NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:51 ast
22:51 msk

Барьер на пути социальной модернизации
Проблема массового высвобождения работников, с которой столкнулась Атырауская область, стала проверкой способности региональной и общенациональной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни и целями социально-экономического развития
17.09.2012 / политика и общество

Талгат Ибраев

Предложенная президентом Казахстана стратегия социальной модернизации в качестве ключевого фактора развития страны предполагает формирование гибкого рынка труда, быстро адаптирующегося к потребностям национальной экономики.
Однако сложившаяся на сегодняшний день во всех регионах Казахстана практика обеспечения социальной стабильности путем предотвращения массовых увольнений ведет к тому, что рынок труда фактически отсутствует вообще, а отказ от связанной с увольнениями оптимизации компаний ведет к искусственной занятости.
Один из вызовов, с которыми уже сегодня сталкивается Казахстан – массовые высвобождения работников, связанные с завершением строительных проектов. Попросту говоря, массовые увольнения. Как ни парадоксально, с этими увольнениями сталкиваются регионы с динамично развивающейся промышленностью. Однако на этапе строительства инфраструктуры для крупных промышленных объектов потребности в рабочей силе сравнительно велики, а на этапе эксплуатации она существенно снижается, да и работники нужны с иными профессиональными навыками.
Проблема массового высвобождения работников, с которой столкнулась Атырауская область, стала проверкой способности региональной и общенациональной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни и целями социально-экономического развития.
По данным акимата Атырауской области, до конца 2012 года количество уволенных с нефтегазовых проектов области вырастет до 16-18 тысяч человек.
Предложения областной администрации по управлению трудовыми ресурсами основаны на том, что место завершенного проекта должен занять новый проект, лучше даже несколько проектов, которые позволят трудоустроить всех уволенных.
Такой подход предполагает наращивание инвестиций в экономику области. В целом предложения местных властей логически обоснованы и сфокусированы на развитии сервисно-логистической инфораструктуры для нефтегазового комплекса. Однако без достаточной проработки такие предложения выглядят попыткой решить проблему занятости населения за счет массированных инвестиций в проекты, которые не имеют никаких иных достоинств, кроме создания новых рабочих мест.
Предложения Миннефтегаза и КМГ носят более общий характер, не привязаны к конкретному региону или проекту. Они направлены на создание эффективного механизма управления трудовыми ресурсами. Предлагается, в частности, создать механизм прогнозирования кризиса высвобождения трудовых ресурсов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В качестве мер по предотвращению этого кризиса предлагается планирование, разработка и запуск новых крупных инвестиционных проектов.
Совершенствование управления трудовыми ресурсами увязывается с ростом темпов подготовки отечественных специалистов и "национализации" кадров в крупнейших индустриальных проектах.
Предлагается также разрабатывать планы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах, определять будущую востребованность тех или иных специальностей, увязывать учебные программы образовательных учреждений с этими планами.
Компаниям, министерствам и ведомствам, координирующим работу по управлению крупными проектами, при составлении контрактных планов отдавать приоритет максимизации занятости населения, а также использовать вахтовые методы работы.
В рамках ЕЭП добиться беспрепятственного трудоустройства казахстанских рабочих на российских и белорусских проектах. В качестве примера приводится освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря.
Мероприятия по обеспечению занятости, которые намерено провести правительство, относятся в большинстве своем к традиционным направлениям работы – мониторинг, предотвращение увольнений, трудоустройство уволенных. Обязательным элементом подобной работы является постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, выполнения соглашений и коллективных договоров, отслеживание социально-экономического положения и социального самочувствия на отдельных предприятиях, в отраслях и регионах. Опыт Жанаозена показывает, впрочем, что мониторинг ситуации, не подкрепленный своевременными и точными действиями властей, от кризиса не спасет.
Еще в октябре 2010 года в Атырау прошел так называемый Трудовой форум с участием министра труда и социальной защиты населения республики Гульшары Абдыкаликовой. Она побывала в поселке Карабатан, завершалось строительство завода "Болашак" – установки по комплексной переработке нефти и газа из Кашаганского месторождения.
Как можно было понять из выступления заместителя управляющего директора компании Agip КСО Балтабая Куанышева, в Agip КСО переквалификацию уже прошли 1770 человек, на обучение в рамках специальных проектов за несколько лет было выделено сто миллионов долларов США. В итоге семьсот человек прошли специальное обучение, еще 198 продолжают учиться. Но, отметил он, основная масса (18 тысяч рабочих) высвободится в следующем, то есть в 2011 году.
Министр со своей стороны отметила удачную работу областного акимата по трудоустройству людей и попросила руководителей Agip КСО составить точный график сокращений и проинформировать местные власти о профессиональном составе высвобождаемых. Она подчеркнула необходимость заблаговременно подготовиться к массовым сокращениям людей из северокаспийского проекта, для чего нужно подумать об их переобучении, создании новых рабочих мест. В ходе Трудового форума был предложен выход из сложившейся ситуации – перенаправить сокращенных работников на инвестиционные проекты, реализуемые в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Иначе говоря, и правительство, и местная администрация, и корпоративный сектор еще в 2010 году прекрасно знали, что нужно делать в случае если массовые высвобождения становятся неизбежными.
Министерство образования и науки создало специальное некоммерческое акционерное общество для внедрения лучшего мирового опыта обучения и менеджмента в сфере технического и профессионального образования (ТиПО) в новых пилотных колледжах и межрегиональных центрах по подготовке и переподготовке кадров. Во время своей недавней интерактивной лекции Нурсултан Назарбаев сказал: "Поручаю правительству до конца года открыть межрегиональный центр профессионально-технического образования в городе Атырау".
Срок обучения в Центре – от трех до четырех лет. Специализация по индивидуальным программам по заказам компаний – до одного года. Центр рассчитан на 700 человек. Подготовка отечественных кадров – очень важный и необходимый этап в управлении трудовыми ресурсами. Но создание подобных центров никак не решает вопроса о массовом – многотысячном – высвобождении рабочей силы.
На Трудовом форуме министр Гульшара Абдыкаликова заявила: "Наше министерство работает в тесном контакте с исполнительными властями Атырауской области. Поэтому мы знаем, что в этом году проблема с переобучением и трудоустройством более чем четырех тысяч рабочих и специалистов акиматом была разрешена очень неплохо. Теперь же, зная количество людей, которые будут высвобождены в 2011 году, нужно работать на опережение. В связи с этим мы в рамках форсированного индустриально-инновационного развития по западному региону должны проследить – куда можно направить высвобождаемых".
В Атырауской области реализуются проекты по модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода и строительства нефтехимического комплекса. Но ожидаемая потребность в рабочих руках на 2012-2013 годы будет немногим более двух тысяч человек.
В прошлом году местной администрации удалось в ходе переговоров с компаниями, работающими на СКП, добиться продления контрактов для девяти тысяч работников и перевода 2840 человек на новую временную работу. Такие меры фактически поддерживают искусственно созданную занятость и создают условия для того, чтобы увольнения рано или поздно приняли не просто массовый, а лавинообразный характер.
Недопущение социальной напряженности, которая прямо увязывалась с сохранением рабочих мест и предотвращением массового высвобождения работников, в последние годы являлось одной из основных задач всех областных акиматов. Эта задача обычно решалась путем заключения меморандумов с крупными компаниями, где участниками выступали работодатель, профсоюз, акимат и НЭПК "Союз Атамекен".
Среди возможных рисков, с которыми может столкнуться в своей работе отдел внутренней политики акимата города Актау, в стратегическом плане развития отдела на 2010-2012 годы указан и такой, как возникновение очагов социальной напряженности в связи с негативными последствиями мирового финансового кризиса. При этом указывается, что в случае непринятия превентивных мер может произойти массовое высвобождение работников и рост безработицы. Приводится и перечень этих превентивных мер. Он по сути дела стандартный. Мониторинг, подписание меморандумов с работодателями, создание новых рабочих мест, проведение разъяснительной работы среди населения.
Как можно увидеть из планов и отчетов местных администраций, самым популярным и на первый взгляд наиболее эффективным методом предотвращения массовых увольнений является достижение договоренности с крупными компаниями, работающими в области, о том, чтобы они воздержались от увольнения рабочих. Обычно такие договоренности оформляются в виде меморандума о взаимопонимании или в виде трехстороннего соглашения (профсоюзы, работодатель, местная администрация). В текст документа вносятся такие формулировки, как "избегать принятия мер по массовому высвобождению работников", "своевременно информировать органы занятости о предстоящем высвобождении работников", "принимать меры по переобучению, возможности трудоустройства на других рабочих местах высвобождаемых работников".
Таким образом, работник привязывается к работодателю, а работодатель вынужден держать его у себя. Отказываясь от оптимизации производственного процесса в пользу сохранения рабочих мест, работодатель фактически вынужден платить налог на социальную стабильность или даже давать своеобразный "социальный откат". Можно предположить, что этот "откат" компенсируется за счет снижения качества выполняемых компанией работ. Особенно уязвимыми перед требованиями "налога на стабильность" оказываются нацкомпании. В условиях выхода на "народное айпио" подобный отказ от эффективности в пользу стабильности есть демонстративное пренебрежение интересами акционеров.
Формирование общества всеобщего труда невозможно без эффективного управления трудовыми ресурсами. Но нынешняя практика предотвращения увольнений – это всего лишь попытка замаскировать проблему, отсрочить ее решение.
Представляется необходимым переориентировать усилия корпоративного сектора и местных администраций, а также правительства на то, чтобы сделать рынок труда в Казахстане максимально мобильным, чтобы люди могли перемещаться не только с места на место, но и из отрасли в отрасль, иметь возможность для переподготовки и получения новой квалификации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.09.2012
Состоялось первое заседание Правительства РК 28.09.2012
Распределены обязанности между Премьер-Министром РК и его заместителями 28.09.2012
Состоялось очередное заседание Сената 28.09.2012
Мажилис – Минюст: арбитраж и третейский суд 28.09.2012
На треть сократится число религиозных объединений в Казахстане после перерегистрации 28.09.2012
Как черное делают белым 28.09.2012
Застрахованы ли мы от жанаозенского прецедента? 28.09.2012
Прошло очередное заседание дисциплинарного совета Агентства по делам государственной службы в Восточно-Казахстанской области 28.09.2012
На заседании Бюро Президиума НЭПК "Союз "Атамекен" обсужден вопрос обязательного членства 28.09.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz