NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 14:32 ast
12:32 msk

Потребность в новой управленческой элите
У.Мухамеджанов: Система государственного управления в Казахстане непрерывно совершенствуется, однако многое еще предстоит сделать, чтобы "переформатировать" чиновников в подлинных "слуг народа"
22.06.2012 / политика и общество

Урал МУХАМЕДЖАНОВ, депутат Мажилиса Парламента, "Казахстанская правда", 21 июня

Система государственного управления в Казахстане непрерывно совершенствуется, однако многое еще предстоит сделать, чтобы "переформатировать" чиновников в подлинных "слуг народа".
Эффективность государственного аппарата во многом определяет перспективы развития страны во всех сферах. "ХХI век предъявляет высокие требования к управлению современным государством, которое все больше усложняется", – отметил Президент Нурсултан Назарбаев в нынешнем Послании народу Казахстана.
Повышение требований к качеству управления связано прежде всего с происходящим изменением роли государства. С одной стороны, ситуация диктует необходимость более активного его участия в социально-экономических процессах. Особенно это касается вопросов социальной защиты, рынка труда, миграции и других, в которых государство должно действовать на опережение. И в сфере экономики последние годы казахстанскому Правительству также, подобно властям других стран, приходится брать на себя значительно более широкий круг задач, прежде ему не свойственных.
Режим "ручного управления" экономикой, вновь оказавшийся востребованным в ходе мирового экономического кризиса, реализация посткризисных мер потребовали совершенно новых подходов, выходящих за рамки ставшего привычным традиционного управления. Да и сам Казахстан вступает в качественно новый этап своего суверенного развития, в котором экономический рост страны и социальное благополучие народа будут напрямую зависеть от того, насколько успешно мы сможем противостоять новым вызовам.
С другой стороны, государство ни в коем случае не должно полностью подменять рыночные институты. Напротив, оно должно всячески поощрять частную инициативу, стимулировать ее, открывать ей, как говорится, "зеленую дорогу" в тех сферах, где бизнес по определению действует значительно эффективнее неповоротливой бюрократической государственной машины. Потому-то Глава государства и требует от исполнительной власти осуществлять функции таким образом, чтобы не допускать необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность, свести к минимуму непроизводственные издержки бизнеса, строить все свои отношения с ним на электронной базе.
Таким образом, сохранение баланса между эффективным государственным регулированием социально-экономических процессов и всемерным стимулированием частной инициативы есть парадигма современного общественного развития, и эта задача по плечу лишь настоящим профессионалам, то есть управленческой элите, о необходимости формирования и воспитания которой неустанно твердит Президент.
В Казахстане работа по совершенствованию государственного аппарата ведется не первый год. Проведены серьезные структурные реформы, постепенно "вычищаются" из законодательства нормы, подвергающие чиновников опасным искушениям. Реализуется Концепция новой модели государственной службы, которая определяет работу чиновников с населением как взаимодействие с потребителем государственных услуг, а также предусматривает последовательное кадровое усиление государственной службы, всемерное укрепление ее авторитета.
Одним из важных шагов в этом направлении можно назвать внеочередную аттестацию сотрудников правоохранительных органов, объявленную Президентом в начале года. Она, несомненно, позволит очистить ряды силовиков от некомпетент­ных и нечистоплотных сотрудников и одновременно поднять престиж и авторитет органов, укрепить к ним доверие со стороны народа.
И конечно же, неоценимую роль в формировании политической элиты сыграла президентская программа "Болашак", позволившая подготовить тысячи современных менеджеров в ведущих университетах США, Великобритании, Германии, Франции, Чехии, Италии, Японии, Малайзии, Турции и других высокоразвитых стран.
Мысленно возвращаясь к уже далекому 1993 году, когда Глава государства инициировал эту поистине историческую программу, нельзя в очередной раз не поразиться его смелости и решительности, безошибочной интуиции и прозорливости. Стране не хватало денег на выплату заработной платы и пенсий, на освещение городов и поселков, а Президент смотрел далеко вперед и уже думал о подготовке высококвалифицированных кадров новой генерации, которым предстояло обеспечить мощный прорыв Казахстана по всему фронту. Многие в то время, мягко говоря, без оптимизма восприняли эту идею Елбасы, как, впрочем, и другие его неординарные начинания, которые в последующем по праву становились предметом нашей общей гордости.
Сегодня уже успешно развивается и отечественное образование. Создан Назарбаев Университет, призванный обеспечить мировые стандарты обучения. Набирают вес и авторитет другие отечественные вузы. Поэтому меняется и концепция программы "Болашак", из которой исключен бакалавриат, а вместо этого предусмотрена возможность организации за рубежом стажировки служащих центральных и местных государственных органов, ученых и инженеров, медиков и преподавателей.
Управленческая команда Казахстана в целом с честью прошла испытание временем, закалилась в борьбе с трудностями первоначального этапа строительства нового государства, доказала свою способность успешно решать амбициозные задачи, которые ставит перед ней Президент. То, что сегодня наша страна стала узнаваемой и уважаемой во всем мире, что на фоне глубокого кризиса во многих передовых странах Казахстан продолжает демонстрировать устойчивый рост экономики, реализует широкомасштабные инвестиционные программы, с завидной регулярностью выделяет солидные средства на повышение благосостояния и качества жизни своего населения, является весьма убедительным тому подтверждением.
За 20 лет объем ВВП вырос в 16 раз. В экономику привлечено около 150 млрд. долларов зарубежных инвестиций. Успешно стартовала Стратегия форсированного индустриально-инновационного развития, призванная сформировать в стране современную высокотехнологичную многоотраслевую промышленность и избавить экономику от сырьевой зависимости. Становится на рыночные рельсы агропромышленный комплекс. Ощутимые плоды начинает приносить реализация программы занятости населения, охватившая буквально все регионы республики. Постепенно укрепляются позиции среднего класса, являющегося основой стабильности в любом современном обществе. Радикальные изменения происходят в системе образования и здравоохранения, культуры. Неуклонно растет уровень благосостояния людей. Построена новая столица молодого государства, которая за сравнительно короткое время стала своеобразным брендом Казахстана.
Безусловно, все эти и другие наши достижения не появились сами по себе. Это – закономерные плоды выверенной и продуманной стратегии Главы государства. Это – результат самоотверженного и творческого труда миллионов казахстанцев, и в первую очередь государственных служащих, управленцев всех уровней.
Но современная жизнь очень динамична. Она стремительно мчится вперед, и тот, кто позволит себе хоть на минуту расслабиться, рискует выбиться из общего ритма и независимо от прежних регалий и заслуг оказаться в аутсайдерах. Чтобы соответствовать требованиям времени, нужно постоянно учиться, оттачивать профессиональное мастерство, совершенствовать свой нравственный облик.
К сожалению, приходится признать: сегодня не все государственные служащие обладают достаточным интеллектуальным и культурным уровнем, чтобы выполнять возложенные на них задачи. Все еще нередки примеры, когда отсутствие у иных руководителей необходимых профессиональных навыков, организаторских и других морально-психологических качеств, наличие которых и должно выгодно отличать их от своих подчиненных, превращает их в ремесленников от государственной службы.
Законы страны и Кодекс чести устанавливают для государственных служащих одни правила поведения, а на деле зачастую культивируются совсем другие, во многом порочные. В среде госслужащих немало фактов высокомерия по отношению к окружающим, бюрократизма и волокиты, личной нескромности.
Очень часто приоритет имеют не результаты общего дела, а личные предпочтения начальника. Порой вместо образа эффективного менеджера, который организует работу подчиненных, искусно раскрывая их способности и умело направляя к общей цели, в среде госслужащих культивируется совершенно иной идеал. Не обладая нужными для лидера качествами и зачастую уступая своим подчиненным в компетентности, руководители вынуждены добиваться авторитета другими методами. В ход идут гонения на "неудобных" работников, осмелившихся иметь собственное мнение, одергивание и запугивание. И, наоборот, под крылышком у таких руководителей вольготно чувствуют себя приспособленцы всех мастей, конъюнктурщики и подхалимы.
Для таких руководителей основным критерием оценки выступает беспрекословное исполнение их приказов и поручений, пусть даже противоречащих законам и интересам государства.
Ежегодно по протестам органов прокуратуры отменяется огромное количество нормативных актов, принимаемых на различных уровнях управления. И это, с одной стороны, подчеркивает низкую правовую грамотность и слабый профессиональный уровень руководителей. А с другой – люди совершенно справедливо подозревают, что за такого рода "безграмотными" решениями кроются чьи-то корыстные устремления.
И самое досадное, что люди отождествляют таких ловкачей со всей государственной властью, экстраполируя свое отношение к ним на всю систему государственной службы.
Таким образом, государственное управление еще страдает многими болезнями. И основной среди них является то, что многими руководителями их долж­ности рассматриваются не как возможность служить народу, а как ресурс для достижения меркантильных целей. У них сложилось ложное представление о понятии "управленческая элита". Они полагают, что элитность – это некая кастовость, закрытость от людей, право безраздельно распоряжаться вверенными им сферами и регионами.
"Служение Родине должно стать смыслом государственной службы и всех патриотов. Иначе все наши проекты, самые прогрессивные и безукоризненно разработанные, не приведут к результату, которого от нас ждут казахстанцы, для которых государство и существует", – подчеркнул в своем выступлении 17 июня 2008 года на международной научно-практической конференции "Роль государственной службы в повышении конкурентоспособности страны" Глава государства.
В Послании нынешнего года подготовку квалифицированного политического класса управленцев Нурсултан Абишевич объявил одним из 10 важнейших приоритетов текущего периода. А коль Президент ставит вопрос таким образом, следовательно, то, что мы имеем сейчас, не отвечает повышенным требованиям, предъявляемым новой эпохой.
Совершенно ясно, что элита означает нечто большее, чем просто высокие должности и широкие властные полномочия. Она предусматривает определенные интеллектуальные, нравственные, волевые стандарты. А стержнем, позволяющим назвать группу руководителей управленческой элитой, является наличие общего стремления беззаветно служить государству и обществу.
Мы знаем, что во властных структурах не первый день существуют достаточно сплоченные группы. Однако они далеки от того, чтобы считаться цельной управленческой элитой. Скорее, они представляют собой так называемые "команды". Вместе с тем данные группы зачастую не только не выполняют задачи развития страны, а, напротив, препятствуют им, поскольку связаны не общей ответственностью за порученное дело, а круговой порукой. Не случайно Глава государства неоднократно подвергал критике массовую и ничем не обоснованную замену аппаратов государственных органов при смене первого руководителя. В центральных исполнительных органах даже была введена долж­ность ответственного секретаря, призванного обеспечить кадровую стабильность.
Совсем недавно, принимая председателя Агентства по государственной службе А. Байменова, Президент вновь подчеркнул, что продвижение чиновников вверх по служебной лестнице должно быть обосновано не на их принадлежности к той или иной команде, а на принципах меритократии, то есть на строгом соответствии их знаниям и способностям.
Тем не менее все еще сохраняется приверженность принципам "команды", согласно которым государственные служащие ориентированы главным образом на преданность своему руководителю и реализацию узкокомандных интересов. Тогда как управленческая элита, действительно необходимая Казахстану, должна быть монолитно сплочена вокруг экономических, социальных и политических приоритетов, определенных Президентом страны, а ее совокупный интеллектуальный потенциал – направлен на превращение Казахстана в передовую державу XXI века.
И здесь не нужны никакие дополнительные нормативные акты, как нет необходимости и в проведении многочисленных совещаний и заседаний. Никакими законами нельзя заставить человека любить Родину, никакие конференции и семинары не научат его патриотизму и самоотверженному служению своему народу. Каждый государственный чиновник обязан во всех своих делах и помыслах руководствоваться чувством ответственности за судьбу страны, за будущее нации, возложенные на него историей, уже только потому, что он носит высокое звание государственного чиновника. Каждый из нас должен задаться высокой целью – оставить нашим детям и внукам сильный, процветающий, признаваемый во всем мире Казахстан. Не призрачные и сиюминутные личные амбиции и мелкое тщеславие, не жажда наживы и материального превосходства над другими должны двигать нами, а вечные и непреходящие любовь к родной земле, чувство долга перед своим народом и обязательства перед будущими поколениями.
В уже упомянутом выше выступлении Елбасы приводит бессмертные слова великого Абая: "Не тот силен, кто кичится богатством и положением, но тот, кто обладает знаниями, трудолюбив, а главное – честен перед собой и своим народом". Эта на первый взгляд простая, но бесконечно мудрая мысль, озвученная более века назад, не потеряла актуальности сегодня и не потеряет никогда. Ибо есть такие нравственные ценности, которые, как шедевры великих мастеров, со временем становятся только дороже.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz