NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 13:54 ast
11:54 msk

"Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала"
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на пленарном заседании Августовского педагогического совещания работников образования Костанайской области
20.08.2012 / политика и общество

www.edu.gov.kz, 17 августа

Уважаемые участники совещания!
Уважаемые коллеги!
Я рад сегодняшней встрече на Костанайской земле.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с громкой победой наших спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне.
Здесь есть и заслуга Вашего земляка Ивана Дычко, который принес в копилку Казахстана бронзовую медаль.
Уважаемые коллеги!
В своей программной статье "Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда" Нурсултан Абишевич Назарбаев поручил придать новый импульс социальной модернизации, повышению конкурентоспособности страны, формированию интеллектуальной нации и общества всеобщего труда.
Это означает, что роль сферы образования, отвечающей за качество обучения, подготовки и воспитания молодых казахстанцев, возрастает в разы.
Сегодня я хочу обсудить поставленные перед нами задачи и определить стратегию дальнейшей работы.
Сразу подчеркну: главное – это акцент на достижение принципиально нового качества обучения.
Остановлюсь кратко на каждом уровне.
Дошкольное воспитание и обучение
Здесь продолжает успешно развиваться Программа "Балапан", которая дала дошкольному воспитанию большой рывок вперед, не имеющий аналогов в мировой практике.
Благодаря этой программе число дошкольных организаций увеличилось более чем на три с половиной тысячи.
Это позволило дополнительно охватить дошкольным воспитанием более 230 тысяч детей.
За два года рост охвата почти вдвое – с 36,2% в 2010 году до 65,4% в нынешнем – это в полтора раза больше среднемирового уровня (41%).
В ближайшие 3-4 года по этому показателю мы приблизимся к уровню развитых стран (около 80%), а к 2020 году превзойдем его (100%).
Сегодня люди поверили в реальную возможность получения места в детсадах и с момента рождения становятся в очередь, которая сейчас составляет более 360 тысяч детей (2010 г. – 297 тыс.).
Примечательно, что рост охвата дошкольным воспитанием идет у нас, невзирая на демографический рост населения – за последние 3 года рождаемость выросла на 4%, число дошкольников выросло с 1,75 млн. до 1, 97 млн.
Чтобы каждая семья могла контролировать очередность, разработана электронная госуслуга "Регистрация детей для направления в детсады" через Интернет и в ЦОНах.
Принципиальным продвижением стало внедрение в дошкольном воспитании подушевого финансирования – оно стало основой государственно-частного партнерства и обеспечило сильный рост частных дошкольных организаций.
Работу в этом направлении надо продолжить.
Очень серьезной задачей является совершенствование содержания, методологии и кадрового потенциала дошкольной подготовки.
Мировой опыт показывает, что в развитых странах идет переход от воспитания к дошкольному образованию.
Поэтому перед нами становится крайне важная задача – провести серьезный пересмотр содержания и методов дошкольной подготовки на базе личностно-деятельной парадигмы, разработать инновационные технологии, ориентированные на субъектную роль детей.
Такой подход потребует и подготовки новых педагогических кадров для системы дошкольного воспитания.
Работу в этом направлении мы уже начинаем.
И она даст весомый эффект в формировании по инициативе Главы государства интеллектуальной нации, обеспечит новый уровень подготовки завтрашних школьников.
Теперь о среднем образовании
Оно у нас буквально на острие реформ, призванных обеспечить новое качество образования.
Продвижение к этому мы ведем по ряду направлений.
Во-первых, это трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.
На этой основе мы приступили к коренному совершенствованию качественного состава педагогов.
При НИШ созданы Центры педагогического мастерства, сформировано АО "Өрлеу", в них по лучшей мировой практике – методике Кембриджского университета – начато принципиально новое повышение квалификации педагогов.
За 5 лет по 3-месячным программам будет переподготовлено 120 тысяч учителей.
По результатам переподготовки учителя будут получать существенно повышенную заработную плату.
Кроме этого, предусмотрено повышение квалификации педагогов новой формации в рамках международной стипендии "Болашак".
Коренным образом обновляется система подготовки учителей в вузах.
Существенно повышены требования к вузам, и уже сейчас из 89 вузов только 43-м мы разрешили подготовку кадров по педагогическим специальностям.
Повышен размер государственного гранта на педагогические специальности – он почти равен размеру гранта национальных университетов.
Во-вторых, идет интенсивное создание новых учебных мест.
Мы успешно завершаем программу "100 школ, 100 больниц" – последняя, 106-я школа откроет свои двери 1 сентября в п. Ильинка Акмолинской области.
В текущем году запущена новая программа строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение.
К 2015 году намечено строительство 522 новых школ.
Из них в текущем году будут построены 146.
Таких темпов у нас никогда прежде не было.
В-третьих, ведем работу по снижению разрыва между качеством обучения в городских и сельских школах.
Ведь более половины наших школьников (52%) обучаются в сельских школах.
Для этого внедряется проект электронного обучения – E-learning, который стартовал с прошлого года.
В текущем году к проекту подключаются почти 600 школ.
Мировой опыт показывает, что в странах, где уже успешно внедрено электронное обучение, успеваемость учащихся повысилась на 17-20%.
И у нас учителя отмечают улучшение активности учащихся на уроке.
На повышение качества образования направлен и ряд других новаций.
Начата работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков.
Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка.
Английский язык с первого класса осваивают учащиеся уже в 73 школах.
Справочно: На сегодняшний день полноценное обучение на английском языке осуществляется в 2 школах "Мирас", Международной школе общественного фонда "Фонд образования Нурсултана Назарбаева", 2 школы "Хэйлибери", 29 казахско-турецких лицеев, 6 "Назарбаев Интеллектуальные школы", 33 специализированных школах для одаренных детей.
С сентября следующего года эта практика будет внедрена повсеместно.
В ряде школ будет начата работа по изучению некоторых предметов на английском языке.
Для этого потребуется около 2 тысяч учителей английского языка начального образования, и это очень серьезная задача.
По поручению Главы государства разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, куда включен комплекс мер по модернизации организаций дополнительного образования.
Указанные меры позволят вывести среднее образование на качественно новый уровень.
Система ТИПО
Здесь накопился ряд существенных проблем.
Первое. Морально и материально устарело оборудование учебных мастерских.
Второе. Рынок труда и подготовка кадров были оторваны друг от друга.
Третье. Не была налажена межведомственная координация обеспечения экономики кадрами ТИПО.
Четвертое. Бизнес практически не участвовал в подготовке кадров.
Для решения этих проблем нами осуществлена полная перезагрузка системы.
Создана принципиально новая система управления ТиПО.
Сформированы Национальный совет под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова, 16 региональных и 14 отраслевых советов с активным участием работодателей.
В качестве системного оператора вовлечения работодателей в подготовку специалистов сформирован Холдинг "Кәсіпқор".
На его базе будут апробированы и затем распространены на всю систему ТиПО корпоративная форма управления с участием бизнеса, новые стандарты, международная аккредитация программ.
Кроме того, Холдингу будут переданы в управление межрегиональные центры в городах Атырау, Усть-Каменогорск, Шымкент и Экибастуз.
Мы уже значительно поменяли менталитет отраслевых министерств и компаний, повернули их лицом к вопросам развития ТиПО – это большое достижение.
В настоящее время отраслевыми министерствами разрабатываются отраслевые рамки квалификаций.
Разработаны профстандарты в нефтегазовой, сельскохозяйственной, туристской, машиностроительной отраслях по 118 профессиям.
До конца года будут разработаны профстандарты еще по 81 специальностям ФИИР.
Для обеспечения управления качеством подготовки кадров внедрена система независимой оценки присвоения квалификации выпускникам ТиПО.
Системой НОК охвачено в 2009 году – 65,2 тыс. чел., в 2012 году – 123,7 тыс. чел.
Теперь работодатели участвуют в разработке учебных программ, сами присваивают квалификации.
Предприняты серьезные шаги по улучшению материальной базы системы ТиПО.
За два предыдущих года на укрепление МТБ учебных заведений выделялось из РБ 600 млн.тг. ежегодно. В текущем году из РБ выделено 2425,0 млн.тг.
Мы приступили к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ "Самрук-Казына".
Такое поручение Глава государства дал на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана.
И сегодня импульс дальнейшего развития ТИПО четко определен.
Высшее образование
Здесь также есть ряд проблем.
Первое, В частности, назрела необходимость пересмотра структуры и содержания образования, а также системы вузов в соответствии с международным опытом, ликвидации разрыва между вузами и рынком труда, совершенствования системы приема в вузы, и т.д.
Для их решения нами осуществлены следующие меры.
Внедрены основные принципы Болонского процесса и осуществлен переход на трехступенчатую систему "бакалавр – магистр – доктор философии".
Теперь в стране одна степень – PhD и два присуждаемых государством ученых звания – ассоциированный профессор (доцент) и профессор.
В целях налаживания эффективных связей между работодателем, предприятием и вузом начинается создание независимой системы подтверждения квалификации выпускников вузов.
Одним из новых инструментов, облегчающих гражданам получить высшее образование, станет Государственная образовательная накопительная система (ГОНС).
Это новая возможность для всех родителей накапливать средства на обучение детей в высшей и профессионально-технической школе с получением процентных бонусов от государства.
В целях расширения общественного контроля за качеством образования мы начали вводить элементы корпоративного управления.
В четырех вузах начали функционировать наблюдательные советы – это первый шаг к переходу ведущих вузов к автономии.
Мы считаем, что введение корпоративного управления позволит снять многие болевые точки в системе образования и включить рыночные механизмы.
Сегодня успешно развивается Назарбаев Университет – абсолютно новый и уникальный проект мирового уровня, ориентированный на синтез трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций.
И нашей задачей является последовательное распространение и внедрение этой модели в систему высшего образования Казахстана.
Еще одно нововведение – с 2011 года впервые в истории нашего высшего образования начата государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом.
На это в прошлом году были выделены 200 млн. тенге, что позволило 300 магистрантам ведущих вузов выехать на семестр и учебный год в университеты Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ.
В 2012 году эта поддержка удвоена.
На основе новой классификации вузов начата серьезная оптимизация их сети.
Таким образом, вузовская система страны системно модернизируется для решения всех поставленных Главой государства задач.
Молодежная политика
В сфере молодежной политики мы концентрируем усилия на двух направлениях.
Первое, на повышении конкурентоспособности молодежи.
В таких крупных проектах как "Дорожная карта Бизнеса 2020", "Занятость 2020" и "Доступное Жилье 2020" особо подчеркнута роль молодежи.
В стране реализуются крупные общенациональные проекты такие как "Жасыл ел", "С дипломом в село", и "Молодежная практика".
Благодаря данным проектам нам удалось удержать уровень безработицы среди молодежи на уровне 4,7%.
По данным агентства Eurostat в марте 2012 года безработица в Еврозоне достигла уровня в 10,9%.
Самый высокий уровень безработицы сейчас у Испании – 24,1% и Греции – 21,7%.
Таким образом, созданы необходимые условия для трудоустройства молодежи, получения жилья и ведения собственного бизнеса.
Второе, на развитии гражданской активности. В результате проводимой работы за последние годы заметно усилилась активность участия молодежи в общественно-политической жизни страны.
Число членов молодежной организации Жас Улан превысило 700 тысяч.
По поручению Главы государства создан Комитет по делам молодежи, а в регионах соответствующие управления.
Разрабатывается Концепция молодежной политики.
Открытый также по поручению Президента страны научно-исследовательский центр "Молодежь" станет настоящим штабом изучения и прогнозирования проблем молодежи для их последующего решения.
Таким образом, большие подвижки идут и в сфере работы с молодежью.
Уважаемые коллеги!
В заключении о системе образования вашей области.
Не буду останавливаться на достижениях.
Их вы знаете лучше меня.
Более важно – определить болевые точки.
Первое. Остается низкой доля частных детсадов – 12,6%.
Здесь ваш показатель ниже республиканского уровня (18%).
Считаю, работу в данном направлении надо усилить.
Учитывая потенциал области, предлагаю рассмотреть возможность создания ведомственных детских садов.
Второе. Требует внимания решение проблем МКШ.
У вас большая доля сельских школ и особенно малокомплектных – 77% (по РК – 56,2%).
Существующих двух опорных школ явно недостаточно, здесь надо дополнительно поработать.
Третье. Снижение показателя ЕНТ (77,73, 2010 г. – 82,4) свидетельствует о наличии проблем в качестве школьного образования.
На общереспубликанском Августовском педсовете мы рассмотрим комплекс мер в данном направлении, которые надо будет системно внедрять и в вашей области.
Четвертое. Охват техническим и профессиональным образованием – 16,7% ниже среднереспубликанского (18%).
Над этой проблемой надо серьезно поработать, изучить спрос рынка труда и возможности населения.
Считаю, что много зависит от Регионального совета по вопросам подготовки кадров, и его работу в данном направлении требуется усилить.
Необходимо помнить, что вопрос состояния и развития ТиПО находится на постоянном контроле Главы государства.
Как видите, в системе образования модернизируются структура, содержание, появляются новые направления деятельности, внедряются самые передовые в мире технологии.
Все эти новации направлены на повышение качественного уровня казахстанского образования, приближение его к мировым стандартам.
Сегодня мы знаем свои проблемы, цели, и знаем, как их достичь.
Я уверен, что и впредь мы будем работать сообща и в полной мере реализовывать задачи, поставленные Главой государства.
Поздравляю вас с наступающим учебным годом.
Желаю вам творчества, оптимизма и вдохновения, умных и здоровых учеников!
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.08.2012
"Конституция Республики Казахстан – основа социальной модернизации общества и государства" 31.08.2012
В Атырау нуротановцы обсудят ситуацию в связи с коррупционными преступлениями, совершенными в области 31.08.2012
Рабочий график Главы государства 30.08.2012
Указ Президента Республики Казахстан 30.08.2012
Обращение парламентариев с призывом к избавлению от ядерного оружия 30.08.2012
Министр иностранных дел Е.Казыханов провел встречу федеральным министром иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле 30.08.2012
"Идти с народом, не жалея сил" 30.08.2012
Основной свидетель обвинения по делу об организации массовых беспорядков в Жанаозене заявил об оказываемом на него давлении со стороны защиты В.Козлова 30.08.2012
"Козловская" защита 30.08.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz