Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 28 мая
Сегодня в Мажилисе под председательством Сергея Дьяченко состоялся Правительственный час. С докладом на тему "О результатах развития отрасли инфо-коммуникационных технологий" перед парламентариями выстьупил и ответил на депутатские вопросы Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев (тезисы): 1. По информатизации: Согласно отчета ООН по индексу развития "электронного правительства" Казахстан занял 38 место (в 2010 году 46 место), по Отчету ИТ-2012 Всемирного экономического форума по индексу сетевой готовности 55 место (в 2010 году 67 место). По "электронному правительству" и автоматизации государственных услуг В настоящее время физическим и юридическим лицам предоставляются 219 интерактивных и транзакционных услуг, 100 из которых представляется на портале электронного лицензирования и 119 на портале "электронного правительства". В число услуг портала "электронного правительства" входят 77 государственные услуги, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения. Количество пользователей услуг по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2,7 раза и составило 587,5 тысяч граждан. Количество выданных электронных справок возросло в 5,1 раза и составило 1 млн. справок. В 2011 году ИС "Е-лицензирование" внедрена во всех центральных государственных органах лицензиарах, и в 2012 году будет внедрена во всех местных исполнительных органах. По сравнению с 2010 годом, через систему выдано в 2,8 раза больше электронных лицензий. В рамках оптимизации и автоматизации разрешительных процедур проводится работа по сокращению количества документов посредством интеграции государственной ИС ГБД "Е-лицензирование" с информационными системами государственных органов и исключению из перечня излишне требуемых документов. С 1 апреля т.г. все лицензии центральных госорганов выдаются в электронной форме. В 2012 году будут автоматизированы 87 наиболее востребованных разрешительных документов, и поэтапно к 2015 году – 100 %. Законодательно закреплено понятие "социально- значимые услуги", утверждены критерии отбора социально- значимых услуг. утвержден перечень 31 социально-значимые услуги. В реализацию Послания Главы Государства в текущем году планируется перевод в электронный формат еще 15 социально значимые госуслуги. В 2013 году будет автоматизировано все 100 % социально-значимых услуг. В 2015 году все государственные услуги будут оказываться через портал "электронного правительства" или через ЦОН. Для закрепления процессов формирования и обновления архитектуры "электронного правительства" и перехода к облачным вычислениям ведется работа по внесению изменений в Закон "Об информатизации". По центрам обслуживания населения В настоящее время в ЦОН оказывается 59 государственных услуг, в 2012 году их количество будет увеличено до 115 государственных услуг. В 2011 году проведена модернизация 28 ЦОН по стране. Кроме того, осуществлены следующие мероприятия: – внедрен безбарьерный принцип обслуживания населения и созданы благоприятные условия для посетителей, с возможностью бронирования времени приема и оплаты госпошлины через Интернет; – сокращено время оказания востребованных услуг по документированию и регистрации населения с 60 до 20 минут; – предусмотрен механизм оценки клиентами качества работы ЦОНов, на основе которого осуществляется стимулирование и наказание сотрудников; – обеспечены условия для обслуживания инвалидов (специальные окна, пандусы, кнопки вызова), а также начата кампания по их трудоустройству. На сегодняшний день на работу в ЦОНы принято 64 инвалида. До конца 2012 года будут модернизированы остальные 221 ЦОН районного уровня. В пилотном режиме запущены 14 мобильных ЦОН, оказывающих услуги жителям отдаленных населенных пунктов, в 2012 году их число будет доведено до 70. В текущем году в городах Астана, Алматы, Актау, Караганды будут организованы специализированные ЦОНы по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений. В 2013 году аналогичные специализированные ЦОН будут организованы во всех областных центрах. Для контроля деятельности ЦОН и обеспечения обратной связи с населением создан Ситуационный центр. Кроме того, в ЦОНах обеспечена возможность проведения онлайн-приема граждан руководителями государственных органов. Согласно социологическим опросам уровень удовлетворенности населения работой ЦОНов составил 76%. По развитию образования в сфере инфо-коммуникаций Создан Международный университет информационных технологий, 2 R&D лаборатории (по облачным вычислениям, по информационным технологиям), планируется открытие еще 2 R&D лабораторий (по робототехнике и программному обеспечению) и создан ТОО "Казахский исследовательский институт информационных технологий". 2. По телекоммуникации: Министерством в 2011 году достигнуты следующие целевые индикаторы: 1) Плотность абонентов фиксированных линий связи составила 25,9 на 100 жителей, т.е. более 4 млн. абонентов, в том числе в сельской местности 15,6; 2) Плотность абонентов сотовой связи составила 141,5 на 100 жителей, или 23 млн.абонентов; 3) Число абонентов имеющих фиксированный доступ к сети Интернет достигло 1,2 млн.человек; 4) Плотность пользователей сети Интернет составила 53,4 на 100 жителей или 8,7 млн.пользователей; 5) Плотность пользователей имеющих широкополосный доступ к сети Интернет составила 41,5 на 100 жителей или 6,7 млн. пользователей. В целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года перед Министерством поставлены следующие основные задачи: Достижение 100-процентного охвата домохозяйств Республики Казахстан услугами телефонной связи и широкополосного доступа к сети Интернет. Министерством сопровождаются прорывной проект "Модернизация и развитие сетей телекоммуникаций сельской связи с использованием технологии CDMA". В целях удовлетворения потребностей сельского населения в услугах связи, получили доступ в Интернет по технологии EVDO на базе сети CDMA-450 в Костанайской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской и Актюбинской областях. К концу 2013 года все регионы Казахстана будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет. Строительство сетей широкополосного доступа к сети Интернет по технологии FTTH. Проект предусматривает 100%-ный охват многоквартирных домов и частных застроек в городах Астана, Алматы и во всех областных центрах, а также подключение к сети FTTH корпоративных клиентов, включая общеобразовательные учреждения, акиматы, министерства и ведомства, объекты здравоохранения, операторов мобильной связи республики. В результате реализации 1-го этапа проекта в 2011 году: 1) построены сети волоконно-оптического абонентского доступа в городах Астана, Алматы, Семей, Жанаозен и областных центрах; 2) завершен монтаж и приняты в эксплуатацию оборудование GPON в городах Астана, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Талдыкорган, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент обеспечивающих ввод емкости 170 962 абонентских портов. Срок реализации проекта: 2011 – 2014 годы. В 2012 году планируется обеспечение около 300 тысяч абонентов. Внедрение стандартов сотовой связи 3G и 4G. В настоящее время стандарт сотовой связи третьего поколения 3G внедрен в городах Астана, Алматы и во всех областных центрах. К 2013 году планируется обеспечить жителей населенных пунктов с численностью от 50 тысяч человек и более, а в период 2013-2014 годы – жителей районных центров и населенных пунктов с численностью от 10 тысяч человек и более. Внедрение мобильной связи четвертого поколения стандарта LTE (4G) на территории Казахстана будет обеспечено на основе АО "Казахтелеком": 2012 год – подготовка к реализации проекта; 2013 год – внедрение в гг. Астана и Алматы; 2014 год – внедрение во всех областных центрах; 2015 год – охват населенных пунктов свыше 50 тыс. человек; 2018 году – в районных центрах Республики Казахстан. 3. По развитию цифрового телевещания: Сеть спутникового вещания "OTAU TV" введена в эксплуатацию 18 января 2011 года. Спутниковое телевещание обеспечивает 100% охват территории республики, что дает возможность населению подключиться к услуге в любом населенном пункте. Обеспечено вещание отечественных 32 телевизионных и 5 радиоканалов свободного доступа. На платной основе, абонент имеет доступ к 60 разножанровым каналам. По состоянию на начало мая 2012 года количество абонентов превысило 130 тысяч. Из них 5 500 домохозяйств подключено в 617 населенных пунктах, где нет аналогового эфирного вещания государственных телеканалов. 4. По цифровому эфирному телевещанию: Введено в тестовую эксплуатацию цифровое эфирное телевещание по первому этапу: гг. Астана, Алматы, Караганда, Жезказган, Жанаозен. Охват населения по 1 этапу составляет 23%. На уровне областных центров и гг. Астана, Алматы предусмотрено вещание 30 телеканалов. В районных центрах и сельских округах – 15 телеканалов. Дальнейшее развитие цифровой эфирной сети телевещания будет производиться следующими этапами: 2012-2013 год – строительство сети в 13 областных центрах и приграничных районах (81 РТС) с охватом населения 56%. 2013-1014 гг. – строительство сети в приграничных районах (404 РТС) с охватом населения 80%. 2014-2015 гг. – строительство сети во внутренних районах (324 РТС) с охватом населения 95%. *** После состоявшегося обсуждения с выступлениями депутатов итоги Правительственного часа вкратце подвел вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко. На Правительственном часе По рассмотренному вопросу приняты соответствующие Рекомендации.
-----
СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ ЧАСЕ: "О РЕЗУЛЬТАТАХ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНФО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
"О результатах развития отрасли инфо-коммуникационных технологий". На Правительственном часе на эту тему после доклада Министра транспорта и коммуникаций Аскара Жумагалиева содоклад сделал председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы): Сегодня растущий спрос бизнеса и населения на услуги телекоммуникаций, а также системная поддержка со стороны государства привели к значительному развитию отрасли страны. В этом направлении Министерством проводится последовательная работа по охвату населения услугами телефонной связи и широкополосного доступа к сети Интернет, внедрению стандартов сотовой связи 3G, внедрению цифрового телевидения, развитию "электронного правительства" и электронных услуг. Отмечая положительную работу Министерства, хотелось бы обратить внимание на следующие вопросы. Во-первых, современный темп жизни требует, чтобы связь всегда была мобильной, доступной и достаточно дешевой при обязательном условии ее высокого качества. Целевые индикаторы развития отрасли подтверждают положительную тенденцию по увеличению услуг связи, наряду со снижением тарифов в последние два года. Не обращаясь к статистическим данным, мы с гордостью можем констатировать, что охват населения сотовой связью составляет 100 и более процентов. Конечно, это огромное достижение. Но, однако, не выдерживает никакой критики стоимость и качество услуг сотовой связи. И это у всех на устах. Так, средняя стоимость одной минуты среди рынков стран СНГ по данным МВФ составила в 2010 году в Казахстане – 18,35 тенге, тогда как в Кыргызстане – 3,2 тенге, Узбекистане – 4,47 тенге, Грузии – 7,49 тенге, Украине – 9,86 тенге и т.д. При этом у нас наблюдалась тенденция увеличения стоимости данной услуги. Так в 2010 году средний прирост стоимости по сравнению с 2008 годом составил 7,6 %. Кроме того, большой нагрузкой на население ложится "сверх-тариф" операторов связи на звонки на другие сети, которые взимают двойную плату с абонента. Например, если за звонки внутри сети в 2011 году мы платили в среднем 13 тенге, то за звонки на другие сети – уже 28 тенге. И это, конечно, ощутимо. И пока мы не знаем абонентов, которые носят в кармане 4 и больше Sim-карт или сотовых телефонов всех действующих операторов сотовой связи Казахстана. Может они и есть. Но большинство простых людей не могут позволить себе такую возможность. Тогда как статистические данные показывают, что доходы казахстанских операторов год от года растут. В 2010 году эти доходы составили 261 млрд тенге, с приростом 8,5 % по сравнению с 2009 годом. Поэтому полагаем, что пришло время отменить сверх-тарифы на звонки на другие сети всем операторам сотовой связи внутри Казахстана. Так как эти компании-операторы уже давно окупили свои капитальные вложения в развитие сетей (это инфраструктура, офисы и прочее). Наряду с этим, для снижения стоимости сотовой связи необходимо создать реальную конкурентную среду и привлечь новых операторов связи – сегодня в мире их существует порядка 60 (это крупнейших). Так, например, появление в Казахстане оператора "Теле-2" в 2010 году повлекло резкое снижение тарифов действующих операторов. Во-вторых, Обеспечение населения, бизнеса и государства инфо-коммуникационными услугами и технологиями является одним из условий инновационной экономики. В настоящее время в стране реализуются крупные прорывные проекты по модернизации и развитию сетей телекоммуникаций сельской связи, расширению Национальной информационной Супермагистрали на основе последних современных технологий. По данным Министерства плотность пользователей Интернет в 2011 году по сравнению с 2008 годом выросла в 5 раз и составила 53 пользователя на 100 жителей – это 8,7 млн. граждан. Получается, что практически все взрослое население страны является абонентами Интернета. Однако, количество пользователей Интернета в сельской местности составляет всего лишь 30 %. Поэтому проблема качественного обеспечения связью села еще остается. Об этом депутаты говорили неоднократно. Учитывая, что доходы населения в сельской местности намного ниже, чем в городе, нужно сделать привлекательным сельский Интернет. Если подключение и использование Интернета будет "по карману", то каждый сельчанин мог бы купить и подключить "продвинутый" компьютер. Ведь 7 млн. 520 тысяч 700 жителей у нас проживают на селе, из них 3 млн. 252 тысяч 475 – это возрастная категория от 5 до 29 лет. Поэтому необходимо пересмотреть подходы по информационно-коммуникационному обеспечению наших сел путем распространения практики ребалансирования тарифов на Интернет в сельской местности, широкого внедрения пунктов доступа к Интернету, беспроводной связи, флеш-карт и др. Может, нам не гнаться за количественными статистическими показателями, а направить наконец-то усилия на конечного потребителя, на качественное наполнение казахстанских сайтов и повышение компьютерной грамотности населения. Чтобы абонент не оставался "пассивным" участником сети, который иногда заходит на Би-ньюс, Казтуб, Гугл или Рамблер, а стал активным пользователем Интернета. В своем нынешнем Послании "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" Глава государства поручил повышать компьютерную грамотность населения, в том числе за счет различных стимулирующих программ. Ведь всем известно, что государство тратит колоссальные средства на развитие новых информационных технологий. Вопрос – насколько мы сегодня умеем использовать все предоставленные государством возможности. Ведь единичный пользователь – это еще не показатель. В-третьих, повышение качества государственных услуг населению является одной из важнейших задач, поставленных Президентом страны. И это успешно реализуется через развитие "электронного правительства". Хорошие показатели сложились по услуге "е-лицензирование". Мы помним, этот проект стартовал в 2008 году. Сегодня по данным Министерства на портале электронного лицензирования предоставляется уже 100 видов услуг населению. По рейтинговым оценкам Казахстан занимает 2 место в мире после Кореи по предоставлению электронных услуг, что подтверждает непрерывный рост этого направления. Однако остается вопрос: насколько доступны эти услуги населению, особенно в сельской местности? Как выполняются требования по упрощению административных процедур и принципа "одного окна", насколько облегчена жизнь предпринимателей, есть ли обратная связь? Следует иметь ввиду, что до конца 2012 года 60 % социально-значимых государственных услуг, в том числе все виды лицензий, предстоит перевести в электронный формат. При этом имеет место вопрос, насколько отработаны критерии отбора этих услуг. И хотя, предоставление государственных услуг в электронном формате и через ЦОНы уже стало нормой нашей повседневной жизни, не стоит забывать, что это направление находится только на первоначальной стадии. И сегодня Министерству нужно больше общаться с населением, посещающим эти центры; необходимо продолжить запуск мобильных ЦОНов для охвата жителей отдаленных населенных пунктов. И повышать качество предоставляемых услуг и квалификационный уровень работников ЦОНов, в том числе постоянно проводить информационно-разъяснительную работу среди населения. В-четвертых, также хотелось бы отметить, что для создания благоприятных условий развития национального телерадиовещания в настоящее время введена в эксплуатацию новая сеть отечественного спутникового вещания "Отау-ТВ", которая рассчитана на 100%-ый охват территории и дает возможность подключиться к услуге в любом населенном пункте. В связи с чем, во всех областных центрах республики были созданы Центры продаж. Однако, поставку и монтаж абонентского приемного оборудования для подключения к сети позволили осуществлять через дилерскую сеть. Но почему-то цены на данное оборудование в районах одной области и в регионах – разнятся. Необходимое для подключения к сети спутникового вещания "Отау-ТВ" абонентское приемное оборудование обходится бюджету семьи порядка в 25 000 – 28 000 тенге. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность льготного подключения к данной сети социально-уязвимых слоев населения в сельской местности, в том числе многодетных семей, пенсионеров и т.д. И думаем, что Министерству по всем вопросам обеспечения информационными и коммуникационными услугами населения нужно придерживаться политики социальной поддержки социально-уязвимых граждан и жителей сельской местности (почтовая связь, телефонизация, доступный Интернет, спутниковая связь, ЦОНы). Сегодня правительственный час проводится по определенной теме и, наверное, вопросы будут задавать по данной теме, но тем не менее, у нас, у Депутатского корпуса, накопились вопросы и по другим направлениям деятельности министерства – это транспортное обеспечение, пассажирские перевозки, безопасность и надежность авиарейсов, стоимость и тарифы на проезд и перевозки грузов, качество обслуживания на транспорте, вопросы техосмотра автотранспорта, социальные гарантии при пассажирских перевозках, а также качество и ремонт дорог. Следовательно, Министерству также необходимо работать по этим направлениям. В завершение, разрешите поблагодарить Аскара Куанышевича за активную и плодотворную работу и пожелать ему успехов в решении задач, поставленных перед Министерством. |