Ренат Байтов, dialog.kz, 5 июля
"Последовательность непоследовательна, непоследовательность последовательна". Вадим Мозговой
Театральный режиссер Болат Атабаев остается одной из самых ярких фигур на унылом политическом поле Казахстана. Мастер эпатажа, талантливый в своей непоследовательности, он еще долго будет головной болью для чиновников из отделов внутренней политики, сотрудников правоохранительной системы и работников прокуратуры. Потому что его гибкая картина мира ни в какие жесткие канцелярские рамки не лезет, а работать разнообразной бюрократии с маэстро приходится, поскольку он не различает политической и юридической реальности – для него везде творчество. Болат Атабаев один из самых титулованных деятелей казахского искусства на международной арене. Как любому творческому человеку – ему тесно в рамках суровой обыденности. Люди искусства часто настроены критически к любой власти и режиму правления, поскольку имеют в голове собственный идеал, практически никогда не совпадающий с имеющимся в объективной реальности, данной им в ощущениях. На свою беду, режиссер Атабаев, как и многие другие представители искусства, предан своим меценатам. В свое время деньги на театр "Аксарай" и прочие творческие проекты ему давал банкир Мухтар Аблязов. Проворовавшись и ударившись в бега, Мухтар Кабулович привлек Болата Атабаева к своим политическим играм, а тот как воспитанный (значит помнящий оказанные услуги) человек просто не мог отказать. Проблема в том, что вернуть оказанные услуги господин Аблязов попросил не театральными постановками, а политической активностью на протестном и весьма скользком поле. Дальше были многомесячная и подзуживаемая различными силами забастовка обслуживающего персонала на нефтепромыслах вокруг Жанаозена в Мангистау. Потом это вылилось в трагические события 16-17 декабря в городе Жанаозен и на станции Шетпе с трупами, ранеными и другими пострадавшими. Болат Атабаев, как завсегдатай поездок в Мангистаускую область, был привлечен следствием по делу о разжигании социальной розни. Находясь в Алматы господин Атабаев отказывался от сотрудничества со следствием, о чем активно писали средства массовой информации. Он регулярно бравировал этим, как будто речь шла о театральных капустниках, а не о серьезном разбирательстве. В конце концов, режиссер был арестован (при этом не обошлось без эксцессов исполнителей, поскольку творческая натура активно сопротивлялась лишению свободы). Потом следственный изолятор КНБ, этап на Мангышлак в "Столыпине" и бурное погружение Болата Атабаева в новую реальность. Похоже, театральный режиссер, получивший от попутчиков кличку "Дяхан", не особо переживал насчет своей новой роли. На пресс-конференции в Алматы он потом рассказал, что зэки его сразу узнали, поскольку в местах не столь отдаленных активно читают прессу. Уже в Актау, где господин Атабаев находился в комфортабельной камере вместе с Сериком Сапаргали (заботу по благоустройству оплатил Владимир Козлов, лидер незарегистрированной аблязовской партии "Алга!", сам располагавшийся в апартаментах рядом), он все-таки ознакомился с материалами уголовного дела. Сделал он это вместе со своим адвокатом. Судя по всему, имеющаяся у следствия доказательная база повлияла на принятие Болатом Атабаевым решения о подаче заявления на имя руководителя следственно-оперативной группы о применении статьи 65 УК РК. Бурную деятельность в помощь театральному режиссеру развил кинорежиссер Ермек Турсунов. По сути, оба друга и служителя муз очень похожи в плане неприятия окружающей действительности и критического отношения к действующей власти, однако господин Турсунов все-таки не забредает с творческого поля на политическое, оставаясь свободным художником. Не случайно на пресс-конференции кинорежиссер сказал театральному: "Тебе нечего там делать, занимайся театром. Тебя использовали". В интернете в связи с этой довольно из ряда вон выходящей истории, уже пошли слушки будто Ермек Турсунов является сотрудником КНБ. Об этом самому Турсунову сообщил даже один главный редактор. Верится в это с трудом, поскольку в данном ведомстве вряд ли имеются штатные единицы по специалистам в области кино. Другое дело, что как друг и товарищ по режиссерскому цеху, господин Турсунов задействовал все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, дабы выйти на руководство КНБ и помочь разрешить реально нелепую ситуацию. Ну какой из лауреата премии имени Гете злостный подрыватель конституционного строя и разжигатель социальной розни? А вот человек глубоко живущий в мире художественных образов и на этой почве не осознающий в должной мере норм уголовного законодательства – запросто. Да и самому государству не нужен "посторонний" заключенный, ходящий по жизни такими замысловатыми кругами, что и попадание в тюрьму при этом вполне возможно. Статья 65 (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием) в примененной к господину Атабаеву части 2 гласит: "Лицо, совершившее преступление, за исключением тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно активно способствовало предотвращению, раскрытию или расследованию преступлений, совершенных организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), транснациональной организованной группой, транснациональным преступным сообществом (транснациональной преступной организацией) или устойчивой вооруженной группой (бандой), изобличению других соучастников преступлений, совершенных организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), транснациональной организованной группой, транснациональным преступным сообществом (транснациональной преступной организацией) или устойчивой вооруженной группой (бандой)". Если следовать логике следственных документов и формальностей, то Болат Атабаев осознал, что совершенные им действия являются преступлением. После этого он пошел на контакт со следствием, озвучив необходимые сведения, которые подтверждают выводы по уголовному делу, то есть вину фигурантов. Господин Атабаев показал, что совершил вменяемые ему действия неосознанно, так как не мог предвидеть их тяжкие последствия. В частности, он выезжал в Мангистау для встреч с бастующими нефтяниками по указанию и финансовой поддержки Владимира Козлова, однако намерений по провоцированию массовых беспорядков не вынашивал. Все указывало на то, что Болат Атабаев распрощался с ролью "пешки" в чужой игре и ряд наблюдателей ожидал от него новой поведенческой линии на экстренно созванной в Алматы пресс-конференции (в южную столицу из Актау театральный режиссер прилетел на деньги Ермека Турсунова вместе с ним). Однако творческого человека снова понесло по замысловатым траекториям. Про Владимира Козлова, Серика Сапаргали, Акжаната Аминова и Жанболата Мамая господин Атабаев заявил, что они невиновны. Пообещал, что если через 2-3 дня Жанболата Мамая не выпустят (ему тоже инкриминировали разжигание социальной розни), то он с вещами приедет в Актау и будет проситься назад в тюрьму. "Вы не думайте, что я изменился. В некоторых вещах я еще больше убедился. Буду участвовать в Комитете (имеется ввиду Общественный комитет по наблюдению за расследованием событий на погранпосту "Арканкерген")", – заявил театральный режиссер. В общем, головной боли у самых разных людей с Болатом Атабаевым будет еще много, потому что творческие люди стандартных схем вроде "украл – выпил – в тюрьму" не признают. Их в любом состоянии и любом качестве распирает от креатива. А международное творческое сообщество за господина Атабаева всегда будет заступаться, потому что они художника всегда ставят над законом. Художники ведь друг друга всегда видят и понимают, а законы – нет. А там где играют с законом – ни государства, ни демократии, ни порядка нет и не будет. И если в той же Германии закон превыше всего, почему то в этом они опосредовано отказывают Казахстану... |