Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, 24 апреля
Эти документы удостоверяют личность владельца, а содержащиеся в нем данные характеризуют это лицо как носителя определенных прав, полномочий, статуса. Об этом заявил сегодня, открывая Круглый стол в Парламенте по обсуждению законопроекта "Об удостоверяющих личность документах" с сопутствующими поправками, Председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы): В Мажилис Парламента поступили проекты Законов Республики Казахстан "Об удостоверяющих личность документах" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам удостоверяющих личность документов". Более подробно с положениями законопроектов вас ознакомит разработчик, я же хотел отметить, что предметом правового регулирования обсуждаемых законопроектов являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения физических лиц документами, удостоверяющими личность. На сегодняшний день общественные отношения в этой сфере регулируются различными нормативными правовыми актами. Поэтому принятие Закона позволит определить единые правовые основы документов, удостоверяющих личность, закрепить общие требования к их оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению, а также установится исчерпывающий перечень видов таких документов. Бесспорна важность документа, удостоверяющего личность человека для повседневной жизни, поскольку в пользовании граждан имеются разнообразные документы, применяемые в самых различных целях и ситуациях. Эти документы удостоверяют личность владельца, а содержащиеся в нем данные характеризуют это лицо как носителя определенных прав, полномочий, статуса. Так, при рождении мы получаем "свидетельство о рождении", достигая определенного возраста – "удостоверение личности", выезжая за пределы страны – "паспорт". Актуальность законопроектов на наш взгляд бесспорна, в необходимости их принятия никто не сомневается, что подтверждается также наличием положительных заключений постоянных комитетов Мажилиса. В ходе рассмотрения законопроектов депутаты предлагают поправки направленные на улучшение отдельных их норм. Вместе с тем, некоторые предложения депутатов вызывают различные мнения заинтересованных государственных органов. Поэтому Комитетом было принято решение провести круглый стол, чтобы выслушать все позиции и предложения по совершенствованию обсуждаемых законопроектов. В заключение хочу пожелать всем плодотворной работы и предоставить слово заместителю Министра внутренних дел Республики Казахстан Кайрату Тыныбекову (тезисы): Во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1467 "О Плане законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2011 год" Министерством внутренних дел разработаны проекты Законов "Об удостоверяющих личность документах" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам удостоверяющих личность документов" Целью законопроекта "Об удостоверяющих личность документах" является утверждение на законодательном уровне перечня удостоверяющих личность документов, а также общих требований по их оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению Консолидация в едином Законе норм, регламентирующих требования, предъявляемые к удостоверяющим личность документам, позволит на более высоком уровне осуществлять государственное регулирование в этой сфере, исключить условия для совершения коррупционных правонарушений, а также обеспечить права и обязанности физических лиц. Действие Закона распространяется на всех граждан Республики Казахстан независимо от места проживания, а также на иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих в Казахстане. Законопроектом устанавливаются : – виды удостоверяющих личность документов; – порядок их выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения; – требования к удостоверяющим личность документам. Кроме того устанавливается компетенция уполномоченных государственных органов. Так, Главой государства утверждаются порядок оформления дипломатических и служебных паспортов, а также перечень должностных лиц, которым они выдаются. К ведению Правительства отнесено определение порядка оформления других удостоверяющих личность документов, утверждение их образцов и требований к их защите. Также определяется компетенция органов внутренних дел, юстиции, уполномоченных органов в области внешнеполитической деятельности, транспорта и коммуникаций. К числу удостоверяющих личность документов, законопроектом отнесены: – паспорт гражданина Республики Казахстан; – удостоверение личности гражданина Республики Казахстан; – вид на жительство иностранца в Республике Казахстан; – удостоверение лица без гражданства; – дипломатический паспорт Республики Казахстан; – служебный паспорт Республики Казахстан; – удостоверение беженца; – удостоверение личности моряка; – заграничный паспорт; – свидетельство на возвращение; – свидетельство о рождении. Отдельными нормами устанавливаются сроки действия каждого из этих документов, а также круг лиц, которым они выдаются. В удостоверении личности и виде на жительство сведения по желанию владельца могут указываться на казахском или русском языках. Паспорт гражданина Республики Казахстан, дипломатический и служебный паспорта, удостоверение личности моряка, а также удостоверение лица без гражданства заполняются на двух языках – казахском и на английском. Проектом Закона определен перечень документов, которые дают право на совершение гражданско-правовых сделок, это: паспорт и удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, вид на жительство иностранца и удостоверение лица без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране, а также заграничный паспорт иностранного гражданина. При этом законодательно закрепляется, что документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, являются собственностью государства. Предусмотрены основания для выдачи удостоверяющих личность документов, а также исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми документы являются недействительными. Так, признаются недействительными и подлежат замене и сдаче документы, в которых отсутствуют или невозможно идентифицировать фотографию и подпись владельца, данные о его фамилии и имени, дате и месте рождения; поле, гражданстве, а также сведения об органе, выдавшем документ, номер документа, дата выдачи и срок действия. Кроме того, недействительны документы, у которых истек срок действия, несоответствующие правовому статусу владельца, а также утраченные – со дня подачи владельцем соответствующего заявления. Законопроектом четко определен круг должностных лиц имеющих право их изъятия – это сотрудники предварительного следствия, дознания, судов, а также осуществляющие административное производство и оформляющие утрату гражданства. Изъятие удостоверяющих личность документов иными органами и должностными лицами запрещается. В ходе рассмотрения законопроектов депутатами внесен ряд изменений, которые позволили улучшить законопроект, конкретизировать ряд норм. Законопроектом вводился термин "удостоверяющие личность документы", в то время когда в нормотворческой практике исторически сложился термин "документы, удостоверяющие личность". В такой редакции он используется в кодексах "О браке и семье", "О таможенном деле", "О здоровье и системе здравоохранения", Кодексе об административных правонарушениях, уголовно-исполнительном, гражданском, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, налоговом, бюджетном и трудовом кодексах, а также в более чем 105 законах. Введение в рассматриваемом нами законопроекте другого термина может привести к различным разночтениям в правоприменительной практике, что в свою очередь потребует внесения изменений во все перечисленные законодательные акты. В этой связи в целях единообразного употребления терминов принято решение о целесообразности вернуться к термину "документ, удостоверяющий личность". Вместо паспорта моряка введено понятие "удостоверение личности моряка Республики Казахстан", что вызвано необходимостью приведения данной нормы в соответствие с международной Конвенцией 1958 года об удостоверениях личности моряков, а также с Законом "О торговом мореплавании". С целью соблюдения прав гражданина, в перечень данных, которые должны содержаться в удостоверяющих личность документах, включен индивидуальный идентификационный номер. Также по желанию владельца может указываться его национальная принадлежность. Определены сроки изготовления паспортов и удостоверений личности не более 30 суток, что позволит повысить качество оказываемой населению данной государственной услуги. Законопроект дополнен статьей 29 "Государственная монополия в области изготовления документов, удостоверяющих личность", предусматривающей, что деятельность по изготовлению документов, удостоверяющих личность, накоплению и ведению интегрированного банка данных системы изготовления документов, автоматизации работы по учету миграционных процессов, разработке, внедрению и сопровождению программно-технических продуктов для органов внутренних дел относится к государственной монополии. Одновременно с проектом Закона "Об удостоверяющих личность документах" рассматривается законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам удостоверяющих личность документов", предусматривающий внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов. В частности, в Уголовно-процессуальном кодексе перечень удостоверяющих личность документов (примечание к пункту 2 статьи 280 "Направление уголовного дела прокурору") дополняется такими документами как удостоверение беженца и заграничный паспорт. Особо хотелось бы отметить, что проектом Закона вводится запрет на принятие и передачу документов в залог. В Кодексе об административных правонарушениях предлагается изложить в новой редакции статью 379, предусматривающую ответственность за незаконное изъятие удостоверяющих личность документов, а равно принятие их в залог. Если ранее действие этой статьи ограничивалось только удостоверением личности и паспортом, теперь она распространяется на любой из 11 удостоверяющих личность документов. В Законе "О национальных реестрах идентификационных номеров" перечень удостоверяющих личность документов с индивидуальным идентификационным номером (ст. 9 "Формирование идентификационного номера") дополнен свидетельством о рождении, дипломатическим и служебным паспортами. В Законе "О беженцах" предлагается новая редакция термина "удостоверение беженца" (ст. 1 "Основные понятия, используемые в Законе"), скорреспондированная с редакцией, предусмотренной пректом Закона "Об удостоверяющих личность документах. Помимо этого Правительство наделяется компетенцией по утверждению образцов удостоверения беженца (статья 5), а уполномоченный орган – полномочиями по утверждению образцов проездного документа беженца, а также по выдаче удостоверения и проездного документа беженца. В ходе рассмотрения сопутствующего законопроекта депутатами предложен ряд изменений, позволяющих улучшить законопроект, конкретизировать ряд норм. Так, вносятся изменения в Бюджетный кодекс, Кодекс "О браке и семье", Законы "О внутреннем водном транспорте" и "О государственных закупках", в части приведения понятий и перечня документов, в соответствие с текстом проекта Закона "Об удостоверяющих личность документах". Принятие законопроектов позволит создать общую правовую основу для регулирования общественных отношений, связанных с оформлением, выдачей, заменой и изъятием удостоверяющих личность документов, обеспечить учет граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, их места проживания и в целом обеспечить контроль за миграцией населения. Прошу Вас поддержать законопроекты". *** После доклада вице-министр ответил на вопросы депутатов Мажилиса: Мухтар Тиникеев (для удостоверения личности гражданина РК сдаем цветное фото – получаем в черно-белом; в зарубежье "права" – это документ, а у нас нет), Светлана Романовская (об электронной подписи), Шалатай Мырзахметов (в паспорте используются разные языки, то английский с русским, то с казахским), Нурлан Абдиров (вопрос по "правам" уместен, с учетом внесения в Парламент законопроекта о персональных данных надо упорядочить все замечания, обобщить их и представить Правительству для изучения). Вице-министр ответил также на вопросы депутатов Оналсына Жумабекова (об имени, отчестве, фамилии в казахской транскрипции), Нуртая Сабильянова (о графе национальность). Напомнив об ажиотаже, к примеру, в Алматы при обмене удостоверений личности, Светлана Бычкова пожелала, чтобы обо всех действиях МВД вовремя информировало население. При обсуждении законопроекта выступили также представители Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в г.Астане, Генеральной прокуратуры РК и некоторые другие участники заседания. Подвел итоги Круглого стола, председательствовавший на заседании, руководитель рабочей группы по законопроекту, член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рамазан Сарпеков. Парламентарий отметил, в частности, что группа провела уже пять заседаний, а стенограмма сегодняшнего заседания будет тщательно изучена и вопросы будут сгруппированы по тематике и будут учтены при дальнейшем рассмотрении законопроекта в рамках рабочей группы. *** СПРАВОЧНО: СПИСОК приглашенных на заседание Круглого стола (проект): МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (разработчик) Нокин Патрис Кенесович – председатель Комитета миграционной полиции Саинов Серик Саинович – заместитель председателя Комитета миграционной полиции Манкешов Шынтас Жалгасович – начальник Юридического департамента Сарсенова Галина Ордабаевна – начальник Управления Комитета миграционной полиции Джанадилова Анжела Мейрамовна – старший инспектор по особым поручениям Юридического департамента Нурмульдина Сауле Серикбаевна – старший инспектор Комитета миграционной полиции Адамов Ержан Булатович – заместитель директора РГП "Информационно-производственный центр" Ускин Азамат Мейрамгалиевич – начальник отдела РГП "Информационно-производственный центр" Байсагизов Тунгатар Николаевич – старший инспектор отдела РГП "Информационно-производственный центр" Керимбаев Багдат Сембаевич – юрист РГП "Информационно-производственный центр" Секербаев Алмаз Тангытович – юрист РГП "Информационно-производственный центр" ВЕРХОВНЫЙ СУД Жолдасбаева Нурлыгаим Чалдановна – советник Председателя Верховного Суда Бейсенова Асель Смаиловна – эксперт Отдела правового обеспечения Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА Хасенов Талгат Абдыкаримович – начальник Управления по надзору в сфере нормотворческой деятельности Жусупов Марат Бекович – старший помощник Генерального Прокурора, Управление по надзору в сфере нормотворческой деятельности МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ Жуманиязов Мейрам Арыстанович – директор Департамента законодательства Калиев Мейрзат Рахимбекович – главный эксперт Управления финансового, социального и бюджетного законодательства Департамента законодательства МИД Дауренбек Ырыскали Ракымович – директор Департамента консульской службы Мәдімәр Муратбек Сауытбекулы – советник Департамента консульской службы Назарымбетова Айнур Акбергеновна – советник Департамента консульской службы МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ Тилеубаев Арманбек Кенесович – начальник Управления Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности Центров обслуживания населения Нуртаев Сунгат Мухамбетжанович – главный эксперт Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности Центров обслуживания населения Жылгелды Алдан Зашитович – главный эксперт Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности Центров обслуживания населения Дауешова Гульшат Еркиновна – главный эксперт Департамента автомобильного и водного транспорта Сыдыков Асет Беккалиевич – инспектор Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности Центров обслуживания населения НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Казкенов Руслан Казбекович – руководитель отделения Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в г.Астане Алдабергенова Ботагоз – специалист по правовым вопросам Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в г.Астане Бекмамбетова Светлана – национальный координатор программ по миграции Международной организации по миграции в Республике Казахстан Якупбаева Юлия Константиновна – Заместитель председателя ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана" Абдыкаримова Жанар Муратовна – Управляющий директор ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана" Ахметов Мурат – начальник юридического Департамента ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана". |