NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:15 ast
22:15 msk

Стратегия словопрения
Нынешний глава Фонда нацблагосостояния "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев любит делать широкие заявления, что называется, смотрящие в будущее, а заодно очерняющие "проклятое прошлое" вверенного ему учреждения
10.10.2012 / политика и общество

Талгат Ибраев

Нынешний глава Фонда нацблагосостояния "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев любит делать широкие заявления, что называется, смотрящие в будущее, а заодно очерняющие "проклятое прошлое" вверенного ему учреждения. Послушать Умирзака Естаевича, так выяснится, что до его пришествия на пост "Самрук-Казына" жил как Аллах на душу положит, без программной стратегии и всяческого планирования, да еще и под бетонной плитой бюрократии. Это зло новый председатель правления обещал искоренить, стратегию сочинить и в кратчайшие сроки представить – в результате борьба с засильем бюрократов обросла аппаратной казуистикой, а пресловутая стратегия вынашивалась почти девять месяцев. Напомним, что в начале года глава ФНБ обещал гражданам великие свершения, судя по всему, теперь придется удовольствоваться парой-тройкой довольно мутных "достижений". В конце августа пресловутый стратегический документ, наконец, был утвержден правительством, теперь предстоит отыскать в нем то, что в действительности придумали Шукеев и его команда, и что не было перекалькировано с предыдущих "несуществующих" проектов.
Одно из первых интервью в качестве председателя правления "Самрук-Казыны" Умирзак Шукеев дал российскому "Коммерсанту", в нем он и озвучил знаменитый "разоблачительный" тезис – Фонд до сих пор, вот уже семь лет функционирует без стратегии, а мужики-то и не знали! "Я сам удивлен, что стратегии до сих пор нет. В новом законе (Закон "О фонде национального благосостояния" – ред.) прямо предусмотрено, что должна существовать стратегия развития компаний холдинга на десятилетний период. Пятилетний план существует, он неплохой. Но стратегии нет. В первом квартале этого года мы будем уже иметь проект стратегии и выносить его на рассмотрение совета директоров". Вот как дословно звучало судьбоносное заявление. Здесь сразу обращают на себя внимание несколько немаловажных обстоятельств. Во-первых, некую стратегию "Самрук-Казыны" уже разрабатывали и даже представляли премьер-министру Кариму Масимову еще летом 2010 года, то есть при председательстве Кайрата Келимбетова. Никакой критике глава правительства тот документ не подверг, к слову, и сроки реализации, и основные задачи в той благополучно "забытой" стратегии вполне совпадают с озвученными уже Умирзаком Шукеевым. Был ли предыдущий документ положен под сукно или Фонд работал на его основе, остается неизвестным. Однако тот факт, что программные стратегии, как общие, так и локальные, в частности, касающиеся деятельности "Самрук-Энерго" и других дочерних организаций фонда, разрабатывались и использовались как при Келимбетове, так и при Тимуре Кулибаеве, не подлежит сомнению. Об этих программах имеются отчеты ведомственных структур, а также информация в различных СМИ, но Умирзак Естаевич о плановой работе предшественников предпочел умолчать. Добавить сюда стратегии нефтегазового сектора, атомной промышленности, многочисленные программы развития бизнеса, социального партнерства, и заявления Шукеева об отсутствии системной организации становятся еще более странными.
Идем далее и не забудем отметить, что интервью "Коммерсанту" с "сенсационным и разоблачительным" заявлением появилось в середине февраля, и сроки реализации стратегии – по версии Шукеева, первой и единственной – были указаны самые четкие. Кстати, не ясно, почему столь глобальные тезисы политики ФНБ Умирзак Шукеев предпочел озвучивать в иностранной прессе. Неужели опасался, что в местных СМИ они прозвучат недостаточно широко, да и более осведомленные о работе Фонда казахстанские журналисты начнут задавать неудобные уточняющие вопросы? Так или иначе, а сроки были названы – первый квартал 2012 года. Но прошла зима, затем весна, миновало лето, и только к концу августа появилось сообщение о том, что великая Стратегия Фонда, наконец, принята правительством. Что же содержится в этом вынашиваемом почти девять месяцев документе, и в чем Умирзак Естаевич и его новая команда проявили себя действительными новаторами?
"В целом стратегия вытекает из нового закона о фонде. Стратегия должна отвечать на два ключевых вопроса. Как нам увеличивать рыночную стоимость наших компаний? И как нам вводить лучшую практику корпоративного управления?" Это цитата все из того же интервью "Коммерсанту", в котором Умирзак Шукеев сетует на головотяпство предшественников. В последних числах августа, когда правительство Казахстана все же дождалось обещанную еще в феврале стратегию развития и одобрило ее, Шукеев вновь озвучил кардинальные задачи. Документ рассчитан на 2012-2022 годы, и вот что, по мнению главы Фонда, "Самрук-Казыне" предстоит свершить за следующие 10 лет. "Это повышение уровня корпоративного управления, реализация единой инвестиционной политики, реструктуризация и вывод компании на IPO, улучшение систем управления эффективностью компании, развитие человеческого капитала и проведение сравнительного анализа как внутри фонда, так и с внешним миром". Позвольте еще одну "новаторскую" цитату из последнего выступления Умирзака Естаевича. "До 2022 года мы хотим стать стратегическим холдингом, объединяющим компании, достигшие лучших мировых практик, и основой поддержания устойчивого функционирования страны. Став стратегическим холдингом, Фонд не будет вмешиваться в операционные дела компаний и полностью наладит управление исключительно через Советы Директоров по стратегически важным вопросам и направлениям". Как мы увидим, цели повторяются, однако они идентичны и целям, указанным в выступлениях предшественников Шукеева – К.Келимбетова и Т.Кулибаева.
Например, вот что заявлял Кайрат Келимбетов в 2010 году, рассказывая о том, что уже в сентябре единая стратегия развития "Самрук-Казыны" будет вынесена на рассмотрение. "Прежде чем вести речь о направлениях, хочу отметить, что, согласно новой корпоративной стратегии, фонд "Самрук-Казына" не намерен вмешиваться в деятельность национальных компаний. Мы делегируем как можно больше суверенитета советам директоров. Но в то же время фонд будет отслеживать, как реализуется в нацкомпаниях корпоративная политика, бюджет, а также кадровая политика.
Что касается направлений, то, учитывая, что основным активом фонда "Самрук-Казына" является нефть и газ, мы будем создавать нефтехимическую промышленность, модернизировать нефтепереработку, строить интегрированные газохимические комплексы. А еще у нас есть горнорудная промышленность. Мы будем и дальше ее развивать, то есть следующие ее переделы. Третье направление – это атомная промышленность. Думаю, что через 10 лет атом будет такой же важной темой, как нефть и газ. Получается, что первые пять лет мы занимаемся этими стратегическими проектами, а дальше – действуют сами национальные компании". Неправда ли, похожего много, видимо, какое-то представление о корпоративной политике, реструктуризации и эффективности компании Келимбетов все же имел.
А вот что говорит о корпоративном управлении Тимур Кулибаев весной 2011 года. "Не менее важны для Фонда задачи внутреннего порядка. Имею в виду совершенствование системы управления дочерними компаниями. "Самрук-Қазына" – не хозяйствующая структура, фонд не вмешивается в операционную деятельность дочерних компаний, не может и не должен подменять собой экспертный персонал компаний. Мы управляем активами. А это значит, что во главу угла должны быть поставлены принципы корпоративного управления. Создавая корпоративные документы и регламенты, формируя процедуры разработки, принятия и реализации стратегических решений, внедряя точные критерии оценки, мы сможем добиваться гораздо большей эффективности дочерних компаний, чем, если будем глубоко погружаться в конкретную экономику тех или иных проектов". Надо же, оказывается, и до Умирзака Естаевича в Фонде корпоративные реформы шли полным ходом.
Или, скажем, возьмем модернизацию и реструктуризацию экономики. "Развитие инноваций Глава государства назвал основой для модернизации Казахстана. И эта задача является нашим приоритетом. Фонд как основной акционер и единый корпоративный центр управления национальными компаниями должен играть ключевую роль. Мы приступили к разработке корпоративной инновационно-технологической стратегии – как в целом по группе, так и в отношении самых крупных компаний. Создан Инновационный совет фонда, а в дочерних компаниях – Научно-технические советы. Ключ к успеху мы видим во внедрении современных методов управления инноватикой, обеспечивающих в комплексе реализацию всего процесса – от идеи до конечного продукта. Особое внимание мы должны обратить на некоторые отраслевые программы. В частности, речь идет об атомной промышленности. В этой отрасли мы можем занять ведущие позиции в мире, в то же время сейчас, после японских событий, обозначились определенные риски относительно будущего ядерной энергетики. Нам нужна безошибочная стратегия развития. Другое направление – геология, разведка недр, в которой Казахстан за два десятилетия серьезно отстал. И это отставание мы обязаны быстро ликвидировать". Это, опять же, говорит не Шукеев, а Тимур Кулибаев в том же 2011 году.
И даже в вопросе народного IPO г-н новый председатель отнюдь не первопроходец. "Вторая важная задача – провести "народное IPO" ряда госкомпаний, с тем, чтобы привлечь казахстанцев к фондовому рынку, предоставив им возможность приумножить свои доходы. Здесь мы уже начали активную работу совместно с правительством по разработке концепции и механизмов вывода нацкомпаний на казахстанский фондовый рынок", – заявлял ранее Тимур Кулибаев. "Программа "народного IPO" даст казахстанцам возможность участия в акционерном капитале ведущих компаний страны. Она улучшит инвестиционный климат, даст толчок развитию фондового рынка и диверсификации экономики страны в целом. Мы настроены провести программу IPO максимально прозрачно, на принципах справедливости и доступности всем слоям населения. Мы провели конкурс и назначили консультантов, продемонстрировавших наилучшую квалификацию и конкурентоспособные ценовые предложения. В июле текущего года совместно с ними мы планируем завершить разработку подробного плана программы. Будет вестись широкая разъяснительная работа, и население Казахстана будет получать самую полную информацию о ключевых этапах "народного IPO", – подобных цитат из выступлений прежнего председателя Фонда насчитывается множество. Напрашивается вывод: Умирзак Естаевич не только не предложил ФНБ ничего принципиально нового, но и "реконструировал" идеи предшественников в собственную "стратегию развития".
Тот же кадровый вопрос "Самрук-Казыны", пресловутая бюрократизация аппарата также неоднократно поднимался в различных источниках – от выступлений президента Назарбаева до рабочих совещаний ФНБ. К тому же, в заявлениях о кадровых сокращениях у Шукеева имеются странные противоречия. "После прихода в фонд я внимательно проанализировал деятельность компаний. Стало ясно, что процесс принятия решений носит неоправданно долгий характер – от трех до шести месяцев. Что возможно в чиновничьем аппарате (хотя и там нежелательно), но это недопустимо в компании, работающей на конкурентном рынке" – пожаловался Умирзак Естаевич в одном из интервью, пообещав значительно сократить аппарат. "Метлу чистки" новый глава действительно запустил, приведя в Фонд своих ставленников, в том числе, из известного многочисленными провалами в работе "КазАгро". Тем не менее, тот же Кайрат Келимбетов выдвигал претензии в медлительности принятия решений… правда, адресовал их правительству, и не в последнюю очередь секретариату тогдашнего вице-премьера Умирзака Шукеева. Очевидно, с тех пор, как экс-вице-премьер смотрит на "торможения" в работе с другой стороны баррикад, процесс пойдет быстрее, вот только с момента получения Шукеевым поста никаких особо кардинальных или прорывных решений в Фонде принято не было.
Экономические аналитики поймали г-на Шукеева еще на одном противоречии, связанном с увеличением рыночной стоимости компаний, входящих в Фонд и повышении их конкуренции. Конкуренция и увеличение стоимости активов Фонда – один из ключевых постулатов "новой" стратегии, эти факторы Шукеев упоминает во многих своих выступлениях. Дошло до того, что страх перед конкурентами – у "Самрук-Казыны", сосредоточившей в себе наиболее прибыльные активы государства, должен быть воистину мощнейший конкурент! – послужил объяснением секретности упомянутой стратегии развития. "Есть какие-то вещи, которые конфиденциальные, есть вообще секретная информация. Например, такие компании, как "Казатомпром". Поэтому нельзя буквально это понимать. Все, что возможно, – будет открыто, в том числе и стратегия. Стратегия фонда – это важнейший документ, который очень внимательно смотрит наш конкурент, поэтому открытой будет только та часть стратегии, которая требует публичного обсуждения", – пояснял Шукеев прессе. Однако, как подчеркивали аналитики, акционером "Самрук-Казыны" является государство, и радения о прибыли, повышении стоимости акций, погоня за конкуренцией явно нуждаются в прояснении. Кроме того, одной из причин нахождения Умирзака Естаевича на нынешнем посту послужили трагические события в Жанаозене, а таких объектов, как практически полностью находящийся на содержании АО "Разведка Добыча КМГ" город, у "Самрук-Казыны" предостаточно. Если уж гнаться за прибылью, то от подобных "активов" следует избавляться в первую очередь, что в корне противоречит социальной политике Фонда. О ней председатель правления также неоднократно высказывался, вольно или невольно провоцируя конфликт в умах. "Внедрение практики составления ежегодного рейтинга социальной стабильности для каждой компании. Наряду с ключевыми показателями деятельности, отныне руководитель ДЗО фонда дочерних организаций будет оценивать не только по результатам деятельности компаний, но и по рейтингу социальной стабильности", – заверял Шукеев, создавая очередное противоречие в целевых установках.
В сущности, появляется ощущение, что ожидаемая девять месяцев стратегия развития "Самрук-Казыны" – документ весьма туманный, и кроме повторения предшествующих программных заявлений содержащий многие системные неувязки. Кроме того, весьма сомнительна и ее реализация на практике, коль скоро за время руководства Умирзака Шукеева единственным законченным деянием Фонда стала кадровая реформа, тут же подвергшаяся вполне заслуженной критике. Досталось г-ну председателю и за кумовство, и за разгон прежней команды, и за пестование сомнительных кандидатур. К тому же, внедрение в жизнь такого сложнейшего плана, как развитие ключевого экономического рычага Казахстана, каким является "Самрук-Казына", предполагает куда более серьезную работу, чем разделение аппарата на сектора и увольнение проверенных работников. Тут одними обещаниями и наигранным удивлением не обойдешься.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел очередное заседание правительства 31.10.2012
В Сенате обсуждены поправки в Бюджетный кодекс РК 31.10.2012
28 октября 2012 года состоялись выборы депутатов маслихатов вместо выбывших 31.10.2012
Семь тысяч неиспользуемых земельных участков выявлено в Казахстане 31.10.2012
Обсужден законопроект 31.10.2012
Основные результаты работы Ревизионной комиссии по городу Астане за 9 месяцев 2012 года 31.10.2012
Оставить без изменений? 31.10.2012
В Казахстане принят Кодекс этики журналиста 31.10.2012
По труду и честь 31.10.2012
Администрация и профсоюзы АО "АрселорМиттал Темиртау" обсудили вопросы повышения зарплаты работников 31.10.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz