NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 17:12 ast
15:12 msk

В Мажилисе прошел правительственный час на тему: "экологические проблемы и пути их решения"
Н.Каппаров: Уже сегодня водный дефицит в Казахстане составляет более 20 %, в дальнейшем по мере роста потребления и изменения климата дефицит будет только нарастать. Особую тревогу вызывают перспективы водообеспечения южных областей Казахстана
12.06.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 11 июня

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Бактыкожи Измухамбетова состоялся Правительственный час на тему "Экологические проблемы и пути их решения".
С докладом перед парламентариями выступил и ответил на депутатские вопросы Министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров (тезисы):
"Позвольте поприветствовать Вас сегодня на Правительственном часе Министерства охраны окружающей среды.
Я коротко обрисую свое видение экологической обстановки в стране, которое сложилось у меня за не столь продолжительное пребывание на данном посту. Я очень ценю предоставленную мне сегодня возможность общения с Вами.
Проведена большая работа по совершенствованию экологического законодательства. В результате приняты ряд нормативно-правовых актов, соответствующих мировым стандартам. Выражаю Вам свою признательность за помощь.
Я бы выделил три блока проблем, которые стоят сегодня перед экологической отраслью Казахстана, и на которых мы предлагаем сконцентрировать внимание.
Первое. Экологические проблемы, связанные со структурой энергетического сектора нашего государства, который на сегодня является основным загрязнителем воздушного бассейна, а также поставщиком выбросов парниковых газов и производственных отходов в стране. Энергокорзина нашей республики почти на 87% основывается на угле. Независимые расчеты показывают, что к 2020 году доля угля в генерации выбросов составит 66 % от общего объема выбросов. Такая структура энергосектора была получена нами в наследство от советского прошлого, с одной стороны, и обусловлена объективными причинами, такими как огромные запасы и дешевизна данного сырья, с другой.
Нам надо вместе задуматься об увеличении в энергоструктуре более чистых источников, таких как газ и возобновляемые источники энергии. Ресурсы газа в стране составляют 3.7 триллиона кубических метров, большая часть которых сосредоточена в трех гигантах Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Согласно международным оценкам мир вступает в золотую эру газа. Газ в отличие от угля дает в два раза меньше выбросов углекислого газа, в 4 раза меньше потребляет воды и не образует золоотвалов. Газовые станции обходятся значительно дешевле и строятся в три раза быстрее угольных. Газ также мог бы способствовать развитию возобновляемых источников энергии. Газовые генераторы в отличие от угольных станций, обладают отличной операционной маневренностью, прекрасно дополняя и балансируя ветряные и солнечные энергоустановки.
Принятые на сегодня законы "О поддержке использования возобновляемых источников энергии" и "Об энергосбережении" требуют усовершенствования, что признают наши энергетики и международные эксперты, и мы будем предлагать практические шаги в данном направлении. Огромный потенциал Казахстана в энергосбережении до настоящего времени недооценен, фокус в нынешней политике сделан на наращивание энергомощностей. Сильная программа по энергоэффективности и энергосбережению могла бы стать весомой альтернативой строительству новых электростанций, на ближайший период.
Почему я поднимаю сегодня данный вопрос? По международным оценкам повышение глобальной температуры более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальным периодом приведет к катастрофическим и необратимым изменениям на всей планете. В Казахстане потепление климата происходит более быстрыми темпами, чем в среднем в мире. Площадь ледников в горах Тянь-Шаня к концу 20 века сократилась на 25% – 35%. При сохранении данного тренда к 2050 году большинство ледников практически растаяют, сток рек Чу и Талас снизится в два раза, а река малая Алматинка вообще исчезнет. Такая ситуация представляет серьезную угрозу водоснабжению сельского хозяйства, промышленности и населения нашей страны.
Поэтому я хотел бы обозначить второй блок проблем, стоящих перед экологической отраслью Казахстана. Это проблемы, связанные с истощением природного потенциала страны. Плодородие земель, водные и биологические ресурсы продолжают сокращаться, лесные, горные и другие экосистемы по-прежнему деградируют. Дефицит пресной воды нарастает быстрыми темпами во всем мире. Особенно острое положение с водообеспечением прогнозируется в странах Центральной Азии из-за растущего населения, забора воды, а также таяния ледников и засухи, нарастающих процессов деградации земель. Уже сегодня водный дефицит в Казахстане составляет более 20 %, в дальнейшем по мере роста потребления и изменения климата дефицит будет только нарастать. Особую тревогу вызывают перспективы водообеспечения южных областей Казахстана в связи с высокой зависимостью от трансграничного стока, изношенностью гидромелиоративных систем и неустойчивой структурой сельскохозяйственного производства.
В то же время в стране имеются большие возможности для экономии воды. В коммунальном секторе потенциал водосбережения может составить до 50%. В сельском хозяйстве, основном водопользователе, также не реализуются огромные возможности в водосбережении, поскольку существующие стимулы не эффективны и не направлены на внедрение влагосберегающих технологий. Речь идет об устаревших стандартах на водопользование, завышенных нормах полива, крайне низких тарифах на воду. КПД мелиоративных систем из-за изношенности снизился наполовину. Как следствие водопотребление является неоправданно высоким.
С целью экономии воды следует обратить внимание на возможности, связанные с заменой влагоемких культур на засухоустойчивые. Аналогичные меры нужны и на трансграничном уровне, так как усилия одного Казахстана для сохранения водных экосистем недостаточны.
Сегодня продуктивность поливной воды в Казахстане составляет 0,4 – 0,8 кг сельхозпродукции на 1 кубометр воды против 2,5 – 6 кг в развитых странах. Одним из механизмов повышения продуктивности воды и земель, а также качества продукции и ее стоимости является развитие органического сельского хозяйства. Большие возможности в Казахстане имеются для восстановления и развития отгонного животноводства. Применение ранее недоступных возобновляемых источников энергии позволит фермерам автономно обеспечить себя энергией и водой. Это даст возможность существенно улучшить состояние деградированных земель, восстановить большие территории неиспользуемых пастбищ и увеличить поголовье скота.
Названные факторы могут существенно повысить экспорт экологически чистых мяса, молочной продукции, фруктов, овощей и другой сельхозпродукции, а также доходы фермеров.
Рыбоводство также будет способствовать улучшению состояния водных ресурсов и экосистем, стимулировать привлечение инвестиций в количество и качество воды. Во всем мире спрос на рыбные ресурсы растет быстрыми темпами. Искусственное производство аквакультур в мировом масштабе выросло с 1970 года в 10 раз и сейчас приближается к 50 % от всего рыбного рынка, включая естественное рыболовство.
К примеру, полугосударственная организация "Фонд Чили" внедрила технологии заимствованные в Норвегии, Японии и США, для выращивания лососевых. Это привело к созданию новой и долгосрочной отрасли на основе возобновляемого ресурса с экспортом лосося и форели на сумму 1,7 миллиард долларов в год. Грамотная политика брендирования привела к тому, что "чилийский сибас" можно встретить в ресторанах Алматы и Астаны.
Еще более высокий спрос существует на продукцию, выращенную в естественных условиях. У Казахстана в этом плане огромный потенциал, если проводить грамотную политику по брендированию местных ценных и редких видов рыб, к примеру, таких как севрюга, балхашский окунь или каспийский осетр. Не до конца используется потенциал икорного бизнеса. Рыбохозяйственный фонд страны составляет около 3 миллионов гектар и включает озера, водохранилища и реки, в том числе более 60 тысяч гектар водоемов для выращивания товарной рыбы. Среди постсоветских республик по площади внутренних водоемов Казахстан уступает только России. Потенциал нашего рынка от развития рыболовства и рыбоводства может составить более 1 миллиарда долларов в год.
Неоценимую роль для поддержания экологической устойчивости, качества воды и водообеспечения экономики и населения выполняют лесные массивы. Охрана и восстановление лесов во всем мире является приоритетным направлением и поддерживается на международном уровне специальными финансовыми механизмами из-за растущего спроса на экосистемные услуги от лесных массивов для сохранения климата и биоразнообразия. Леса также являются значительным резервом для выполнения государственных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Новые технологии позволяют получать от лесного хозяйства значительные экономические выгоды. ЮАР при помощи частного сектора в результате высадки сосны и эвкалипта создала у себя полноценную лесную промышленность. Объем лесозаготовки на плантациях превысил 20 миллион кубометров. Совокупный объем промышленного производства всего лесного комплекса составил более 2 миллиард долларов.
Еще одной нерешенной водной проблемой является растущее истощение и ухудшение состояния подземных вод, являющихся стратегическим ресурсом, и, во многих случаях, основным источником для водоснабжения населения. Здесь я думаю, в целом, необходимо усилить контроль за проведением работ по недропользованию для обеспечения выполнения ими законов и мероприятий, относящихся к вопросам рационального использования природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. Важно проведение систематических режимных наблюдений за состоянием подземных вод. Есть большое желание помочь нашей государственной геологической службе с проведением планомерных гидрогеологических работ для обеспечения населения надежными запасами подземных питьевых вод.
Новым для Казахстана направлением рационального использования природных ресурсов и сохранения экосистем является развитие экологических поселений. Экологические поселения – это села или небольшие города малоэтажной застройки, построенные по экологическим стандартам на основе кооперации жителей, стремящихся вести экологический образ жизни с использованием зеленых технологий домостроительства, автономного энерго и водообеспечения, а также утилизации отходов. Тысячи экопоселений, созданные сегодня в различных странах – богатых и бедных, способствуют повышению качества жизни, решению проблем занятости, урбанизации и окружающей среды. Для поддержки этого направления потребуется специальные программы на государственном и местном уровнях с учетом международного опыта.
И третий блок проблем, который требует принятия серьезных мер, связан с промышленными выбросами и накопившимися в стране отходами. К настоящему времени на предприятиях страны накоплено порядка 25 миллиардов тонн отходов. Выбросы в атмосферу промышленных предприятий Казахстана составляют свыше 3 миллион тонн в год, из которых 85 % приходится на 42 крупных предприятия. Сбросы в водные объекты составляют 2,8 миллион тонн в год. Ежегодно в республике образуется порядка 5 миллион тонн твердых бытовых отходов. Из них только около 5 % подвергается утилизации. Тогда как при наличии соответствующих условий, инфраструктуры и применении новых технологий можно из отходов производить стройматериалы, тепловую и электрическую энергию, удобрения на коммерчески выгодной основе. Во всем мире техногенные минеральные отходы используются для вторичного извлечения полезных ископаемых, "сухой остаток" рекультивируется в парки и привлекательные ландшафты. Особое место занимает сектор производства новых, так называемых "зеленых" видов топливных материалов – брикетов и биогаза.
Уважаемые депутаты, вы имели возможность посетить в прошлую пятницу мусороперерабатывающий завод в Астане, открытие которого ожидается через месяц и завода по утилизации шин. Эти проекты являются первыми "ласточками" зеленых бизнесов в сфере утилизации отходов в Казахстане.
Мы предлагаем пересмотреть систему управления всеми видами отходов на основе передовых практик и нормативов, создать условия для привлечения инвестиций в сектор сокращения, переработки и размещения отходов и совместно с муниципальными и коммунальными органами пересмотреть тарифную политику.
Отдельного внимания заслуживает вопрос управления бесхозяйными опасными отходами, признанными таковыми решением суда и поступившими в республиканскую собственность. Общий объем исторических стойких органических загрязнителей или СОЗов составляет 250 тысяч тонн. Всемирный банк подтвердил грант в размере 200 тысяч долларов на подготовку технико-экономического обоснования строительства завода по уничтожению СОЗов.
Министерством ведется работа по формированию инфраструктуры внутренней системы торговли квотами парниковых газов, которую планируется запустить с 2013 года. Дорабатывается Национальный план распределения квот парниковых газов среди крупных предприятий, которые будут участвовать в торговле квотами. Такая торговая площадка квотами является первой на территории СНГ.
Как Министерство мы проводим работу с Акиматами различных областей для решения региональных проблем. Реализуется Программа "Жасыл даму" на 2010 – 2014 годы. Так, из реализуемых в рамках программы 16-ти проектов завершены 11. Это проекты по строительству и реконструкции канализационных очистных сооружений в Актобе, Уральске, Актау, Жанаозене, Бейнеу, Курык, поселка Тугыл в Восточно-Казахстанской области, а также по очистке реки Комендантка и русла протоки Пионерская в Восточно-Казахстанской области.
На республиканском уровне мы также прорабатываем ряд инициатив, одна их которых реформирование Национальной гидрометеорологической службы "Казгидромет". Мы планируем трансформировать "Казгидромет" в компанию глобального мониторинга почвы, воздуха и воды, в том числе Каспийского моря. Необходимо увеличение финансирования на модернизацию национальной гидрометслужбы, в том числе на увеличение пунктов наблюдений, техническое перевооружение гидрометеорологической и радиолокационной сети, приобретение высокопроизводительной кластерной системы для обработки гидрометеорологической информации.
Для создания радиолокационного контроля облачности и связанных с ними опасных для авиации метеорологических явлений как гроза, град, осадки, турбулентность, обледенение, шквал на всей территории Казахстана на базе другой нашей организации "Казаэросервис" необходима организация сети метеорологических доплеровских локаторов двойной поляризации. Это даст возможность своевременно принять меры по предупреждению критических ситуаций, связанных с погодой.
На последнем заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП Нур-Отан прозвучала критика в адрес наших сотрудников. В основном эти вопросы касались работы областных департаментов Комитета экологического регулирования и контроля нашего Министерства.
Для обеспечения прозрачности работы Комитета создан общественный совет по борьбе с коррупцией при министерстве, в состав которого вошли представители НДП "Нур-Отан", "Союза Атамекен", других общественных организаций и СМИ. Мы внедряем новую кадровую политику, привлекая на работу в Комитет профильных специалистов в основном из регионов с соответствующим опытом работы. При назначении территориальных руководителей мы учитываем мнение местных НПО. Проводится реорганизация департаментов экологии Комитета экологического регулирования и контроля, вместо бассейнового принципа мы переходим на территориальный. Мы предпринимаем конкретные шаги по повышению эффективности контрольно-инспекционной деятельности, в том числе вводим электронную форму получения лицензий и разрешений, сокращаем сроки рассмотрения заявок. Необходимо создавать условия, когда соблюдать природоохранное законодательство будет выгодно. Весь этот комплекс мероприятий нацелен на снижение коррупции.
Особое внимание будет уделено усилению контроля и мониторинга за состоянием Каспийского моря. Как вы знаете, скоро начинается коммерческая добыча на Кашагане. Предвидя возникновение потенциальных экологических проблем на Каспии, как первый шаг нами были инициированы и утверждены более жесткие правила проведения фоновых экологических исследований. Следующие шаги последуют. Кроме того, озабоченность вызывает отсутствие мощной базы реагирования на нефтяные розливы на Каспии.
В планах Министерства укрепить работу с неправительственным сектором, который включает более 200 экологических НПО. Они принимают активное участие в выработке и реализации экологической политики, участвуют в общественных слушаниях в регионах, их представители входят в состав Общественного экологического совета при Министерстве, Совета по устойчивому развитию Республики Казахстан. Неправительственные организации являются постоянным партнером в реализации национальной и международной экологической политики Казахстана. Для более эффективной работы мы договорились встречаться с НПО два раза в год.
На этой неделе в Бразилии начинает работу Всемирный Саммит по устойчивому развитию. Основным вопросом в его повестке будет вопрос о переходе от существующих экономических стратегий к зеленой экономике, т.е. экономике, не подрывающей своей природной основы. Казахстан принимает самое активное участие в этом процессе, выдвинув международные инициативы нашего Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева – Глобальную Энергоэкономическую стратегию и Программу Зеленый Мост, поддержанные международным сообществом.
Позвольте выразить уверенность, что конструктивная работа министерства во взаимодействии с депутатским корпусом позволит достичь главной цели – обеспечения благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья граждан Казахстана. Мы приложим для этого все усилия".
***
После доклада министра и его ответов на депутатские вопросы, содоклада председателя Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Александра Милютина, выступлений ряда парламентариев вице-спикер Палаты Бактыкожа Измухамебетов завершил Правительственный час кратким заключительным словом. По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации.

-------

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА МАЖИЛИСА

"Экологические проблемы и пути их решения". На Правительственном часе в Мажилисе с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования Александр Милютин (тезисы):
"Информация о выбросах, накопленных отходах и загрязненности водоемов, приведенная в докладе Министра, безусловно, актуальна.
Между тем, я хотел бы высказаться по ряду проблемных вопросов в области экологии.
В первую очередь, хотел бы остановиться на вопросах отходов. Законодательная основа для решения проблем с накопленными и вновь образуемыми отходами уже существует и теперь министерству необходимо реализовывать положения принятого в конце прошлого года закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам". Этот вопрос занимает в законе одно из центральных мест.
В частности, в нем предусмотрено, что природопользователи должны разрабатывать программы управления отходами, за невыполнение которых законами предусмотрено наложение административных взысканий, вплоть до приостановления действия и даже, аннулирования разрешения на природопользование. Для стимулирования реализации этих программ в законах предусмотрено освобождение от уплаты налогов за накопленный объем отходов на период реализации программ.
При этом хотел бы обратить внимание коллег на то, что эти нормы Экологического кодекса вводятся в действие с 1 января 2013 года. Государство дало время природопользователям, чтобы они могли подготовить и обосновать свои программы по утилизации отходов.
Министерству необходимо реализовать эти положения и на наш взгляд, нет целесообразности в разработке нового проекта закона "Об управлении отходами производства и потребления". У нас уже есть кодифицированный законодательный акт – Экологический кодекс!
По бесхозяйным отходам.
В Экологическом кодексе еще с 2007 года существует норма о том, что управление ими осуществляется МООСом. К сожалению, до настоящего времени эта работа им не ведется. Согласен, что для решения данного вопроса необходимо ускорить создание акционерного общества, предусмотренного Программой "Жасыл даму" и одним из направлений его деятельности определить прием на баланс опасных отходов, признанных решением суда поступившими в республиканскую собственность, а также организацию и проведение работ по дальнейшему их использованию.
Программа "Жасыл даму" рассчитана на 2010 – 2014 годы. Прошло уже почти 2 года с начала ее реализации. Но особых результатов, надо прямо сказать, нет. Тут действительно нам надо помочь министерству в вопросе выделения бюджетных средств на реализацию региональных проектов в рамках Программы "Жасыл даму".
В проекте Рекомендаций Правительству по итогам сегодняшних слушаний соответствующий пункт учтен и при утверждении республиканского бюджета на 2013 – 2015 годы, необходимо предусмотреть средства на его реализацию.
По механизму внутренней торговли квотами на парниковые газы. Законом предусмотрено запустить этот механизм в 2013 году. И здесь, к сожалению, возникла коллизия между Экологическим и Налоговым кодексами страны. Суть коллизии – в действующей статье 68 Экологического кодекса написано, что "Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений". Можно было бы вообще не поднимать этот вопрос, но данные "разрешения" автоматически влекут за собой внесение платы за эмиссии в окружающую среду.
В связи с тем, что регулирование выбросов парниковых газов осуществляется путем установления квот на них и торговли этими квотами, предприятия на их выбросы не должны получать разрешения и соответственно, не должны их оплачивать как загрязняющие вещества. Коллизия заключается в том, что отдельные виды парниковых газов, такие как метан, окислы углерода и азота, к сожалению, входят в список загрязняющих веществ, за выбросы которых, Налоговым кодексом предусмотрена плата.
В связи с этим получается двойное налогообложение названных парниковых газов.
Кстати, при рассмотрении законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений" указанная норма Экологического кодекса "Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений" была дополнена словами "за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих". К сожалению, эта поправка с нашим комитетом не согласовывалась. Поэтому она, на наш взгляд, формально исключая противоречие между нормами названных кодексов, на самом деле, еще больше ее усугубляет и сводит на нет весь внутренний рыночный механизм Киотского протокола в Казахстане, поскольку основная масса парниковых газов – это двуокись углерода.
Для устранения этой коллизии необходимо исключить парниковые газы из перечня загрязняющих веществ в Налоговом кодексе. Это позволит устранить противоречия между Экологическим и Налоговым кодексами.
Правительству при следующем внесении изменений в Налоговый кодекс необходимо это учесть.
Дело в том, что без этого изменения все 18 постановлений Правительства и 14 приказов министерства, также как и Национальный план распределения квот парниковых газов среди крупных предприятий, не будут работать. Никто не будет покупать квоты, за которые еще надо ежегодно платить как за загрязняющие вещества.
О финансировании природоохранных мероприятий.
Понятно намерение Министерства внести в Правительство предложение о целевом использовании поступивших платежей за эмиссии в окружающую среду. Но есть опасения, что Правительство не поддержит ваши предложения т.к. само понятие "целевое использование" в Казахстане не является нормой права.
Бюджетная система Казахстана не предполагает наличие каких-либо государственных или внебюджетных фондов охраны окружающей среды. Плата за эмиссии в окружающую среду – это не более, чем один из видов источников доходной части государственного бюджета. Поэтому никакое их "целевое использование" Бюджетным кодексом не оговаривается.
Решить эту проблему, на наш взгляд, можно двумя путями.
Первый путь. Реанимировать эти фонды охраны окружающей среды, изменив бюджетное законодательство страны. Основой для такого предложения может служить гармонизация законов в рамках таможенного союза. Например, закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" предусматривает использование "государственных целевых бюджетных фондов охраны природы", а одноименный закон РФ и наш Экологический кодекс это не предусматривают. Очевидно, что в рамках единого экономического пространства нашим странам необходимо выработать единую позицию в этом вопросе.
Второй путь. Имея в виду, что плата за загрязнение окружающей среды и целевое использование средств, поступивших от этой платы, эффективно только в тех странах, бюджетные системы которых предусматривают наличие государственных или внебюджетных фондов охраны окружающей среды (например, Польши), следует вообще отказаться от механизма стимулирования природоохранных мероприятий на основе платежей за загрязнение окружающей среды. Например, во многих странах Европы, бюджетные системы которых не предусматривают наличие каких-либо фондов охраны окружающей среды, таких платежей вообще не существует. Там используется иной механизм стимулирования охраны окружающей среды, основанный на, так называемых, экологических налогах. Природа этих налогов такова, что производить любую продукцию, будь то электроэнергия или различные товары – экономически невыгодно.
Разумеется, выбор любого из этих путей должен определяться согласованно в рамках ЕЭП.
В рамках Правительственного часа нами освещены отдельные проблемные вопросы экологии, в том числе – системные, которые отражены в Рекомендациях Правительству.
Ваша команда недавно пришла к руководству министерством, и мы надеемся, что Вы приложите свои силы для решения вопросов, о которых было сказано в содокладе и выступлениях депутатов.
Желаем Вам успешной работы на благо дальнейшего процветания нашей страны".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz