Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 мая
Сегодня в Мажилисе под председательством секретаря Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Светланы Бычковой состоялся круглый стол на тему: "Обсуждение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства". Открывая заседание, парламентарий сказала (тезисы): Как вы знаете, в ближайшем будущем в Парламент Республики Казахстан поступит проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства". Учитывая важность и актуальность регулируемых данным законопроектом общественных отношений, Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе совместно с Министерством юстиции проводится данное мероприятие. Исполнения решения суда – это гарантия защиты прав и свобод гражданина, так как с исполнением решения фактически реализуются положения законодательства Казахстана по защите прав и свобод человека и гражданина. Необходимо отметить, что законодательная база, регулирующая исполнительное производство, была заложена в 1998 году с принятием Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей". Однако в то время система исполнительного производства отстала от требований времени и не отвечала темпам развития страны. Определенный сдвиг в этом направлении произошел лишь в 2010 году. В апреле 2010 года была принята новая редакция Закона Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей". В целях кардинального реформирования системы исполнения в республике наряду с государственной системой исполнения, с осени 2010 года внедрен институт частных судебных исполнителей, что предоставило взыскателям право выбора обращения либо к государственному, либо к частному судебному исполнителю. Вопрос необходимости внедрения института частных судебных исполнителей впервые озвучен Президентом страны на IV съезде судей Республики Казахстан. Низкая заработная плата, значительные нагрузки, социальная незащищенность делает работу судебного исполнителя малопривлекательной для квалифицированных работников. При этом потенциал коррупционных проявлений в сфере исполнения судебных актов очень высок, так как их деятельность непосредственно связана с отчуждением имущества, запретом на пользование имуществом и другими вопросами, касающимися имущественных прав. Введение данного института позволило разгрузить государственную систему исполнения, не затрачивая дополнительные бюджетные средства, что привело к улучшению его качества в целом. Также надо отметить, что помимо положительных результатов в исполнении судебных актов имеется ряд проблемных моментов. В связи с этим была обсуловлена разработка данного законопроекта. Поэтому, мы сегодня выслушаем все мнения, что позволит нам совместно работать над тем, чтобы из стен Парламента вышел качественный закон. Продолживший эту тему, вице – министр юстиции Дулат Куставлетов отметил (тезисы): назрела необходимость внесения поправок в некоторые законодательные акты по вопросам исполнения судебных решений, поскольку сегодняшнее состояние исполнения не обеспечивает норму Конституции Республики Казахстан об обязательности исполнения решений судов. К примеру, недобросовестные должники используют различные схемы в целях уклонения от исполнения судебных решений, а добросовестные не мотивированы на скорейшее исполнение. Важным шагом в решении указанных проблем является разработка законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства", который был презентован в ходе круглого стола. В рамках данного законопроекта планируется внесение изменений в действующие Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", "О банках и банковской деятельности", "Об органах внутренних дел" и другие. Законопроект направлен на устранение пробелов и противоречий в законодательных актах Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства, а также на расширение полномочий судебных исполнителей в целях повышения эффективности их работы.В частности, законопроектом будут уточняться требования к исполнительным документам, к действиям государственного и частного судебного исполнителя, к порядку обжалования действия (бездействия) судебного исполнителя, к основаниям приостановления и прекращения исполнительного производства, возвращения исполнительного документа, к срокам исполнения. Помимо этого в рамках законопроекта предусматривается расширение полномочий судебного исполнителя в части истребования информации с банковских учреждений и других органов, а также запрета на выезд должников без санкционирования суда. Кроме того, в законопроекте заложены нормы, направленные на ужесточение ответственности за неисполнение судебного акта, путем привлечения должников к общественным и исправительным работам. Также законопроектом предусмотрены изменения в части отказа должникам в предоставлении государственных услуг, таких как, регистрация юридических лиц, регистрация недвижимого и движимого имущества и другие. Вносятся изменения в части передачи полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статьям, касающимся исполнения судебных актов, органам исполнительного производства. Данная мера позволит эффективно использовать ресурсы административного воздействия. В ходе обсуждения от участников круглого стола поступил ряд предложений по улучшению системы исполнения судебных актов. Свое видение по совершенствованию системы исполнительного производства также высказали представители консультативной группы "Policy Advisory Group". Они предложили пересмотреть ставки оплаты деятельности частных судебных исполнителей, путем внедрения снижающейся – регрессивной шкалы процентных ставок; установить пеню для должников, уклоняющихся от уплаты долга. Резюмируя итоги круглого стола, вице – министр юстиции Д. Куставлетов заверил участников заседания, что все поступившие предложения будут тщательно изучены и учтены при дальнейшей работе законопроекта. В заседании приняли участие представители Администрации Президента, депутаты Парламента, Генеральной Прокуратуры, Верховного Суда, других государственных органов и неправительственных организаций, представители зарубежной консультативной группы "Policy Advisory Group", а также ведущие ученые Казахстана. *** СПРАВКА к проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства" Проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства" разрабатывается в соответствии с пунктом 30 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1680. Концепция законопроекта рассмотрена на 253 заседании МВК по законопроектной работе от 26 сентября 2011 года, на котором было одобрено внесение Законопроекта в План законопроектных работ Правительства на 2012 год. Разработанный Комитетом по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан законопроект предполагает внесение поправок в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", "О платежах и переводах денег", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "Об органах внутренних дел" и др. В Уголовный кодекс Республики Казахстан вносятся следующие поправки: – в части исключения понятия "злостность неисполнения" в статьях 136, 140 и 362 УК РК. В соответствии со статьей 362 УК РК, под неисполнением приговора, решения суда или иного судебного акта понимается злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Использование в норме формулировки "злостное неисполнение" выступает оценочной категорией, что является коррупциогенным фактором, т.к. допускает широту в интерпретации при квалификации уполномоченным органом поведения должника. – ужесточение наказания за совершение преступлений, указанных в статьях 136, 148, 357 и 362 УК РК, с исключением штрафа, как меры наказания, и включением наказания в виде лишения свободы осужденных. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан: – статья 170 ГПК РК дополняется подпунктом 11-1), предусматривающего истребование судьей при подготовке к рассмотрению дела сведений об имущественном положении ответчика; – в статью 221 ГПК РК вносятся поправки в части указания в резолютивной части решения суда сроков добровольного исполнения решения; – в статье 236 ГПК РК уточняется порядок вынесения исполнительного листа, а также дополнены сведения, которые должны быть указаны в исполнительном документе; – исключена статья 240-7 ГПК РК о санкционировании постановлений судебного исполнителя. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях: – в статьях 522, 524-528 КоАП РК внесены редакционные поправки, а также конкретизированы суммы штрафов за совершение правонарушений; – дополнение статьей 551-2 КоАП РК, которой предусматривается регламентация права должностных лиц уполномоченного органа по исполнению судебных актов (государственных судебных исполнителей) на привлечение правонарушителей к административной ответственности по статьям 525-527 КоАП РК; В Закон РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" внесены следующие поправки: – установление пени для должника, уклоняющегося от уплаты долга; – внедрение снижающей/регрессивной ставки в зависимости от размера комиссии от взыскиваемой суммы и от легкости взыскания, для стимулирования частных судебных исполнителей работать со всеми категориями дел. – изменен перечень исполнительных документов, пересмотрены основания возврата, прекращения исполнительных производств. В Закон РК "О платежах и переводах денег": – в статью 15 Закона вносятся уточняющие редакционные поправки. В Закон РК "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан": – в статью 50 Закона вносятся изменения, предусматривающие предоставление государственным и частным судебным исполнителям права получения сведений по юридическим лицам, составляющих банковскую тайну, без санкции суда; – в статью 51 Закона вносятся поправки, предусматривающие право судебных исполнителей на наложение ареста на денежные средства должников, находящихся в банках второго уровня без санкции суда. В Закон РК "Об органах внутренних дел": – в статью 10 Закона внесены поправки, предусматривающие установление обязанности органов внутренних дел исполнять постановления судебного исполнителя о приводе, задержании, обеспечении правопорядка при совершении исполнительских действий. Также вносятся поправки в законы РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "О кредитных товариществах", "О микрокредитных организациях", "О рынке ценных бумаг" в части исключения санкционирования судом постановлений судебных исполнителей. |