Светлана Британова, "Юридическая газета", 12 июля
Законопроект "О персональных данных" некоторые называют попыткой государства собрать полное досье на каждого гражданина и высказывают опасения, что личная информация может оказаться в свободном доступе. Ряд экспертов полагает, что документ в нынешнем виде затормозит развитие электронной коммерции и поставит вне закона социальные сети и электронную почту. Законопроект обсудили на заседании клуба Института политических решений. Тон дискуссии задавали, главным образом, юристы и эксперты в области IT-технологий. Особую критику у них вызвало обязательное требование проекта закона получать согласие человека на обработку его персональных данных, к которым государство отнесло все сведения о гражданине, начиная от его имени и фамилии и заканчивая полученным образованием и доходами. По мнению генерального директора ТОО "ЮрИнфо" Игоря Лоскутова, подобная норма парализует интернет-общение в социальных сетях и коммерческие электронные закупки. От принятия спорной статьи прежде всего пострадают те, кто привык покупать авиабилеты на сайтах авиакомпаний, бронировать через Интернет номера в гостиницах и размещать свое резюме на рекрутинговых порталах. Как считает юрист, держателям доменов будет крайне трудно, если вообще возможно, получить согласие у каждого клиента на сбор персональных данных. Ст. 6 проекта закона предлагает делать это с помощью бумажных носителей либо с использованием электронно-цифровой подписи. Учитывая, что в Казахстане население не торопится получать ЭЦП, исполнение данной нормы видится И. Лоскутову весьма сомнительным. Аналогичной точки зрения придерживается директор ОФ "Национальная интернет-премия Award.kz" Константин Горожанкин. По его словам, на сегодняшний день бизнес приложил немало усилий для развития интернет-торговли в Казахстане, однако принятие проекта закона "О персональных данных" в нынешней редакции затормозит этот процесс. Сегодня много желающих узнать о нас как можно больше. Например, поисковик "Яндекс" при загрузке главной страницы интересуется: "А вы в Астане?", или электронная почта GOOGLE закрывает вход пользователю навязчивым сервисом: "сообщите свой номер мобильного телефона". А зачем им всем знать, кто и когда родился? К слову, подобные приемы применяются не только в интернет-пространстве. Зачастую торговые компании для предоставления скидок требуют от клиентов указывать не только фамилию, имя, отчество, но и адрес проживания, номера телефонов. Вся эта информация относится к нашей частной жизни, а также личной и семейной тайне. По существующим законам мы имеем право не предоставлять ее. Конфликт интересов возникает как раз в том, что у нас ее требуют сообщить. Очевидно, что ст. 6 проекта закона призвана охладить непомерную любознательность бизнес-структур, что, понятно, не понравилось их лоббистам. Основной проблемой специалисты назвали защиту персональных данных. Евгений Малишевский, директор Научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана считает, что "недружественный" интерес отдельных лиц к базам данных вызван прежде всего колоссальным объемом информации, которую они содержат. Время изменилось, если раньше сведения хранились в картотеках на бумажных носителях, то теперь это гигабайты информации о каждом из нас. По мнению Малишевского, разработчикам проекта следовало больше уделить внимание защите персональных данных. – В поддержку законопроекта выступил лишь Сергей Злотников – исполнительный директор ОФ "Трансперенси Казахстан". По его мнению, данный документ нужно было принять уже давно, тем более, что махинации с базами персональных данных в Казахстане фиксируются постоянно. Этому способствуют отсутствие закона, регулирующего эту сферу, а также низкая заработная плата госслужащих, имеющих доступ к данной категории информации. Правозащитник считает, что в законе следует ужесточить ответственность за сохранение сведений о персональных граждан вплоть до уголовной (кстати пока в проекте предусмотрена административная ответственность). Добавим, что проект закона (статья 16) существенно ограничивает коммерческие и политические организации в проведении своих промоакций с использованием средств связи. Другими словами, никто не сможет без разрешения человека позвонить ему и предложить свои товары, услуги и политические идеи. Помимо этого, у казахстанцев появится право требовать у держателя доменов или баз данных изъять их персональные данные из базы. |