NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:11 ast
18:11 msk

Правительственный час в Мажилисе: деятельность Министерства юстиции
Б.Имашев: В адрес Министерства на протяжении последних лет неоднократно поступали замечания со стороны депутатского корпуса относительно отсутствия системности и нестабильности при планировании законопроектной работы
02.10.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 1 октября

Неподдельный интерес к теме Правительственного часа проявили депутаты Мажилиса, перед которыми выступал сегодня министр юстиции Берик Имашев, доложивший народным избранникам о деятельности Министерства. Об активности обсуждения темы говорит уже сам факт участия 32 парламентариев в прениях на Правчасе, состоявшемся под председательством вице-спикера Мажилиса Кабибуллы Джакупова.
Содоклад по теме Правительственного часа сделал председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (см. www.parlam.kz).
На вопросах судоисполнения актов заострил внимание депутат Мажилиса Николай Логутов. Авторством законопроектов по частной детективной деятельности, по вопросам совершенствования ювенальной юстиции и создания национальных превентивных механизмов, направленных на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, поинтересовался депутат Валихан Бишимбаев.
Об эффективности введения института частного судебного исполнения задал вопрос депутат Ахмет Мурадов. Неисполнением выплаты алиментов встревожены Ольга Киколенко и Айгуль Нуркина. О качестве судебных экспертиз говорили Анатолий Пепенин, Мухтар Тиникеев и Арман Кожахметов. О том, что делается для сохранения государственных судебных исполнителей, спросил Ерсултан Бектурганов, о процедуре перерегистрации действующих религиозных объединений – Виктор Рогалев. Проблемы нотариата поднял в своем вопросе Рамазан Сарпеков. Ирина Аронова посвятила свой вопрос сегодняшней работе по массовому переходу на ИИН. Депутат Мажилиса Нурлан Абдиров поинтересовался ходом разработки Плана законотворческой работы с охватом всего пятого парламентского созыва.
Теме применения государственного языка в системе органов юстиции посвятила свое выступление депутат Мажилиса Оразкуль Асангазы.
По обсужденным на Правительственном часе вопросам Палата приняла соответствующие рекомендации.
***
Докладывая депутатам о деятельности Министерства, министр Берик Имашев отметил (тезисы), что законотворчество, безусловно, является главным направлением в деятельности Министерства. От качества законотворческой работы зависит, в первую очередь, оценка эффективности ведомства и Правительства в целом. Поэтому, именно на данном стратегическом направлении были консолидированы и усилены интеллектуальные возможности Министерства.
В адрес Министерства на протяжении последних лет неоднократно поступали замечания со стороны депутатского корпуса относительно отсутствия системности и нестабильности при планировании законопроектной работы.
С учетом выводов, сделанных из этой критики, Министерством предпринят ряд мер. Так, из запланированных в текущем году 34 законопроектов, уже в первом полугодии текущего года 29 законопроектов (85 %) были предварительно согласованы с госорганами.
Вопрос об исключении из Плана поднят только по 2 законопроектам: по вопросам всеобщего декларирования доходов, (Министерство финансов) и по вопросам электронной торговли (Министерство экономического развития и торговли). Данные исключения связаны с необходимостью дополнительного изучения международного опыта, а также отсутствием возможности в настоящее время введения в Казахстане электронных счетов-фактур.
Таким образом, считаем, что все плановые законопроекты будут внесены в Парламент своевременно.
Следует отметить, что Министерство, в свою очередь, является непосредственным разработчиком семи законопроектов, предусмотренных Планом, шесть из которых уже разработаны и своевременно внесены в Правительство и Парламент.
Законопроект по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений (3-ий этап) также будет представлен в установленные сроки.
В рамках исполнения поручений Главы государства и реализации его Послания народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана", Министерством также разработаны и внесены в Правительство и Парламент 5 законопроектов:
– по вопросам совершенствования деятельности арбитражных и третейских судов;
– по вопросам дальнейшей декриминализации отдельных видов финансово-экономических преступлений;
– о частной деятективной деятельности;
– и сопутствующий по нему закон (по вопросам частной детективной деятельности);
– по вопросам применения полиграфа в правоохранительных органах.
В целях реализации поручения Главы государства, озвученного в докладе "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда", Министерством совместно с представителями Администрации Президента, Парламента, НДП "Нур Отан" и заинтересованных государственных органов в рамках заседания МВК по вопросам законопроектной деятельности выработаны основные подходы к формированию и утверждению Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работы Парламента пятого созыва.
Суть их сводится к следующему. Исходя из того, что Концептуальный план является консолидированным документом, предлагается утверждать его Указом Президента. План будет включать в себя на каждый год приоритетные блоки законодательства, исходя из приоритетных направлений, определенных в Стратегии-2030 и вытекающих из нее программных документах.
Министерством предпринят комплекс мер, направленных на повышение качества разрабатываемых госорганами законопроектов.
Во-первых, введено предварительное рассмотрение представленных законопроектов членами Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве. Механизм заключается в том, что госорганы дорабатывают концепции с учетом позиций всех членов МВК до их рассмотрения на заседании. В случае несогласия, замечания и предложения членов МВК обсуждаются на заседании. При этом установлен недельный срок представления замечаний и предложений членами МВК. К сведению, в состав МВК наряду с представителями государственных органов, входят депутаты Парламента, представители неправительственного сектора.
Во-вторых, активизирована работа Института законодательства в предоставлении заключений на концепции законопроектов и проектов законов, а также включении сотрудников Института в состав рабочих групп по разработке законопроектов. С начала года Институтом проведены консультации по 72 концепциям и 64 проектам законов. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечается увеличение объема оказанных консультационных услуг: по концепциям – на 35 %, по законопроектам – на 37 %.
В-третьих, прорабатывается вопрос введения мониторинга законодательных ошибок, в том числе юридико-технических в рамках общего мониторинга законодательства.
Данные меры позволяют устранить концептуальные недостатки отдельных законопроектов, их недостаточную проработанность, выявить очевидные проблемы при их реализации, искоренить практику внесения в кодексы поправок без учета структурного единства кодифицированного акта.
В соответствии с Регламентом Правительства (пункт 91-2) каждый законопроект должен быть опубликован на интернет-ресурсе госоргана- разработчика. На сайте Министерства создана электронная база данных по всем разработанным и разрабатываемым законопроектам. База включает в себя подробную информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом и направления на подпись Главе государства. На сегодняшний день внесено 150 законопроектов. Это является своевременным шагом с точки зрения обеспечения прозрачности нормотворческого процесса. Теперь любой гражданин имеет возможность высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам.
Другой важной проблемой, непосредственно затрагивающей качество разрабатываемых проектов законов, является проведение их научных правовых экспертиз. Ежегодно из государственно бюджета на эти цели выделяются более 1,5 млрд. тенге.
Министерством установлены факты низкого качества экспертных заключений. Так, например, к работе над законопроектом на 2-4 стр. поставщиками услуг привлекается до 9 ученых и практиков. Указанные в заключениях замечания носят общий характер. При этом стоимость одной услуги, представленной к оплате, составляет 1 млн. 043 тыс. тенге, что значительно превышает себестоимость.
Выявлены случаи, когда заключение по проектам НПА подготавливается, фактически, в течение одного рабочего дня. Так, например, антикоррупционная экспертиза по проекту постановления акимата г. Астаны "О присвоении наименования улице города Астана" проведена в течение 1 рабочего дня (16.01.2012г.). Замечаний по данному проекту не выявлено. Стоимость экспертизы составила 120 тыс. тенге.
В ходе проведенной работы в рамках заключенных договоров в соответствии с действующими критериями удалось добиться снижения стоимости экспертиз в среднем от 30 до 40 процентов в зависимости от вида НПА.
Для дальнейшего повышения качества научных правовых экспертиз проектов нормативных правовых актов предлагается коренным образом изменить порядок их организации и проведения.
Суть предложений сводится к следующему.
Во-первых, обязанность по проведению указанных экспертиз предлагается возложить непосредственно на физических лиц-экспертов, с которыми будут заключаться соответствующие договоры.
К работе привлекать экспертов, включенных в Реестр экспертов, утверждение которого будет выноситься на рассмотрение комиссии, созданной при Министерстве юстиции. В ее состав в целях прозрачности деятельности, по нашему мнению, должны войти депутаты Парламента.
Данная позиция, в целом была поддержана Администрацией Президента.
Во-вторых, определить в качестве координатора проведения указанных экспертиз проектов нормативных правовых актов ГУ "Институт законодательства Республики Казахстан".
В-третьих, пересмотреть критерии оплаты за проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в т.ч. предусмотреть поэтапную оплату с учетом конечного результата, связанного с полным выполнением экспертом условий заключенного договора. В этой связи представляется необходимым сроки окончательной оплаты услуг соотносить с оценкой качества и своевременности оказанной поставщиком экспертной услуги.
Решается проблема повышения качества аутентичности и лингвистической экспертизы законопроектов и международных договоров. В текущем году объем проведенных научных лингвистических экспертиз увеличился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Для повышения качества аутентичности текстов законопроектов сотрудники Института работают в составе рабочей группы в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. В апреле 2012 года выпущен и направлен в госорганы Словарь юридических терминов, который будет принят за основу при разработке нормативных правовых актов и международных договоров.
Важным направлением в деятельности Министерства является проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Органами юстиции проведена юридическая экспертиза порядка 2,5 тыс. (2453) проектов нормативных правовых актов. Из них актов Главы государства – 74, Правительства – 2 342, Премьер-министра – 37. Из поступивших проектов подзаконных нормативных правовых актов (2453) больше половины возвращены на доработку- (1536). От общего количества представленных НПА центральных государственных органов отказано в регистрации более 12 % актов. В целях повышения качества разрабатываемых проектов и выявления противоречащих законодательству подзаконных актов проводится координация работы по ведению мониторинга подзаконных актов, направлению проектов в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и на антикоррупционную экспертизу.
II. В сфере оказания государственных услуг в области регистрации гражданско-правовых сделок Министерству отведена первостепенная роль.
В текущем году органами юстиции произведено более 1,5 млн. (1 млн. 646 тысяч) регистрационных процедур. В сравнении с прошлым периодом наблюдается рост регистрации юридических лиц на 5 % (16 140), из них на 8% (10 737) – субъектов малого предпринимательства и (1 346) филиалов и представительств; записей актов гражданского состояния на 5 % (583 300) и на 3% (1 047 453) – права (обременений) на недвижимое имущество.
В электронном формате (он-лайн) предоставляются государственные услуги в сфере регистрации юридических лиц, через Интернет зарегистрировано порядка 500 организаций. Более 4 млн. (4 млн. 175 тыс. 333) выдано электронных справок по недвижимости. Из десяти услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния в электронный формат переведены шесть. Зарегистрировано свыше 2,5 тыс. актов гражданского состояния
С 1 января 2013 года будет введена электронная регистрация прав на недвижимое имущество, что приведет к сокращению сроков регистрации до 1 дня.
В сфере оказания юридических услуг осуществляют деятельность 9 990 лицензиатов. В оценочной – 3 тыс., нотариальной 2 тыс. 671, адвокатской – 4 тыс. 224, судебной экспертизе – 95.
Будут упрощены процедуры как регистрации, так и ликвидации юридических лиц. Для чего разработаны поправки в законодательство, которыми внедряется уведомительный порядок регистрации малого бизнеса через Интернет. Фактически в течение одного дня будет возможным открыть свое дело.
Также, из числа документов, необходимых для прекращения деятельности юридического лица, исключаются 3 документа, в том числе справка об отсутствии налоговой задолженности.
Создается возможность проверки наличия либо отсутствия налоговой задолженности в автоматическом режиме.
Срок регистрации прекращения деятельности юрлица будет сокращен от 10 до 5 рабочих дней.
Соответствующий законопроект ("О внесении поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств") одобрен в первом чтении (27 июня т.г.) и находится в Мажилисе Парламента.
Министерством упрощены процедуры регистрации актов гражданского состояния.
В текущем году внедрена услуга по подаче электронного заявления на апостилирование документов.
Продолжается работа по сокращению и оптимизированию документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг. Если раньше гражданам необходимо было предоставить в органы юстиции более 4-5 документов, то сегодня перечень посредством интеграции информационных систем государственных органов, сокращен до 2-1. С принятием Кодекса "О браке (супружестве) и семье" сняты административные барьеры, зарегистрировать брак можно в любом регистрирующем органе без привязки к прописке.
С начала текущего года началась работа по созданию "Е-Архива" ЗАГС. Находящийся на хранении до 2007 года архив ЗАГС будет переведен в электронный формат.
Значительная работа проведена в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и технической инвентаризации.
В начале 2009 года введена в промышленную эксплуатацию Государственная база данных "Регистр недвижимости", в связи с чем произведена миграция данных в единую базу из различных локальных систем каждого региона.
Законом от 10 июля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной монополии" деятельность по техническому обследованию недвижимого имущества; регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации и оказание информационных услуг, оценки объектов налогообложения физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, отнесены к сфере государственной монополии.
В соответствии с законом перечисленные виды услуг осуществляются только Центрами по недвижимости областей, городов Астаны и Алматы.
В сфере регулирования нотариальной деятельности идет реализация положений Закона "О нотариате".
Последними изменениями (2011 год) конкретизированы квалификационные требования по нотариусу, сняты такие административные барьеры как вступительный взнос, система квотирования, таким образом, сегодня открыт доступ к профессии нотариус.
III. В целях активизации правовой помощи и правовой пропаганды, проводимой в соответствии с Комплексным планом по повышению уровня правовой культуры граждан Республики Казахстан на 2012-2014 годы (утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 2 марта 2012 года № 285), министерством, как координатором по обеспечению его выполнения, принят ряд системных мер. На реализацию плановых мероприятий республиканским бюджетом на период 2012-2014 годы выделено 239 млн. 325 тыс. тенге. В целях раскрытия дальнейшего потенциала статьи 13 Конституции о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи Министерством разработан проект Закона "О гарантированной государством юридической помощи". В настоящее время законопроект внесен на рассмотрение депутатов.
IV. В целях совершенствования Государственного регулирования отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав и промышленной собственности, 8 апреля текущего года принят Закон "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам", который предусматривает упрощенный порядок регистрации товарных знаков, в том числе с использованием электронных средств связи. Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности" от 12 января т. г. конкретизированы обязанность организаций, управляющих имущественными правами, ответственность за нарушения авторских и смежных прав в сети Интернет; сокращены сроки предварительной экспертизы и основания отказов в регистрации товарных знаков, выдачи патентов на промышленные образцы только по критериям новизны и оригинальности без проверки промышленной применимости.
Законом Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов 10 июля 2012 года исключены функции министерства по регистрации лицензионных договоров, заключенных между пользователями и организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе; отменена регистрация лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.
В целях реализации данного Закона разработан проект постановления, который находится на визировании в государственных органах (МЭРТ, МФ). Министерством юстиции принимаются меры по обеспечению прав интеллектуальной собственности путем выдачи охранных документов. Выдано более 5,5 тыс. (5748) охранных документов.
V. Особое внимание нами уделяется повышению эффективности деятельности органов исполнительного производства, их роли и статуса. Для чего нами разработан проект закона по вопросам совершенствования исполнительного производства. Отнесение неисполнения судебных актов к категории преступлений небольшой тяжести, по нашему мнению, является стратегической концептуальной правовой ошибкой. В связи с чем, изменения законодательства будут осуществлены путем отнесения статьи 362 Уголовного Кодекса РК "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта", к категории тяжких преступлений, что значительно сузит возможность применения ряда уголовно-правовых институтов, в частности освобождения от уголовной ответственности и имеет превентивное значение.
Предлагается пересмотреть штрафные санкции, поскольку виды правонарушений, связанных с неисполнением судебных актов, относятся к правонарушениям, посягающим на один из институтов государственной власти и неоправданная "мягкость" может привести в целом к формированию неуважительного отношения к ней. Кроме того, в целях исключения коррупциногенных факторов следует установить нижнюю границу штрафов.
Законопроектом предусмотрено наделение органов исполнительного производства полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статьям, касающимся исполнения судебных актов. Данная мера позволит эффективно использовать ресурсы административного воздействия.
Предлагается также пересмотреть ставки оплаты и вознаграждения за исполнение судебных актов в соответствии с международной практикой для стимулирования добровольного погашения и эффективности взыскания, исключение сроков добровольного исполнения, а также установление пени за несвоевременное исполнение судебных актов.
В целях стимулирования мотивации деятельности частных судебных исполнителей внедряется дифференцированная ставка оплаты. В зависимости от суммы и вида исполнения ставка будет варьироваться от 5 до 25 %. При этом, чем выше сумма долга, тем меньше ставка.
В целях устранения административных барьеров при осуществлении деятельности частного судебного исполнителя и ограничения территории деятельности предлагается исключить институт назначения на должность частного судебного исполнителя министерством.
Пользуясь возможностью, хочу обратить ваше внимание, что, если раньше в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве" 1998 года на одного судью приходился один судебный исполнитель, то сегодня деятельность 2 тыс. 241 судьи обеспечивают 1 тыс. 474 судебных исполнителя.
При ежегодном росте нагрузки на одного судебного исполнителя в месяц приходится 98 производств, при установленной норме – 22 (совместный приказ Комитета по судебному администрированию и Министерства труда и социальной защиты). Увеличение нагрузки почти в 4,5 раза вызвано тем, что помимо судебных актов на исполнении находятся документы уполномоченных органов (МВД, ЧС, МФ, МЗ), которые составляют 32 процента от общего количества исполнительных производств.
Одним из проблемных участков исполнительного производства является реализация конфискованного и арестованного имущества, поскольку непрозрачность процедур реализации, злоупотребления, к сожалению, имеют место. Для устранения данных фактов нами в текущем году создано управление по реализации конфискованного и арестованного имущества, задачей которого является контроль и мониторинг реализации данного вида имущества. Внедряются современные автоматизированные системы, аналоги которых отсутствовали в органах исполнительного производства с момента передачи их в систему органов юстиции.
На сегодняшний день, порядка 90% наименований исполнительных документов уже введены в систему, производится наполнение данными по действиям судебных исполнителей. Также в действующей информационной системе учета и контроля исполнительных производств создана подсистема "Мониторинг имущества", включающая в себя информацию об конфискованном и арестованном имуществе, выставленном на торги, сроках проведения торгов, повторных торгов, сведения о владельце имущества и т.д.
Для модернизации системы учета и контроля исполнительного производства разработано технико-экономическое обоснование. В перспективе новая система позволит автоматически при возбуждении исполнительного производства принимать меры обеспечения в отношении должника, запрашивать одновременно у государственных органов информацию о наличии либо отсутствии имущества. В текущем году планируется, в случае положительного решения РБК, дополнительно направить средства на усовершенствование системы, что в дальнейшем позволит в 2013 году интегририровать АСУКИП с системой КПСиСУ "Шектеу".
Для улучшения материально-технического обеспечения органов исполнительного производства, решаются вопросы о выделении бюджетных средств. Следует отметить, что при передаче функций по исполнению судебных актов в 2010 году из системы Верховного суда в Министерство юстиции были переданы – 1 здание областного аппарата Департамента и 3 помещения районных подразделений, 8 ед. автотранспортных средств, а также мебель и компьютерная техника, подлежащая замене.
В мае текущего года в рамках круглого стола по вопросам исполнительного производства депутатами Парламента вновь поднимался вопрос крайне низкого материально-технического оснащения органов исполнительного производства. В частности, депутат Сената Амиров И.А. особо акцентировал внимание на проблемах отсутствия помещений областных и территориальных подразделений, а также элементарных условий труда судебных исполнителей. Необоснованные выселения их из зданий городских и районных судов, по мнению депутата, негативно отражаются в целом на оценке деятельности органов исполнительного производства.
Уважаемые депутаты! Хочу прояснить ситуацию. До 1 января 2012 года только Департамент Жамбылской области располагался в собственном здании.
В настоящее время из 16 областных Департаментов, включая г. Астана и г. Алматы, свои здания имеют лишь 4. Из 281 территориального участка обеспечены помещениями всего 22 районных подразделения.
В целях усиления материально-технической базы органов исполнительного производства Правительством приобретено 58 ед. новых автотранспортных средств, 69 автомашин принято из других государственных органов. Дополнительно была приобретена мебель и компьютерная техника на общую сумму 60 млн. 780 тыс. тенге.
На 2013 год Правительством предварительно поддержаны средства на покупку 80 ед. новых автотранспортных средств и приобретение 5 зданий для областных аппаратов Департаментов.
Резюмируя, хотелось бы сказать, что для полноценной реализации функции, возложенных на органы исполнительного производства, необходимо в первую очередь, создать правовые условия и законодательные основания повышения эффективности их деятельности, включая механизмы стимулирования и мотивации, а также решить вопросы материально-технического оснащения.
VI. Организация судебно-экспертной деятельности
Центр судебной экспертизы Министерства обеспечивает производство по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях специальными научными знаниями по 18 направлениям и 40 видам исследований.
Осуществлена коренная реструктуризация и реорганизация системы органов судебной экспертизы с образованием на местах разветвленной сети институтов и лабораторий судебной экспертизы, охватывающей всю территорию республики.
Внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 "Система менеджмента качества. Требования" и получены соответствующие сертификаты соответствия. Завершение работ по внедрению стандарта во всех институтах и лабораториях запланировано к 2015 году.
В целях совершенствования судебно-экспертной деятельности, а также конвергенции ее с международными стандартами разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан", который находится на Вашем рассмотрении.
В рамках мониторинга подзаконных нормативно-правовых актов в сфере судебной экспертизы, с учетом прогнозируемых изменений законодательства, в том числе в рамках разработанного законопроекта, Министерством пересматриваются и разрабатываются соответствующие проекты приказов Министра юстиции.
Проводятся работа по внедрению двух современных и актуальных видов судебной экспертизы: судебная экологическая экспертиза; судебная экспертиза генно-модифицированных продуктов.
С марта 2012 года Центр судебной экспертизы является полноценным членом в Евразийской академии судебной медицины и экспертизы.
Вопросы дальнейшего развития институциональных и организационных основ судебно-экспертной деятельности отражены в разработанной Отраслевой программе совершенствования судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан на 2013-2015 годы. Проект соответствующего постановления находится на согласовании в заинтересованных государственных органах.

-----

МАЖИЛИС – МИНЮСТ: СОДОКЛАД КОМИТЕТА ПАЛАТЫ – ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором после доклада Министра юстиции Берика Имашева содоклад сделал Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):
Из доклада министра юстиции, результатов работы органов юстиции и представленных материалов видно, что Министерство юстиции ведет целенаправленную работу по исполнению поручений Главы государства путем их законодательного обеспечения, Плана законопроектных работ Правительства.
Безусловно, особо актуальными являются вопросы взаимного сотрудничества Парламента Республики Казахстан с Министерством юстиции Республики Казахстан.
В настоящее время Парламент и Правительство проводят огромную работу по реализации основных положений, озвученных Главой государства на открытии II-й сессии Парламента V-го созыва и в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана".
При этом одной из приоритетных задач всегда является вопрос повышения качества законопроектной деятельности.
Министерство юстиции является координатором от Правительства, полностью отвечает за ведение законопроектной работы, анализ, совершенствование и систематизацию законодательства. Такая обязанность возложена на органы юстиции законом.
В своем выступлении министр юстиции отмечал о нестабильности Плана законопроектных работ Правительства. Действительно, эта проблема существует на протяжении последних лет. Об этом министр уже подробно говорил. Сегодня Министерством принимаются меры по улучшению данной ситуации.
Несмотря на улучшение качества законопроектов, вносимых на рассмотрение депутатов, необходимо отметить, что существуют некоторые недостатки, которые устраняются в процессе рассмотрения в Парламенте.
Имеет место межведомственная несогласованность по нормам законопроекта. Согласование законопроектов зачастую носит формальный характер. Все это ведет к кардинальной (до 70-80, а в отдельных случаях и до 100 процентов) переработке законопроекта в стенах Мажилиса.
Имеет место такие факты, что госорганы при рассмотрении законопроекта в Парламенте больше озабочены защитой своих ведомственных интересов, нежели общей концепции законопроекта.
Качество законопроектной работы затрудняется определенными проблемами, которые, к сожалению, имеют долголетнюю историю. Это, касается, в частности вопросов:
– неаутентичности текстов на казахском и русском языках;
– недостаточно качественной научной экспертизы законопроектов.
Несомненно, качество разрабатываемых проектов законодательных и иных нормативных правовых актов зависит от уровня проведенной научной экспертизы. Минюст в этом направлении делает немало. Поднимаемые министром в этом направлении вопросы актуальны. Предлагаемые новые подходы организации и проведения научных правовых экспертиз требуют более глубокого изучения, но, безусловно, заслуживают поддержки.
Вместе с тем, депутаты Парламента неоднократно отмечали несоответствие экспертизы уровню научности, зачастую отсутствует научно проработанный анализ по выявлению возможных негативных социальных, экономических и иных последствий действия принимаемых законов;
– отсутствие должного представительства на заседаниях рабочих групп со стороны государственных органов-разработчиков законопроектов. Не всегда выполняется распоряжение Премьер-министра об обязательном участии на заседаниях в Парламенте, в том числе и рабочих групп, соответствующих должностных лиц.
В этой связи, полагаем необходимым усилить работу Министерства по координации законопроектной работы.
Особо хотелось бы отметить роль Института законодательства при Министерстве юстиции, который помогает решить многие задачи в сфере законопроектной деятельности. Потенциал Института, на наш взгляд, можно было бы задействовать для оказания помощи депутатам Парламента в подготовке проектов законов.
Определенные успехи достигнуты в сфере государственной регистрации юридических лиц. Однако существуют и отдельные проблемы с регистрацией малого бизнеса. Эти вопросы призван решить рассматриваемый в Мажилисе законопроект по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств.
В нотариальной сфере произошли значительные изменения, позволившие практически любому гражданину заняться нотариальной деятельностью при соблюдении определенных условий.
Как видно из доклада, Министерство юстиции уделяет огромное внимание вопросам правовой пропаганды и оказания правовой помощи населению. На это направлен находящий в стенах Мажилиса законопроект по вопросам гарантированной государством юридической помощи.
Определенные успехи имеются и в сфере регулирования авторского и смежных прав, а также промышленной собственности. Однако мы до сих пор являемся свидетелями распространения контрафактной продукции, пиратских копий аудио- и видеопродукции, в том числе и на рынках. Полагаем, что Министерству следует предпринять более действенные меры по профилактике и борьбе с таковыми явлениями.
О работе органов юстиции общество судит также и по деятельности в области исполнения судебных актов. Некачественная работа в этой сфере нивелирует защиту прав и охраняемых законом интересов, снижает авторитет органов государственной власти.
Основными причинами неудовлетворительного положения в системе исполнительного производства, являются несовершенство действующего законодательства, слабое материально-техническое обеспечение, недостаточный профессиональный уровень судебных исполнителей, из-за низкой заработной платы и отсутствия престижа данной службы. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что системе исполнения судебных актов долгое время не уделялось должного внимания.
На недавно прошедшей коллегии Генеральной прокуратуры, посвященной вопросам исполнения судебных актов, отмечалось, что решение, существующих проблем в этой сфере, является общей задачей для всех государственных органов. Возложение ответственности за состояние дел в данной сфере только лишь на судебных исполнителей будет неправильным. Поскольку, большая часть, находящихся на исполнении документов, относится к административным штрафам, которые налагают 41 уполномоченный орган. При этом данными органами мер, предусмотренных законодательством, по взысканию сумм в доход государства не применяется. При сложившейся ситуации, предлагаем законодательно установить общественные работы как вид ответственности за неисполнение штрафа. Либо вернуться к ранее существовавшему порядку, когда вопрос необходимости принудительного исполнения рассматривался судебными органами.
Полагаем, что для изменения ситуации в сфере исполнения судебных актов необходимо наделить органы исполнительного производства функциями дознания и следствия по расследованию дел о неисполнении. При этом, для реализации данной идеи необходимо выделить средства на дополнительные штатные единицы и на их содержание.
Полагаем, что Министерству следует усилить работу в этом направлении.
Имеются проблемы в обеспечении качественной и своевременной судебной экспертизой. Превышаются нормы нагрузки на экспертов, не всегда хватает квалифицированных специалистов для проведения сложных экспертиз, требующих больших научных и практических познаний. Полагаем, что отдельные проблемы судебно-экспертной деятельности могут быть решены соответствующим законопроектом, находящимся на рассмотрении Мажилиса.
Минюст, как многопрофильный орган, в рамках возложенных на него функций, решает широкий спектр задач. Возможно, сегодня назрела необходимость закона об органах юстиции в новой редакции. Министерство уже ведет работу в этом направлении. Следует поддержать эту инициативу.
В заключение необходимо положительно отметить огромную работу, проделанную Министерством юстиции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел очередное заседание правительства 31.10.2012
В Сенате обсуждены поправки в Бюджетный кодекс РК 31.10.2012
28 октября 2012 года состоялись выборы депутатов маслихатов вместо выбывших 31.10.2012
Семь тысяч неиспользуемых земельных участков выявлено в Казахстане 31.10.2012
Обсужден законопроект 31.10.2012
Основные результаты работы Ревизионной комиссии по городу Астане за 9 месяцев 2012 года 31.10.2012
Оставить без изменений? 31.10.2012
В Казахстане принят Кодекс этики журналиста 31.10.2012
По труду и честь 31.10.2012
Администрация и профсоюзы АО "АрселорМиттал Темиртау" обсудили вопросы повышения зарплаты работников 31.10.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz