Джанибек БАЙТЫРОВ, better.kz, 10 июля
…А затем, все неожиданно кончилось. Даже скорей не кончилось, а буквально рухнуло в одночасье. Деньги, которыми Аблязов щедро финансировал атабаевские проекты, как и все остальные средства олигарха, оказались ворованными, сам Аблязов, как известно, бесславно подался в бега, а по поводу истраченных сотен тысяч долларов, возникли некоторые не совсем приятные вопросы. Так например, согласно официальному документу – "27 мая 2009 года, общественный фонд "Алем Арт" получил иск от прокурора Медеуского района, поданный в интересах фонда "Самрук-Казына" с требованием вернуть все полученные спонсорские средства от БТА банка в размере около 850 миллионов тенге (примерно 5,7 миллиона долларов США). По требованию прокуратуры все счета фонда заморожены". Конечно, это был удар "ниже пояса". Обсуждать юридические нюансы поданного иска в рамках этого материала мы не будем (сам Атабаев, кстати, утверждает, что часть денег была получена не только в виде спонсорских подарков, но и была уплачена "за оказанные услуги в продвижении банка в области культуры", то есть отработана легальным путем), но чисто по человечески Болата Манашевича понять безусловно было можно. Вот так, в одночасье лишиться устоявшегося капитала, о получении которого можно было не волноваться годами и особо не стесняться в расходах, все это, конечно же, переживалось очень и очень тяжело. А вдобавок, выяснилось, что даже те деньги которые, как бы являлись "бескорыстной спонсорской помощью", на самом деле необходимо отработать (по крайней мере, об этом недвусмысленно дали понять из за рубежа). Причем, отработать самоотверженно, со всей отдачей и "на полную катушку". И участия в создании сайта "Виртуал" для зачета отработки будет явно недостаточно. Так что, для начала пришлось вступить в Аблязовскую партию "Алга" (в принципе это было не страшно, так как и до этого мятежная натура Атабаева находила себе политическое пристанище то в кажегельдиновской "РНПК", то в "Демократическом Выборе", то еще где), и начать активно участвовать во всех ее публичных мероприятиях. С одной стороны, это конечно было весьма увлекательно – массовка митингов, с благодарно улюлюкающей и аплодирующей публикой, зажигательные речи, красивые позы и, конечно же, любимые фиги, то и дело демонстрируемые воображаемым "врагам свободного демократического Казахстана", все это в воображении Атабаева было каким- то логическим продолжением театра. Иногда, даже можно было импровизировать и между делом, раскрывать "секрет Полишинеля" о том, что большая часть оппозиционных деятелей финансируется все тем же Аблязовым, или оправдывать его воровство тем, что часть денег пущены банкиром-уголовником на расшатывание государственных устоев страны. Но затем, действо начало неоправданно затягиваться, монотонно повторяться, и кроме того, бывший "генеральный спонсор" явно был недоволен результатом и требовал все большей и большей активности. И когда уже встал вопрос об организации масштабной провокации (термин, широко применяющийся в режиссуре, и поэтому хорошо знакомый), Болат Манашевич без колебаний согласился и на эту, крайне сомнительную роль. Новой авансценой стал Жанаозен. Замышляемая поначалу "многоактная социальная драма", превратилась там, в настоящую трагедию. К слову, лично мне, очень хочется верить, в то, что сам Атабаев искренне заблуждался в истинных целях ее главных авторов и постановщиков. А та роль, которая досталась ему на этот раз, оказалась самой неприглядной. Ведь фактически Атабаев (как и некоторые другие "активисты" из "Алги" и "Халык Майданы") выступили самыми банальными "козлами-провокаторами", подстрекающими народ к совершению противоправных действий. – Можно ли законными способами добиться социальной справедливости в Казахстане? Нет!- вещал деятель искусств на жанаозенских площадях и улицах – Я ненавижу эту систему! Буду множить число "несогласных" ! И призываю вас быть несогласными с этой властью во всем!.. Заодно, собравшиеся забастовщики откровенно дезинформировались, в частности им рассказывалось о том, что вот- вот в город якобы, прибудет премьер-министр Масимов чуть ли не со всем своим кабинетом, для "подписания капитуляции", и тому подобная чушь, вперемешку с откровенной клеветой. Дошло до того, что и смерть одного из операторов на промысле, произошедшая в результате несчастного случая, послужила лозунгом для очередного поклепа в адрес "кровавой власти". А люди верили. Ну, действительно, как можно не поверить, в том числе, немолодому уже человеку, да еще с такими регалиями? И как можно усомниться в справедливости его слов о том, что они "люди второго сорта на своей земле" и, потому мол, необходимо силой заставить делиться тех, кто "жирует на их теле"? В общем, произошло то, что, увы, должно было произойти, и действия Болата Атабаева вполне себе попадали под юрисдикцию статьи Уголовного Кодекса РК касающуюся разжиганию социальной розни. А его последующие демарши (уже тогда, когда обо всех его неправомерных деяниях было разъяснено, и с него взята подписка о невыезде), больше смахивали не на игру выпускника Жургеневки, а на дешевый фарс разыгрываемый в поселковом клубе силами местной самодеятельности. Демонстративный отказ прибыть на судебный процесс " Я отказываюсь добровольно являться на ваши дежурные допросы и отказываюсь давать показания! У меня нет дела до вашего уголовного дела! Знакомиться с уголовным делом я отказываюсь!.." уже по сути не оставляли никакого выбора для правоохранительных органов, а для стороннего наблюдателя достаточно ярко и убедительно показывали насколько "заигрался" и насколько "выдохся" в творческом плане некогда перспективный режиссер экспериментального жанра. Позже он признался и даже горделиво подчеркнул – он де придумал такой оригинальный сценарий сам, мол, стоит только нестандартно ответить этим (тупым, надо понимать) охранникам и те впадают в ступор. Довести своим поведением ситуацию до гротеска и театральными мизансценами похоронить суд – такова была "постанова" Атабаева, решившего принести себя в жертву казахстанскому правосудию. Хотя, по большему счету, никакого желания держать Болата Атабаева взаперти до вынесения приговора, у органов правопорядка как не было, так и нет. …Но дальнейший ход событий не мог предвидеться никем. Боке не просто покинул стены узилища, а стал героем "феерично-фантасмагоричной" пресс-конференции в южностоличном филиале Национального пресс-клуба. На которой он предстал перед журналистами (в основном из прооппозиционных изданий) и публикой уже не в качестве подозреваемого в разжигании "социальной розни", а вроде как переквалифицированным "в свидетели" гражданином РК. Тем не менее, Боке по-прежнему стоит горой за своих сотоварищей находящихся в застенках и готов туда даже вернутся, если государство не согласиться их выпустит и признать их… невиновными. Вообще, надо сказать, вся эта история с вызволением Атабаева (этим занялся Ермек Турсунов, не менее колоритная фигура в среде творческой интеллигенции) с "кичи" выглядит одновременно и романтично, и в высшей степени странно, и только в одном случае удобоваримо, если квалифицировать это следующим образом: проблему решили чисто "по-казахски". То есть по-человечески, читай, по неформальным каналам… Разумеется, с юридическим сопровождением, т.е. с этой точки зрения – вполне по-европейски. Вот уж поистине – все хорошо, что хорошо кончается. Когда шла пресс-конференция (см. видеозапись на http://www.guljan.org) посвященная деталям былинного освобождения знаменитого театрального режиссера из тюрьмы за счет усилий знаменитого кинорежиссера, не покидало чувство что это какой-то своеобразный театр Кабуки: в том смысле, что некоторые реплики, как спикеров, так и, в особенности, из зала, придавали всему этому действу как минимум сюрреалистические черты. При всем том, что зал был переполнен, в нем, как говорят, не было многих и многих, кто по идее должен был там быть. Ладно, не было Петра Своика или Жармахана Туякбая. Но не было Маржан Аспандияровой, не было многих и многих "идейных союзников", особенно из числа тех, кто беспрестанно летал в Мангистау и таки внес свою лепту в кровавую развязку... А те, кто пришел, упорно заводили (точнее "раскручивали", если по фене…) и без того накрученного Атабаева на то, чтобы тот вновь "зажанаозенил" (Ермеку Турсунову пришлось даже обрывать революционную пассионарию Бахытжан Торегожину). Тезка Турсунова, сам вчерашний сиделец (значит человек искушенный?), г-н Нарымбаев так прямо в лоб "наивно" и спросил, мол, с кем "из руководства КНБ" вы (Ермек Турсунов в смысле) встречались? Ну понятно же, что ответа на такой вопрос не будет и причиной тому не скрытность г-на Турсунова и не зловредность, а очевидный факт – атабаевская свобода… Чего ж более то?!. Вместе с тем, за всеми этими расспросами, цветами, аплодисментами, лихими рассказами о камерной жизни (Боке классный и смачный повествователь) с самого начала, куда то испарился и исчез… сам повод, жанаозенские события. Ну если Козлов и прочие, ну совсем-совсем невиновные, и у них успешно и вовремя отбило память, это не значит, что исчезли вопросы: кто все таки поддержал (и не только "морально") на площади забастовщиков, так и ни подавших во время сидения на площади ни одной официальной бумаги о своем протесте, и тем способствовал противостоянию; и кто же, все таки потом, именно в День Независимости, подзудил определенные элементы на беспорядки и так удачно послал камеры телеканала К+ чтобы разнести весть о "крахе стабильного Казахстана"? А ведь эти вопросы только до суда, можно считать риторическим, это лишь пока что удается их переводить усилиями торегожиных и, персонально Атабаева, в разряд "метафизических". А ведь метафизика это – карма. И не только власти. Понятно, что всем прямым и косвенным поджигателям выгодно делать вид, что нефтяники полностью на их стороне, однако тот факт, что после оправдательного приговора к бывшему мэру Жанаозеня Ораку Сарпобееву пришли нефтяники (подчеркнем, настоящие нефтяники, специалисты) со словами поддержки говорит о многом. Но вернемся к нашему герою... …Как разовьются дальнейшие события, пока, естественно, предсказать будет трудно. – Если я окажусь той куклой или тем пуделем, с которым хозяин года два-три поиграл-поиграл, а потом, когда настали трудные времена, бросил, для них, молодых, это станет крахом... – сказал как то Болат Атабаев, отвечая на вопрос журналиста о том, каким он видит будущее своего театра. И вот, похоже, этот момент настал. Бенефису уже не состояться, огни рампы медленно тухнут, и, собственно, опускается занавес… А заявленный в анонсе фурор, на деле оказался окончательным и бесславным провалом. Будем надеяться, в аблязовской режиссуре, конечно, а не в конкретной театральной деятельности нашего героя... А пока ясно одно: чтобы теперь и впредь не говорил Болат Атабаев, в чем бы не упорствовал, совершенно ясно, что благодаря ли материальным поощрениям, особенностям ли собственной "извечно бунтарской натуры", или перфекционисткой готовности быть "воинствующим диссидентом", пребывающим в "извечной оппозиции" всему и вся... – он был статистом в спектаклях гораздо более циничного и безнравственного "кукловода-постановщика". А слабое утешение в виде поощрительных премий от общественных организаций Германии, лишь становятся печальным напоминанием о некогда плодотворной театральной работе, променянной порой на откровенное кликушество и политиканство. Впрочем, ничей тайминг еще не закончился – кто-то должен ответить на вопросы суда, кому-то вероятно придется отбыть срок, а третьим вернуться к театральным постановкам и, возможно, отобразить этот кусок истории… Впрочем, жизнь самый привередливый и беспощадный режиссер. |