NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 21:11 ast
19:11 msk

Открылось пленарное заседание Республиканской августовской педагогической конференции
Б.Жумагулов: За годы независимости в два раза увеличилось количество школьников, обучающихся на государственном языке, и достигло 63%. В системе технического и профессионального образования количество обучающихся на государственном языке за 20 лет выросло в 2 раза. Контингент студентов высших учебных заведений составляет 54%
27.08.2012 / политика и общество

edu.gov.kz, 24 августа

В Центральном концертном зале "Казахстан" открылось пленарное заседание Республиканской августовской педагогической конференции "Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала".
На главный педсовет страны приехали более 2 000 учителей со всех регионов страны. С приветственным словом к участникам обратился Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Ербол Орынбаев.
На сегодняшнем Августовском форуме педагоги республики обсудили проблемы управления сферой образования, инновационные идеи и начинания в свете реализации положений программной статьи Главы государства – Лидера нации Н.А. Назарбаева "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда".
Выступая перед работниками образования, Министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов отметил: "В своей программной статье, посвященной идее формирования Общества Всеобщего Труда, Глава государства выдвинул ряд важных поручений для сферы образования. Это еще раз показывает огромное внимание, которое Лидер Нации уделяет решению социальных вопросов, сфере образования, учителям и молодежи".
– Наша страна входит в новый этап развития. Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана. Сегодня нам предстоит подвести итоги работы, выявить перспективы, проблемы и пути их решения, определить задачи на предстоящий год. Они должны быть синхронизированы со стратегическим курсом Главы государства Н.А.Назарбаева, целями развития страны, – сказал министр.
Августовская педагогическая конференция стала основной дискуссионной площадкой для профессионально-общественного обсуждения путей модернизации системы образования, ориентированной на развитие человеческого капитала. Здесь активно обсуждали механизмы совершенствования менеджмента в образовании, внедрения принципов корпоративного управления, формирования профессионального корпуса экспертов и менеджеров на всех уровнях образования.
Программная статья Главы нашего государства придала стимул и для объединения усилий неправительственного сектора и государства.
"Для нас, представителей НПО, это очень важный посыл. Пожалуй, нет ни одной сферы социально-экономического, общественно-политического развития страны, в которой бы не участвовали представители гражданского сектора. Сегодня государство и неправительственный сектор в Казахстане – равноправные партнеры, – сказала Светлана Галиева, директор Молодежного Медиасоюза Казахстана.
Свою оценку модернизации казахстанского образования дали и зарубежные гости форума.
– Казахстан всегда серьезно относился к образованию юных граждан, и поскольку глобальное пространство становится все более важным, международное образование, включающее в себя международные школы и университеты, несомненно, будет играть значимую роль в будущем этой прогрессивной страны,- отметил. Алистер Бартоломью, председатель Попечительского совета международной школы "HaileyburyAlmaty".
Участниками конференции выработаны рекомендации по развитию человеческого капитала в условиях модернизации системы образования, определены пути создания эффективной модели партнерства государства, частного сектора и профессионального сообщества педагогов и менеджеров образования.
В работе конференции приняли участие видные политики и общественные деятели, заместители акимов областей, начальники управлений образования областей, отделов образования городов и районов, директора организаций образования, директора департаментов по защите прав детей, по контролю в сфере образования; учителя, преподаватели, молодые специалисты, представители НПО и родительской общественности, международных организаций, работодатели, СМИ.
На 5-ти рабочих секциях конференции педагоги рассмотрели вопросы развития системы общего среднего образования в условиях социальной модернизации, повышения качества ТиПО как фактора конкурентоспособности Казахстана, перспективы развития высшего образования. Особое внимание было обращено на вопросы сотрудничества и сотворчества семьи, школы, общества.
В рамках конференции прошла выставка "Образование в Казахстане: достижения и инновации". На выставке представлены инновационные проекты вузов, колледжей, ИПК, школ, детских садов, организаций дополнительного образования.

----

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на августовской конференции работников образования "Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала" г.Астана, 24 августа 2012г.

Слайд-1
Уважаемый Ербол Турмаханович!
Уважаемые учителя и участники
августовского совещания!
Я очень рад встрече с вами на традиционном августовском совещании в преддверии нового учебного года.
Это – отчет об итогах прошедшего учебного года и важная интеллектуальная встреча, определяющая задачи перед новым учебным годом.
Слайд-2
Актуальность заповеди нашего великого народа "Невежда останется позади, обладающий знаниями достигнет цели" растет с каждым днем.
Свидетельством этому является особое внимание Главы нашего государства системе образования, его прямое шефство над ней как основой политики государственного развития.
Совсем недавно вы с особой ответственностью обсудили статью Главы государства, где он определил глобальный тренд социального развития.
Из 20 поручений статьи, в которой представлена Единая модель социального развития и пути ее претворения в жизнь, одна треть касается сферы образования и науки.
Мы уверены, что эти поручения успешно выполним, поскольку в рамках Государственной программы развития образования, которая является отправной точкой стратегического развития страны роста в ХХІ веке, осуществляется много мероприятий.
Уважаемые участники и гости конференции!
Дорогие коллеги!
Рад видеть вас в хорошем рабочем настрое перед началом нового учебного года.
Сегодня нам предстоит подвести итоги работы, выявить перспективы, проблемы и пути их решения, определить задачи на предстоящий год.
Они должны быть синхронизированы со стратегическим курсом Главы государства Н.А.Назарбаева, целями развития страны.
За последние два года мы выполнили ряд ключевых поручений Президента страны, реализовали принципиально новые идеи, которые продвигают нашу систему образования к мировым стандартам.
Но, как говорится, сделано много, а предстоит сделать еще больше.
Наша страна входит в новый этап развития.
Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана.
В своей программной статье, посвященной идее формирования Общества Всеобщего Труда, Глава государства выдвинул ряд важных поручений для сферы образования.
Это еще раз показывает огромное внимание, которое Лидер Нации уделяет решению социальных вопросов, сфере образования, учителям и молодежи.
Большая работа предстоит по каждому уровню образования.
Слайд-3
В дошкольном воспитании и обучении, как вы знаете, Президентом страны поставлена задача к 2020 году обеспечить 100%-ный охват нуждающихся детей.
Если в 2009 году охват составлял 36%, то в 2012 – 65,4% по стране, а в ряде регионов – даже до 90%.
Это – прорыв к созданию равных возможностей и формированию нового человеческого капитала.
Принципиальный шаг мы сделали, начав размещение госзаказа методом подушевого финансирования независимо от форм собственности.
Это послужило толчком для стремительного роста частных дошкольных организаций.
Мы провели анализ мировых тенденций, и он показал, что идет трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование.
Странами "большой семерки" его основой в XXI веке определено раннее обучение детей.
Это обусловлено доказанной сензитивностью дошкольного возраста для всестороннего развития, в том числе творческого потенциала ребенка.
В США, Великобритании, ФРГ такое развитие уже активно реализуется.
Поэтому нам необходимо критически пересмотреть содержание и методы дошкольного обучения и воспитания.
Они должны основываться на личностно-деятельностной парадигме, технологиях, ориентированных на субъектную роль детей.
Для такой модели мы должны подготовить новое поколение педагогов дошкольного образования.
Новая система должна включить в себя и активный механизм взаимодействия с родителями.
Они на данном этапе наиболее мотивированы к процессу воспитания своих детей, и здесь надо закладывать фундамент участия родителей во всех уровнях образования.
Слайд-4
Сфера среднего образования сегодня, образно говоря, находится на острие реформ.
Здесь мы проводим ряд кардинальных мер.
Первое. Благодаря поддержке Главы государства активно формируется современная образовательная инфраструктура.
Только в этом году в действие вводится 146 новых школ, а до 2015 года будет построена 522 школы.
Это уникальные темпы в странах СНГ.
К примеру, Россия, которая в 10 раз больше по населению, в этот период планирует строить только 670 школ, так что мы идем быстрее почти в 10 раз.
И это очень важно для предстоящего перехода на 12-летнее обучение.
Слайд-5
Второе. Мектептің жүрегі – мұғалім, білікті ұстаз.
Поэтому одна из самых важных задач – повышение имиджа профессии и статуса педагога.
Данная работа идет по трем направлениям:
– Первое: достойная оплата труда учителей.
Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе.
Это равнозначно двух- или даже трехкратному повышению по сравнению с сегодняшним уровнем.
Уже год, как учителя получают новые надбавки к зарплате в соответствии с их категориями, и такой подход будет развиваться.
– Второе направление: радикально повысить квалификацию учителей.
Здесь, во-первых, предстоит коренным образом обновить систему подготовки учителей в вузах.
Во-вторых, согласно поручению Главы государства, с 2012 года кардинально перестроена система повышения квалификации педагогов.
Ее модернизация проводится на основе мирового опыта Центром педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальных школ и Национальным центром повышения квалификации "Өрлеу".
Это важная часть выполнения поручения Президента страны о трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.
Они не просто школы – здесь мы собрали самый лучший педагогический коллектив, прошедший высококлассную подготовку мирового уровня.
Это существенно поднимет статус учителя.
А учителя новой формации станут движущей силой реформирования среднего образования.
В настоящее время курсы повышения квалификации третьего уровня уже прошли 286 тренеров и 3043 учителя.
За предстоящие пять лет планируется повышение квалификации более 120 тысяч учителей, и они в соответствии с новыми квалификационными категориями будут получать доплату от 30 до 100 процентов от заработной платы.
И самое главное.
Эти учителя, освоившие совершенно новое педагогическое мышление, лучшую мировую практику, составят ту "критическую массу", которая будет способна полностью изменить менталитет нашей средней школы и вывести ее на принципиально новый уровень образовательных услуг.
Наряду с этим будем принимать и новые меры по повышению качества директорского корпуса средних школ.
– Третье направление: системное повышение общественного имиджа педагогических профессий.
Такая работа уже начата – через СМИ, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с НПО, родителями, работодателями и т.д.
Вы это знаете.
Слайд-6
Особый акцент Президент страны делает на коренном изменении учебно-воспитательного процесса в среднем образовании.
Актуальность данной задачи подтверждается результатами ЕНТ этого года, где показатели оказались намного ниже, чем в прошлом году.
Более 36% участников не прошли "пороговый" уровень, а в прошлом году – только около 10%.
В чем причина?
Во-первых, усилены требования к организации и проведению ЕНТ – это обеспечило гораздо более объективное и справедливое тестирование.
Во-вторых, модифицировано содержание тестов, в них включены задания не только на уровне "узнавания" и "запоминания", но и логические, требующие мыслительной деятельности.
И эти логические задания вызвали наибольшие затруднения – к примеру, только по математике на них не смогли ответить более 63% выпускников.
Все это объективно показывает недостаточный уровень качества школьного образования.
Поэтому нам необходимо определить глубинные причины и принять адекватные меры по целому ряду направлений.
Во-первых, пора прекращать "зубрежку" ответов на тесты прошлых лет.
Сегодня такой зубрежкой в старших классах зачастую подменяется системное изучение предметов.
Это недопустимо, так как нарушает ГОСО и в корне подрывает качество обучения.
Данный подход уже не срабатывает на новых тестах, и он должен быть решительно изжит.
Во-вторых, надо повысить качество стандартов образования и школьных учебников.
Глава государства в своей программной статье справедливо критикует отечественные учебники, в том числе по истории.
Действительно, учебник не удовлетворяет потребности ученика.
Мы должны приложить все усилия для формирования ученика как личности, гражданина и патриота через современное историческое знание.
Безусловно, без формирования гражданского и национального сознания наши потомки не могут стать опорой независимого государства.
Учебники готовятся по устаревшей методологии.
Отсюда – содержание в них только готовой информации, отрыв от современных технологий, перехода к компетентностному подходу.
Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение?
Поэтому на базе личностно-деятельностной методологии надо пересмотреть содержание образования и основы ГОСО.
Главные компоненты стандартов образования: содержание и педагогическая квалиметрия.
И то, и другое у нас уже давно не совершенствовалось.
Передовыми странами давно разработаны новые подходы, позволяющие реализовать "субъкт-субъектную" модель обучения.
Нам надо использовать этот опыт.
Необходимо внедрение педагогических технологий, ориентированных на результат и создание среды "погружения".
Только тогда методическая система будет реально ориентирована на компетентностный подход, функциональную грамотность и развитие субъектной роли школьников, студентов и педагогов.
С учетом вышеизложенного, поручаю:
1) Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина: обосновать требования к содержанию образования и разработке ГОСО в соответствии с мировым опытом и на этой основе разработать учебный план и программы 12-летнего образования.
2) Республиканскому научно-практическому центру "Учебник" разработать новые дидактические требования к подготовке и экспертизе учебников, учебных программ и внедрить их в практику.
3) Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина и Республиканскому научно-практическому центру "Учебник":
– на основе новой парадигмы разработать и внедрить программы, учебники и пособия по "Истории Казахстана";
– научно обоснованно определить содержание и разработать учебные программы, учебники и методику изучения предметов "Краеведение", "Основы акмеологии", "Казахстанское право" для учебных заведений всех уровней.
В-третьих, надо разработать более эффективную систему оценивания качества знаний в школе.
До сих пор в наших школах используется устаревшее понятие "качество обучения" как процентное отношение количества учеников, получивших "4" и "5", к их общему числу.
Слайд-7
В мировой же практике качество оценивается по конкретным критериям, определенным на основе таксономии целей:
Знание → понимание → применение → систематизация и обобщение
А наши учителя порой даже не подозревают, что своими отметками "отлично" оценивают только нижний уровень знаний из данной иерархии качества.
В современных учебниках отсутствует система уровневых заданий, способствующих переходу от низших уровней качества к более высоким.
Поэтому не удивительно, что ученики на ЕНТ не смогли решить логические задачи.
Отсюда следует также главная причина отставания наших учащихся в PISA, занявших 58-е место среди 65 стран.
Наличие системы уровневых заданий является и главным условием формирования функциональной грамотности учащихся.
В связи с этим поручаю:
1) Ректорам педвузов: ввести в программы систему оценивания, основанную на критериях, применяемых в "Назарбаев Интеллектуальных школах", и обучать основам педагогической квалиметрии в соответствии с мировым опытом.
2) Национальному центру тестирования, Национальному центру образовательной статистики и оценки освоить способы оценивания, основанные на конкретных критериях, и кардинально перестроить работу в этом направлении.
3) Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, РНПЦ "Учебник", Национальному центру тестирования на научной основе разработать и внедрить систему многоуровневых упражнений и заданий для контрольных работ (в том числе для тестовых форм), включающих все уровни качества знания на основе таксономии целей.
В-четвертых, надо последовательно подтягивать качество обучения в массовых школах к школам, дающим элитное образование.
Школы нового типа являются основной движущей силой развития качества знаний, однако, их всего 5%.
Поэтому приближение дидактического потенциала всей сферы среднего образования к школам нового типа является очень актуальной задачей.
В мировой практике эта проблема решается путем перехода от "внешней дифференциации" с углубленным изучением предметов к "внутренней дифференциации", предусматривающей соответствие содержания таксономии целей.
Такой подход надо использовать и нам.
Еще один важный момент – внедрение в школах элементов корпоративного управления, как это принято в школах развитых стран и Назарбаев Интеллектуальных школах.
Сейчас в большинстве школ уже созданы Попечительские советы, но они работают по старинке, как родительские комитеты.
Поэтому надо выработать и законодательно закрепить серьезные полномочия таких советов, чтобы они играли весомую роль в контроле качества обучения, в назначении руководства школ и т.д.
Это серьезное поручение Департаментам дошкольного и среднего образования и правового обеспечения и госзакупок.
Слайд-8
Наряду с этим эффективным механизмом роста качества является введение электронного обучения.
Для расширения интерактивных и дистанционных форм обучения в школах начат процесс внедрения электронного обучения (e-learning).
К данному проекту подключена 581 организация.
В 2013 году проектом будут охвачены 926 организаций, а к 2020 году – 90% школ.
На этой основе надо системно совершенствовать концепцию e-learning.
Слайд-9
Также полагаю необходимым распространить опыт создания Интернет-ресурса Назарбаев Интеллектуальные школы на основе проектов "Виртуальная школа", "Онлайн уроки и семинары", организовать интерактивные олимпиады, учебные турниры, интеллектуальные соревнования.
Департаменту стратегического планирования и информационных технологий поручаю: расширить использование интерактивных форм обучения в рамках проекта e-learning, разработать специальную программу онлайн обучения и внедрить их в учебный процесс, начиная с 2013-2014 учебного года.
Слайд-10
Следующий вопрос – низкий уровень квалификации и исполнения профессиональных обязанностей учителями.
В соответствии с законодательством учителя обязаны обеспечить качество образовательных услуг, адекватное требованиям ГОСО.
Поэтому ответственность за учеников, не преодолевших пороговый уровень ЕНТ, несут и учителя с недостаточным уровнем квалификации.
Это характеризует и слабую работу администрации школ, отделов образования районов, городов и областных департаментов образования.
В данной связи поручаю: Департаменту дошкольного и среднего образования совместно с областными департаментами образования всесторонне обсудить результаты ЕНТ каждого региона и принять соответствующие меры, разработать и реализовать план мероприятий по улучшению качества образования.
Слайд-11
Для роста качества и конкурентоспособности среднего образования необходимо продолжить работу по внедрению полиязычия.
С 2013-2014 учебного года начнется обучение английскому языку с первого класса.
Поэтому, в первую очередь, нужно выявить потребность в учителях английского языка для первоклассников.
Также необходимо на научной основе разработать учебники и УМК по английскому языку.
Необходимо уже сегодня начать работу по переподготовке учителей английского языка.
Хочу отметить, что определенный опыт по данному вопросу накоплен в школах нового типа и в ряде частных школах страны.
Родители выбирают элитные школы в основном из-за раннего обучения детей английскому языку.
В целях реализации поручения Главы государства о внедрении полиязычного образования в Казахстане осуществляются системные мероприятия.
Главная при этом задача – обеспечить конкурентоспособность нации и эффективное вхождение государства в мировую систему развитых стран.
Это даст возможность широкого доступа наших учащимся к лучших учебникам на государственном языке и мировым образовательным ресурсам и знаниям, в том числе и в рамках системы "е-learning".
Отмечу, что 90% всей информации в системе электронного поиска – на английском языке.
Более двух третей жителей развитых стран свободно владеют английским языком.
Например, в Нидерландах – 87%, Швеции – 85%, Финляндии – 60%, Германии – 51%.
В последнее время в прессе увеличилось количество однобоких критиков по данному вопросу.
Они противопоставляют изучение английского языка изучению государственного.
Это неправильно.
Расширяется сфера обучения казахскому языку, ежегодно увеличивается количество организаций с государственным языком.
По сравнению с 2000 годом в пять раз увеличилось детских садов на государственном языке. Их количество составляет 55%.
За годы независимости в два раза увеличилось количество школьников, обучающихся на государственном языке, и достигло 63%.
В системе технического и профессионального образования количество обучающихся на государственном языке за 20 лет выросло в 2 раза.
Контингент студентов высших учебных заведений составляет 54%.
В соответствии с поручением Главы государства к 2020 году все выпускники школ будут свободно владеть государственным языком.
Наши предки оставили для нас мудрость – "Знай языки семи народов, знай семь различных знаний".
Значит, этому доброму начинанию нужно оказать поддержку всем обществом.
Слайд-12
Для всестороннего развития одаренности, творческого начала детей министерство количественно и качественно развивает систему дополнительного образования.
Численность детей, занятых в данной системе, сегодня составляет 21,8% от общего количества.
Недавно, в день столицы, Президентом страны был открыт уникальный Дворец творчества школьников, где будут заниматься более 6 тыс. детей.
Данный центр не имеет аналогов в странах СНГ.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности предусмотрены меры по дальнейшему наращиванию дополнительного образования.
Одной из важнейших задач является физическое воспитание детей и укрепление их здоровья.
Мировая практика показывает, что физическая культура и спорт выполняют возложенные на них социальные функции при охвате населения спортивными услугами не менее чем на 30%.
К сожалению, в Казахстане данный показатель не достигает даже 20%.
27 июня текущего года была проведена Коллегия нашего Министерства по вопросам дальнейшего развития физической культуры и массового спорта, где выработаны соответствующие меры.
Подводя итоги по среднему образованию, хочу привести суждения преподавателей Кембриджского университета, проводивших курсы повышения квалификации, о проблемах нашего образования.
Они созвучны с вышесказанными и касаются всех уровней образования.
Итоги переподготовки учителей показали наличие следующих проблем:
1. Необходимость переосмысления таких основополагающих вопросов, как: философия образования; взаимоотношения ученик – ученик, ученик – учитель; исследовательская работа учителя; ориентированность обучения на практику.
2. Неготовность казахстанских учителей к исследовательской работе в классе, отсутствие у них знаний методологии практических исследований.
3. Необходимость:
– повышения компетентности учителей и мотивации детей к обучению;
– создания творческой атмосферы в коллективе;
– повышения заинтересованности учителей в активном профессиональном общении.
4. В методической подготовке учителя и его практической работе теряется субъектная роль обучающегося.
5. Крайне низкая функциональная грамотность слушателей в использовании ИКТ, неготовность к работе в сетевом преподавательском сообществе.
Поэтому Департаменту дошкольного и среднего образования, Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина поручаю: всесторонне проанализировать выводы преподавателей Кембриджа и учесть в работе по модернизации методической системы среднего общего образования.
Уважаемые учителя!
Глобализация всех сфер жизни ускоряет внедрение инновационных подходов в практику.
Уже началась смена парадигмы "образование = обучение" на парадигму "образование = становление", то есть становление человека, его саморазвитие, самооформление в личность.
В связи с этим в мире начался процесс перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.
Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, учет возможностей каждого конкретного человека и содействие его самореализации и развитию.
Смена парадигмы способствовала в развитых странах началу процесса перехода от рациональной модели школы к феноменальной модели.
Таким образом, наш переход от традиционной модели школы к рациональной, обеспечивающей функциональную грамотность, должен быть дополнен и переходом на феноменальную модель.
Такой "тройной прыжок" можно осуществить, опираясь на инновационный потенциал Назарбаев интеллектуальных школ и транслируя его на всю систему среднего образования.
Слайд-13
Теперь о сфере технического и профессионального образования.
Для внедрения лучшего мирового опыта в сфере ТиПО образован холдинг "Кәсіпқор".
Он координирует создание принципиально новой инфраструктуры ТиПО: Межрегиональных центров и колледжей мирового уровня.
Эти центры и колледжи станут "локомотивами" реформирования сферы ТиПО, через них будет осуществлена трансляция лучшего опыта Германии, Англии, США, Сингапура и других стран.
Стратегия "Кәсіпқор" состоит в переходе от имитации производственной среды в учебных заведениях к дуальной системе обучения – в основном на предприятиях.
Принципиальным является вопрос привлечения производственного бизнеса в сферу ТиПО.
Для этого нами внедрена межведомственная модель управления ТиПО на национальном, отраслевом и региональном уровнях.
Благодаря работе отраслевых и региональных советов сегодня на местах подписано и реализуется более 17 тысяч договоров между предприятиями и учебными заведениями.
Предоставлено 132 тыс. рабочих мест для прохождения практики, выделено более 3 тысяч стипендий от работодателей, 1266 преподавателей стажируются на производстве.
Нами разработаны конкретные меры привлечения молодежи к получению профессионально-технического образования и к участию в программе индустриализации.
Сегодня подготовка кадров ТиПО уже идет с учетом кадровой потребности в рамках ГПФИИР.
Совместно с Минтрудом и МИНТ-ом определены кадровые потребности проектов этой госпрограммы.
По прогнозам, потребность проектов ФИИР до 2014 года составляет примерно 106,5 тысяч человек.
В подготовке кадров для данных проектов уже задействованы 543 организации ТиПО и 34 вуза.
За намеченные сроки будет выпущено свыше 224 тысяч специалистов ТиПО, 245 тысяч – из вузов.
По 13 отраслям индустриализации и по всем регионам разработаны карты обеспечения кадрами.
Этот пример синхронизации должен учитываться и распространяться на всю систему образования.
По опыту ведущих стран мира у нас формируется Национальная квалификационная система.
В этой связи наше министерство инициировало внесение в Трудовой кодекс новой главы по разработке профстандартов работодателями.
За счет займа Всемирного банка мы сегодня поддерживаем разработку первых профстандартов по 147 приоритетным специальностям ФИИР.
Нам удалось изменить менталитет работодателей и МИО – достигнут консенсус о том, что подготовка качественных кадров – общая задача.
Профессиональные стандарты уже разработаны в нефтегазовой, туристической, сельскохозяйственной, машиностроительной отраслях по 118 квалификациям.
Еще одна задача ТиПО – разработка и внедрение новой системы оценки и контроля качества.
Все эти нововведения в комплексе должны вывести качество профтехобразования на более высокий уровень.
Департаменту технического и профессионального образования поручаю: Разработать и внедрить в практику нормативно-правовую, содержательно-методическую основу модернизации ТиПО посредством дуальной системы.
Слайд-14
Нашего пристального внимания требует и дальнейшая модернизация высшего образования.
На недавнем Евразийском форуме лидеров образования отчетливо прозвучало, что мы идем в ногу со временем, осваиваем самый передовой мировой опыт.
О ключевых вопросах развития нашей высшей школы я там говорил достаточно подробно, и сейчас хочу подчеркнуть ряд базовых моментов, которые актуальны для всех нас.
Самое главное – нам удалось выстроить такую систему высшего образования в Казахстане, которая сейчас развивается полностью в русле важнейших мировых тенденций.
В их числе – интеграция и интернационализация систем образования стран мира, продвижение к автономии университетов, их независимая аккредитация, международная мобильность обучающихся, преподавателей, знаний и инноваций, эффективный синтез триады "наука – образование – инновации", образование через всю жизнь и другие.
В русле этих тенденций по поручению Главы государства начата работа по оптимизации сети вузов.
До конца года будут оптимизированы 20, а в следующем году – 10 вузов, не соответствующие современным требованиям.
Слайд-15
Для расширения академической мобильности вузами заключены около 8 тысяч договоров с зарубежными партнерами, а 17 организаций имеют договора с вузами, входящими в мировые рейтинги.
Такое сотрудничество необходимо развивать и в научно-инновационной деятельности.
Ведущие вузы должны перестраивать работу на примере нашего флагмана – Назарбаев Университета, интегрировать образование, науку и инновации.
Мало сказать, что это университет мирового уровня – он аккумулирует в себе самое лучшее, что предлагает мировая практика, "сливки" опыта всех ведущих вузов планеты.
И по этому по определению занимает лидерские позиции.
Еще одна задача – повысить эффективность системы независимой аккредитации вузов.
Созданный Национальный реестр аккредитационных агентств, включающий 2 казахстанских и 4 зарубежных агенства, должен стать действенным механизмом повышения качества.
Одним из ведущих мировых трендов в высшем образовании является все большее распространение английского языка, обучение в вузах на этом языке.
Это основа не только мобильности и мировой интеграции, но и коммерческой значимости, конкурентоспособности высшей школы страны.
Переход казахстанских вузов на полиязычие уже начат на пилотной основе.
На первом этапе это будут определенные специальности в отдельных вузах, а по мере наработки опыта и кадрового резерва данная практика будет расширяться.
Здесь не должно быть никакого формализма – такие вузы должны стать настоящими "лоцманами" для продвижения всей высшей школы к полиязычию.
С целью повышения качества подготовки педагогов поручаю департаменту высшего и послевузовского образования активизировать работу по созданию совместных программ по педагогическим специальностям с вузами Европы и США.
Должен отметить, что наш ректорский корпус и вузы уже системно ориентированы на повышение качества образовательных услуг и, образно говоря, готовы "пойти на абордаж" самых передовых в мире технологий подготовки специалистов.
И в этом деле надо постоянно держать руку на пульсе перемен, всего нового и прогрессивного.
На Евразийском форуме прозвучало много очень интересных выступлений корифеев зарубежного образования, и их идеи надо брать на вооружение.
Слайд-16
Уважаемые коллеги!
С целью исполнения поручений Главы государства в сфере молодежной политики проделана определенная работа.
Во-первых, подготовлен проект Концепции государственной молодежной политики до 2020 года.
Он, в первую очередь, направлен на поддержку категорий молодежи, которые долгое время оставались за бортом: рабочей, сельской, маргинальной молодежи, оралманов, людей с ограниченными возможностями.
Во-вторых, для реализации Концепции до конца текущего года будет обновлено законодательство по вопросам молодежной политики.
В законопроекте предусмотрены принципиально новые меры социальной поддержки молодежи, в том числе молодых специалистов.
В-третьих, принято решение о создании Комитета по делам молодежи и управлений молодежной политики в областях и г. Астане.
Президент страны поручил Акимам областей, гг. Астаны и Алматы лично возглавить региональные Советы по делам молодежи.
Такое решение поднимает статус данных Советов на качественный уровень.
Четвертое. Остро ощущается недостаток экспертно-аналитического обеспечения молодежной политики.
В этой связи на базе Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева создается научно-исследовательский центр "Жастар".
Слайд-17
Накануне нового учебного года хочу проинформировать вас еще об одном новшестве.
С 2015 учебного года будет внедрен метод подушевого финансирования в среднее, техническое и профессиональное образование.
Анализ опыта по финансированию сферы образования США, Швеции, Канады, Дании и других стран показывает эффективность данного подхода.
Сегодня уже начата расчетная апробация подушевого финансирования среднего образования в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях.
А в сфере ТиПО – в Акмолинской и Павлодарской областях.
Разработаны Правила и методика финансирования, в которой за основу положена формула: "деньги следуют за учеником".
Основная цель – стимулирование рыночных процессов развития школы, стремления к постоянному повышению качества и конкурентоспособности.
Количество будет переходить в качество, так как ученика можно заинтересовать только через предоставление качественных образовательных услуг.
Слайд-18
Для повышения доступности образовательных услуг разработан механизм государственной образовательной накопительной системы.
Эта система предоставит возможность каждому гражданину накапливать средства для оплаты обучения ребенка в вузах и колледжах в будущем.
Ее внедрение начнется до конца текущего года.
Обращаю ваше внимание на то, что в обществе и отдельных СМИ все еще есть определенное недопонимание настоящей роли ГОНС.
Поэтому вы должны еще активнее разъяснять ее суть, ни в коем случае нельзя противопоставлять ГОНС системе государственных грантов – наоборот, они будут развиваться совместно, и только расширять возможности казахстанцев в доступе к образованию.
Слайд-19
Уважаемые работники образования!
Быть конкурентоспособным в условиях глобализации требует от нас мобильности во внедрении самых передовых новаций в мире.
Однако, внедрение любого новшества в практику –сложный процесс.
На этом пути встречаются и ярые противники всяческих новшеств – их особенно много в нашей сфере, считающейся "консервативной".
С другой стороны, немало и граждан, дающих дельные советы и ценные предложения.
Это естественно, так как проблемы образования касаются каждой семьи и каждого гражданина.
Поэтому каждый руководитель организации образования, каждый педагог в своей работе должны постоянно прислушиваться к общественному мнению.
Это особенно важно сейчас, когда идет процесс коренного обновления системы образования.
Уважаемые коллеги!
Главный результат нашей работы – воспитание молодого поколения, которое станет светлым будущим нашей независимой страны.
Успехи в образовании – это достижения в науке, а достижения в науке – родник инновационного развития.
То, что наша страна может стать конкурентоспособным государством через воспитание качественного высокообразованного поколения – это аксиома, которая не требует доказательств.
Также бесспорно, что поколение, получившее качественные знания, является основой формирования интеллектуальной нации.
Уважаемые коллеги!
Основная тенденция развития образования в современном мире связана с возрастанием значимости человеческого капитала.
В развитых странах он составляет 70-80% национального богатства.
Поэтому сфера образования должна стать стратегической точкой роста для страны в XXI веке.
Этого требует от нас Президент страны Н.А.Назарбаев.
Поздравляю вас с наступающим учебным годом!
С новым учебным годом мы связываем большие надежды на грядущие успехи в сфере образования.
Пусть каждый педагогический коллектив найдет эффективные пути воплощения новых идей для дальнейшего развития.
Желаю вам творчества, оптимизма и вдохновения, способных и благодарных учеников!
Слайд-20
Благодарю за внимание!

--

Министр образования и науки РК озвучил основные причины плохих результатов ЕНТ текущего года
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Сегодня глава Министерства образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на августовской конференции работников образования в Астане назвал основные причины плохих результатов ЕНТ текущего года.
"Более 36% участников не прошли пороговый уровень. А в прошлом году – только около 10%. В чем причина? Во-первых, усилены требования к организации и проведению ЕНТ – это обеспечило гораздо более объективное и справедливое тестирование. Во-вторых, модифицировано содержание тестов. В них включены задания не только на уровне узнавания и запоминания, но и для логической мыслительной деятельности. И эти логические задания вызвали наибольшие затруднения – к примеру, только по математике на них не смогли ответить более 63% выпускников", – сказал Б.Жумагулов.
По мнению министра, все это объективно показывает недостаточный уровень качества школьного образования.

----

Ответственность за учеников, не прошедших ЕНТ, несут учителя c низкой квалификацией – глава МОН РК
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Ответственность за учеников, не преодолевших пороговый уровень ЕНТ, несут и учителя с недостаточным уровнем квалификации.
Такое заявление сделал министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на проходящей в Астане августовской конференции работников образования "Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала".
"Это характеризует и слабую работу администрации школ, отделов образования районов, городов и областных департаментов образования", – сказал Б. Жумагулов.
Министр поручил департаменту дошкольного и среднего образования совместно с областными департаментами обсудить результаты ЕНТ каждого региона, разработать и реализовать план мероприятий по повышению качества образования.

-----

Мы должны критически пересмотреть содержание и методы дошкольного обучения и воспитания – министр образования и науки РК
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

В Казахстане необходимо критически пересмотреть содержание и методы дошкольного обучения и воспитания. Об этом на августовской конференции работников образования Казахстана сказал министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.
"Мы провели анализ мировых тенденций, и он показал, что идет трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование. Странами "большой семерки" его основой в 21 веке определено раннее обучение. Это обусловлено доказанной всем эффективностью дошкольного возраста для всестороннего развития, в том числе творческого потенциала ребенка", – сказал министр.
По его словам, в США, Великобритании и Германии такое развитие уже активно реализуют. Поэтому в Казахстане необходимо критически пересмотреть содержание и методы дошкольного обучения и воспитания.
"Дошкольное обучение и воспитание должны основываться на личностно-деятельностной парадигме, технологиях, ориентированных на субъектную роль детей. Для такой модели мы должны подготовить новое поколение педагогов дошкольного образования. Новая система должна включать в себя и активный механизм взаимодействия с родителями", – отметил Б.Жумагулов.
По словам главы МОН, на данном этапе родители наиболее мотивированы в процессе воспитания своих детей.

-----

До 2014 года в Казахстане будет подготовлено 224 тысячи специалистов с профессионально-техническим образованием – МОН РК
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

До 2014 года в Казахстане будет подготовлено 224 тысячи специалистов с профессионально-техническим образованием.
Об этом сообщил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на Августовской конференции работников образования, проходящей в Центральном концертном зале "Казахстан" в Астане.
"По прогнозам, потребность проектов ГПФИИР до 2014 года составляет примерно 106,5 тысячи человек. В подготовке кадров для данных проектов уже задействованы 543 организации ТиПО и 34 вуза", – сказал Б.Жумагулов.
Министр отметил, что по 13 отраслям индустриализации и по всем регионам разработаны карты обеспечения кадрами. Он подчеркнул, что этот пример синхронизации должен учитываться и распространяться на всю систему образования.

-----

Попечительские советы должны стать новой, прогрессивной формой управления школами – вице-премьер РК Е.Орынбаев
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Попечительские советы должны стать новой, прогрессивной формой управления школами.
Такое мнение высказал вице-премьер РК Ербол Орынбаев на августовской конференции работников образования, проходящей в Центральном концертном зале "Казахстан".
"Мы создаем попечительские советы школ, доля таких школ составляет более 36 процентов. Сегодня основным направлением их деятельности является оказание помощи школам в проведении социально-культурных мероприятий, через финансовую поддержку. Но по своему содержанию попечительские советы должны стать новой, прогрессивной формой управления школами", – сказал Е.Орынбаев.
По его словам, в перспективе попечительские советы будут определять стратегию развития школ, осуществлять назначение на ключевые должности, контролировать финансовую деятельность школ. В состав попечительских советов должны включаться представители от родителей, неправительственных организаций, бизнеса, учителей. Это усилит прозрачность работы учебных заведений, повысит их подотчетность перед обществом.

-----

Министр образования и науки РК признал низкое качество подготовки казахстанских учебников
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Казахстанские учебники готовятся по устаревшей методологии, заявил сегодня на Августовской конференции работников образования министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.
"Глава государства в своей программной статье справедливо критикует отечественные учебники, в том числе по истории. Действительно, учебники не удовлетворяют требованиям. Они готовятся по устаревшей методологии. Отсюда – содержание в них только готовой информации, отрыв от современных технологий, нет перехода к компетентностному подходу. Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение? Вообще не понимаю!", – сказал министр.
В связи с этим, Б.Жумагулов сегодня поручил Республиканскому научно-практическому центру "Учебник" и Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина разработать новые дидактические требования к подготовке и экспертизе учебников, на основе новой парадигмы разработать и внедрить программы, учебники и пособия по "Истории Казахстана", научно обоснованно определить содержание и разработать учебные программы, учебники и методику изучения предметов "Краеведение", "Основы акмеологии", "Казахстанское право" для учебных заведений всех уровней.

-------

Руководство школ смогут назначать попечительские советы – глава МОН РК
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Во всех школах Казахстана необходимо внедрить попечительские советы, которые, благодаря законодательному закреплению полномочий, смогли бы контролировать качество обучения и участвовать в назначении руководства учебных заведений.
Об этом сегодня на конференции работников образования сказал министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.
"Еще один важный момент – внедрение элементов корпоративного управления, как это принято в школах развитых стран и Назарбаев Интеллектуальных школах. Сейчас в большинстве школ уже созданы попечительские советы, но они работают по старинке, как родительские комитеты. Поэтому надо выработать и законодательно закрепить серьезные полномочия таких советов, чтобы они играли весомую роль в контроле качества обучения, в назначении руководства школ и так далее", – отметил министр.

-----

Перед нами стоит задача сделать общество сторонником реформ, происходящих в образовании – Б.Жумагулов
АСТАНА. 24 августа. КАЗИНФОРМ

Перед нами стоит задача сделать общество сторонником реформ, происходящих в образовании. Такое заявление сделал министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на первом заседании Совета по связям с общественностью в области образования в гостинице "Рэдиссон".
Министр отметил, что в Казахстане будет создана система попечительских советов на всех уровнях образования. Попечительские советы должны стать действенным инструментом общественного контроля и управления образованием.
Б.Жумагулов также подчеркнул, что важным вопросом является повышение статуса и престижа учителя как основной фигуры образовательного процесса. Совет по связям с общественностью может принять участие в работе по выявлению проблемных вопросов в этой сфере, а также в разъяснении сути и целей проводимых реформ в системе образования.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.08.2012
"Конституция Республики Казахстан – основа социальной модернизации общества и государства" 31.08.2012
В Атырау нуротановцы обсудят ситуацию в связи с коррупционными преступлениями, совершенными в области 31.08.2012
Рабочий график Главы государства 30.08.2012
Указ Президента Республики Казахстан 30.08.2012
Обращение парламентариев с призывом к избавлению от ядерного оружия 30.08.2012
Министр иностранных дел Е.Казыханов провел встречу федеральным министром иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле 30.08.2012
"Идти с народом, не жалея сил" 30.08.2012
Основной свидетель обвинения по делу об организации массовых беспорядков в Жанаозене заявил об оказываемом на него давлении со стороны защиты В.Козлова 30.08.2012
"Козловская" защита 30.08.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz