вновь создаваемого под эгидой МИД Совета по внешней политике. Совет призван стать дополнительным инструментом выработки экспертных решений и рекомендаций по различным направлениям в целях эффективной реализации внешнеполитического курса Казахстана и защиты национальных интересов.
Мы благодарны вам за понимание и поддержку в вопросах социально-материального обеспечения сотрудников дипломатической службы, которые являются своего рода "визитной карточкой" нашего государства за рубежом.
В декабре 2010 года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О дипломатической службе РК", в котором предусмотрена оплата дошкольного обучения детей за рубежом, выплата единовременного пособия для персонала дипслужбы при возникновении несчастных случаев. Нашел свое решение вопрос урегулирования правового статуса должностных лиц, направленных на работу в международные организации, в вопросах их социального, пенсионного и медицинского обеспечения.
Вместе с тем, требует решения вопрос соцобеспечения для членов семей наших сотрудников за рубежом.
Также все большую актуальность приобретает необходимость совершенствования социальной защищенности дипломатов и техперсонала, работающих в государствах с тяжелыми и неблагоприятными военно-политическими условиями (Афганистан, страны Ближнего Востока и Северной Африки др.), и членов их семей.
С учетом этого, Министерство могло бы инициировать внесение соответствующих поправок в Закон "О дипломатической службе РК".
Немаловажное значение имеют вопросы развития инфраструктуры наших дипломатических представительств. Сегодня в 24 государствах мира насчитывается 49 объектов собственности. Начиная с 1993 года, приобретены – 39 и построены – 10 объектов недвижимости. В настоящее время ведется строительство зданий в Германии, Украине, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах. Сегодня рыночная стоимость зарубежной собственности Казахстана постоянно возрастает. Это выгодные инвестиции, которые будут постоянно прибыльными и делаются в интересах нашей страны.
Министерство совместно с Правительством продолжает работу по решению этих вопросов. В этой связи, мы будем признательны за вашу поддержку при внесении на рассмотрение Парламента соответствующих законопроектов в будущем.
Эти меры позволят повысить уровень социальной защиты персонала дипслужбы и качество кадрового потенциала МИДа.
Министерство иностранных дел придает особое значение тесной работе с Парламентом Казахстана. Существующий сегодня высокий уровень сотрудничества дает положительные результаты. Это позволяет нам определять приоритетные задачи на будущее и успешно координировать нашу совместную деятельность. Министерство иностранных дел готово укреплять и совершенствовать подобную практику в дальнейшем.
В завершение, позвольте заверить вас, что внешнеполитическое ведомство, как и прежде, будет прилагать все свои усилия для защиты национальных интересов и укрепления авторитета Казахстана на международной арене".
***
Подытоживая Правительственный час, вице-спикер отметил, что министр всесторонне осветил основные внешнеполитические приоритеты Казахстана, задачи и перспективы дальнейшего развития. Я полагаю, что сегодня прошло очень хорошее обсуждение, прозвучали обоснованные, интересные предложения депутатов и соответствующие ответы по всем поднятым вопросам. Поэтому разрешите от имени депутатов поблагодарить Ержана Хозеевича за сегодняшний содержательный доклад и ответы на поставленные вопросы.
И обращаясь к докладчику, вице-спикер сказал: мы, в свою очередь, уверены, что у Вашего министерства есть все возможности по достижению качественного и своевременного выполнения поставленных Главой государства задач в реализации внешнеполитического курса страны. Желаем Вам успехов.
* * *
По итогам Правительственного часа депутаты приняли соответствующие рекомендации.

----

Выступление Министра иностранных дел РК Казыханова Е.Х. на "правительственном часе" в Мажилисе Парламента РК на тему "Внешнеполитические приоритеты Казахстана: задачи и перспективы"
portal.mfa.kz, 23 апреля

Уважаемые депутаты!
Дамы и господа!
Два дня назад с участием Главы нашего государства состоялось заседание расширенной Коллегии Министерства иностранных дел. В своем выступлении Лидер нации определил ключевые направления и приоритеты внешней политики и дал конкретные поручения Министерству на предстоящий период.
Как отметил Глава государства, за годы независимости Казахстан добился значительных внешнеполитических успехов на мировой арене, стал авторитетным и ответственным членом мирового сообщества. Сегодня наша страна на равных участвует и вносит свой вклад в решение актуальных региональных и глобальных проблем безопасности. Казахстан выстроил дружественные отношения и наладил взаимовыгодное сотрудничество со многими странами ближнего и дальнего зарубежья. Свидетельством высокого международного авторитета государства за последние годы стало наше председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евразийском экономическом сообществе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и Тюркском Совете.
Благодаря миролюбивой и конструктивной внешней политике Президента нашей страны созданы благоприятные внешние условия для социально-экономического развития государства. За 20 лет в экономику Казахстана привлечено более 140 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Ведущие компании мира участвуют в осуществлении крупных инфраструктурных проектов в стране. Сегодня Казахстан является одним из ведущих государств по показателям экономического роста не только в Содружестве независимых государства (СНГ), но и среди многих других стран мира.
Важнейшим достижением внешней политики стало юридическое оформление государственных границ Казахстана. Особое внимание уделяется вопросам урегулирования правового статуса Каспийского моря. Достигнуты концептуальные договоренности по разграничению его акватории и защите биоресурсов.
Достигнутые казахстанской дипломатией стратегические цели, поставленные Главой государства, являются серьезной основой для дальнейшего продвижения наших национальных интересов на международной арене. В этой связи, внешняя политика Казахстана, как и прежде, будет подчинена внутренним потребностям страны и ожиданиям наших граждан.
В свете прошедшего глобального финансово-экономического кризиса, Лидером нации даны поручения усилить "экономическую дипломатию". Цель – содействие дальнейшей модернизации страны, реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.
Министерство и казахстанские загранучреждения четко ориентированы на активную работу по привлечению иностранных инвестиций и высоких технологий, содействию реализации приоритетных проектов в стране. Повышение экспортного потенциала государства, продвижение интересов казахстанского бизнеса, создание благоприятных условий для доступа наших товаров на внешние рынки продолжают оставаться важной задачей в деятельности Министерства.
Происходящие в мире геополитические преобразования формируют новые вызовы для нашей страны. Эти изменения требуют постоянного совершенствования деятельности МИДа, корректировки задач на перспективу. В этой связи, в своей дальнейшей деятельности Министерство будет неукоснительно руководствоваться положениями утвержденной Главой государства новой Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности Казахстана.
В целом, обозначенные Лидером нации стратегические задачи по итогам Коллегии приняты нами к действию, а высказанные замечания будут полностью учтены в нашей повседневной работе.
Уважаемые депутаты,
Мы продолжаем активную деятельность в рамках международных организаций, в первую очередь, в ООН. Экономический рост страны выводит Казахстан в разряд государств с уровнем развития выше среднего. По уровню ВВП на душу населения мы постепенно выходим на показатели стран Восточной Европы. Соответственно меняется и статус нашей страны от реципиента к донору международной помощи. В этих условиях мы ставим перед собой задачу по превращению города Алматы в суб-региональный хаб многосторонней дипломатии и открытию крупного офиса Секретариата ООН в Алматы. Мы также ставим перед собой цель быть избранными непостоянным членом Советом Безопасности ООН на период 2017-2018 годы, Совета ООН по правам человека в 2013-2015 годы. Достижение этих целей потребует активной работы Министерства совместно с Правительством и нашими госорганами. Как и в предыдущие годы, Министерство будет формировать четкую и понятную позицию по многочисленным мировым вопросам и проблемам.
На недавнем Саммите по ядерной безопасности в Сеуле Глава государства выдвинул ряд новых предложений в сфере нераспространения и укрепления ядерной безопасности, которые были поддержаны участниками встречи. Глава государства предложил принять юридически обязательные единые стандарты ядерной безопасности, четкие механизмы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, систему экономических преференций для коммерческого ядерного сектора.
Признанное лидерство Казахстана в сфере нераспространения накладывает на Министерство особую ответственность по продвижению прогрессивных инициатив Главы государства.
Наши усилия по развитию культуры мира были поддержаны ЮНЕСКО, которая, по предложению Казахстана, провозгласила Международную декаду сближения культур с 2013 по 2022 годы.
Уважаемые депутаты,
В настоящее время мировой центр экономического и политического развития постепенно перемещается в Азию, и экономическая интеграция азиатских регионов становится определяющей тенденцией. Азия является лидером по темпам индустриализации, привлечению инвестиций и новых технологий, использованию экологически чистых источников энергии.
В этой связи, а также учитывая финансово-экономический кризис в Европе, нам необходимо сбалансировать внешнюю политику, направив ее на расширение сотрудничества с азиатскими странами.
В соответствии с поручениями Главы государства, нами будут разработаны концептуальные подходы и практические меры по развитию "азиатского вектора" внешней политики Казахстана. Цель – подготовка новой торгово-экономической и инвестиционной стратегии Казахстана в отношении азиатских государств по актуальным для нас направлениям. Недавние визиты Главы государства в Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Южную Корею закладывают надежную основу в этом направлении.
Сегодня на качественно высоком уровне развиваются наши отношения со всеми стратегическими партнерами: Россией, Китаем, США, государствами Центральной Азии и Европейским Союзом.
Союзнические отношения с Российской Федерацией сегодня характеризуются последовательным развитием Евразийской экономической интеграции, сотрудничеством в рамках ОДКБ, расширением товарооборота. Только в прошлом году впервые наш товарооборот с Россией достиг 23-х миллиардов долларов США. В предстоящий период мы продолжим совместную работу в нефтегазовом секторе, по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, в сфере космоса, атомной отрасли и многих других.
Важным приоритетом остается развитие всестороннего стратегического партнерства с Китаем. Мы заинтересованы в китайском рынке. Нам необходимо диверсифицировать структуру экспорта в КНР. Мы работаем над привлечением ведущих китайских компаний к реализации программы по индустриально-инновационному развитию, созданию совместных предприятий в целях налаживания в Казахстане импортозамещающих производств.
Совместно с нашими госорганами прорабатывается вопросы в сфере транзита казахстанских товаров через китайскую территорию и распределения трансграничных водных ресурсов.
В рамках стратегического партнерства с США важной остается совместная деятельность в сферах энергетики, малого и среднего предпринимательства, информационных технологий. Мы заинтересованы в партнерстве с ведущими корпорациями США по индустриализации и диверсификации казахстанской экономики, развитию сельского хозяйства, науки и образования. Важной темой является сотрудничество в стабилизации Афганистана, в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком, нераспространения ОМУ.
Нам удалось выстроить стратегические отношения с шестью государствами из "Большой восьмерки" (США, Россия, Германия, Франция, Япония и Италия). Будем продолжать эту работу, расширяя сотрудничество с Великобританией, Канадой, Бразилией, ЮАР, Финляндией и Мексикой.
В прошлом году мы завершили реализацию государственной программы "Путь в Европу", благодаря чему Европейский Союз стал главным торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Только за прошлый год наш товарооборот с ЕС достиг 50-ти миллиардов долларов США. Подписаны Договоры о стратегическом партнерстве с Францией, Испанией, Италией. В первую десятку наших торговых партнеров входят шесть европейских стран.
Справочно: Италия (свыше 16 млрд. долл.), Франция (6,1 млрд. долл.), Нидерланды (6,9 млрд. долл.), Германия (3,7 млрд. долл.), Австрия (свыше 4 млрд. долл.), Великобритания (около 1,5 млрд. долл.).
Странам Евросоюза принадлежит исключительно важное место в инвестиционном сотрудничестве.
Справочно: Нидерланды – около 8,9 млрд. долл. США, Великобритания (5,2 млрд. долл.), Швейцария (почти 4,5 млрд. долл.), Франция (свыше 1,5 млрд. долл.), Германия (1,3 млрд. долл.), Италия (свыше 500 млн. долл.), Бельгия (400 млн. долл.).
Для закрепления успехов на европейском треке мы продолжим работу по заключению всестороннего Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Мы ориентируемся на принятие масштабного, обращенного в будущее документа, определяющего цели и принципы казахстанско-европейского сотрудничества. Он будет охватывать все без исключения сферы взаимодействия и создаст гибкую систему механизмов равноправного партнерства с Европой.
Министерство на постоянной основе проводит работу по информированию своих контрпартнеров в Европейском Союзе о социально-экономическом и политическом развитии Казахстана.
В этом контексте хотел бы отметить важность и эффективность сотрудничества депутатов Парламента Казахстана со своими коллегами из Европарламента. Парламентская дипломатия позволяет доводить позиции страны по многим двусторонним и международным вопросам, влиять на содержание документов, затрагивающих интересы Казахстана.
Сегодня внешняя политика государства немыслима без участия депутатов Парламента страны в работе международных организаций, членом которых является Казахстан. Я имею в виду межпарламентские объединения и союзы (ПА ОБСЕ, ПАСЕ, ПА НАТО, ТюркПА, Парламентский союз ОИС, Межпарламентский Союз, МПА СНГ и др.). Деятельность парламентариев является эффективным средством проведения международной политики страны.
Наше председательство в ОБСЕ вошло красной строкой в летопись внешней политики Казахстана и международных отношений в целом. Астанинская декларация Саммита ОБСЕ содержит конкретные поручения последующим председательствам, включая подготовку и принятие плана действий и развития Организации на долгосрочную перспективу на основе наработок казахстанского председательства. В этой связи реализация положений Астанинской декларации остается в числе наших главных приоритетов.
Одновременно, учитывая справедливую критику Главы государства в отношении известных перекосов в гуманитарной корзине Организации, мы продолжим продвигать вопрос выработки единой методологии наблюдения за выборами со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека.
Развивается диалог с Советом Европы. Значительным достижением стало недавнее получение Казахстаном статуса полноправного члена Венецианской комиссии. Приоритетом остается работа по присоединению к актуальным для нас Европейским конвенциям (о правовой помощи в уголовных делах, экстрадиции, борьбе с коррупцией и др.).
В целом, за 20 лет независимости Казахстан выстроил партнерские и конструктивные отношения со всеми ключевыми общеевропейскими структурами, которые базируются на прагматизме и твердом отстаивании наших национальных интересов.
Уважаемые депутаты,
В текущем году исполняется 20-летие реализации инициативы Президента Казахстана – Лидера нации по созыву СВМДА, охватывающего 24 государства с населением более 3 млрд. человек. Сегодня СВМДА подошло к новому уровню взаимодействия, который предполагает переход к более действенной форме его участия в системе современных международных отношений в Евразии и на глобальном уровне. В соответствии с поручением Главы государства, мы приступили к работе по трансформации Совещания в полноценную Организацию. Эту идею первоначально предусматриваем обсудить в рамках предстоящего осенью текущего года СМИД СВМДА в Астане. По итогам этих обсуждений планируем вынести проект соответствующего решения в повестку 4-го Саммита СВМДА в 2014 г.
События, происходящие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, свидетельствуют о глубоких переменах в этом регионе, способных коренным образом изменить геополитическую ситуацию в мире. В этот непростой момент Казахстан председательствует в Совете министров иностранных дел Организации Исламского Сотрудничества. Несмотря на эти драматические события, нам удалось в должной мере реализовать намеченные приоритеты председательства в этой Организации на 2011-2012 годы.
На 38-ой Астанинской встрече в июне прошлого года принято историческое решение о переименовании Организации Исламская Конференция в Организацию Исламского Сотрудничества, создана Постоянная комиссия по правам человека, утвержден пятилетний План действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией. Астанинская декларация стала прогрессивным документом, провозгласившим модернизацию и реформы в качестве основ развития мусульманской Уммы в XXI веке.
Комплекс осуществленных мероприятий под председательством Казахстана способствовал выработке общих позиций по актуальным проблемам исламского мира, повышению эффективности Организации. Поддержка приоритетов и инициатив нашего государства со стороны 57-ми мусульманских стран способствует закреплению политических и экономических позиций и свидетельствует о высоком авторитете Казахстана в исламском мире.
Казахстан внес значительный вклад в мобилизацию международной поддержки законным устремлениям народа Палестины, преодоление гуманитарной катастрофы в Сомали.
Драматическая ситуация в Сирии стала предметом глубокой озабоченности всего международного сообщества. Под нашим председательством в Джидде состоялось чрезвычайное заседание Исполкома ОИС на уровне министров иностранных дел по Сирии. По итогам встречи было принято Итоговое Коммюнике, в котором отражены основные принципы ОИС по урегулированию ситуации в Сирии. Среди прочих, они включают призывы к прекращению насилия, началу мирного диалога и недопущению иностранного вмешательства в Сирию. Данная встреча также способствовала принятию Дамаском международных наблюдателей и совместной миссии ОИС-ООН по оценке гуманитарной ситуации в стране.
В качестве председателя ОИС Казахстан поддержал недавние решения Совета Безопасности ООН по Сирии и присоединился к призыву международного сообщества к неукоснительному и своевременному выполнению Плана Спецпредставителя ООН и ЛАГ К.Аннана.
Казахстан готов в дальнейшем активно участвовать в работе по формированию механизмов поддержки сирийского государства в транзитный период.
Что касается ситуации вокруг Ирана, мы выступаем за мирное, исключительно дипломатическое урегулирование вопроса. Тегеран должен предпринять конкретные действия для укрепления доверия мирового сообщества в мирной направленности своей ядерной программы. Мы не раз призывали Иран последовать примеру Казахстана, внесшем исторический вклад в ядерное разоружение.
Казахстан поддерживает продолжение диалога между "шестеркой" стран-переговорщиков и Ираном. Надеемся, что стороны достигнут взаимоприемлемые решения.
Актуальной стратегической задачей остается обеспечение безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии. С учетом постоянного нарастания новых вызовов, мы намерены и далее проводить системный мониторинг развития ситуации в Центральной Азии, с целью прогнозирования и упреждения возможных угроз безопасности Казахстана. В качестве одной из главных своих задач мы видим также поиск и реализацию оптимальных форм и методов сотрудничества между центрально-азиатскими странами, которые будут гармонично сочетать национальные интересы суверенных государств с общерегиональными интеграционными потребностями.
В этом контексте рассматриваются меры по:
– усовершенствованию координации деятельности в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, договорно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, оргпреступностью и наркотиками;
– проведению совместных превентивных мер по укреплению южных рубежей наших соседей с подключением многосторонних структур в области безопасности (ОДКБ, ШОС, Антитеррористический центр СНГ и ООН).
– обеспечению информационной безопасности в целях противостояния религиозному экстремизму.
В целом, мы будем продолжать многоплановое сотрудничество в целях продвижения интеграционных процессов с перспективой создания в будущем предложенного Президентом Казахстана Союза центрально-азиатских государств.
В этом контексте мы также продолжим работу по институциональному развитию сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, ТЮРКСОЙ, ТюркПА, Тюркская Академия), которое призвано сыграть свою роль в интеграционном сближении региона.
Вместе с тем, мы не можем говорить о долгосрочном стабильном развитии нашего региона без нормализации ситуации в Афганистане. После вывода сил коалиции в 2014 году вопросы обеспечения безопасности и экономической реабилитации Афганистана будут требовать бóльшего внимания со стороны стран Центральной Азии, включая Казахстан.
Мы будем продолжать работу по тем направлениям, которые отвечают нашим интересам в регионе как в экономическом, так и политическом аспектах. Это касается возможности расширения участия Казахстана в реабилитации экономики ИРА, организации гуманитарных и коммерческих поставок товаров в Афганистан. Положительно зарекомендовала себя Образовательная программа по обучению в ВУЗах Казахстана афганских студентов мирным профессиям.
В целом, говоря о содействии международному развитию, Министерство выступает за системный подход к содержанию и основным направлениям национальной политики в области оказания зарубежным странам финансовой, технической и иной помощи в целях дальнейшего повышения роли и авторитета Казахстана на мировой арене.
Уважаемые депутаты,
Защита прав и интересов казахстанских физических и юридических лиц за рубежом всегда будет оставаться одной из важнейших задач внешнеполитического ведомства.
За 20 лет независимости нам удалось воспитать плеяду профессиональных консульских работников, выполняющих широкий перечень обязанностей, а нередко выступать и адвокатом и консультантом при оказании правовой и материальной помощи нашим гражданам за границей при возникновении ЧП, стихийных и техногенных катастроф.
В настоящее время работа нашего консульского корпуса сосредоточена на упрощении для граждан Казахстана визового режима с зарубежными государствами, включая страны ЕС.
Министерство постоянно повышает качество аналитической и прогнозной работы. Совместная с Парламентом работа по анализу и прогнозированию ключевых тенденций развития ситуации в мире, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества продвижения внешнеполитических интересов Казахстана.
В этой связи мы приглашаем председателей и секретарей Комитетов по международным делам, обороне и безопасности двух палат Парламента участвовать в деятельности вновь создаваемого под эгидой МИД Совета по внешней политике. Совет призван стать дополнительным инструментом выработки экспертных решений и рекомендаций по различным направлениям в целях эффективной реализации внешнеполитического курса Казахстана и защиты национальных интересов.
Уважаемые депутаты,
Мы благодарны вам за понимание и поддержку в вопросах социально-материального обеспечения сотрудников дипломатической службы, которые являются своего рода "визитной карточкой" нашего государства за рубежом.
В декабре 2010 года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О дипломатической службе РК", в котором предусмотрена оплата дошкольного обучения детей за рубежом, выплата единовременного пособия для персонала дипслужбы при возникновении несчастных случаев. Нашел свое решение вопрос урегулирования правового статуса должностных лиц, направленных на работу в международные организации, в вопросах их социального, пенсионного и медицинского обеспечения.
Вместе с тем, требует решения вопрос соцобеспечения для членов семей наших сотрудников за рубежом.
Также все большую актуальность приобретает необходимость совершенствования социальной защищенности дипломатов и техперсонала, работающих в государствах с тяжелыми и неблагоприятными военно-политическими условиями (Афганистан, страны Ближнего Востока и Северной Африки др.), и членов их семей.
С учетом этого, Министерство инициирует внесение соответствующих поправок в Закон "О дипломатической службе РК".
Немаловажное значение имеют вопросы развития инфраструктуры наших дипломатических представительств. Сегодня в 24 государствах мира насчитывается 49 объектов собственности. Начиная с 1993 года, приобретены – 39 и построены – 10 объектов недвижимости. В настоящее время ведется строительство зданий в Германии, Украине, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах. Сегодня рыночная стоимость зарубежной собственности Казахстана постоянно возрастает. Это выгодные инвестиции, которые будут постоянно прибыльными и делаются в интересах нашей страны.
Министерство совместно с Правительством продолжает работу по решению этих вопросов. В этой связи, мы будем признательны за вашу поддержку при внесении на рассмотрение Парламента соответствующих законопроектов в будущем.
Эти меры позволят повысить уровень социальной защиты персонала дипслужбы и качество кадрового потенциала МИДа.
Уважаемые депутаты,
Министерство иностранных дел придает особое значение тесной работе с Парламентом Казахстана. Существующий сегодня высокий уровень сотрудничества дает положительные результаты. Это позволяет нам определять приоритетные задачи на будущее и успешно координировать нашу совместную деятельность. Министерство иностранных дел готово укреплять и совершенствовать подобную практику в дальнейшем.
В завершение, позвольте заверить вас, что внешнеполитическое ведомство, как и прежде, будет прилагать все свои усилия для защиты национальных интересов и укрепления авторитета Казахстана на международной арене.
Благодарю за внимание.

------

МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
(Правительственный час в Мажилисе: "Внешнеполитические приоритеты Казахстана: задачи и перспективы")

Межпарламентское сотрудничество становится одним из важных инструментов внешней политики. Об этом заявил сегодня, выступая с содокладом на Правительственном часе в Мажилисе, председатель Комитета этой Палаты по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев (тезисы):
"Основные направления внешней политики нашего государства определяются Президентом Республики Казахстан.
Реализацию данных направлений осуществляет Министерство иностранных дел.
В докладе Министра иностранных дел был дан обстоятельный анализ внешнеполитических приоритетов Казахстана и конкретных задач, стоящих перед министерством.
В целом нужно отметить, что за прошедшие двадцать лет независимости очень большая работа была проделана в сфере внешней политики. Казахстан из неизвестной союзной республики превратился в уважаемого и влиятельного члена мирового сообщества, активно участвующего в формировании международной повестки.
Вклад нашей страны в обеспечение региональной и глобальной безопасности, в ядерное нераспространение, решение глобальных проблем современного мира сегодня признается всем мировым сообществом.
Международные инициативы республики в деле развития многостороннего сотрудничества, повышения уровня доверия и толерантности, сбалансированного экономического развития нашли широкую поддержку со стороны других стран мира.
Отказ от ядерного оружия и получение гарантий безопасности со стороны ядерных держав, выход на уровень стратегического сотрудничества с ведущими странами мира, председательство в ОБСЕ, саммит в Астане, съезды мировых и традиционных религий, институционализация СВМДА – все эти и другие достижения являются яркими символами сегодняшней казахстанской внешней политики.
И во всех этих достижениях главная заслуга принадлежит Первому Президенту Казахстана – Лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который за эти годы проделал огромную работу по обеспечению международного признания нашего независимого государства.
Два дня назад на расширенной коллегии в Министерстве иностранных дел Глава государства поставил ряд новых задач в сфере внешней политики.
И я думаю, выражу мнение всех коллег, которые находятся сейчас в этом зале, и скажу, что мы полностью поддерживаем внешнеполитические приоритеты, определенные Главой государства, и о которых говорил в своем докладе Министр иностранных дел. И наши дипломаты могут полагаться на депутатский корпус в реализации задач, поставленных в сфере внешней политики Президентом страны.
Депутаты Мажилиса принимают активное участие в создании правовой базы международного сотрудничества нашей страны с другими странами и международными организациями. Начиная с начало работы первой сессии пятого созыва, Мажилисом Парламента рассмотрены и одобрены ряд соглашений между Казахстаном и странами-партнерами и направлены в Сенат. Некоторые из них уже подписаны Главой государства.
Думаю, и впредь Комитет по международным делам, обороне и безопасности будет оперативно прорабатывать все соглашения, поступающие на ратификацию, и выносить их на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса.
Сегодня в рамках правительственного часа хотел бы поднять ряд вопросов, касающихся взаимодействия между депутатами Мажилиса Парламента и Министерством иностранных дел.
Во-первых, реализуя на практике задачу по обеспечению благоприятных внешнеполитических условий для развития Казахстана, Министерству иностранных дел целесообразно привлекать к данной работе все заинтересованные казахстанские структуры, в том числе более широко использовать межпарламентское сотрудничество. Об этом в своем докладе говорил Ержан Хозеевич.
Сегодня во всем мире растет роль парламентов, которые становятся важными институтами внутригосударственной и международной жизни. Парламенты играют все большую роль в определении политической повестки дня. Поэтому межпарламентское сотрудничество становится одним из важных инструментов внешней политики. Особенно это актуально в европейском направлении.
Руководство и депутаты Мажилиса Парламента пятого созыва сегодня активно начали работу в межпарламентских организациях, таких как Межпарламентская Ассамблея СНГ, Межпарламентская Ассамблея ОБСЕ, Парламентская Ассамблея Совета Европы.
Активно развивается двустороннее сотрудничество с парламентами ряда стран.
В то же время считаем, что потенциал у нашего депутатского корпуса большой.
Серьезные задачи Глава государства поставил в сфере внешней политики на предстоящий период. В частности, по линии создания условий для дальнейшей модернизации страны, укрепления роли Казахстана в ряде международных организаций, участия в процессах обеспечения региональной и глобальной безопасности.
Более тесная работа между МИДом и депутатским корпусом позволит в большей степени задействовать ресурс межпарламентских связей, использовать парламентариев для продвижения казахстанских интересов, как в публичном пространстве, так и в рамках неформальных переговоров по приоритетным направлениям внешней политики.
В целом эта системная работа, и мы надеемся выйти на этот уровень взаимодействия с Министерством иностранных дел в предстоящий период.
Во-вторых, считаем целесообразным поднять на новый уровень планирование процесса ратификации международных соглашений.
Здесь есть определенные вопросы.
Если по законопроектной работе Правительство формирует ежегодный и перспективный планы, работают межведомственные экспертные комиссии, то в отношении международных договоров такого подхода пока не было.
В результате этого нередко возникают большие временные перерывы между сроками заключения международных договоров и сроками их ратификации.
К примеру, Седьмой дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, был совершен 5 октября 2004 года, ратифицирован только 18 января 2011 года. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий было подписано 17 сентября 1999 года, ратифицировано 10 февраля 2009 года. И таких примеров можно привести достаточно.
Мы понимаем, что МИД в большинстве случаев не является стороной подписания. Договоры заключаются различными отраслевыми министерствами и ведомствами, которые в дальнейшем отвечают за процедуры согласования и внесения законопроектов в Парламент. И в этой связи нужно поднимать ответственность государственных органов, подписывающих международные соглашения.
Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Комитета по международным делам, обороне и безопасности.
Хочу проинформировать депутатов, что руководство Министерства иностранных дел принимает активные меры для изменения этой ситуации. Совместно с нашим Комитетом прорабатывается механизм планирования процесса ратификации уже подписанных документов. Мы надеемся, что в ближайшее время совместными усилиями сможем упорядочить этот процесс и проводить его на плановой основе.
В-третьих, на сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемой нарушения порядка проведения научной экспертизы по международным договорам, вносимым на ратификацию. Часто научная экспертиза проводится в день подписания международного договора или после его подписания. Поэтому данная экспертиза носит формальный характер, так как предложения и замечания, обозначенные в ней, центральным государственным органом, ответственным за его заключение, уже не могут быть учтены. То есть, экспертиза проводится практически с нарушением действующего законодательства и никак не влияет на качество текста подписанного международного договора. Во избежание этого государственные органы должны принять меры по обеспечению своевременного и качественного проведения научной экспертизы по международным договорам.
В-четвертых, актуальной проблемой является проблема несоответствия текстов договоров на казахском языке текстам договоров на иных языках заключения. То есть, часто возникают проблемы с аутентичностью текстов на разных языках подписания.
В целом качество подготовки международных договоров на казахском языке остается проблемным вопросом.
Проблемы с казахским текстом договоров возникают на всех стадиях согласования, как в Правительстве, так в Мажилисе и Сенате.
В связи с данной проблемой увеличивается количество не вступивших в силу международных договоров, поскольку до их ратификации необходимо внести изменения в тексты международных договоров, путем обмена нот с договаривающейся стороной. Например, Договор между Республикой Казахстан и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Договор между Республикой Казахстан и Республикой Корея о выдаче были подписаны 13 ноября 2003 года. В связи с выявленными ошибками в тексте на казахском языке и неоднократными (6 раз) обменами нот по данному вопросу, законы об их ратификации приняты только в 2011 году и в 2012 году соответственно.
Многократный обмен нотами наносит серьезный урон политическому имиджу Казахстана, и мы об этом не должны забывать. И здесь нужно повышать ответственность всех государственных органов, министерств и ведомств.
Данная проблема неоднократно поднималась депутатами Мажилиса.
По инициативе и поручению Председателя Мажилиса Парламента данный вопрос находит свое решение. Выработан ряд предложений по улучшению работы в этой сфере. Проведен ряд совещаний с участием представителей заинтересованных государственных органов. Создана специальная рабочая группа из представителей аппаратов Мажилиса, Сената, Канцелярии Премьер-министра, которая отсматривает все тексты международных соглашений на предмет их аутентичности. Целенаправленная работа началась по линии Канцелярии Премьер-министра по повышению уровня подготовки проектов международных договоров на казахском языке государственными органами.
Поэтому мы надеемся, что имеющиеся вопросы в этой сфере будут поэтапно и последовательно решаться.
Данная проблема будет находиться в поле внимания депутатов нашего Комитета.
В заключение своего выступления хочу поблагодарить Ержана Хозеевича за содержательный и обстоятельный доклад. И хочу пожелать успехов всем казахстанским дипломатам в решении ответственных задач, поставленных Главой государства в сфере внешней политики".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2012
Послание-"Доступное жилье-2020"-Мажилис 28.04.2012
В Астане секретари Совбезов ОДКБ обсуждают совместные меры по противодействию угрозам 28.04.2012
По совокупности баллов 28.04.2012
Лишь 20% работающих казахстанцев могут позволить себе купить жилье по рыночным ценам 28.04.2012
В ближайшее время начнутся работы по благоустройству "Арбата" 28.04.2012
Подведены итоги работы Общественных приемных НДП "Нур Отан" в первом квартале 28.04.2012
80 лет исполнилось пограничной Академии КНБ РК 28.04.2012
Незамужние казахстанские женщины пожаловались депутатам Парламента 28.04.2012
Аэропорты и авиакомпании Казахстана должны соответствовать международным стандартам качества 28.04.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz