Уважаемые участники форума! Я с радостью приветствую всех вас! Отдельные слова приветствия хочу выразить зарубежным коллегам, которые посетили нашу гостеприимную казахстанскую землю – центр прогрессирующей евразийской экономики. С удовольствием хочу поздравить всех нас с плодотворным и успешным прохождением Пятого Астанинского Экономического Форума – уникальной площадки, на которой происходит не только обмен опытом, но и зарождение ценных идей. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев на 66-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул, что главным смыслом работы мировых структур в области валютного и торгово-экономического регулирования должны стать прогноз и устранение причин мировых кризисов. Важны создание эффективного механизма глобального экономического управления с четкими правами и нормами ответственности всех структур и участников, эффективной мировой резервной валюты с жестким контролем над спекулятивным капиталом. Уважаемые участники форума, мне хотелось бы поделиться с вами мыслями об изменениях в контрольных функциях государства, которые необходимы для предупреждения финансово-экономических кризисов и действенного управления рисками в устойчивом развитии. Устойчивое развитие сегодня – это абсолютный национальный приоритет, переходящий на новый уровень, на уровень абсолютного приоритета мирового сообщества, в котором географические границы государства должны восприниматься не как барьер, а как возможности. Очевидно, что адекватный уровень управления финансово-экономическими отношениями является обязательным условием гарантирования устойчивого развития современного государства. Здесь я хочу выделить три главных аспекта. Это – (первое) рациональное управление финансовыми потоками в условиях открытости экономики Казахстана, которая активно интегрируется в мировую экономику; (второе) своевременное и правильное реагирование государственного аппарата на кризисные проявления в экономике; и (третье) превентивный внешний финансовый контроль. Все финансовые потоки национальной и мировой экономики в целом должны регулироваться должным образом. Для этого создаются национальные и интернациональные институты. Мы должны постоянно задаваться вопросом: эффективным ли образом функционируют данные институты, выполняют ли они свою миссию? Политики и ученые затрачивают значительные усилия на объяснения причин возникновения финансовой рецессии. В большинстве случаев, и это доказывается историей финансово-экономических кризисов последнего столетия, причина рецессии – это чрезмерные усилия государства по наращиванию темпа роста экономики, который не подкреплен реальными возможностями экономики, а главное – практически абсолютная свобода игроков финансовых рынков, действия которых находятся вне зоны контроля со стороны государства. Недаром говорят, что лучший выход из ситуации – это не попадать в ситуацию. Поэтому рациональное управление финансовыми потоками в условиях открытой экономики должно подразумевать: * гарантии того, что были предприняты все возможные меры по недопущению кризиса (качественное законодательство, обновляемые согласно требованиям времени механизмы государственного регулирования); * гарантии того, что отсутствуют или сведены к абсолютному минимуму возможности для совершения спекулятивных и мошеннических действий (то есть создание таких условий, при которых никому невыгодно совершение данных действий, культивирование высоких этических требований к государственному и частному секторам); * и, наконец, гарантии того, что учитываются не только кратко-, средне- и долгосрочные цели развития государства, но и интересы будущих поколений (принятие решений не в пользу сверхприбылей сегодня, а в пользу благосостояния будущего). Что должно подразумевать своевременное и правильное реагирование государственного аппарата на кризисные проявления в экономике? Возьмем, к примеру, транснациональные и крупные национальные компании, оказывающие значительное влияние на сохранение баланса в мировой экономике, на экономическую безопасность и стабильность государств. Думаю, что выражу общее мнение, сказав, что деятельность данных компаний контролируется в большинстве случаев фрагментарно и в ряде случаев практически не контролируется. Принятая система и, тем более, практика управления данными компаниями не гарантирует учета интересов государства даже в тех случаях, когда государство участвует в капитале данных компаний. Нельзя допускать неоправданного вмешательства государства в деятельность данных компаний, цель которых априори – получение прибыли. Но нельзя также допускать принятия решений и совершения операций, которые создают и наращивают риски выполнения обязательств компаний государством. Тем более необходимо исключить ситуации, когда бремя от неверных или коррупционных сделок ложится на бюджет государства. В противном случае, учитывая "размах" деятельности транснациональных и крупных национальных компаний, мы будем вынуждены констатировать крах усилий устойчивого развития государства (а пример в Казахстане уже есть). Поэтому крайне необходимо контролировать деятельность компаний, не оказывая негативного влияния на их работу, но гарантируя прозрачность, подотчетность их деятельности и соблюдение интересов государства. Общественность должна быть в курсе того, что транснациональные и национальные компании обоснованно распределяют свои доходы, выполняют свои обязательства, трансформируют имеющиеся активы в активы с более высокой и полезной добавленной стоимостью, содействуют общегосударственным целям устойчивого и инновационного развития. Здесь важно отметить, что задача эта может быть решена всеобщими усилиями. В частности, при ОНН может быть создана структура в составе избранных высших органов финансового контроля – членов INTOSAI, которые будут наделены полномочиями по проведению аудита деятельности транснациональных компаний в интересах государства. Хочу подчеркнуть, что эти меры коррелировались бы с одним из принципов о глобальной транспарентности, обозначенных вчера Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. В заключение я хотел бы также на общее обсуждение вынести следующие предложения в части обеспечения превентивности внешнего финансового контроля. 1) Усиление требований к заключениям частных аудиторских и оценочных компаний, особенно к качеству оценки финансовых и реальных активов, ее независимости для соблюдения интересов, как их владельцев-заемщиков, так и финансовых институтов – инвесторов и кредиторов. Со стороны государства должны быть внедрены механизмы гарантирования того, что частные аудиторские организации, включая Большую Четверку, будут давать полные и объективные заключения по аудированной и оцененной информации. Практика сегодняшнего дня показывает, что недостаточно руководствоваться международными профессиональными стандартами, необходимо "выстраивать" мост, соединяющий частных и государственных аудиторов как на уровне одного государства, так и на уровне мирового сообщества. 2) Расширение полномочий внутренних аудиторов в управлении организацией и внешних государственных аудиторов в финансово-экономическом управлении страны. Необходимо преодолеть тенденцию в деятельности государственных аудиторов, ориентированной преимущественно на выявление нарушений и отклонений. Каждый государственный орган, каждая организация государственного и частного сектора должны сконцентрировать свои усилия на укреплении функции внутреннего аудита, которая должна предупреждать любые отклонения и нарушения. Должна быть усилена роль внешних государственных аудиторов через наделение их необходимым спектром полномочий. Международными экспертами признано, что Счетный комитет является лидирующим ВОФК в Центральной Азии. Однако, вследствие ограничений законодательного характера, еще не в полной мере используются преимущества института высшего органа финансового контроля. С данной проблемой сегодня сталкивается большинство ВОФК-членов INTOSAI. 3) Институциональное совершенствование в сфере аудита и контроля. Я хотел бы повториться, что необходимо создание наднационального органа по государственному аудиту в структуре ООН, который будет проводить аудит транснациональных компаний. В подтверждение обоснованности этого предложения можно привести успешный опыт создания при ФБР США центра финансовой разведки для поиска нарушений в финансовой отчетности различных компаний. По итогам работы центра в 2011 году суды США обязали выплатить в качестве компенсаций 12 млрд. долларов. Из этой суммы 8,8 млрд. долларов составляют выплаты за мошенничество с ценными бумагами и опционами на поставку товаров. Деятельность предлагаемого наднационального органа по государственному аудиту должна осуществляться в интересах государств. Уважаемые участники форума, завершая свое выступление, хочу выразить надежду, что обозначенные мной предложения найдут свое продолжение в виде ваших обсуждений и новых инициатив в развитии экономической науки, и высказать слова благодарности организаторам нынешнего форума, который с каждым годом становится все более масштабным как по составу участников, так и по обсуждаемым проблемам. Уверен, что полезные выводы и предложения форума будут реализованы на практике. Благодарю за внимание! |